Получи документы

Программа «Комфорт лого» как универсальная методика коррекции и развития адаптационных возможностей школьников с ОВЗ

Гребенщикова Ольга
Программа «Комфорт лого» как универсальная методика коррекции и развития адаптационных возможностей школьников с ОВЗ

ПРОГРАММА «КОМФОРТ ЛОГО» КАК УНИВЕРСАЛЬНАЯ МЕТОДИКА КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИЯ АДАПТАЦИОННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ

Компьютерные технологии уверенно вошли в педагогический процесс современной школы. Не остались в стороне и дети с ограниченными возможностями здоровья, ведь им, как никому другому, требуется особое внимание педагога. Анализируя огромное количество современных информационных технологий, коллектив нашей школы отдаёт предпочтение тем программам, которые имеют в себе как дидактическую направленность, так и медицинскую, ведь обучающимися нашей школы – интерната являются дети с ОВЗ. Одной из таких программ - является логотерапевтическая, психокоррекционная программа «Комфорт ЛОГО». Она позволяет корригировать и развивать адаптационные возможности организма человека. В основу неё положен метод функционального биоуправления (ФБУ, основанный на использовании биологической обратной связи (БОС). Данная методика предполагает, что с помощью компьютера и сигналов внешней обратной связи, отрабатываемого диафрагмально - релаксационного дыхания, а также инструкций педагога, ребенок формирует новые, здоровые навыки дыхания, артикуляции, уверенного речевого поведения. Для воспитанников с речевой патологией, а их у нас подавляющее большинство, эта работа особенно актуальна. Так, по результатам диагностического обследования обучающихся нашей школы – интерната, все дети имеют системное недоразвитие речи, обусловленное умственной отсталостью или ЗПР. 100% воспитанников имеют ключичное (поверхностное) речевое дыхание, невыразительную речь, практически такой же показатель детей, имеющих короткий речевой выдох, у 15% детей речь на вдохе.

Публикация «Программа „Комфорт лого“ как универсальная методика коррекции и развития адаптационных возможностей школьников с ОВЗ» размещена в разделах

Оборудование для данной программы, представленное Санкт – Петербургской научно – производственной фирмой «Амалтея», в нашем образовательном учреждении появилось не так давно, и для его успешного освоения нам самим пришлось учиться правильному диафрагмальному и речевому дыханию, что не всегда получалось с первого раза. Поэтому, понимая, что трудности в работе с детьми неизбежны, мы варьировали уровни сложности предлагаемых заданий и использовали разные режимы, имеющиеся в программе, Подробнее я остановлюсь на режиме «Лого», который включает в себя работу по формированию, развитию, коррекции и тренингу новых навыков артикуляции, фонации, речевого дыхания. Работа с программой «Комфорт ЛОГО» проводится наряду с традиционной логопедической работой. Условно коррекционный курс можно разделить на четыре этапа:

«I. Диагностический этап.

Для проведения данного этапа в программе заложен специальный диагностический режим, с помощью которого оценивается функциональное состояние организма ребенка. В диагностике также используются традиционные логопедические тесты и наблюдения.

II. Этап формирования нового устойчивого навыка диафрагмального дыхания с удлиненным, плавным выдохом, который делится на подэтапы:

1) обучение навыку диафрагмального дыхания (под контролем педагога или самого ребенка, без использования компьютера).

2) выработка нового навыка диафрагмального дыхания с внешней обратной связью (с использованием датчиков и компьютера).

3) формирование нового навыка диафрагмального дыхания с удлиненным, плавным выдохом с внешней обратной связью.

Ш. Этап формирования нового динамического стереотипа речевого диафрагмального дыхания, речи и речевого поведения: выработка новых навыков артикуляции, голосообразования, речевого дыхания, дикции, свободной и без избыточных психофизиологических затрат речи и уверенного речевого поведения с использованием внешней обратной связи.

IV. Заключительный этап. Период закрепления в свободной речи». [2]

На занятиях используются различные виды обратной связи. Самыми интересными из них являются «Игры-Анимации» такие как, например: игра «Бабочка», «Кексы». Сигнал обратной связи здесь представлен игровым мультипликационным сюжетом. Используя средства мультипликации, в процесс коррекции речевых нарушений вносятся игровые моменты, что повышает эффективность образовательного процесса. Занятия на компьютере в школе - интернате проводятся 1 раз в неделю, продолжительность в каждой возрастной группе соответствует нормам СанПин. В течение коррекционного курса, проводимого у детей по программе «Комфорт ЛОГО», параллельно проводится работа по формированию артикуляционных укладов, постановке звуков, развитию фонематического восприятия.

Систематическое и последовательное использование обучающей программы в процессе занятий позволяет значительно улучшить качество речевого дыхания (выдох стал более длительным, плавным и равномерным, исчезло придыхание, фонации (устранилась твердая атака голоса, артикуляции (стала более пластичной, четкой и координированной). Сократилось время на формирование и развитие высших психических функций: внимания, памяти, словесно-логического мышления, эмоционально-волевой сферы. Дети овладевают новым способом, более простым и быстрым, получения и обработки информации, меняется отношение к компьютеру: не только поиграть, но и получить знания, выполнить упражнения. Это вызывает у детей эмоциональную и интеллектуальную готовность к дальнейшему развитию умственных и творческих способностей. Таким образом, применение компьютерных технологий становится ещё одним эффективным способом как формирования правильной речи, коррекции её недостатков, так и развитием адаптационных возможностей организма школьников с ОВЗ.

Литература:

1. Вовк О. Н. Адаптивная саморегуляция дыхания, артикуляции, голосообразования, речи, поведения и психоэмоционального состояния человека по кардиореспираторным параметрам / О. Н. Вовк. – Санкт – Петербург: НПФ «Амалтея», 2010. – 89 с.

2. Диагностика и коррекция психофизиологического состояния / Методическое пособие. - Санкт – Петербург: НПФ «Амалтея», 2004. – 108 с.

3. Новикова Е. Л. Здоровьесберегающая технология формирования правильного речевого дыхания у детей с ОНР 6 лет / Е. Л. Новикова. – Москва: Дошкольная педагогика, 2007. - № 1. – 7 с. – 512 с.

Публикации по теме:

Нетрадиционная техника рисования с детьми с ОВЗ как средство развития творческих способностей детейНетрадиционная техника рисования с детьми с ОВЗ как средство развития творческих способностей детей Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Чем разнообразнее детская.

Аппликация как средство развития творческих способностей у детей с ОВЗАппликация как средство развития творческих способностей у детей с ОВЗ Дети с ОВЗ проявляют большой интерес к продуктивным видам деятельности, и аппликация всегда, вызывает интерес и оживление у ребёнка.

Дидактическая игра как средство развития и коррекции речи у детей в дошкольном возрасте Дидактическая игра как средство развития и коррекции речи у детей в дошкольном возрастеИгра является основным видом деятельности ребенка.

Кинезиологические упражнения — гимнастика мозга как средство коррекции и развития интеллектуальных возможностей детей с ОВЗ Методическая разработка: «Кинезиологические упражнения - гимнастика мозга как средство коррекции и развития интеллектуальных возможностей.

Консультация «Игра как приоритетная форма развития дошкольников и младших школьников» Игра, как приоритетная форма развития дошкольников и младших школьников. Уникален мир Детства! У него своя лексика, свой фольклор, свои.

Криотерапия как средство развития мелкой моторики детей с ОВЗ Одна из важнейших задач коррекционной педагогики — повышение эффективности педагогического воздействия на детей с особыми образовательными.

Мультипликационная студия «Пластилиновая ворона» как фактор развития потенциальных возможностей у дошкольников В нашем детском саду на протяжении 5 лет реализуется проект «Мультипликационная студия «Пластилиновая ворона», как фактор развития потенциальных.

Патриотическое воспитание младших школьников как часть духовно-нравственного развития Аннотация. В статье идет речь о традиции патриотического воспитания как важного компонента духовно-нравственной культуры личности младшего.

Педагогические чтения на тему: «Использование технологии М. Монтессори как условие развития детей с ОВЗ» муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение – детский сад № 8 комбинированного вида г. Татарска ДОКЛАД для участия.

Проект «Преемственность между начальной и средней ступенями обучения как условие успешности и развития школьников» Актуальность На современном этапе развития образования традиционный подход к вопросу преемственности между начальным и основным этапами.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа «Комфорт лого» как универсальная методика коррекции и развития адаптационных возможностей школьников с ОВЗ
Опубликовано: 10 октября 2017 в 18:17
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД