Лучший педагог года

Проект «Развитие эмоционально-личностной сферы у детей с ограниченными возможностями здоровья посредством арт-терапии»

Назгуль Латыпова
Проект «Развитие эмоционально-личностной сферы у детей с ограниченными возможностями здоровья посредством арт-терапии»

Проект «Развитие эмоционально-личностной сферы у детей с ограниченными возможностями здоровья посредством арт-терапии»

Актуальность

Нельзя не отметить, что в последние годы увеличилось число детей с нарушениями психоэмоционального развития, из них больше всего — это дети с ограниченными возможностями здоровья. Этой категории детей свойственны : эмоциональная неустойчивость, повышенная возбудимость, агрессивность, тревожность, отсутствие развитой самооценки и т. д., что серьезно осложняет взаимоотношения ребенка с окружающим миром. Кроме того, на фоне таких нарушений легко возникают вторичные личностные отклонения, обуславливающие негативный характер способов поведения и общения, деформацию личностного роста детей в целом.

Публикация «Проект „Развитие эмоционально-личностной сферы у детей с ограниченными возможностями здоровья посредством арт-терапии“» размещена в разделах

Внутренний мир ребенка с проблемами в развитии действительно сложен. Как помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды? Как помочь им познать свое Я, раскрыть его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем?

Столкнувшись с этими проблемами в своей практике, мы поняли, что необходима целенаправленная и организованная работа, которая не толькообогатит эмоциональный опыт детей с ОВЗ, но и значительно смягчит или даже полностью устранит недостатки в их эмоционально — личностном развитии. Психологи считают, что дошкольный возраст самый благодатный период для организации работы по эмоциональному развитию детей. Но мы не должны забывать о том, что дети с проблемами в развитии являются особой категорией, в работе с которыми очень важно использовать гибкие формы психотерапевтической работы. Изучив методическую литературу по данному направлению, мы сделали вывод, что одной из таких форм является метод арт-терапия. Суть его состоит в том, что через рисунок, игру, сказку, музыку происходит выход внутренней некомфортности, сильных негативных эмоций, что в свою очередь помогает понять собственные чувства и переживания. Особую ценность арт-терапевтическая работа может иметь для детей, испытывающих определенные затруднения в вербализации своих переживаний, например из-за речевых нарушений, аутизма или малоконтактности. Иными словами у детей с ОВЗ расширяются возможности социальной адаптации посредством арт-терапии.

Исходя из выше сказанного, мы решили обратить на эту проблему особое внимание и выбрать тему: «Развитее эмоционально — личностной сферы детей с ОВЗ посредством метода арт-терапии» для более тщательного изучения.

Цель проекта : изучить систему работы по коррекции и развитию эмоционально — личностной сферы детей с использованием метода арт-терапии.

Для реализации поставленной цели нами были определены следующие задачи:

• Провести теоретический анализ литературы и описать особенности эмоционально- личностной сферы детей ОВЗ;применение арт-терапии в коррекционных целях

• Разработка и внедрение в образовательный процесс комплексно-тематическое планированиепо реализации проекта

• Осуществить психопрофилактическую, просветительскую и консультативную работу с родителями воспитанников и педагогами;

Ожидаемый результат:

• позитивные изменения в психологическом состоянии детей, позитивная картина мира и образ Я, осознание внутренних ресурсов;

развитие моторных способностей детей, через овладение ручными многообразными операциями, влияющими на их психофизиологические функции;

• снижение эмоциональной тревожности;

• повышение самооценки;

развитие коммуникативных навыков;

развитие самосознания;

• закрепление положительных поведенческих реакций.

• положительная динамика эмоционально- личностного развития детей ОВЗ;

Методы и приемы:

Беседа и чтение художественной литературы:

Рассматривание иллюстраций:

• Игры (пальчиковые, дидактические, настольные, подвижные и сюжетно- ролевые) :

Продуктивная деятельность: лепка, аппликация, рисование, раскрашивание).

Участники проекта : дети ОВЗ, педагоги и родители воспитанников.

Этапы реализации проекта :

1 – подготовительный

2 – основной

3 – итоговый

1.1. Изучение психолого- педагогической литературы

Характеристика эмоционально – личностной сферы детей ОВЗ

Термин «эмоция» является производным от латинского emoveo - потрясаю, волную. В психологии эмоции понимаются как психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта.

Дошкольный возраст, по определению А. Н. Леонтьева — это «период первоначального фактического склада личности». Именно в это время происходит становление основных личностных механизмов и образований, определяющих последующее личностное развитие.

Дошкольное детство — период познания мира эмоций и человеческих отношений, становления личности, возникновения эмоционального предвосхищения последствий своего поведения, самооценки, эмпатии, усложнение и осознание переживаний,— вот неполный перечень особенностей, характерных для эмоционально-личностного развития дошкольника.

1. Дать социально приемлемый выход агрессии и другим негативным чувствам.

2. Облегчить процесс лечения (психотерапии) в качестве вспомогательного метода.

3. Получить материал для психодиагностики.

4. Проработать подавленные мысли и чувства.

5. Установить контакт с клиентом.

6. Развить самоконтроль.

7. Сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах.

8. Развить творческие способности и повысить самооценку.

Арт-терапия относится к самым древним и естественным формам коррекции эмоциональных состояний. Именно поэтому в последнее время данный метод всё больше включается в коррекционно-развивающую работу с детьми, имеющими, эмоционально-личностные нарушениями и даёт положительные результаты. Упражнения с элементами арт-терапии способствуют :

• Формированию представлений о себе,

• Изучению и выражению своих чувств и эмоций;

• Формированию позитивногосамовосприятия;

Развитию коммуникативных навыков;

Эмоциональному сближению;

• Снятию психоэмоционального напряжения;

Развитию способностей к различным видам творческой деятельности.

В зависимости от характера творческой деятельности и ее продукта выделяются следующие виды арт-терапии :

• Изотерапия

• Сказкотерапия

• Музыкотерапия

• Песочная арт-терапия

• Библиотерапия

• Игротерапия

• Цветотерапия

• Куклотерапия

2. Этап – основной.

2.1. Внедрение в образовательный процесс эффективных методов и приемов арт-терапии для развития эмоционально – личностной сферы у детей ОВЗ.

Педагогическая арт-терапия - это волшебная страна. Там ребенок научится быть самим собой, станет понимать чувства других, и использовать эмоции в качестве средства общения. Помогут нам справиться с трудностями волшебство, юмор и справедливое отношение к добру и злу, живущих в сказках, завораживающие и удивительные звуки музыки, а так же богатство образов и красок произведений великих художников и самих малышей. К душе каждого ребенка важно найти особый ключик. Наполняя внутренний мир малыша яркими впечатлениями, помогая ему овладевать разнообразием техники и приемами рисования, радуюсь каждой новой удаче вместе с ним. Все дети очень любят рисовать. В своих маленьких шедеврах они передают свое отношение к окружающему миру и дают возможность выплеснуться своему "Я".

Изотерапия – одно из направлений арт-терапии; психотерапевтическая работа с использованием методов изобразительного искусства. Изотерапия опирается на психологию творчества и применяет благотворное воздействие рисования в психотерапевтических целях. Цель изотерапии - повышать эмоционально-положительный фон, создавать благоприятные условия для успешного развития ребёнка.

[Сказкотерапия - психологическое консультирование с использованием сказок, метод практической психологии. Сказкотерапия разнопланово использует потенциал сказок, открывающий воображение, позволяющий метафорически выражать те или иные жизненные сценарии.

Сказки для сказкотерапии подбираются разные: народные, авторские, а также специально-разработанные, коррекционные и многие другие. Сочинение сказок ребёнком и для ребёнка - основа сказкотерапии. Через сказку можно узнать о таких переживаниях детей, которые они сами толком не осознают, или стесняются обсуждать их со взрослыми.

Музыкотерапия – одно из направлений арт-терапии, реализует психотерапию при помощи музыки. Использование музыки может быть активным и пассивным. При активной музыкотерапии ребёнок получает возможность поиграть на музыкальных инструментах. При пассивной – при помощи прослушивания специально подобранной музыки достигается необходимый психотерапевтический эффект. Музыкотерапия помогает преодолеть внутренние конфликты и достичь внутренней гармонии.

Песочная арт-терапия – пожалуй, самое распространенное и любимое

младшими дошкольниками упражнение.

Все, что нужно для песочной арт-терапии – это обыкновенный ящик с песком, или песочница. Рисуя сухим или мокрым песком, строя из песка замки, создавая песочные фигуры, ребенок развивает тактильные ощущения, раскрепощается, самовыражается.

Игротерапия — вид психотерапии, в которой используется терапевтическое воздействие игры, чтобы помочь ребенку преодолеть психологические и социальные проблемы, затрудняющие личностное и эмоциональное развитие.

Цветотерапия – метод психологической коррекции при помощи цвета. В

рамках традиционной психологии неоднократно проводились исследования

по воздействию того или иного цвета на психологическое состояние.

Метод куклотерапия призван помочь в устранении болезненных переживаний у детей, укреплять их психическое здоровье, улучшать социальную адаптацию, развивать самосознание, разрешать конфликты в условиях коллективной творческой деятельности.

Одним из наиболее распространенных видов арт-терапии является изотерапия (рисунок, лепка) — лечебное воздействие, коррекция посредством изобразительной деятельности.

Рисование – это творческий акт, позволяющий человеку ощутить самого себя, выразить свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, развивать эмоции, выражать мечты и надежды. Это не только отражение в сознании окружающей и социальной действительности, но и ее моделирование, выражение отношения к ней. Изобразительное творчество позволяет ребенку ощутить и понять себя, выразить свои мысли, быть самим собой, а также освободиться от негативных переживаний прошлого и настоящего.

Изотерапия имеет огромный потенциал в нескольких направлениях,

вот несколько из особо ярких:

• рисование стимулирует развитие мелкой моторики;

развитие высших психических функций: мышление, внимание, воображение, речь;

• рисование участвует в согласовании межполушарных взаимоотношений (левого и правого полушария);

развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы ребенка;

развитие умения общаться и взаимодействовать;

развитие чувства уверенности в себе, развитие мотивации познания, творчества и учения.

• коррекция страхов, переживаний и гореваний ребенка;

• релаксационное направление изотерапии, так как ребенок снимает напряжение при помощи творчества, отдыхает от негативных мыслей и эмоций.

Изотерапия дает положительные результаты в работе с детьми с различными проблемами — задержкой психического развития, речевыми трудностями, нарушением слуха, умственной отсталостью, заболеваниями опорно-двигательного аппарата, ментальными нарушениями, нарушениями различного спектра, сопровождающимися трудностями поведения и эмоций.

Во многих случаях рисуночная терапия выполняет психотерапевтическую функцию, помогая ребенку справиться со своими психологическими проблемами. Рисуночная терапия в этом случае рассматривается, в первую очередь, как проекция личности ребенка, как символическое выражение его отношения к миру.

Таким образом, в настоящее время арт-терапия не только не утратила своей актуальности, но, напротив, получила развитие и повсеместное распространение, благодаря доказанному опытом поколений корректирующему и лечебному эффекту. Ее с успехом применяют у взрослых и детей, в методические программы детских садов включены занятия арт-терапией. Особенно яркие результаты дает арт-терапия для дошкольников и детей-инвалидов. Доступность методов и отсутствие противопоказаний позволяют заниматься арт-терапией людям всех возрастных категорий и при любом состоянии здоровья.

В результате арт - терапевтической работы у детей удовлетворяется интерес к разрушительным действиям, выплескиваются отрицательные эмоции, высвобождается психологическая энергия, которая обычно тратится на неэффективное напряжение, повышается самооценка, дети становятся спокойнее и расслабленнее. Демонстративность, негативизм, агрессия уступают место инициативности и творчеству.

2.2. Методы арт-терапии в работе с семьей

Семейная арт-терапия сочетает арт-терапию и семейную психотерапию. Она использует изобразительные средства в работе с семьей и при этом опирается на теоретико-методологические разработки семейной психотерапии.

Как и семейная психотерапия, семейная арт-терапия занимается диагностикой и психотерапией семейных проблем, но при этом в качестве ведущего инструмента взаимодействия с членами семьи применяет визуально-пластические средства. Именно изобразительная деятельность членов семьи в процессе семейной арт-терапии дает основной материал для исследования и решения семейных проблем

Первоначально необходимость использования рисования обосновывалась представлениями психоанализа, согласно которым любой конечный продукт творчества пациента расценивался как индикатор бессознательных процессов его психики (страхов, конфликтов, фантазий, воспоминаний детства). Наглядный художественный образ возникал в искусственно созданном терапевтическом пространстве. Рождение картины, ее форма и структура являлись проекциями внутреннего мира клиента. Как и во сне, в рисовании осуществляется смещение и сгущение образов. Это снимает барьер цензуры «Сверх-Я» и посредством творчества открывает путь к выражению бессознательных идей в символической форме. В результате этот мир вначале становился видимым, а затем, с помощью интерпретации, доступным для осознания. Тем самым изобразительное творчество выступало как процесс психической структуризации и самоорганизации, который помогал клиенту в восстановлении его расстроенной или разрушенной личности.

Большое влияние на становление арт-терапии оказала гуманистическая психология, согласно которой создание художественных произведений стимулирует активность, экспериментирование и рост личности, раскрывает ее перспективы. Главным при этом считался внутренний поиск способа самовыражения, а не акцент на проблемах, которые надо актуализировать и разрешить.

Включение рисунков в семейное консультирование и психотерапию дало возможность специалистам получать важную диагностическую информацию о связях между членами семьи, их статусе, ролях, способах коммуникации. Это предоставило условия для определения целей и мишеней психологического воздействия, оценки динамики семьи. Индивидуальное и совместное рисование позволяло родственникам без страха проявлять свои чувства, оказывало терапевтический эффект и укрепляло семейные отношения

Используя арт-методы, специалист опосредует процесс исследования клиентом собственных способов решения конфликтов. Рисунок подчас настолько образен, что это облегчает взгляд внутрь себя. Особенно это помогает в работе с людьми вербально ограниченными, полными злости или сопротивляющимися, им легче выразить себя с помощью искусства. Очень важно выслушать рассказ клиента о том, что он нарисовал. Обычно это становится мотивом для дискуссии и побуждает к разговору о проблеме. Рисунки неоценимы в интерпретации, так как они «объектны», постоянны и им не так легко перечить. В ряде случаев полезным является сравнение с более ранними продуктами творчества - для оценки динамики взаимодействия и изменения.

2.3. Арт-терапия в работе с педагогами

Арт-терапия – это вид лечения, который использует искусство в целях терапии. Это исцеление посредством любого художественного творчества. Педагоги использовали различные виды терапии: все виды рисунка (рисунок, живопись, графика, монотипия и др., мозаика и коллажи, лепка, цветотерапия, музыкотерапия, танцевальная терапия, драматерапия, сказкотерапия и т. д.

Каким образом происходит исцеление? Создавая произведение искусства, педагоги на время отстранялись от пережитого и переосмысливали его. Не стоило переживать им за то, что не обладали какими-то определенными талантами, арт-терапия не нацелена на создание полноценного искусства. Здесь важен не результат, а процесс. Они просто творили свое мироощущение – рисовали горе, грусть, счастье.

Благодаря занятиям арт-терапией,многие педагоги начали чувствовать гармонию с собой и с окружающим миром, осознавать свой жизненный путь, начинали смотреть на события, произошедшие с собой, с другого ракурса, и понимать, куда следует двигаться, в чем развиваться.

Основная идея арт-терапии – посредством создания собственного искусства отвлечься от тяжелых переживаний и справиться с болезнью. Через различные виды искусства человек самовыражается, отдает часть своей души.

Благодаря занятиям арт-терапией, педагоги научитесь «выпускать пар» – давать выход агрессивности и другим негативным чувствам без угрозы для других людей. Арт-терапия ненавязчиво исцеляет психику, знакомит с окружающим миром, позволяет увидеть мир вокруг себя прекрасным и гостеприимным.

3 этап - Заключительный

В проекте приняли участие дети, воспитатели, родители воспитанников. В заключение хочется отметить, что все поставленные задачи успешны решены, дети и родители приняли активное участие в реализации проекта. В группе создано зона уединение, театра, изостудия и библиотека. Большой вклад было родителей в создание зоны арт-терапии. В результате арт-терапевтической работы у детей удовлетворился интерес к разрушительным действиям, выплеснули отрицательные эмоции, высвободились психологическая энергия, которая обычно тратится на неэффективное напряжение, повысилось самооценка, дети стали спокойнее и расслабленнее. Демонстративность, негативизм, агрессия сейчас уступают место инициативности и творчеству.

Совместная работа детей и родителей позволяло родственникам без страха проявить свои чувства, оказать терапевтический эффект и укреплять семейные отношения.

Но главные результат, изучив систему работы по коррекции и развитию эмоционально — личностной сферы детей с использованием метода арт-терапии, это то, что действительно, рисуночная терапия, дополненная игрой, сказкой, музыкой, дает положительные результаты в работе с детьми с различными проблемами, где вербальный контакт затруднен.

Арт-терапия способствует формированию эмоционального фона, коррекции недостатков опорно–двигательного аппарата, сенсорному развитию, активной игровой деятельности, развитию речи, знакомству с окружающим и значительно повышает эффективность реабилитационной работы.

Публикации по теме:

Арт-терапия в работе педагога-психолога с детьми с ограниченными возможностями здоровьяАрт-терапия в работе педагога-психолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья В последнее десятилетие в специальной педагогике и психологии ведется активный поиск путей создания новых направлений, технологий, методик,.

Развитие навыков самообслуживания у детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья Ранний детский возраст (второй, третий год жизни, по признанию специалистов всего мира, уникальный период в жизни человека.

Использование песочной терапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) Использование песочной терапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)Игра с песком — это естественная и доступная.

Занятие для детей старшего дошкольного возраста по развитию эмоционально-личностной сферы «Путешествие в сказочный лес» План - конспект занятия по развитию эмоционально - личностной сферы дошкольников Тема: «Путешествие в сказочный лес» (старший дошкольный.

Применение элементов арт-терапии в развитии эмоционально-личностной сферы ребенка Применение элементов арттерапии в развитии эмоционально-личностной сферы ребенка Основные цели арт-терапии - самовыражение, расширение.

Работа педагога-психолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья посредством арт-терапии В последнее десятилетие в специальной педагогике и психологии ведется активный поиск путей создания новых направлений, технологий, методик,.

Развитие культурных практик у детей с ограниченными возможностями здоровья посредством музыкального воспитания Музыкальное воспитание в детском саду - одно из ярких средств формирования личности и эмоциональности детей, развитие их творческих способностей.

Развитие логического мышления у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья посредством эвристических заданий ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «АНЖЕРО-СУДЖЕНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ» Соловьёва А. Б. Развитие логического.

Развитие речи дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР) посредством изобразительной деятельности Развитие речи дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР) посредством изобразительной деятельности Я работаю воспитателем.

Развитие речи у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья ОВЗ посредством мнемотехникиРазвитие речи у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья ОВЗ посредством мнемотехники Развитие речи у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ, посредством мнемотехни и. Подготовили: учитель.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Развитие эмоционально-личностной сферы у детей с ограниченными возможностями здоровья посредством арт-терапии»
Опубликовано: 17 марта 2019 в 15:59
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД