Папки-передвижки

Проект в средней группе «Русская народная игрушка»

Елена Дольчанина
Проект в средней группе «Русская народная игрушка»

Актуальность

Игрушка – важнейшее составляющее любой культуры. С помощью нее ребёнку передаётся сама суть человеческих отношений и сложное мироустройство.

В настоящее время у детей слабо развит познавательный интерес к народной игрушке, к её истории, т. к. прилавки магазинов переполнены разнообразием игрушек иностранного производства, а информационные системы активно их рекламируют. Они идут в магазины и видят эти игрушки, и родители им покупают. К сожалению, очень редко встретишь таких родителей, которые покупают для своих детей народные игрушки, ценят их, объясняют детям, откуда пришли к нам такие игрушки. Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру и традиции своих предков. Если не знакомить ребенка в дошкольном детстве с народно-прикладным искусством, то не будет достигнуто полное ознакомление с историей, культурой своего народа, что в дальнейшем приведет к обеднению его нравственно-патриотических чувств.

Публикация «Проект в средней группе „Русская народная игрушка“» размещена в разделах

Тип проекта: познавательно – творческий.

Продолжительность: краткосрочный, с 10 марта по 20 марта 2020 года

Возраст детей: средняя группа (4 – 5 лет)

Участники проекта: воспитатели, дети средней группы, родители.

Цель проекта: формирование у детей познавательно-творческого интереса к русской народной культуре, через ознакомление с народной игрушкой, и организацию художественно-продуктивной и творческой деятельности.

Задачи проекта:

- развивать познавательные интересы, художественно-эстетический вкус, мышление;

- воспитывать интерес к народному творчеству, патриотические чувства;

- формировать знания детей о разнообразии русской народной игрушки;

- учить выделять характерные особенности народных игрушек;

- вовлечь родителей в совместную с детьми деятельность.

1 этап.

Разработка проекта:

- Формулирование цели и определение задач.

- Составление плана основного этапа проекта.

- Подбор и анализ литературы, информации с интернет ресурсов по теме проекта.

- Подбор материалов по теме проекта.

Ожидаемый результат:

— начнут проявлять интерес к народной игрушке, народно-прикладному искусству, промыслам;

— освоят элементы росписи;

— овладеют знаниями о свойствах, качествах и функциональном назначении игрушек;

— проявят доброту, заботу, бережное отношение к игрушкам;

— возрастёт речевая активность детей в разных видах деятельности;

— у детей сформируются знания о русском народно — прикладном творчестве, народной игрушке.

2 этап:

Реализация проекта

10 марта

Работа с детьми

Беседа «Мои любимые игрушки»

Цель: Закрепить у детей знания об игрушках: их значение, правила пользования. Формировать привычку убирать игрушки на место. Воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Дидактическая игра «Найди пару»

Цель: Закрепить умение сравнивать картинки. Находить одинаковые изображения матрешек.

Пальчиковая игра «У Матрешкиной сестрицы»

Цель:Развивать мелкую моторику рук, речь, память

Речевая деятельность «Народные игрушки»

Цель: Формировать представления о народных игрушках, приобщать к традициям русского народа, развивать внимание, речь. Продолжить знакомить народными промыслами.

Музыкальная деятельность «Ложки – народный музыкальный инструмент»

Цель:Формировать представления детей о ложках как о музыкальном инструменте; познакомить с приемами игры на ложках; развивать чувство ритма; развивать координацию движений с речью.

Подвижная игра «Веснянка»

Цель:Закрепить умение координировать движения с речью, развивать двигательную активность.

Чтение и разучивание потешек.

Цель:Формировать любовь к устному народному творчеству. Воспитывать интерес к фольклору, способствовать развитию памяти, связной речи.

Чтение В. Берестов «Матрешкины потешки»

Цель:Воспитывать интерес к чтению, развивать умение отвечать на вопросы о прочитанном полным ответом

Драматизация РНС «Волк и семеро козлят»

Цель:Воспитывать интерес к РНС, развивать умение передавать образ сказочного героя речью, движениями, жестами, мимикой, развивать творческий потенциал детей.

Совершенствование предметно-развивающей среды:

Раскраски по теме «Народные игрушки»

Внесение народных музыкальных инструментов: ложки, дудки, свистульки, трещотки и т. д.

Работа с родителями:

Озвучивание темы и задач проекта.

Консультация для родителей «Без прошлого нет будущего»

11 марта

Работа с детьми

Беседа «Матрешка – символ страны»

Цель:Расширять представления детей об обычаях русского народа, воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою страну.

Дидактическая игра «Собери матрешку»

Цель:Закрепить знания о матрешках, упражнять в умении собирать целое из частей, развивать мышление, воображение.

Знакомство с пословицами и поговорками.

Цель:Формировать любовь к устному народному творчеству. Воспитывать интерес к фольклору, способствовать развитию памяти, связной речи.

Познавательная деятельность «Дымковская игрушка»

Цель:Познакомить с дымковской росписью. Формировать целостную картину мира, интерес к истории своего народа, расширять кругозор, воспитывать интерес к народному творчеству.

Чтение русской народной сказки «Лиса и козел»

Цель:Воспитывать интерес к чтению, помочь охарактеризовать характер и поступки героев, развивать умение отвечать на вопросы о прочитанном полным ответом.

Разучивание потешки «Чище мойся, воды не жалей, будут ладошки снега белей»

Цель:Формировать любовь к устному народному творчеству. Воспитывать интерес к фольклору. Продолжить формировать навыки самообслуживания.

Сюжетно – ролевая игра «Ярмарка»

Цель:Развивать интерес к игре, учить вежливому, тактичному обращению в ходе ролевого взаимодействия, формировать умение переносить полученную информацию в игровую среду.

Совершенствование предметно-развивающей среды:

Разрезные картинки «Матрешка»

Атрибуты к сюжетно – ролевой игре «Ярмарка»

Дидактическая игра «Найди пару»

Работа с родителями:

Предложить родителям совместно с детьми прочитать русские народные сказки и обсудить их.

12 марта

Работа с детьми

Беседа «Тряпичная и соломенная кукла»

Цель:Познакомить детей с самодельными игрушками, расширить кругозор

Пальчиковая игра «Солнышко – ведрышко"

Цель:Развивать мелкую моторику рук, речь, память

Дидактическая игра «Угадай и расскажи»

Цель:Закрепить знания о народной игрушке, формировать умение узнавать игрушку по изображению, называть ее

Речевая деятельность. Чтение художественной литературы «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Цель:Познакомить новым произведением, помочь понять содержание, выделить основных героев, охарактеризовать их. Учить замечать и использовать выразительные средства языка и сказки, развивать речь, активный словарь

Изобразительная деятельность. Рисование «Дымковская лошадка»

Цель:Продолжит знакомить детей с дымковской росписью, закрепить умение рисовать нетрадиционным способом – ватной палочкой, воспитывать эстетическое восприятие, чувство цвета. Развивать интерес к народному творчеству.

Подвижная игра «Горелки»

Цель:Приобщать детей к истокам русской народной культуры; знакомить с народными играми; развивать двигательную активность.

Чтение сказки «Коза - Дереза»

Цель:Формировать любовь к устному народному творчеству. Воспитывать интерес к фольклору, способствовать развитию памяти, связной речи.

Заучивание потешки «Ножки, ножки, где вы были»

Цель:Формировать интерес к фольклору, способствовать развитию памяти, связной речи

Сюжетно – ролевая игра «Магазин игрушек»

Цель:Совершенствовать умение объединяться в игре в группы, распределять роли, выполнять игровые роли

Чтение сказки «Про Иванушку – дурачка»

Цель:Формировать любовь к устному народному творчеству. Воспитывать интерес к фольклору, способствовать развитию памяти, связной речи.

Хороводная игра «Ходит Ваня»

Цель:Приобщать детей к истокам русской народной культуры; знакомить с народными играми; развивать двигательную активность.

Совершенствование предметно-развивающей среды:

Иллюстрации тряпичных и соломенных игрушек

Пополнение книжного уголка книгой «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Альбом с иллюстрациями (презентация) «Дымковские игрушки»

Атрибуты с сюжетно – ролевой игре «Магазин игрушек»

Работа с родителями:

Папка – передвижка «Как приобщить детей к русской культуре»

13 марта

Работа с детьми

Беседа «Береги игрушки»

Цель:Воспитывать бережное отношение к игрушкам, повторить правила пользования игрушками, учить отвечать на вопросы полным предложением.

Рассматривание иллюстраций «Народные промыслы»

Цель:Познакомить детей с народными промыслами, учить отвечать на вопросы.

Подвижная хороводная игра «Мы веселые ребята»

Цель:Приобщать детей к истокам русской народной культуры; знакомить с народными играми; развивать двигательную активность.

Изобразительная деятельность. Лепка из соленого теста «Дымковская лошадка»

Цель:Продолжить знакомить с народным декоративно- прикладным искусством, развивать желание лепить игрушку своими руками, учить лепить лошадку комбинированным способом.

Пальчиковая игра «Соня – пастушок»

Цель:Развивать мелкую моторику рук, речь, память.

Музыкальная деятельность. Разучивание русской народной песенки «Вот уж зимушка проходит»

Цель:Развивать интерес к народному фольклору, формировать устойчивое слуховое внимание, умение петь хором.

Просмотр презентации «Народные игрушки»

Цель:Продолжить знакомить детей с народными промыслами, народными игрушками (дымковская, филимоновская, каргапольская, гродецкая и т. д.) учить отвечать на вопросы.

Сюжетно – ролевая игра «Путешествие в мир игрушек»

Цель:Упражнять в умении осуществлять игровые действия по речевой инструкции, распределять роли, действовать согласно принятой роли, формировать интерес к совместным играм

Чтение русской народной сказки «Лиса и журавль»

Цель:Формировать любовь к устному народному творчеству. Воспитывать интерес к фольклору, способствовать развитию памяти, связной речи.

Просмотр мультфильмов по мотивам русских народных сказок

Цель:Формировать интерес к мультфильмам по мотивам РНС, учить находить в них главную мысль.

Совершенствование предметно-развивающей среды:

Презентация «Русские народные игрушки»

Атрибуты к сюжетно – ролевой игре «Путешествие в мир игрушек»

Макет «Русская изба»

Работа с родителями:

Предложить родителям прослушать вместе с детьми русские народные песенки

16 марта

Работа с детьми

Беседа «Как можно играть с игрушками»

Цель:Воспитывать бережное отношение к игрушкам, развивать связную речь, память

Пальчиковая игра «Дымковская барышня»

Цель:Развивать мелкую моторику рук, речь, память

Дидактическая игра «Что лишнее?»

Цель:Закрепить знания детей о народных игрушках: деревянных и глиняных, об их отличии друг от друга

Русская народная хороводная игра «Заинька»

Цель:Приобщать детей к истокам русской народной культуры; знакомить с народными играми; развивать двигательную активность.

Ситуативный разговор «Наша – то хозяюшка»

Цель:Познакомить с новой прибауткой, закрепить умение пользоваться основными предметами домашней утвари

Раскрашивание раскрасок по теме «Народная игрушка»

Цель:Закрепить навык закрашивания рисунка, не выходя за границы, воспитывать аккуратность, усидчивость

Игра малой подвижности «У Маланьи у старушки»

Цель:Приобщать детей к истокам русской народной культуры; знакомить с народными играми; развивать двигательную активность.

Сюжетно – ролевая игра «Как котик в гости ходил»

Цель:Знакомить с обычаем ходить в гости с гостинцами, приобщать у русским традициям

Подвижная игра «Огуречик»

Цель:Приобщать детей к истокам русской народной культуры; знакомить с народными играми; развивать двигательную активность.

Совершенствование предметно-развивающей среды:

Раскраски «Матрешка», «Дымковские игрушки»

Атрибуты к игре «Как котик в гости ходил»

Работа с родителями:

Консультация «Роль родителей в возрождении русских традиций»

17 марта

Работа с детьми

Рассматривание иллюстраций «Русская народная утварь»

Цель:Знакомить с обстановкой и утварью русской избы, расширять кругозор

Отгадывание загадок по теме «Народная игрушка»

Цель:Формировать интерес к фольклору, способствовать развитию памяти, логического мышления, связной речи.

Дидактическая игра «Найди домик для матрешки»

Цель:Закрепить знание о народной игрушке – матрешке, закреплять умение выделять фигуры по величине и цвету

Речевая деятельность «Кукла в народном костюме»

Цель:Познакомить с бытом и традициями русского народа, рассказать о русском наводном костюме, познакомить с символикой в украшении костюма, расширять кругозор, развивать любознательность

Подвижная игра «Мороз Красный нос»

Цель:Приобщать детей к истокам русской народной культуры; знакомить с народными играми; развивать двигательную активность.

Чтение стихов о народных игрушках

Цель:Воспитывать интерес к чтению, развивать умение отвечать на вопросы о прочитанном полным ответом

Чтение и драматизация русской народной сказки «Каша из топора»

Цель:Воспитывать интерес к РНС, развивать умение передавать образ сказочного героя речью, движениями, жестами, мимикой, развивать творческий потенциал детей.

Дидактическая игра «Подбери узор»

Цель:Закрепить знания детей о дымковской, филимоновской и городецкой росписи

Изобразительная деятельность «Укрась сарафан, платок, кокошник»

Цель:Развивать умение создавать узоры на трафарете, раскрашивать рисунок, не выходя за границы, воспитывать аккуратность, усидчивость

Подвижная игра «Бабка Ежка»

Цель:Приобщать детей к истокам русской народной культуры; знакомить с народными играми; развивать двигательную активность.

Совершенствование предметно-развивающей среды:

Внесение куклы в народном костюме

Иллюстрации по теме «Русская утварь и русский быт»

Атрибуты для драматизации сказки «Каша из топора»

Трафареты для рисования

Работа с родителями:

Предложить родителям поиграть с детьми в русские народные подвижные игры

18 марта

Работа с детьми

Беседа «История Матрешки»

Цель:Уточнить и закрепить знания о русской народной игрушке, как изготавливается, кем и из чего.

Дидактическая игра «Угадай и назови сказку»

Цель:Закрепить знание русских народных сказок, героев, их отличительные признаки

Чтение РНС «Крошечка – Хаврошечка»

Цель:Формировать любовь к устному народному творчеству. Воспитывать интерес к фольклору, способствовать развитию памяти, связной речи.

Дидактическая игра «Придумай предложение»

Цель:Формировать умение составлять предложения со словом «игрушка», развивать диалогическую речь

Познавательная деятельность «Русский быт»

Цель:Приобщать детей к русской культуре; воспитывать интерес к жизни наших предков; закреплять знания о предметах быта, русском костюме, обычаях; познакомить детей с предметом русского быта: коромысло; приобщать детей к традиционной русской культуре на основе использования фольклора.

Подвижная игра «Ремешок»

Цель:Приобщать детей к истокам русской народной культуры; знакомить с народными играми; развивать двигательную активность.

Конструирование из бумаги «Ванька – встань-ка»

Цель:Формировать умение преобразовывать разные по величине полоски в кольца, учить приклеивать аккуратно к основной форме детали, развивать воображение, аккуратность.

Сюжетно – ролевая игра «Принимаем гостей»

Цель:Закрепить знание о традициях, русском гостеприимстве, продолжить формировать умение переносить знания в игровую среду

Дидактическая игра «Сложи разбитую тарелку»

Цель:Закреплять умение складывать целое из частей, познакомить с гжелью, развивать воображение и логику.

Подвижная игра «Горелки»

Цель:Приобщать детей к истокам русской народной культуры; знакомить с народными играми; развивать двигательную активность.

Совершенствование предметно-развивающей среды:

Атрибуты к сюжетно – ролевой игре «Принимаем гостей»

Пополнение книжного уголка РНС «Крошечка – Хаврошечка»

Разрезные картинки

Работа с родителями:

Предложить родителям принести экспонаты для минимузея «Русский быт»

19 марта

Работа с детьми

Беседа «Какую одежду носили мужчины и женщины на Руси?»

Цель:Стравить старинную одежду и современную, закрепить знания детей о русском народном костюме

Пальчиковая игра «Матрешка»

Цель:Развивать мелкую моторику рук, речь, память

Изобразительная деятельность «Роспись дымковского коня»

Цель:Формировать умение замечать и находить основные средства выразительности дымковской росписи: учить выделять элементы геометрического узора, развивать чувства ритма и цвета, интерес к народным промыслам

Речевая деятельность. Чтение художественной литературы. РНС «По щучьему веленью»

Цель:Побуждать понимать сюжет сказки, выделять главных героев, определять их поступки, анализировать их, воспитывать интерес к русскому народному устному творчеству

Подвижная игра «Сова»

Цель:Приобщать детей к истокам русской народной культуры; знакомить с народными играми; развивать двигательную активность.

Чтение сказки «Петушок и бобовое зернышко»

Цель:Повторить сказку, на примере героев повторить правила поведения за столом во время принятия пищи (не разговаривать, не торопиться, не баловаться и т. д.)

Сюжетно – ролевая игра «Мастерская игрушек»

Цель:Совершенствовать умение объединяться в игре в группы, распределять роли, выполнять игровые роли, переносить полученные знания в игровую среду.

Дидактическая игра «Угадай игрушку»

Цель:Закрепить знания о народных игрушках (дымковская, филимоновская, каргапольская, гродецкая и т. д.)

Чтение РНС «Хвосты»

Цель:Формировать любовь к устному народному творчеству. Воспитывать интерес к фольклору, способствовать развитию памяти, связной речи.

Совершенствование предметно-развивающей среды:

Иллюстрации русских народных костюмов

Атрибуты к сюжетно – ролевой игре «Мастерская игрушек»

Пополнение книжного уголка книгой «По щучьему велению»

Работа с родителями:

Попросить принести платки для девочек на развлечение.

20 марта

Работа с детьми

Беседа «Сказка ложь, да в ней намек добрым молодцам урок»

Цель:Учить понимать поступки персонажей, формировать понятие «взаимопомощь», совершенствовать себя через поступки героев, развивать эмоциональную отзывчивость, развивать связную речь.

Дидактическая игра «Угадай, что звучит»

Цель:Закрепить знания детей о русских народных музыкальных инструментах, развивать слуховое внимание.

Изобразительная деятельность. Аппликация из крупы «Матрешка»

Цель:Познакомить с нетрадиционной формой аппликации: аппликация крупой, развивать мелкую моторику рук, воспитывать аккуратность, усидчивость. Закрепить умение пользоваться клеем и кисточкой.

Подвижная игра «Каравай»

Цель:Приобщать детей к истокам русской народной культуры; знакомить с народными играми; развивать двигательную активность. Выявить симпатии в группе

Рассматривание иллюстрации «Теремок»

Цель:Познакомить с традиционными элементами русского дома: ставни, конек, наличники, крыльцо и т. д.

Прослушивание русских народных песенок

Цель:Формировать интерес к народному творчеству, формировать устойчивое слуховое внимание, чувство ритма

Просмотр мультфильма «По щучьему велению»

Цель:Формировать интерес к мультфильмам по мотивам РНС, учить находить в них главную мысль.

Дидактическая игра «Найди названный предмет»

Цель:Закреплять знания о предметах быта, русском костюме

Подвижная игра «Васька кот»

Цель:Приобщать детей к истокам русской народной культуры; знакомить с народными играми; развивать двигательную активность

Совершенствование предметно-развивающей среды:

Иллюстрации русской народной избы, терема

Пополнение фонотеки русскими народными песнями

Пополнение видеотеки мультфильмами по русским народным сказкам

Работа с родителями:

Фотоотчет о проведенном проекте.

3 этап.

Заключительный

Развлечение «Ярмарка народных игрушек»

Цель: закрепить знания о русском народно – прикладном творчестве, народной игрушке и народных играх.

Публикации по теме:

«Дымковская слобода» (коллективная композиция в старшей группе по теме «Народная игрушка»)«Дымковская слобода» (коллективная композиция в старшей группе по теме «Народная игрушка») Мир дымковской игрушки - это мир сказочно нарядных, красивых и выразительных по пластике фигурок животных, людей и птиц. "Дымковская слобода".

Фотоотчёт о проведении в младшей группе проекта «Народная игрушка»Фотоотчёт о проведении в младшей группе проекта «Народная игрушка» Народная игрушка имеет огромное значение в воспитании всесторонне развитого человека. Она самобытна, интересна; её история начинается в.

Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой во второй младшей группе «Русская народная сказка «Теремок» Коммуникация. Художественная литература. Тема: чтение русской народной сказки «Теремок». Цель: знакомить детей с устным народным творчеством.

Конспект НОД «Русская народная песня» в группе общеразвивающей направленности детей 6–7 лет НОД по теме «Русская народная песня» Задачи:Знакомить детей с песнями, хороводами, играми русского народа. Учить выразительно и эмоционально.

Мини-музей «Русская народная Игрушка»Мини-музей «Русская народная Игрушка» Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию.

Народная кукла — традиционная русская игрушка (фотоотчет)Народная кукла — традиционная русская игрушка (фотоотчет) Участвуя в конкурсе традиционной русской народной игрушки "Забытая старина" мы более тесно прикоснулись к русской истории, к народным традициям,.

Примерное планирование воспитательно-образовательной работы в первой младшей группе ДОУ на неделю «Народная игрушка» Дата: 9 января 2020 года День недели: четверг Тема недели «Народная игрушка» Индиви- дуальная работа Владимир К. Антон К. Физическое развитие:.

Проект «Матрешка — русская народная игрушка» Проект «Матрешка-русская народная игрушка» Вид проекта: краткосрочный, творческий, познавательный. Участники проекта: Дети, воспитатели,.

Проект «Русская изба» в рамках реализации «Народная культура и традиции. Дела давно минувших дней»Проект «Русская изба» в рамках реализации «Народная культура и традиции. Дела давно минувших дней» ПРОЕКТ: РУССКАЯ ИЗБА. В рамках реализации темы: «Народная культура и традиции. Дела давно минувших дней» Содержание Паспорт проекта Актуальность.

Русская народная игрушкаРусская народная игрушка "Есть у нас одна игрушка, Не лошадка, не Петрушка. Алый шёлковый платочек, Яркий сарафан в цветочек, Упирается рука в деревянные бока. А.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект в средней группе «Русская народная игрушка»
Опубликовано: 20 мая 2020 в 11:50
+37Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД