Лучший педагог года

Проект «Повышение эффективности коррекционно-логопедической работы посредством использования элементов мнемотехники»

Анна Марадымова
Проект «Повышение эффективности коррекционно-логопедической работы посредством использования элементов мнемотехники»

Выполнила: учитель-логопед

МДОУ «Колобок» Марадымова А. Н.

Актуальность проблемы. В настоящее время количество детей с речевой патологией имеет тенденцию к увеличению. Речевые нарушения негативно влияют на развитие умственных способностей, поведения и социализацию ребенка в целом. Все это стимулирует постоянный поиск новых идей и технологий, позволяющих оптимизировать коррекционно-логопедическую работу.

Обоснование актуальности проблемы.

Публикация «Проект „Повышение эффективности коррекционно-логопедической работы посредством использования элементов мнемотехники“» размещена в разделах

Нарушения речи многообразны. Они имеют различную степень выраженности, зависят от причины и особенностей развития ребенка. Наиболее распространенной речевой патологией является общее недоразвитие речи. Для детей с ОНР характерно: односложная, состоящая лишь из простых предложений речь, неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение; ограниченный словарный запас; бедная диалогическая речь; неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ; дефектное произношение звуков, плохая дикция; неспособность построить монолог (сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами); отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов; отсутствие навыков культуры речи (неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп).

Речевую недостаточность у детей необходимо рассматривать в тесном единстве с особенностями психического развития ребенка: быстрая утомляемость, рассеянность, возбудимость или вялость, безучастность на занятиях и в других видах деятельности. Следствие ограниченной речевой практики – задержка в формировании коммуникативных навыков и развитии эмоционально-волевой сферы. При недоразвитии речи восприятие ребенка обедняется, слабо развиваются представления, страдает память, особенно вербальная, необходимая для формирования обобщенного мышления. Недоразвитие лексико-грамматической стороны речи, в свою очередь, влияет на недостаточную сформированность таких интеллектуальных функций, как сравнение, анализ, синтез.

Анализируя коррекционную работу с детьми с ОНР можно сделать вывод, что методы и приемы традиционно используемые в логопедии, оказываются недостаточно эффективными. Поэтому наряду с общепринятыми принципами вполне обоснованно использование оригинальных, творческих методов. Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.

Новизна разработки

Метод мнемотехники обладает мощным ресурсом для коррекционно-развивающей работы с детьми с речевыми нарушениями, так как результативность коррекционной работы зависит от личностной включенности ребенка в педагогический процесс, осознанности выполняемых действий.

Сфера использования

Данный проект используется в рамках дошкольного образовательного учреждения, в логопедической группе для детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи (II, III уровень).

Кем используется

Учителя-логопеды, дефектологи, воспитатели ДОУ, родители.

Цель проекта - посредством использования элементов мнемотехники в логопедической практике повысить эффективность коррекционного процесса при преодолении общего недоразвития речи у детей 5-7 летнего возраста, т. е. научить детей связно, последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях.

Задачи проектной деятельности :

- обогащение активного словаря;

- закрепление навыков словообразования; совершенствование грамматического строя речи;

- формирование и совершенствование умения использовать в речи различные синтаксические конструкции;

- развитие фонематических процессов; навыка правильного звукопроизношения и звуко - буквенного анализа и синтеза;

- развитие связной речи;

- развитие коммуникативных навыков;

- развитие высших психических функций (ВПФ) у детей, а именно зрительной и слуховой памяти, зрительного и слухового внимания, ассоциативного мышления, воображения.

- формирование мотивации к учебной деятельности.

Ожидаемые результаты от внедрения

В результате активного использования элементов мнемотехники у детей была отмечена

- ускорение сроков овладение правильным звукопроизношением,

- ускорение cроков автоматизации звуков;

- повышение до 90 % детей с нормой лексико-грамматического развития;

- повышение объёма зрительной и вербальной памяти;

-улучшение распределения и устойчивости внимания;

- активизация мыслительной деятельности

- повышение уровня мотивации к занятиям у 100 % воспитанников.

Содержание проекта

Первое направление: формировании правильного звукопроизношения

1 этап.

Цель: вызывание и постановка звука.

Задачи: с помощью схематично-графического образа звука помочь ребенку припомнить правильный артикуляционный уклад и акустическое звучание звука.

2 этап.

Цель: автоматизация и дифференциация звуков.

Задачи: на основе использования графо-картинных моделей звуков и слов формировать навык правильного звукопроизношения.

3 этап.

Цель: введение звука в речь.

Задачи: с помощью графо-картинных моделей рассказов, стихов ввести в речь поставленные звуки.

Второе направление.

Развитие лексико-грамматической стороны речи.

Третье направление.

Развитие связной речи.

Четвертое направление.

Составление описательных рассказов.

Пятое направление.

Систематизация знаний о сезонных изменениях в природе.

Шестое направление.

Заучивание стихотворений

Продолжительность реализации разработки

Данный проект реализовался в течение одного года: 2007-2008 учебный год (дети 6–7 лет)

Обеспечение проектной деятельности

1. Методическое

1. Барсукова Е. Л. Автоматизация звуков с использованием мнемодорожек/ Логопед 2009 № 5

2. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи (3-й уровень,, , период. Методическое пособие для логопедов. – М. : Издательство ГНОМ и Д, 2002.

3. Крутий Е. Л. Волшебная логопедия. -М. : Издательство «Сталкер», 2001.

2. Материально – техническое

Комплекты предметных и сюжетных картинок по разнообразным темам.

Бумага: белая и цветная, картон: белый и цветной.

Карандаши, фломастеры, маркеры.

Дополнительные возможности реализованной разработки

При реализации данного проекта, помимо поставленных целей и задач, параллельно решаются задачи направленные на коррекцию вторичных нарушений у детей с ОНР:

- гармонизация психосоциального и эмоционального состояния детей;

- регуляция поведенческих особенностей;

- преодоление трудностей межличностных отношений.

Перспективы дальнейшей реализации разработки

Разработка еще большего количества мнемотаблиц на другие темы логопедических занятий.

Привлечение других специалистов (психолог, дефектолог, воспитателей ДОУ, родителей воспитанников для создания комплексного и всестороннего воздействия на развитие детей с ОНР.

Более углубленное изучение метода мнемотехники педагогами ДОУ и внедрение её в коррекционную работу в других группах детского сада.

Обучение старших дошкольников выбирать нужные элементы модели, последовательно их располагать в единую модельную цепь и образовывать мнемотехническую цепь.

Описание выполненных работ.

На 1 этапе первого направления используем мнемоквадрат или мнемодорожку, где для облегчения запоминания и установления определенной последовательности характеристики звука служат зрительные опоры – символические схемы и рисунки (Приложение 1)

На 2 этапе используем графо-картинные модели для автоматизации и дифференциации звуков. Дети производят перекодировку информации в связанное грамматически, лексически и синтаксически правильное речевое высказывание (Приложение 2).

На 3 этапе активно используем опыт педагогов, а также сами создаем модели стихов и рассказов, где закрепляем навык правильного звукопроизношения.

По второму направлению традиционно используем занятия по изучению предлогов. Обозначая предлоги схемами по Т. А. Ткаченко, составляем мнемодорожки с использованием предметных картинок и схем. Дети озвучивают их, тем самым учатся правильно употреблять предлоги в речи. Затем дети самостоятельно могут составить мнемодорожку. На заключительных этапах работы над предлогами составляем короткие рассказы с использованием мнемотаблиц.

В третьем направлении мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в нашей работе по развитию связной речи. Мы их использую для : обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, при пересказах художественной литературы, при отгадывании и загадывании загадок (Приложение 3).

В четвертом направлении дети составляют описательные рассказы по лексическим темам. Схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков (Приложение 4)

По пятому направлению систематизируем знания о сезонных изменениях в природе, разрабатываем схемы по блокам "Зима", "Весна", "Лето", "Осень" (Приложение 5). Данные схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать строение, последовательность, лексико-грамматическую наполняемость рассказа.

По шестому направлению дети заучивают стихотворения с помощью мнемотаблиц (Приложение 6). Использование моделирования облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приемы работы с памятью. При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова.

Результатом работы логопеда по этим направлениям стало то, что у детей с ОНР:

- значительно возрастает интерес к учебной деятельности, дети чувствуют себя более успешными;

- сокращаются по времени этапы автоматизации и дифференциации звуков;

- по результатам психологического мониторинга увеличивается объем зрительной и слуховой памяти, зрительного и слухового внимания.

Уровень проработанности разработки

Проект был разработан и реализован с детьми старшей группы. По данному проекту проходит обобщение опыта среди педагогов детского сада. При разработке проекта использовалась следующая научно-методическая литература:

1. Омельченко Л. В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Логопед. 2008. №4.

2. Пожиленко Е. А. Волшебный мир звуков и слов. / Пособие для логопедов. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,1999.

3. Смирнова Л. Н. логопедия в детском саду. Занятия с детьми 6-7 летс общим недоразвитием речи: Пособия для логопедов, дефектологов и родителей. –М. : Мозаика-Синтез, 2003.

4. Ткаченко Т. А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет. Пособие для воспитателей логопедов и родителей. - М. : «Издательство ГНОМ и Д», 2004.

Публикации по теме:

Повышение эффективности процесса обучения дошкольников через использование инновационных образовательных технологии «Повышение эффективности процесса обучения дошкольников через использование инновационных образовательных технологии» Выполнила: воспитатель.

«Развитие ребенка посредством использования центра занимательной математики» (из опыта работы) МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ (ЯСЛИ - САД) № 13 «СКАЗКА» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ КРАСНОПЕРЕКОПСК.

Опыт работы «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством использования Су-Джок терапии»Опыт работы «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством использования Су-Джок терапии» .

Опыт работы «Развитие связной речи дошкольников с ОВЗ посредством использования метода «рисуночного письма» Проблема овладения родным языком является одной из наиболее значимых и сложных задач речевого воспитания подрастающего поколения. Где развитие.

Повышение педагогической компетенции родителей детей с ОВЗ, посредством нетрадиционных форм работы Повышение педагогической компетенции родителей детей с ОВЗ, посредством нетрадиционных форм работы Идея разработки проекта «Школа для родителей»,.

Повышение профессиональной компетентности педагогических кадров как условия эффективности реализации ФГОС ДО Период до 2018 года в стратегии развития российского образования рассматривается как решающий инновационный этап перехода на новое содержание.

Повышение эффективности работы коррекционного педагога во взаимосвязи с родителями лиц, страдающих аутизмом Видео В настоящее время проблема специфики работы коррекционного педагога с лицами, страдающими расстройствами аутистического спектра, остается.

Повышение эффективности работы коррекционного педагога во взаимосвязи с родителями лиц, страдающих аутизмом (часть 2) Видео В настоящее время проблема специфики работы коррекционного педагога с лицами, страдающими расстройствами аутистического спектра, остается.

развитие связной речи детей, посредством использования мнемотехники. 1слайд. Прекрасная речь, когда она как ручеек, бежит среди камней, чиста, нетороплива. И ты готов внимать ее поток, и восклицать: «О, как.

Творческая реабилитация детей с нарушением слуха посредством использования элементов сказкотерапии — фотоотчетТворческая реабилитация детей с нарушением слуха посредством использования элементов сказкотерапии — фотоотчет 13 февраля 2017 года в школе-интернате «Мейірім» состоялся методический практикум методического объединения сурдопедагогов. Были представлены.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Повышение эффективности коррекционно-логопедической работы посредством использования элементов мнемотехники»
Опубликовано: 25 августа 2017 в 09:31
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД