Лучший педагог года

Проект для работы с детьми старшего дошкольного возраста «Экологическая тропа»

ЕЛЕНА БЕЦА
Проект для работы с детьми старшего дошкольного возраста «Экологическая тропа»

Этапы реализации проекта :

В начале работы я определилась с целью и поставила задачи.

Цель: Создание благоприятных условий на территории детского сада по формированию экологической культуры воспитанников - совокупностей экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности.

Задачи:

Публикация «Проект для работы с детьми старшего дошкольного возраста „Экологическая тропа“» размещена в разделах

• Развивать у детей старшего дошкольного возраста экологические представления об объектах живой природы, условиях их роста, связях со средой обитания и сезонами.

Выработать навыки экологически грамотного и безопасного поведения.

• Развивать эстетические чувства (умение видеть и почувствовать красоту природы, восхищаться ею).

• Формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе; вовлекать детей в посильную для них деятельность по уходу за растениями и животными.

• Формировать стремление, желание передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках, поделках, рассказах и других творческих работах.

• Развивать познавательные процессы через наблюдения, активные формы работы с детьми в рамках образовательной деятельности с объектами экологической тропы.

Участники проекта :

• Воспитатель

• Дети старшей группы «Сказочный теремок»

• Родители

Этапы создания и оформления экологической тропы :

• Детальное обследование территории детского сада и выделение наиболее интересных объектов.

• Составление картосхемы тропинки с нанесением маршрута и всех ее объектов

• Выбор вместе с детьми хозяина тропы – сказочного персонажа.

• Составление паспорта всех точек тропинки.

• Изготовление выносных знаков, обозначающих каждую точку, а также знаков – поведение в природе.

• Составление методических рекомендаций (перспективный план на все возрастные группы по каждой точке) по работе с детьми на каждой точке.

Я включила в маршрут по экологической тропе разные виды деятельности:

познавательно-исследовательскую: в процессе наблюдений и экспериментирования у детей развивается познавательный интерес к объектам природы, наблюдательность;

• восприятие художественной литературы и фольклора, коммуникативную: читаем сказки и рассказы, которые связаны с конкретным объектом, загадываем загадки по теме;

изобразительную: рисуем и лепим вместе с детьми объекты экологической тропы;

конструирование: сооружаем домики для птиц и насекомых;

двигательную: проводим пальчиковые и подвижные игры;

игровую: организовываем сюжетно-ролевые игры;

элементарный бытовой труд: собираем вместе с детьми опавшие ветки, шишки, проводим экологические акции.

Видовые точки.

По экологической тропе дети проходят по видовым точкам в виде указателей. В состав экологической тропинки входят видовые точки, такие как:

«Стенд-план»

Отправной пункт – стенд-план. На нем схематично изображен маршрут экологической тропы с объектами. Он помогает дошкольникам ориентироваться на территории ДОУ, формирует представление о богатстве окружающего мира. Старшие дошкольники воспринимают местность в виде модели. Дети делятся на подгруппы и определяют свое местонахождение на плане.

«Старый пень»

Первая встреча. Согласно плану дети подходят к первому игровому объекту экологической тропы – старому пню. Около него они находят подсказку, куда идти дальше. Этот момент мотивирует их на дальнейшую деятельность. Объект интересен и прост. Если на участке срубили засохшее дерево, не спешите выкорчевывать пень – превратите его в сказочного героя.

«Цветник»

Дети не только ухаживают за цветами. Они наблюдают за насекомыми, которые прилетают собирать нектар, и жучками, которые ползают рядом. Воспитатель обсуждает с ними, чем питаются насекомые и для чего они собирают нектар.

Здесь можно прочитать рассказ С. Григорьева «Бабушкин садик» и предложить составить рассказ «Расскажи про любимый цветок», зарисовать цветы на клумбе, провести дыхательную гимнастику «Понюхай цветок», отгадать загадки о цветах, организовать сюжетно-ролевую игру «Цветовод».

«Метеостанция»

Это специально организованное место, где собрано оборудование для наблюдений за погодой, сезонными изменениями, суточными ритмами и т. д. (флажки, вертушки, мерная емкость, лупа). Опыты используются наряду с длительными наблюдениями в природе, в ходе которых дети могут обобщить некоторый объем знаний. В такой деятельности интенсивно развиваются мыслительные процессы детей.

«Лес»

В лесу дети знакомятся с хвойными и лиственными деревьями, кустарниками, сравнивают их, узнают о взаимосвязи живых объектах, устанавливать связи между состоянием дерева и условием среды, понаблюдают за насекомыми и птицами, живущими около растений.

«Муравейник»

Дети узнают, для чего и как муравьи строят муравейник, почему нельзя его разорять, рассматривают его схемы. Воспитатель рассказывает, чем питаются муравьи. Дети играют в игры, в ходе которых понимают, что у муравьев есть семья и обижать их нельзя. Дети учатся наблюдать не нанося вред живому.

«Лекарственные травы»

Этот объект знакомит детей с травянистыми растениями, их лечебными свойствами. С детьми можно побеседовать на темы: «Почему этот цветок так называют?», дыхательную гимнастику «Как пахнет цветочек?», организовать игровые упражнения: «Назови растение и расскажи о нем», «Найди растение по целебным свойствам», «Остановись у отгадки», «Каких растений здесь не может быть» и др. Они формируют правильное экоповедение: дошкольники приходят к выводу, что с незнакомыми травами нужно обращаться осторожно. Вместе с воспитателем дети поливают растения.

«Скворечник»

Наблюдения в течение года за этим объектом формируют целостную картину мира: дети узнают о богатстве животного и растительного мира летом и о том, как «засыпает» природа зимой. Можно рассказать детям, что скворечники нужны птицам, чтобы укрыться от дождя, устроить гнездо, вывести птенцов. Дошкольники наблюдают, как ведут себя птицы у кормушки, узнают, чем они питаются. Воспитатель разыгрывает с детьми ситуацию «Птичья семья», проводит игру «Птицы и птенчики». Дети приходят к выводу, что птенцов трогать нельзя, потому что их мама будет переживать. Дети подкармливают птиц. Прочитать детям стихотворения, сказки, рассказы о птицах, загадать загадки. Дети обсуждают, какие бывают птицы, как нужно о них заботиться. Затем в группе лепят для них угощения и строят домики. Общение с пернатыми всегда вызывает у дошкольников положительные эмоции.

«Место посиделок».

Это не просто место для отдыха детей. Здесь дошкольники играют в познавательные игры. Можно провести досуги на экологические темы, сюжетно-ролевые игры («Прогулка в лес с семьей» и др., беседы с детьми («Как вести себя на природе», «Можно ли рвать цветы и ветки без надобности?» и др., прочитать экологические сказки (Д. Мамин-Сибиряк «Про Комара Комаровича – длинный нос и про мохнатого Мишку – короткий хвост» и др.). Дети выполняют упражнения на расслабление.

«Старый пень» – вторая встреча.

В конце пути педагоги используют сюрпризный момент. Дошкольники возвращаются к «старому пню». Он рассказывает им интересную историю на экологическую тему, делает «лесной» подарок: шишки, листья, семена растений.

Формы и методы работы.

Экологическое образование постепенно становится важнейшим направлением в работе дошкольных учреждений. Один из путей повышения его эффективности состоит в использовании разнообразных форм и методов работы

• Образовательная деятельность по экологическому воспитанию

Экологические экскурсии.

• Уроки доброты.

• Опытно-экспериментальная деятельность.

Экологические кружки.

Экологические конкурсы.

• КВН, аукционы, марафон, викторина.

Экологические акции.

• Обсуждение и проигрывание ситуаций.

• Трудовой десант.

• Зеленый патруль.

• Клуб последователей природы.

• Лаборатория юного эколога.

• Составление экологических карт.

• Ведение «Панорамы добрых дел».

• Ведение календарей природы.

• Коллекционирование.

Экологические выставки и экспозиции.

Экологические музеи.

• День (неделя) экологического творчества.

Экологические праздники и фестивали.

Экологические игры (дидактические, имитационные, игры-моделирования экосистем, соревновательные, игры-путешествия и т. д.).

Экологические сказки.

Экологические тренинги.

• Инсценировки, театрализации и т. д.

Предполагаемые результаты:

1. У детей проявится ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы. Дети смогут различать живую природу (растения, грибы, животные, человек) и неживую природу (воздух, почва, вода). Ребята узнают особенности природы родного края.

2. Дети будут бережно относиться к природе, будут стремиться к правильному поведению по отношению к миру природы.

3. Дети овладеют навыками экологически безопасного поведения в природе.

4. У детей сформируется стремление к исследованию объектов природы, они научатся делать выводы, устанавливать причинно - следственны связи.

Конечный результат:

• Комплексная эколого-развивающая тропа, каждый компонент которой отвечает принципу функционального комфорта и основным этапам развития детской деятельности.

Используемая литература:

1. Горькова Л. Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников / Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова. – Москва: ВАКО, 2005. – 240с. – (Дошкольник : учим, развиваем, воспитываем).

2. Лопатина А. А. Сказки матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А. Лопатина, М. В. Скребцова. – 2-е изд. – Москва: Амрита-Русь 2008. – 256 с. – (Образование и творчество).

3. Николаева, С. Н. Экологическое воспитание в рамках Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования // Дошкольное воспитание. – 2014. - №5. – С. 14-18.

4. Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях: информационно-методические материалы, экологизация развивающей среды детского сада, разработки занятий по разделу «Мир природы», утренники, викторины, игры. – 2-е изд. Стереотип. / авт. -сост. О. Ф. Горбатенко. – Волгоград: Учитель, 2008. – 286с.

Публикации по теме:

Экологическая тропа как средство экологического образования детей дошкольного возраста Экологическое образование – это, прежде всего, общение с природой, без этого невозможно воспитать человека, способного жить в гармонии с.

Игра-квест по ПДД «Тропа безопасности» для детей старшего дошкольного возрастаИгра-квест по ПДД «Тропа безопасности» для детей старшего дошкольного возраста Цель: Формирование у детей старшего дошкольного возраста первоначальных знаний о правилах безопасного поведения во время катания на велосипеде.

Лэпбук «Осень» для работы с детьми старшего дошкольного возрастаЛэпбук «Осень» для работы с детьми старшего дошкольного возраста Лэпбук «Осень» Доброго времени суток посетители моей странички. Представляю вашему вниманию лэпбук "Осень". Данный лэпбук предназначен для.

Проект «Экологическая тропа» Проект «Экологическая тропа» Актуальность проекта Проблема экологического образования – одна из самых актуальных на сегодняшний день. Бережное.

Проект «Экологическая тропа» Проект «Экологическая тропа» Актуальность проекта Проблема экологического образования – одна из самых актуальных на сегодняшний день. Бережное.

Проект «Экологическая тропа» «Экологическая тропа как средство формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста» Воспитатель: Кудряшова Вероника Аркадьевна.

Проект «Экологическая тропа» в подготовительной группе Тема проекта: «Экологическая тропинка» (подготовительная группа «Подсолнушки») Разработали: Пузакова Л. Н. Торопина Т. А. МБДОУ № 56 2017.

Проект «Экологическая тропа на участке ДОУ»Проект «Экологическая тропа на участке ДОУ» Проект «Экологическая тропа участка группы «Звездочки» Экологическая тропа на участке детского сада Вид проекта: досугово-познавательный.

Проект «Экологическая тропа в детском саду» Проект «Экологическая тропа в детском саду «Мир, окружающий ребенка, - это,прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с.

Проект «Экологическая тропа в детском саду» Экологическая тропа – это специальный образовательный маршрут в природных условиях, где есть экологически значимые природные объекты. Экологическая.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект для работы с детьми старшего дошкольного возраста «Экологическая тропа»
Опубликовано: 12 января 2018 в 14:47
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД