Программа воспитания толерантности для детей старшего дошкольного возраста «И мир добрее станет»

Наталья Хорошун
Программа воспитания толерантности для детей старшего дошкольного возраста «И мир добрее станет»

I. Пояснительная записка

Актуальность.

В настоящее время часто возникают дискуссии о толерантном мире, так назы-ваемом мире без насилия и жестокости, в котором главной ценностью является единственная в своём роде и неприкосновенная человеческая личность. Но мало произносить красивые слова, толерантность нужно воспитывать, путем развития хороших привычек, манер, культуры межличностного общения, искусства жить в мире непохожих людей… В нашем детском саду, как и во многих других в наше время, вместе воспитываются дети разных национальностей. Мы стараемся сделать наш детский сад действительно добрым, теплым, светлым для всех, кто по тем или иным причинам приехал в него и живет вместе с нами. Основы толерантности за-кладываются у дошкольников в процессе работы на НОД, во время досугов, в самостоятельной игровой деятельности, всевозможных экскурсий. Это огромная каждодневная, системная работа педагогов.

В законе РФ "Об образовании" говорится: "Гуманистический характер обра-зования, приоритет общечеловеческих ценностей. " (ст. "Принципы государствен-ной политики в области образования"). Аналогичные задачи мы находим в Госу-дарственной концепции дошкольного воспитания: "В дошкольном детстве ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис, соответствующий общечелове-ческим духовным ценностям". И далее: "Становление базиса личностной культуры означает, что ребенок приобщается именно к общим, не переходящим человеческим ценностям, а не к тому, что может представляться ценным некоторому кругу людей в некотором регионе и в некоторые моменты времени, приобщается к универсаль-ным (всеобщим) средствам жизнедеятельности людей".

Дошкольное детство — это время достижений и проблем не только одного маленького человечка, но и всего общества в целом. В этом возрасте происходит формирование у детей навыков уважительного и доброжелательного поведения во время взаимоотношений с представителями разных культур, умение воспринимать окружающее как результат сотрудничества людей разных национальностей, разно-го этнического происхождения. Они положительно влияют на человека, преобра-жают его, возвышают, возвращают в более гармоничное состояние.

В решении задач формирования толерантности особая роль отведена до-школьному образованию и воспитанию как начальному этапу в нравственном раз-витии ребенка. Период дошкольного детства очень важен для развития личности ребенка: на протяжении всего дошкольного периода интенсивно развиваются пси-хические функции, формируются сложные виды деятельности, закладываются осно-вы познавательных способностей.

Формирование толерантности целесообразно начинать со старшего дошколь-ного возраста, так как, именно этот возраст является сенситивным для воспитания нравственности и толерантности, именно в этом возрасте закладывается фундамент для дальнейшего развития личности ребенка.

В формировании толерантности у дошкольников необходимо опираться на игровые методы воспитания, так как игра является основным видом деятельности детей дошкольного возраста.

Одним из важных звеньев по воспитанию основ толерантности у дошкольни-ков является взаимодействие педагогов и родителей детей. Значение семьи в фор-мировании толерантного сознания и поведения ребенка трудно переоценить. Роди-тели являются первыми и основными воспитателями детей, и невозможно сформи-ровать толерантность у ребенка, как и любое другое качество, если они не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы. Атмосфера отношений в семье, стиль взаимодействия между родителями, между родственниками, детьми суще-ственно влияют на формирование толерантности у ребенка. В основе взаимодей-ствия педагогов и родителей лежат принципы взаимного доверия и уважения, вза-имной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу. Работа воспитателей с родителями по формированию толерантности у детей долж-на проводиться с учетом особенности семьи и семейных взаимоотношений.

Наша Россия – это многонациональная страна. Издавна на ее территории проживает множество народов, каждый из которых по–своему самобытен и имеет богатые традиции. Тысячелетний опыт совместного проживания на российских просторах обобщен и зафиксирован в фольклоре. В многочисленных хрестоматиях для дошкольников показан огромный нравственный потенциал фольклора народов России, на примере сказок и пословиц демонстрируются богатые педагогические возможности народной мудрости по воспитанию в детях чувства дружбы, миролю-бия, взаимопомощи, добрососедства, по обучению правилам человеческого обще-жития, раскрывается роль фольклора в деле воспитания у дошкольников толерант-ности. На страницах хрестоматийных книг подробно рассказывается о народах, населяющих территорию России: о русских, о народах юга и севера Европейской части России, Северного Кавказа, Поволжья, Урала, Севера, Сибири, Дальнего Во-стока. Эти богатые источники информации активно используются педагогами в нашем детском саду для воспитания дружбы и взаимопонимания между детьми разных национальностей.

Для того чтобы работа по воспитанию толерантности у дошкольников была плодотворной, необходимо задействовать большой спектр мероприятий и разных видов деятельности дошкольников:

1) проведение праздников, и других массовых форм, с целью знакомства детей с культурой и традициями своего народа и народов мира; б) театрализованную деятельность дошкольников по сценариям, в основе которых сказки народов мира;

2) сюжетно-ролевые игры дошкольников, основной целью которых является освоение и практическое применение детьми способов толерантного взаимодей-ствия;

3) русские народные подвижные игры, такие как “Гори, гори ясно”, “Бояре” и другие;

4) проведение русских народных праздников, например таких как “Масленица, “Рождество” в соответствии с народным календарем;

5) изучение народных праздников ближайших стран-соседей, скандинавских народных праздников; праздников народов Востока и мусульманских стран;

6) знакомство детей с традициями народов разных стран;

7) с традициями празднования Нового Года, 1 мая, 1 апреля в разных странах;

8) игры-занятия, созданных на материалах различных сказок, с целью решения проблем межличностного взаимодействия в сказочных ситуациях;

9)сочинение сказок и историй самими детьми; инсценировки сказок.

Основной целью программы является обеспечение условий для формирова-ния у детей старшего дошкольного возраста толерантности в воспитательно-образовательном процессе

Программа «И мир добрее станет» направлена на развитие умения управлять своим поведением, эмоциями, общением и включает когнитивный (информирование по вопросам толерантности и повышение психологической культуры, эмоциональ-но-волевой, аффективный (самосовершенствование коммуникативных навыков с по-зиции толерантного взаимодействия и развитие умений эмоциональной саморегу-ляции в процессе общения и деятельности) и поведенческий (развитие толерантных качеств) компоненты.

Задачи программы:

- обеспечить усвоение детьми теоретических знаний о толерантности, толерант-ной личности, границы толерантности;

- развитие способности к самопознанию; развитие социальной восприимчивости (способности к сопереживанию);

- развитие способности к рефлексии;— осознание многообразия мира и проявле-ний личности в этом мире;

- развитие чувства собственного достоинства и умения уважать достоинство дру-гих людей независимо от национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности и индивидуальных особенностей;

Направления программы:

1. Знакомство детей с принципом уважения человеческого достоинства всех без исключения людей.

2. Понимание того, что каждый - уникальная личность.

3. Понимание принципа взаимозависимости как основы совместных действий.

Детей следует приучить к совместному решению проблем и разделению тру-да при выполнении заданий, чтобы наглядно показать, как выигрывает каждый при решении проблем через сотрудничество.

4. И как результат - приобщение к культуре мира. Дети, на практике познаю-щие, что такое уважение и терпимость по отношению к другим получают ос-новы, необходимые для созидания мира и развития сообщества.

Ожидаемые результаты:

1. Создание действующей модели развивающей, цветовой психологически-безопасной образовательной среды детского сада.

2. Повышение толерантного отношения воспитывающих взрослых к детям до-школьного возраста.

3. Повышение уровня социальной адаптированности выпускника детского сада.

II. Содержание программы

Планмероприятий в сфере межэтнических и этноконфессиональных отношений, фор-мирования установок толерантного сознания и профилактики экстремизма среди детей на 2016-2017 учебный год

п/п Мероприятия Дата, место про-ведения Ответственный за прове-дение мероприятия (Ф. И. О., должность)

1 Музыкальное развлечение с организацией тематической выставки детских рисунков «От улыбки станет всем свет-лей 02.09.2016г.

Музыкальный зал

Хорошун Наталья Ген-надьевна

Муз. руководитель

2 Тематический день «Давайте творить добро 13.09.2016г.

Возрастные группы учре-ждения Воспитатели всех воз-растных групп

3 Музыкальная гостиная с орга-низацией фотовыставки «Доб-рое родительское сердце…» 22.09.2016г.

Музыкальный зал Хорошун Наталья Ген-надьевна

Муз. руководитель

4 Информационное окно «Вы-растим толерантного ребёнка» 05.10.2016г.

Официальный сайт учрежде-ния,

приёмные всех возрастных групп Бутаева Тасмила Асла-новна

Социальный педагог

5 Музыкальное развлечение и День открытых дверей «Осен-няя ярмарка»

07.10.2016г.

Музыкальный зал и все воз-растные группы Хорошун Наталья Ген-надьевна, муз. руково-дитель и воспитатели всех возрастных групп

6 Тематический день «День народного единства!» с пока-зом мультимедийной презен-тации «Ты мой друг и я твой друг – доброта царит вокруг 03.11.2016г.

Музыкальный зал и возрастные группы Хорошун Наталья Ген-надьевна

Муз. Руководитель;

Воспитатели всех воз-растных групп

7 Тематический день «В России живут счастливые дети, и дру-жат все дети на этой планете!» 11.11.2016г.

Все возрастные группы Петрова Т. Ф.

Воспитатель

8 Детский концерт ко дню ре-бёнка «Дружат все дети на этой планете!» 18.11.2015г.

Музыкальный зал Хорошун Н. Г.

Музыкальный руково-дитель

10 Конкурс новогодних поделок «Необычное письмо Деду Мо-розу…» с 01.12 по 15.12.2016г.

Все возрастные группы и музы-кальный зал учреждения Кыштымова Татьяна Анатольевна

Заместитель заведующе-го по ВОР

8(34643) 55796

11 Семинар-практикум для педа-гогов «Умеешь общаться – в счастье будешь купаться» 08.12.2015г.

Методический кабинет Кузнецова Надежда Ильинична

Воспитатель

8(34643) 55796

12 Музыкальное развлечение с организацией фотовернисажа «Горжусь тобой, моя Югра! С днём рождения тебя!» 09.12.2016г.

Музыкальный зал и все воз-растные группы Музыкальный руково-дитель

Хорошун Наталья Ген-надьевна

Воспитатели всех воз-растных групп

13 Тематический день с показом мультимедийной презентации «День Конституции России» 12.12.2016г.

Все возрастные группы и

музыкальный зал Воспитатель

Хавалкина Любовь Лео-нидовна

8(34643) 55796

14 Зимняя неделя здоровья «Ве-сёлая зима – спортивная по-ра!» с 19.12 по 23.12.2016г.

Спортивный зал, прогулочные участки учре-ждения Воспитатели всех воз-растных групп

8(34643) 55796

15 Дидактические (сюжетно-ролевые, настольно-печатные) игры:

-«Дружба дело не простое…»

-«Детский сад всем детям рад!»

-«Россия - родина моя!», «Наша дружная семья» и т. п.

-«Собери из пазлов Россию, глобус и т. п.). в течение сен-тября – декабря 2016г.

помещения воз-растных групп Воспитатели всех воз-растных групп

16 Чтение художественной лите-ратуры, заучивание стихотво-рений о дружбе, взаимопо-мощи, культуре поведения в течение сен-тября – декабря 2016г.

помещения воз-растных групп Воспитатели всех воз-растных групп

17 Художественно продуктивная деятельность:

-«Ты мой друг и я твой друг!» (рисование)

-«Мы с тобой похожи очень!» (аппликация)

-«Радуга дружбы» (лепка) в течение сен-тября – декабря 2016г.

помещения воз-растных групп Воспитатели всех воз-растных групп

18 Развлечение «Колядки, коляд-ки – собрались ребятки…» 13.01.2017г.

Музыкальный зал

Хорошун Наталья Ген-надьевна

Музыкальный руково-дитель

19 Неделя здоровья «Мы на се-вере живём, мы здоровье бе-режём!» с 23 по 27.01.2017г.

Спортивный зал, прогулочные участки учре-ждения

Воспитатели всех воз-растных групп

20 Консультация для родителей «Права детей знаем – ответ-ственно их соблюдаем!» 29.01.2015г. Официальный сайт учрежде-ния,

приёмные всех возрастных групп Бутаева Тасмила Асла-новна

Социальный педагог

8(34643) 55796

21 Тематическая неделя толе-рантности и дружбы с органи-зацией детского концерта «Живут счастливые дети на нашей огромной планете!» с 06 -10.02.2017г.

Музыкальный зал и возраст-ные группы Хорошун Наталья Ген-надьевна

Музыкальный руководи-тель

22 Тематический день – акция «И станет мир добрее

(17 февраля – Всемирный день проявления доброты) 17.02.2015г.

Музыкальный зал и возраст-ные группы Медведева Марина Александровна

Воспитатель

23 Музыкальное развлечение «Наши папы – бравые солда-ты!» с организацией выставки рисунков «День защитника Отечества» 23.02.2015г.

Музыкальный зал и возраст-ные группы Хорошун Наталья Ген-надьевна

Музыкальный руководи-тель

24 Тренинг толерантности в рам-ках тематической недели «Мы друг друга понимаем и тради-ции уважаем!» 27.02.2017г.

Кабинет соци-ального педаго-га Бутаева Тасмила Асла-новна

Социальный педагог

8(34643) 55796

25 Праздничные утренники к 8 Марта

«День весенний, радостный, счастливый!»

1,2,3,6.03.2017г.

Музыкальный зал Хорошун Наталья Ген-надьевна

Музыкальный руководи-тель

26 Развлечение «Год прошёл, и весь народ Масленицу в гости ждёт!»

Музыкальный зал Хорошун Наталья Ген-надьевна

Музыкальный руководи-тель

27 День здоровья с организацией выставки рисунков «С физ-культурой мы дружны – нам болезни не страшны!» 14.03.2017г.

Все возрастные группы, спор-тивный зал и центральное фойе детского сада Воспитатели всех воз-растных групп

28 Тематический день «Счастли-вые дети великой России!» (20 марта – международный день счастья) 20.03.2015г.

Все возрастные группы

Пивненко Анна Геннадь-евна

Воспитатель

29 Развлечение «День смеха – 1 апреля» 03.04.2017г.

Музыкальный зал Хорошун Наталья Ген-надьевна

Музыкальный руководи-тель

30 Развлечение «День смеха – 1 апреля»

День здоровья «Будем спор-том заниматься и играть, и развиваться!» (7 апреля - все-мирный день здоровья) 03.04.2017г.

Музыкальный зал

07.04.2017г.

Спортивный зал Хорошун Наталья Ген-надьевна

Музыкальный руководи-тель

Морозова Надежда Ни-колаевна

Воспитатель

31 Праздник «9 мая - День Вели-кой Победы» 05.05.2017г.

Музыкальный зал Хорошун Наталья Ген-надьевна

Музыкальный руководи-тель

32 Экскурсия к памятнику «Не-известный солдат» и возложе-ние цветов

05.05.2017г.

Социальный педагог

Бутаева Тасмила Асла-новна

8(34643) 55796

33 Фотовернисаж «Загляните в семейный альбом…» 16.05.2017г.

Центральное фойе Воспитатель

Ифтоди Валентина Ива-новна

8(34643) 55796

34 Выпускной утренник «До сви-данья, Детский сад!»

19.05.2017г.

Музыкальный зал

Хорошун Наталья Ген-надьевна

Музыкальный руководи-тель

35 День защиты детей

«Детство – это счастливые де-ти!» 01.06.2017г.

Музыкальный зал Хорошун Наталья Ген-надьевна

Музыкальный руководи-тель

36 Развлечение «Россия – Родина моя!» 09.06.2017г.

Музыкальный зал Хорошун Наталья Ген-надьевна

Музыкальный руководи-тель

37 Рисунки на асфальте «Друж-ные дети огромной Земли!» 26.06.2017г.

Морозова Надежда Ни-колаевна

Воспитатель

38 Дидактические (сюжетно-ролевые, настольно-печатные) игры:

-«Дружба слово не простое…»

-«Дружный детский сад»

-«Мы твои жители, Россия!», «Семья» и т. п.

-«Собери из пазлов герб (флаг) России, глобус и т. п.). в течение июля, августа 2017г.

помещения воз-растных групп Воспитатели всех воз-растных групп

39 Чтение художественной лите-ратуры, заучивание стихотво-рений о дружбе, взаимопо-мощи, культуре поведения в течение июля, августа 2017г.

помещения воз-растных групп Воспитатели всех воз-растных групп

40 Художественно продуктивная деятельность:

-«Мой друг – самый лучший!» (рисование)

-«Мы разные, но мы живём в России» (аппликация)

-«Радуга добрых дел» (лепка) в течение июля, августа 2017г.

помещения воз-растных групп Воспитатели всех воз-растных групп групп

Список источников

1. Амоношвили. Ш. А «Как живёте, дети?», Москва, 1986.

2. Ашиков С. «Прикоснись ко мне добротой» / С. Ашикова / / «Дошкольное воспитание», 2003 №2.

3. Давыдова О. И «Беседы об ответственности и правах ребёнка», Москва. Твор-ческий центр «Сфера», 2010.

4. Демидова О. Н. «Будьте вежливы всегда», Москва, Творческий центр «Сфе-ра», 2008.

5. Дюнн Маргарет «Всё о детской вечеринке», Москва, ТОО Центр «ПРО», 1996.

6. Зеленова. Н. Г., Осипова Л. Е. «Мы живём в России», Москва, ООО»Издатель-ство Скрипаторий 2003», 2007.

7. Злакоманова М. «Давайте слушать и слышать своих детей»/ М. Злакомано-ва,ХужинаН. / / «Дошкольное воспитание», 2007 №6.

8. ЕфремоваН. Е. «Формирование толерантности у детей дошкольного возрас-та», Мозырь, ООО «Великий ветер»,2000.

9. КапскаяА. Ю. «Подарки фей», Санкт – Петербург, «Речь», 2006 (глава «Ме-тоды диагностики и исследования нравственной сферы дошкольника»).

10. КозловаС. А. «Мой мир». Москва, «Линка-Пресс»,2000.

11. Семенака С. И «Уроки добра»,Москва,Творческий центр «Сфера», 2009.

12. Смирнова Е. «Дошкольный возраст : формирование доброжелательных отношений/

13. СмирноваЕ. ,ХолмогороваВ. / /Дошкольное воспитание, 2003, №9.

14. Чернецкая Л. В. «Развитие коммуникативных способностей у дошкольни-ков», Ростов на Дону, «Феникс»,2005

Публикации по теме:

Интегративный подход в развитии патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста Проект для старшего дошкольного возраста Тема: «Интегративный подход в развитии патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста».

Метод проекта как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста Мои воспитанники очень любят образовательную деятельность по экологическому воспитанию. Систематические наблюдения за природой, рассказы,.

Дидактическая игра как средство обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста «Обучение и игра не враги, цели и интересы которых совершенно противоположны, - это друзья, товарищи, которым сама природа указала идти.

Гендерный подход в системе воспитания детей старшего дошкольного возраста .

Использование подвижных игр народов мира как средство воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возрастаИспользование подвижных игр народов мира как средство воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста «Использование подвижных игр народов мира как средство воспитания толерантности в работе с детьми старшего дошкольного возраста» Подготовила:.

Педагогическая технология воспитания самоорганизации у детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх СЛ 1.- Уважаемые члены аттестационной комиссии, Вашему вниманию предоставляется выпускная квалификационная работа на тему «Педагогическая.

Перспективный план нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста Перспективный план по нравственно-патриотическому воспитанию детей. Подготовительная к школе группа. Воспитатель: Красильникова Т. А..

Развитие геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста в процессе физического воспитания Изучив особенности и уровень геометрических представлений у детей экспериментальной группы, я разработала план формирующего эксперимента,.

Воспитание основ толерантности у детей старшего дошкольного возраста Воспитание основ толерантности у детей старшего дошкольного возраста. Я, ты, он, она - вместе дружная страна, Вместе - дружная семья, В.

Задачи обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста Задачи воспитания и развития детей 6-7 лет 1. Укреплять физическое и психическое здоровье детей, 2. Развивать познавательную активность,углублять.

Библиотека изображений:
  • Космос
  • Космос
Автор публикации:
Программа воспитания толерантности для детей старшего дошкольного возраста «И мир добрее станет»
Опубликовано: 10 мая 2016 в 21:05
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Сценарий выпускного утренника 2018 г
Сценарий выпускного утренника ( Май, 2018г) Выходят 2-е детей -Здравствуйте дорогие наши мамы и папы. -Родные наши бабушки и...
Психологическое изучение эмоциональных состояний у дошкольников.
Психологическое изучение эмоциональных состояний у дошкольников. В современных условиях на дошкольной ступени образования существенно возрастает...
Развитие познавательно-математических представлений у дошкольников средствами...
Создание условий, способствующих всестороннему развитию дошкольников - одна из задач современного образовательного учреждения , поэтому все службы...
Консультация для родителей по формированию лексико — грамматической стороны речи на...
Отгадайте загадку: Солнце печет, Липа цветет, Рожь поспевает, Когда это бывает? Отгадайте загадки, назовите летние месяцы: В тёплый, самый длинный день...
Педсовет Тема «Причины заболеваемости детей и пути их оздоровления»
Педсовет №3 Тема «Причины заболеваемости детей и пути их оздоровления» Форма проведения «Мозговой штурм» 20. 03. 2018 г Ст. воспитатель Фуринова Т. В....