МААМ-картинки

Профилактика оптической дисграфии у детей старшего дошкольного возраста

Наталья Кирилина
Профилактика оптической дисграфии у детей старшего дошкольного возраста

Изучение и коррекция специфических нарушений письменной речи у детей в настоящее время – одна из основных проблем учителей-логопедов и учителей начальных классов. С каждым годом в начальном звене увеличивается число детей дисграфиков и дислексиков, имеющих в связи со спецификой речевого расстройства серьезные трудности в усвоении школьной программы.

Публикация «Профилактика оптической дисграфии у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Оптическая дисграфия связана с трудностью зрительного различения буквенных знаков. В ее основе лежит несформированность зрительно-пространственных представлений в дошкольном возрасте, которые необходимо развить у ребенка для преодоления данного вида дисграфии.

Ошибки, характерные для оптической дисграфии :

- ребенок недописывает элементы букв;

- добавляет лишние элементы;

- неправильно располагает элементы букв в пространстве по отношению друг к другу;

- пишет зеркальное изображение букв.

Вопросу профилактики дисграфии необходимо уделять особое внимание, поскольку именно путь ее предупреждения должен стать самым основным в решении данной проблемы. Как отмечает Т. Г. Визель, уже в дошкольном возрасте по целому ряду признаков можно заранее предвидеть, кому из детей в дальнейшем «угрожает» появление дисграфии.

К методам профилактики оптической дисграфии относят :

формирование зрительного гнозиса:

- узнай предмет по контуру, недорисованные предметы, перечеркнутые изображения; выделить изображения, наложенные друг на друга; соотнести предметные картинки с геометрическими фигурами;

- дорисовать незаконченные контуры и симметричные изображения; составить разрезные картинки.

Для этого вида работ можно использовать пособие М. М. Евдокимовой «Волшебный карандаш».

формирование буквенного гнозиса:

- найди заданную букву среди других: игры «Найди букву», «Буква сломалась», «Выложи букву»;

- определить букву в неправильном положении; обвести контур буквы, заштриховать ее, «заполнить» букву точками, волнистыми и круговыми линиями, полуовалами, петлями; дописать букву; найти в тексте и подчеркнуть заданную букву;

- составить печатные буквы из разных элементов: счетных палочек, шнурка, пластмассовых пробок, каштанов, морских камешков, гороха, пластилина; использование сухих бассейнов, где внутри спрятаны пластмассовые буквы. Упражнения «Выложи букву», «Вылепи букву и придумай с ней слово», «Вырежи из частей и наклей».

Материал для данной работы можно найти в рабочих тетрадях серии «Школа для дошколят» : «Учимся писать», «Штриховка», тренажер-пропись «Готовим руку к письму», «Прописи буквы».

уточнение пространственного расположения букв:

- написать заданные буквы справа/ слева от вертикальной линии, найти букву в ряду похожих;

- реконструировать (преобразовывать) букву, дописать (достроить) недостающие элементы буквы;

- соотнести зрительный образ буквы с каким-либо сходным предметом, упражнять в тактильном ощупывание, узнавание рельефных букв, сделанных, из наждачной бумаги, картона, семян. Упражнения «Объемные буквы», «Узнай на ощупь», «На что похоже?».

Образцы разных видов рисунков, штриховок и заданий по конструированию можно взять из рабочей тетради Л. М. Граба «Развиваем графические навыки», а также из альбома упражнений О. С. Гомзяка «Я буду писать правильно» для детей с общим недоразвитием речи.

В каждом упражнении или задании для профилактики дисграфии должны быть предусмотрены следующие виды работы: заучивание стихотворений, отгадывание загадок. Рисование отгадок штрихом, в виде точечных, мозаичных рисунков, использование метода пластилинографии (рисование пластилином). Параллельно необходимо проводить работу по развитию мелкой моторики рук и графомоторных навыков у детей. Систематические занятия принесут положительный эффект и будут способствовать успешному обучению ребенка в школе.

Список литературы:

1. Крупенчук О. И. Учим буквы. - СПб. : Издательский дом «Литера», 2004.- 64с. : ил. - (Готовимся к школе).

2. Мазанова Е. В. Логопедия. Оптическая дисграфия. - М., 2007.- 124 с.

3. Якунина В. А. Логопедические упражнения для профилактики дисграфии // Логопед 2014. -№1. - С. 86-93.

Публикации по теме:

Конспект логопедического занятия по коррекции оптической дисграфии с учащимися 4 класса «Дифференциация оптически сходных букв п-т» Цель: Дифференциация оптических образов строчных букв п-т изолированно, в слогах, в словах,.

Конспект логопедического занятия по предупреждению аграмматической дисграфии у детей старшего дошкольного возраста (6 г. ж) Тема: Дифференциация предлогов В-НА на основе психологического метода сказкотерапиии. Цели: 1. Учить детей различать предлоги.

Консультация для родителей. Профилактика нарушения осанки для детей дошкольного возраста. Консультация для родителей. Профилактика нарушений осанки у дошкольников. Инструктор по физической культуре МБДОУ «Детский сад № 3» Авдеева.

Профилактика дисграфии у детей с ОНР Профилактика дисграфии у детей с ОНР Уважаемые родители! Сегодня мы с вами поговорим о ДИСГРАФИИ - это частичное специфическое нарушение.

Профилактика и коррекция плоскостопия у детей дошкольного возраста Знаете ли вы! Что распространение плоскостопия у детей ставит проблему профилактики и коррекции плоскостопия как одну из актуальных в.

Профилактика манипулятивного поведения у детей дошкольного возраста Манипуляция - наиболее распространенный вид человеческого общения. В словарях оно трактуется как акт влияния на людей, управления ими с.

Профилактика оптической дисграфии и дислексии у старших дошкольников, имеющих нарушения речи В настоящее время, по данным Министерства здравоохранения РФ, 85% детей дошкольного и школьного возраста нуждаются в медицинской, психологической.

Консультация для родителей «Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста» МАДОУ «Детский сад «Непоседы» с. Бокино воспитатель Воронова Татьяна Алексеевна «Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста».

Рекомендации для родителей «Профилактика нарушений осанки у детей дошкольного возраста»Рекомендации для родителей «Профилактика нарушений осанки у детей дошкольного возраста» К профилактическим мероприятием, которыми родители должны обеспечить своим детям, относится: 1. Сбалансированное питание: 2. Частое прибывание.

Занятие по развитию зрительно-пространственного восприятия и профилактики дислексии, и дисграфии у детей дошкольного возраста Цели: - Развивать общую и речевую моторику. Координировать речь с движением. - Продолжать развивать мелодический, тембровый, динамический,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Профилактика оптической дисграфии у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 22 мая 2016 в 17:47
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД