Получи документы

Программа коррекционной работы в старшей группе с ОНР III уровня

Ирина Шабалина
Программа коррекционной работы в старшей группе с ОНР III уровня

Программа коррекционной работы

(старшая группа, первый год обучения, ОНР III уровня)

Цель: компенсация и коррекция отклонений в развитии ребенка старшего возраста с общим недоразвитием речи III ур.

Программ направлена на :

1. Развитие просодической стороны речи;

Публикация «Программа коррекционной работы в старшей группе с ОНР III уровня» размещена в разделах

2. Развитие фонематического восприятия, навыков элементарного языкового анализа и синтеза;

3. Формирование правильного звукопроизношения;

4. Развитие словарного запаса;

5. Развитие грамматического строя речи;

6. Развитие связной речи;

Коррекционная программа разработана для реализации в группе комбинированной направленности.

Планируемые результаты (целевые ориентиры) :

1. Развитие просодической стороны речи:

Объем дыхания достаточный, продолжительность выдоха нормальная. Сила голоса и модуляция в норме. Темп и ритм речи, паузация нормальные. Ребенок употребляет основные виды интонации.

2. Развитие фонематического восприятия, навыков элементарного языкового анализа и синтеза:

Ребенок без ошибок повторяет слоги с оппозиционными звуками, без ошибок дифференцирует как оппозиционные звуки, не смешиваемые в произношении, так и смешиваемые в произношении; выделяет начальный ударный гласный из слов, у него сформированы навыки фонематического анализа и синтеза, слогового анализа слов, анализа простых предложений.

3. Формирование правильного звукопроизношения:

У ребенка закреплено правильное произношение звуков в игровой и свободной речевой деятельности. Сформированы правильные уклады шипящих, аффрикат, йотированных и сонорных звуков, автоматизированы поставленные звуки в свободной речевой и игровой деятельности.

4. Развитие словарного запаса:

Пассивный словарь ребенка соответствует возрастной норме; ребенок может показать по просьбе взрослого несколько предметов или объектов, относящихся к одному понятию; показать на предложенных картинках названные взрослым действия; показать по картинкам предметы определенной геометрической формы, обладающие определенными свойствами; уровень развития экспрессивного словаря соответствует возрасту; ребенок безошибочно называет по картинкам предложенные предметы, части тела и предметов; обобщает предметы и объекты, изображенные на картинке; не допускает ошибок при назывании действий, изображенных на картинках; называет основные и оттеночные цвета, называет форму указанных предметов;

5. Развитие грамматического строя речи:

Ребенок понимает различные формы словоизменения; понимает предложно-падежные конструкции с простыми предлогами, уменьшительно-ласкательные суффиксы существительных, дифференцирует формы единственного и множественного числа глаголов, глаголы с приставками; понимает смысл отельных предложений, хорошо понимает связную речь; уровень развития грамматического строя речи практически соответствует возрастной норме; ребенок правильно употребляет имена существительные в именительном падеже единственного и множественного числа, имена существительные в косвенных падежах; имена существительные множественного числа в родительном падеже; согласовывает прилагательные с существительными единственного числа; без ошибок употребляет предложно-падежные конструкции; согласовывает числительные 2 и 5 с существительными; образовывает существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами и названия детенышей животных;

6. Развитие связной речи:

Уровень развития связной речи практически соответствует возрастной норме; без помощи взрослого пересказывает небольшой текст с опорой на картинки, по предложенному или коллективно составленному плану; составляет описательный рассказ по данному или коллективно составленному плану; составляет рассказ по картине по данному или коллективно составленному плану; знает и умеет выразительно рассказывать стихи; не нарушает звуконаполняемость и слоговую структуру слов.

Система оценки достижения планируемых результатов:

-первичная диагностика;

-текущий мониторинг;

-итоговая диагностика.

Первичная и итоговая диагностика проводится на индивидуальных логопедических занятиях по протоколу логопедического обследования, затем заполняется логопедическое представление и составляется индивидуальный план.

Текущий мониторинг проводится методом наблюдения, отражается в тетради взаимодействия логопеда и воспитателя в виде рекомендаций и упражнений.

Рекомендуемые специалисты Вид занятия Формы работы Режим

Учитель-логопед Развитие артикуляционной моторики: нормализация мышечного тонуса, удержание статических поз, активизация движений речевого аппарата, подготовка его к формированию сонорных звуков. Индивидуальные Индивидуальные занятия – 20 минут Подгрупповые занятия- 25 минут.

Подгрупповые - 2 занятия в неделю, Индивидуальные 4 занятия в неделю.

Развитие просодики:

1. Развитие правильного речевого дыхания и длительного речевого выдоха.

2. Закрепление навыка мягкого голосоведения.

3. Воспитание умеренного темпа речи по подражанию педагогу и в упражнениях на координацию речи с движением.

4. Развитие ритмичности речи, ее интонационной выразительности, модуляции голоса в специальных игровых упражнениях. Индивидуальные

Развитие фонематического восприятия, навыков дифференциации речевых звуков разных групп :

1. Развитие умения выделять звук из ряда звуков на слух.

2. Развитие умения выделять звук на фоне слога на слух.

3. Развитие умения определять наличие звука в слове на слух.

4. Развитие умения выделять слова с заданным звуком из предложения.

5. Развитие умения сопоставлять смешиваемые звуки. Индивидуальные/подгрупповые

Коррекция звукопроизношения.

1. Закрепление правильного произношения шипящих звуков в игровой и свободной речевой деятельности.

2. Активизация движений речевого аппарата, подготовка его к формированию сонорных звуков.

3. Формирование правильных укладов сонорных звуков, автоматизация поставленных звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, потешках, текстах, в свободной речевой и игровой деятельности. Индивидуальные

Расширение словарного запаса:

1. Уточнение и расширение запаса представлений и обеспечение перехода от накопленных представлений и пассивного речевого

запаса к активному использованию речевых средств.

2. Расширение объема правильно произносимых существительных — названий предметов, объектов, их частей; названий природных явлений;

Обучение группировке предметов по признакам их соотнесенности и на этой основе развитие понимания

обобщающего значения слов, формирование родовых и видовых

обобщающих понятий;

4. Расширение глагольного словаря на основе работы по усвоению понимания действий, выраженных приставочными глаголами; личных и возвратных глаголов;

5. Обогащение активного словаря относительными прилагательными со значением соотнесенности с продуктами питания, растениями, материалами;

6. Обеспечение понимания и использования в речи слов-антонимов;

7Расширение понимания значения простых предлогов и активизация их в речи;

8. Расширение экспрессивной речи притяжательными местоимениями и указательными наречиями, количественными и порядковыми числительными;

9.3акрепление в речи понятия слово и умения оперировать им. Индивидуальные/подгрупповые

Развитие понимания и использования логико-грамматических конструкций, предложно-падежных форм построения предложений:

1. Развитие навыков образования и практического использования

в активной речи форм единственного и множественного числа

имен существительных, глаголов настоящего времени

(убирает — убирают, глаголов прошедшего времени (собирал

— собирала — собирали).

2. Совершенствование навыка образования и употребления

существительных в косвенных падежах без предлога и с

некоторыми простыми предлогами (куклы, кукле, куклой, на

кукле; мяч, по мячу, мячом, на мяче

3. Совершенствование умения образовывать и использовать в

экспрессивной речи существительные с уменьшительно-ласкательными

суффиксами (кофточка, носочек, деревце, свитерок).

4. Совершенствование навыков образования и использования в

экспрессивной речи глаголов с различными приставками

(насыпать, высыпать, посыпать).

5. Формирование навыка образования и использования в речи

относительных прилагательных (дубовый, грушевый, клюквенный, шерстяной, кожаный).

6. Формирование умения пользоваться несклоняемыми существительными (пальто, кофе, какао).

7. Совершенствование навыка согласования и использования в

речи прилагательных и числительных с существительными в роде, числе, падеже.

8. Обучение составлению простых предложений по вопросам, по

демонстрации действий, по картине и согласованию слов в предложении. Совершенствование навыка распространения простого нераспространенного предложения однородными членами. Индивидуальные/подгрупповые

Развитие связной речи:

1. Совершенствование умения вслушиваться в обращенную речь,

понимать ее содержание, слышать ошибки в чужой и своей речи.

2. Дальнейшее совершенствование умения отвечать на вопросы,

задавать вопросы, вести диалог, занимать активную позицию в диалоге. Стимуляция собственных высказываний детей -

вопросов, ответов, реплик, являющихся основой

познавательного общения.

3. Совершенствование умения составлять рассказы-описания о

предметах и объектах по предложенному плану, навыка

связного рассказывания по серии сюжетных картинок и по сюжетной картине.

4. Совершенствование навыка пересказа хорошо знакомых

сказок («Теремок», «Кот, Петух и Лиса») и коротких текстов со зрительной опорой и с

небольшой помощью педагога.

5. Дальнейшее совершенствование умения составлять рассказы-описания, загадки-описания о предметах и объектах по

предложенному плану, навыка связного рассказывания по серии

сюжетных картинок и по сюжетной картине. Формирование умения отражать логическую и эмоциональную последовательность событий в рассказе, взаимосвязь его

отдельных частей.

6. Формирование умения понимать свои чувства и чувства других людей и рассказывать об этом. Индивидуальные/подгрупповые

Формирование элементарного языкового анализа и синтеза.

Закрепление понятий звук, гласный звук, согласный звук.

Формирование понятия звонкий согласный звук, глухой

согласный звук, мягкий согласный звук, твердый согласный

звук.

2. Совершенствование умения различать на слух гласные звуки [а] [y] [о][и], выделять их из ряда звуков, из слова (начальная

ударная позиция, подбирать слова на заданный гласный звук;

различать гласные и согласные звуки.

3. Формирование умения различать на слух согласные звуки по признакам: глухость-звонкость, твердость-мягкость: [б]-[п], [п]-[п’], [б]-[б’], [б’-п’], [д]-[т], [т]-[т’], [д]-[д’1, |д’]-[г], [г]-[к], [к]-[к ’], [г]-[г’1, [г’]-[к’]) [в]-[ф], [ф]-[ф’], [в]—[в], [в’]-[ф’] ,[с]—[с], [3]—[3’] [с]— [з], [с’]- [з’] в ряду звуков, слогов, слов.

5. Совершенствование навыка анализа и синтеза закрытых и открытых слогов, слов из трех звуков (ах, хо, фи, усы, сом). Индивидуальные/подгрупповые

Педагог-психолог Развитие психических процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления;

Развитие мелкой моторики.

Развитие эмоционально-волевой и регулятивной сферы.

Формы:

-психогимнастика, пальчиковые упражнения;

- игры, упражнения и задания на развитие слухового восприятия (игры с песком);

- игры, упражнения и задания на развитие мышления (игры с песком);

- игры и задания на развитие зрительного восприятия и внимания;

- игры и задания на развитие мелкой моторики,

- игры и задания на развитие произвольности.

Индивидуальные/подгрупповые

Формы и методы

психолого - медико - педагогической

помощи

1. Создание ситуаций, стимулирующих речевую активность, речевой самоконтроль, познавательный интерес, соблюдение точных правил, границ в деятельности и поведении;

2. Контроля за образовательной деятельностью ребенка, ее планированием, организацией и результатами;

3. Опора на различные анализаторы (слуховой, зрительный, тактильный) при работе с ребенком;

4. Использование приемов логоритмики;

5. Установление правил поведения и гибкой системы поощрений и наказаний;

6. Учет темпа деятельности и работоспособности ребенка в образовательном процессе;

7. Использование приемов, требующих двигательной активности ребенка (действия с мячом, элементы логоритмики, работа у доски и др.);

8. Требования, предъявляемые к ребенку - конкретные, четкие и выполнимые, избегать заниженных либо завышенных требований;

9. Использование опорных алгоритмов при выполнении заданий;

10. Систематический характер занятий с учетом смены деятельности: чередование умственной нагрузки и отдыха, проведение динамических пауз;

11. Закрепление знаний, умений и навыков, полученных на коррекционно-развивающих занятиях, в условиях семьи;

12. Контроль динамики развития и усвоения программы посредством психолого-педагогического консилиума образовательной организации.

Взаимодействие участников коррекционно-развивающего процесса

Взаимодействие с воспитателями:

1. обсуждение и выбор форм, методов и приемов коррекционно-развивающей работы;

2. взаимопосещение и участие в интегрированной образовательной деятельности;

3. еженедельные задания воспитателям;

4. Работа по речевому развитию детей проводится и в нерегламентированной деятельности воспитателей: на прогулках, в вечерние и утренние часы, а также занятиях по труду, изобразительной деятельности, конструированию, ознакомлению с окружающим миром.

Взаимосвязь в работе с медицинским персоналом:

Работа с медицинскими картами детей, поступающих в МБДОУ для сбора анамнеза с целью ранней диагностики и отбора детей в группы с нарушениями речи.

Взаимосвязь в работе с педагогом-психологом:

1. Обсуждение и выбор форм, методов и приемов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуально-психологических особенностей ;

2. Взаимопосещение и участие в интегрированной образовательной деятельности;

3. Организация на занятиях психогимнастики. Снижение эмоционального напряжения через разные виды деятельности.

4. Развитие психических процессов: внимания, памяти, восприятия,

логического мышления через различные формы занятий.

Взаимодействие с семьями воспитанников

1. Тематические родительские собрания, мастер- классы, «круглые столы»;

2. Систему методических рекомендаций. Эти рекомендации родители получают в устной и письменной формах (консультации, индивидуальные задания);

3. Стенды «Уголок логопеда», «Уголок психолога», сайт МБДОУ, которые постоянно пополняются новым материалом;

4. Ведение логопедом и воспитателем информационно-консультативных групп в Viber, WhatsApp.

Публикации по теме:

Фотоотчёт по проекту «Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями по проведению коррекционной работы с детьми»Фотоотчёт по проекту «Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями по проведению коррекционной работы с детьми» В предыдущей работе я предложила Вашему вниманию проект. Наш детский сад посещают дети с особенностями в развитии. Трудно начинать работать.

Конкурсная программа «Моя мамочка и я — пара музыкальная» к Дню матери в старшей группе Под веселую музыку входят в зал дети и останавливаются полукругом, входят мамы и под аплодисменты детей рассаживаются на свои места по кругу,.

Конспект интегрированной коррекционной НОД для детей с ТНР в старшей группе «Полет на Марс» Разработали: Таразова И. И., педагог-психолог Мусагитова Л. В., учитель-логопед Задачи: Образовательные: • обогащать словарный запас; • расширять.

Критерии оценки БУД по воспитательным блокам воспитанников среднего звена и план индивидуальной коррекционной работы Добрый день, уважаемые коллеги! Очень часто мне задают вопрос: «По каким критериям вы отслеживаете базовые учебные действия?». Поэтому сегодня.

Нетрадиционные приёмы логопедической коррекционной работы с детьмиНетрадиционные приёмы логопедической коррекционной работы с детьми Различные нарушения речи у детей с ОВЗ встречаются чаще, чем у здоровых сверстников. У значительной части детей с ОВЗ присутствует дизартрический.

Конспект НОД детей с ОНР III уровня в подготовительной к школе группе «Что такое доброта?»Конспект НОД детей с ОНР III уровня в подготовительной к школе группе «Что такое доброта?» Уважаемые коллеги, доброго времени суток! Предлагаю Вашему вниманию конспект непосредственно образовательной деятельности детей с ОНР III.

Отчет о проведенных мероприятиях по обмену опытом коррекционной работы 24 марта 2016 года на базе МКДОУ № 9 к/в г. Ефремова Тульской обл. прошли мероприятия: семинар по теме: «Взаимодействие учителя-логопеда.

Презентация проекта «Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями по проведению коррекционной работы с детьми»Презентация проекта «Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями по проведению коррекционной работы с детьми» Моя презентация проекта называется «Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями по проведению коррекционной работы с детьми» Какими.

Проект «Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями по проведению коррекционной работы с детьми» Проект «Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями по проведению коррекционной работы с детьми» ЦЕЛЬ: Приобщение родителей к развитию.

Консультация «Этапы коррекционной работы с безречевыми детьми»Консультация «Этапы коррекционной работы с безречевыми детьми» Уровень речи, который есть у этих детей - вокализации, звукоподражания и звукокомплексы, эмоциональные восклицания, даже отдельные нечетко.

Автор публикации:
Программа коррекционной работы в старшей группе с ОНР III уровня
Опубликовано: 28 февраля 2021 в 19:00
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД