Папки-передвижки

Проект «Знакомство с народной культурой и традициями» во второй младшей группе

Дмитриева Елена
Проект «Знакомство с народной культурой и традициями» во второй младшей группе

Проект

Знакомство с народной культурой и традициями

2 младшая группа

Воспитатель: Дмитриева Е. А.

г. Воронеж, 2018 г.

МБДОУ «Детский сад №59»

Актуальность:

В настоящее время у детей слабо развит познавательный интерес к народному искусству, народной игрушке. Через народное искусство ребенок познает традиции, обычаи, особенности жизни своего народа, приобщается к его культуре. Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Изобразительное народное искусство, сильное образами и красками, простотой и умелым использованием материала, воспитывает в детях чувство прекрасного, развивает художественный вкус, эстетическое восприятие, творческое воображение. Народная игрушка будит мысль и фантазию ребенка. Деревянная точеная фигурка девушки Матрены в сарафане и с платочком на голове невольно привлекает внимание яркой раскраской и вызывает улыбку. Учитывая особенности матрешки надо целенаправленно использовать ее в детском саду. Чтобы у детей был устойчивый интерес к народному творчеству и искусству, сформировалось уважение к труду и таланту мастеров, воспитывались чувства причастности к наследию прошлого, и позволяло бы с ним соприкоснуться, детям необходимо знать и изучать культуру и традиции своих предков, необходимо знакомить их с традициями и культурой нашего народа.

Публикация «Проект „Знакомство с народной культурой и традициями“ во второй младшей группе» размещена в разделах

Проект :

творческий, краткосрочный

Сроки реализации:

2-я – 4-я недели марта

Участники:

дети, родители, педагоги ДОУ

Цель:

1. Формирование нравственно – патриотических чувств у дошкольников, представления о народной культуре, пробудить интерес к народным традициям и духовным ценностям русского народа.

2. Использование фольклора при организации всех видов детской деятельности.

3. Развитие художественно-творческих способностей детей, основ эстетического вкуса.

Задачи:

1. Развивать и обогащать потребности и желания детей в познании творчества народной культуры : восприятии природы; красивых предметов быта, произведений народного, декоративно-прикладного и изобразительного искусства; чтения художественной литературы; слушания музыкальных произведений;

2. знакомить детей с народными промыслами;

3. познакомить со способами действий с предметами быта, их функциями;

4. познакомить с культурой, бытом, традициями, народными праздниками;

5. воспитывать уважение к труду народных умельцев;

6. расширять представление детей о народной игрушке матрешке;

7. знакомить с куклой в костюме Воронежского края;

8. способствовать у детей познавательной активности, любознательности, развития творческих способностей.

Интеграция образовательных областей:

-познавательное развитие

-социально - коммуникативное развитие

-речевое развитие

-художественно - эстетическое развитие

-физическое развитие

Виды деятельности:

-игровая

-двигательная

-познавательная

-музыкальная

-речевая

-изобразительная

-восприятие художественной литературы и фольклора

Предполагаемые результаты проекта :

-Дети узнают больше о народной культуре и традиции;

-называть предметы быта русского народа;

-познакомятся с русской народной игрушкой матрешкой, историей ее создания;

-дети будут знать 3-4 потешки, сказки, загадки, песенки; будут знать 3-5 героев сказок;

-познакомятся с куклой в костюме Воронежского края;

-проявят познавательные способности;

-расширится словарный запас;

-повысится интерес и желание к творческой деятельности;

- будет совершенствоваться мелкая моторика рук;

- научатся игре на народных музыкальных инструментах;

- будут знать правила 3-5 народных и подвижных игр;

-у родителей сформируется интерес к истокам народной культуры;

-повысится эффективность детско-родительских отношений;

-при помощи родителей мини-музей обогатится экспонатами.

Основные формы и методы работы с детьми:

2. Беседа, наглядно – дидактический материал, рассматривание сюжетных картинок, иллюстраций по декоративно – прикладному искусству.

3. Знакомство с элементами русской – народной росписи (Дымковская, филимоновская, городецкая).

4. Знакомство с фольклорным творчеством (заклички, потешки, пословицы, поговорки, песенки, сказки).

5. Проведение игр - хороводных, подвижных, игр – ситуаций, игр – драматизаций.

6. Практическая деятельность: аппликация, лепка, раскрашивание.

Работа с родителями:

1. Консультация по теме «Народная игрушка – матрешка».

2. Беседа по теме «Народная культура и традиции русского народа».

3. Развлечение «Широкая Масленица!».

4. Фольклорный праздник «Масленица».

5. Папка – раскладушка «Народные промыслы».

6. Консультация: «Поиграйте вместе с детьми- народные игры, хороводы».

Этапы реализации проекта :

1 этап (Подготовительный)

-Обозначение актуальности и темы будущего проекта;

-постановка цели и задач;

-подбор методической и художественной литературы;

-работа с методическим материалом, литературой по данной теме;

-подбор экспонатов, тематических альбомов;

-изготовление пособий, разрезных картинок;

-работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта;

-разработка занятий, определение тематики бесед;

-разработка сценариев, развлечений, хороводных, народных и подвижных игр;

-подбор литературного сопровождения к физминуткам;

-подбор музыкального репертуара;

II этап (Основной)

Реализация проекта

Обогащение развивающей среды

III этап (Заключительный)

-Выставка детского творчества;

-открытие мини-музея «Народные промыслы»;

-развлечение с родителями и детьми «Широкая масленица»;

-презентация проекта.

-Уголки творчества: трафареты декоративной росписи различных промыслов, образцы

узоров, альбомы, выставки работ, раскраски.

- Музей промыслов - знакомство с ремеслами, с произведениями народного творчества : образцы росписи разных промыслов, изделия из дерева, глины, металла, бересты, образцы лаковой миниатюры и русских народных костюмов;

- русская вышивка, строчка, кружево в виде салфеток, полотенец; предметы русского быта.

-дидактические пособия по народным промыслам и узорам.

-Театральный уголок -различные виды театров, костюмы, украшения; знакомство и разыгрывание народных сказок; обыгрывание сказочных ситуаций.

-Уголок книг – сказки, потешки, пословицы, поговорки, загадки, песенки, стишки, прибаутки и др. художественная литература.

-Кукла в костюмах Воронежского края.

-Русская народная игрушка Матрешка.

Перспективный план

Мероприятие Сроки проведения Цели, задачи Предварительная работа, организация ПРС Результат

Знакомство детей с народными традициями, обычаями и праздниками русского народа. 2-я неделя марта

12 - 13 марта (и в течение всего проекта)

Расширять представления детей о народных традициях и праздниках русского народа.

Разработка и накопление методического материала по теме «Русские традиции, обычаи и праздники".

Проведение праздника –развлечения «Широкая Масленица» (с привлечением родителей группы).

Чтение русских народных сказок; разучивание потешек, прибауток, песенок, закличек, поговорок, пословиц. В течение всего проекта (с 12 по 25 марта) Побуждать детей понимать смысловое значение содержания потешек и песенок; способствовать развитию произвольной памяти и избирательности при подборе потешек к определённым жизненным ситуациям. Подбор художественной литературы, соответствующей по возрасту детей (сказки, потешки, прибаутки, песенки, заклички, поговорки, пословицы). Разучили потешки, стишки, песенки, поговорки, заклички. Дети познакомились с русскими народными сказками : «(«Гуси-лебеди», «Маша и медведь» и др.) –обыгрывание сказочных ситуаций, их драматизация и театрализация.

Беседы о весне, животных, насекомых. В течение всего проекта

Формировать реалистические представления о природе, жизни животных и насекомых весной. Накопление и разработка методического материала, пособий по темам – «Весна», «Насекомые», «Животные». Дети расширили знания о жизни насекомых, животных, весне и

природе русского края.

Проведение народных, подвижных, хороводных игр.

В течение всего проекта

Закрепить умение действовать совместно; развивать ловкость, быстроту, внимание.

Подбор атрибутов к народным, подвижным, хороводным играм.

Разучили правила народных, подвижных и хороводных игр: «Перетягивание каната», «Лохматый пес», «Пузырь», «Снежный тир», хоровод «Блины», «Карусель», «Гуси – гуси», «Хитрая лиса» и др.

Прослушивание народных напевов и наигрышей, игра на шумовых народных инструментах. В течение

всего проекта

Развитие природной музыкальности, первоначальных навыков музицирования, индивидуальности и создание предпосылок к формированию творческого мышления. Подбор народных инструментов.

Научились игре на шумовых народных инструментах.

Знакомство с ремеслами, с произведениями народного творчества :

с образцами росписи разных промыслов, изделиями из дерева, глины, металла, бересты; с образцами лаковой миниатюры и русских народных костюмов; с русской вышивкой, кружевом в виде салфеток, полотенец;

с предметами русского быта. 3-я неделя марта

19 -23 марта

Расширять представления детей о народных ремеслах и произведениях искусства русского народа.

Накопление материала для мини –музея «Народные промыслы» с подключением родителей группы. Разработка дидактических игр и пособий:

«Русский фольклор», «Хохлома», «Городец», «Дымковская игрушка», «Весна» и др.

Посещение мини-музея «Народные промыслы»; провели с детьми дидактические игры – разрезные картинки «Хохлома», «Городец», «Гжель»); «Времена года», «Весна», «Узоры», «Кто спрятался», «Все о животных».

Знакомство с народной игрушкой Матрешкой.

4--я неделя марта

26 – 27 марта

Расширять представление детей о народной игрушке матрешке, воспитывать умения находить отличительные признаки этой игрушки, узнавать ее и правильно называть;

Разработка и накопление материала о народной игрушке матрешке, игрушки –куклы Матрешки.

Лепка и аппликация народной игрушки Матрешки;

раскрашивание Матрешки; дидактические игры «Матрешки в гости к нам пришли», «Кто что делает», «Вежливый разговор по телефону» и т. д.

Знакомить с куклой в костюме Воронежского края.

28 – 30 марта Расширять представления детей о костюме Воронежского края.

Подбор методического материала по теме. Кукла в костюме Воронежского края, раскраски кукол в костюмах Воронежского края. Выставка детских рисунков «Куклы в костюмах Воронежского края». Сюжетно-ролевые игры по теме.

Результаты проекта

-У детей сформированы представления о русском народном прикладном творчестве, народной игрушке матрешке, об истории возникновения матрёшки на Руси;

-дети узнали, как и из чего изготавливают матрешек, почему матрешку назвали «Матрешкой», о разновидностях матрёшек по месту их происхождения;

-дети познакомились с куклой в костюме Воронежского края;

-познакомились с элементами дымковской, городецкой и филимоновской росписями;

-расширен словарный запас;

- дети разучили правила русских народных и хороводных игр;

-развили художественное восприятие, эстетический вкус, творческие способности детей;

-пополнена развивающая среда и мини-музей экспонатами;

-родители проявили интерес к истокам народной культуры;

-повысили интерес родителей к занятиям детей;

-повышена эффективность детско-родительских отношений.

Итоговое мероприятие:

-Провели развлечение «Широкая Масленица!», чаепитие с блинами (родители и дети).

-Приняли участие в фольклорном празднике «Масленица».

Список используемой литературы:

Примерная программа «От рождения до школы» Н. Е. Вераксы.

«Изобразительная деятельность в детском саду». Т. С. Комарова.

«Утренняя гимнастика в детском саду». Т. Е. Хорченко.

«Физкультурные занятия в детском саду». Л. И. Пензулаева.

«Развиваем мелкую моторику». Т. А. Ткаченко.

«Наблюдение на прогулке». Т. Н. Зенина.

«Развитие игровой деятельности» Вторая младшая группа. Н. Ф. Губанова.

«Физминутки на каждый день».

«Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О. Л. Князева, М. Д. Миханева.

Аникин В. П. «Русские пословицы и поговорки».

Публикации по теме:

Нравственно-патриотическое воспитание через знакомство дошкольников с традициями и культурой жителей пензенского краяНравственно-патриотическое воспитание через знакомство дошкольников с традициями и культурой жителей пензенского края Дошкольные образовательные учреждения, являясь звеном системы образования, формируют у детей первое представление об окружающем мире, среди.

Конспект итогового мероприятия во второй младшей группе «Знакомство с народной культурой посредством малых фольклорных форм» КОНСПЕКТ ИТОГОВОГО МЕРОПРИЯТИЯ во 2 ой младшей группе «Знакомство с народной культурой через малые фольклорные формы». Цель: Развитие.

Конспект занятия «Знакомство с народной культурой и традициями» Цель: Продолжать знакомить детей с народной культурой и ее традициями. Развивать познавательную активность детей в процессе эксперементирования.

Фотоотчёт познавательного проекта «Знакомство с русской культурой и традициями»Фотоотчёт познавательного проекта «Знакомство с русской культурой и традициями» Данный проект направлен на развитие художественно - творческих способностей детей, эстетического воспитания формированию высокой нравственности,.

Информационно-творческий краткосрочный проект «Народные промыслы. Знакомство с народной культурой и традициями»Информационно-творческий краткосрочный проект «Народные промыслы. Знакомство с народной культурой и традициями» Краткосрочный проект «Народные промыслы. Знакомство с народной культурой и традициями. Русский фольклор». Составили проект: воспитатели.

Календарно-тематическое планирование недели «Знакомство с народной культурой и традициями» Тема недели: «Знакомство с народной культурой и традициями». Программное содержание: Продолжать знакомить с устным народным творчеством.

Календарно-тематическое планирование на февраль. Тематическая неделя «Знакомство с народной культурой и традициями» День недели режим Интеграция образовательных областей Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей.

Календарное планирование «Знакомство с народной культурой и традициями» в младшей группе Календарное планирование работы группы «Колосок» С 12 по 16 марта по теме «Знакомство с народной культурой и традициями» Цель: Расширение.

Проект «Знакомство детей с культурой, бытом и традициями русского народа»Проект «Знакомство детей с культурой, бытом и традициями русского народа» Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Республики Крым «Керченский учебно-воспитательный комплекс-интернат-лицей искусств».

Проект для детей второй младшей группы «Знакомство с народной культурой и традициями» Проект для детей второй младшей группы «Знакомство с народной культурой и традициями» Работу над реализацией проекта осуществляла.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Знакомство с народной культурой и традициями» во второй младшей группе
Опубликовано: 19 мая 2018 в 19:12
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД