Лучший педагог года

Развитие геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста в процессе физического воспитания

Оксана Попова
Развитие геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста в процессе физического воспитания

Изучив особенности и уровень геометрических представлений у детей экспериментальной группы, я разработала план формирующего эксперимента, целью которого стало формирование геометрических представлений у детей подготовительной к школе группе в процессе физического воспитания. В план работы я включила серию физических упражнений, игровых упражнений и подвижных игр, которые проводились на занятиях по математическому развитию, на занятиях по физическому развитию, а также в повседневной жизни.

Публикация «Развитие геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста в процессе физического воспитания» размещена в разделах

Развивать у детей ориентировку в пространстве относительно себя и других предметов способствовали разные построения и перестроения, которые применялись на физкультурных занятиях, в утренней гимнастике и в подвижных играх. Так, например, я учила детей в вводной части выполнять повороты. Ходьбу и бег предлагала выполнять в разных построениях. При перестроении обращала внимание детей на интервалы и дистанцию. Для этого вначале применяла зрительные ориентиры. Затем предлагала на глаз определять дистанцию.

Общеразвивающие упражнения проводила часто с предметами. При назывании исходного положения обращала внимание на точность захвата предмета. В комплекс общеразвивающих упражнений включала разнообразные наклоны. При выполнении этих упражнений я добивалась соблюдения направления. Так же включала упражнения на внимание.

Иногда предлагалось по сигналу менять двигательное задание, такие упражнения развивали у детей ориентировку в пространстве.

С этой же целью я проводила игры по типу: «Найди, где спрятано». Предварительно вместе с детьми рассматривали план групповой комнаты (а в дальнейшем - игровой площадки на участке, устанавливали соответствие предметов мебели их изображению на плане. При этом уточняли форму, величину предметов, взаимное расположение. Затем дети выходили из комнаты, в ней прятался фант, а на плане делалась отметка, по ней дети должны найти фант. По мере того, как дети хорошо ориентировались на плане, игра усложнялась: одна подгруппа детей прятала фант, делала отметку на плане, а другая - искал. Способность к ориентированию на местности у детей заметно совершенствовалась. Затем я игру усложнила: на полу раскладывались листы бумаги, под одним из них прятался фант. На плане стрелками показывала направление движения и дугами обозначала количество шагов. Для того, чтобы выполнить задачу, детям нужно относительно предмета, указанного на плане, сделать нужное количество шагов, свернуть правильно направо или налево, ещё сделать несколько шагов. К концу работы половина детей легко справлялись с этим заданием.

Важную роль в повышении эффективности развития геометрических представлений у детей способствовала серия игр в «классы» : Дом, Болото. Игры в «классы» способствовали закреплению знаний детей о названии геометрических фигур, углублению и уточнению представлений о свойствах геометрических фигур, развитию способности к обобщению фигур по существенным признакам. Игры в классы развивали пространственное мышление у детей, умение выделять в общем рисунке геометрические фигуры. Содержание игр в «классы» однотипно, что облегчает разучивание правил.

Вначале дети выполняли прыжки только на двух ногах, а затем постепенно переходили и на прыжки на одной ноге. После того, как дети освоили правила игры, игровые действия, я увеличивала количество классов, форму классов, затем перешла к игре «Болото». Прежде чем нарисовать классы на площадке, я чертила схему на листе бумаги, с детьми рассматривали и уточняли форму классов. Тем самым я учила детей ориентироваться на листе бумаги, знакомила их со схемой, чертежом, на практической основе подводила к пониманию масштаба.

Игры в классы удобны были ещё и тем, что их можно было проводить в любое время - утром в часы приёма, на прогулке, в вечерние часы. Когда

дети запомнили правила, они же самостоятельно продолжали игру. По мере того, как двигательные навыки детей совершенствовались, лучше запоминались правила игры, дети всё больше увлекались играми в классы. Большое место на прогулке я также отводила играм с мячом. Игры с мячом привлекали детей разнообразием движений, их динамикой. Я предлагала разные упражнения. Предлагала измерить расстояние шагами, сравнивали количество шагов. Тем самым дети научились измерению с помощью условной мерки. Я подвела детей к осмыслению зависимости между размером мерки и количеством мерок. Затем я придумала игру с мячом, которая очень детям понравилась. Направлена она была на закрепление и расширение словарного запаса детей, обозначающего пространственные категории. Игра называлась «Наоборот». К концу работы дети уже легко подбирали слова, их словарный запас значительно расширился. Значительное место в моей работе занимали подвижные игры с блоками Дьенеша. В качестве оборудования использовались обручи разного цвета и наборы геометрических фигур, отличающихся по цвету, по форме, по величине, по толщине. Особенно понравились детям игры «Найди меня» и «Улитка», которые развивали у детей умение читать кодовое обозначение геометрических фигур.

Я предлагала детям поиграть. Делила детей на две группы. Одна группа брала карточки, другая - блоки. Дети первой группы по очереди читали (раскодировали) карточки, ребенок из второй группы, у которого оказался соответствующий блок, выходил, показывал геометрическую фигуру, догонял игрока с карточкой, и они образовывали пару.

Перед игрой слова:

Блоки, блоки разные

Синие и красные,

Желтые, зеленые —

Всем нам они знакомые.

Найди меня!

Игру «Улитка» я проводила с детьми между занятиями, на занятиях по математическом развитию, на прогулке. Для этого использовались фигуры - нагрудные знаки. Произвольно выбирался ребёнок с любым блоком, затем к нему пристраивался ребёнок с блоком, в котором присутствовал один признак предыдущего блока. Игра проводилась в движении под музыку и продолжалась до тех пор, пока все дети не находили своё место в «улитке».

Такие игры развивали у детей способность абстрагировать свойства геометрических фигур, умение классифицировать.

Последним этапом нашей практической работы явился контрольный эксперимент. На основе теоретической и практической работы я разработала методические рекомендации по развитию геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста в процессе физического воспитания.

Публикации по теме:

Развитие быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста в процессе использования подвижных игр Введение По мнению ряда ученых, в настоящее время возникли существенные противоречия между декларируемыми целями физического воспитания,.

Развитие и коррекция устной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР в процессе прогулок Вашему вниманию представляется работа на тему: «Развитие и коррекция устной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР в процессе.

Развитие экологического сознания детей старшего дошкольного возраста в процессе НОД Актуальность исследования. Экологическое состояние нашей планеты и тенденция его ухудшения требуют от ныне живущих людей понимания сложившейся.

Теоретические и методические основы физического воспитания и развития детей дошкольного возраста Задание 1. Провести диагностику физического развития детей, составить диагностическую карту его здоровья В ходе беседы с врачом ДОУ на.

Познавательная активность детей в процессе физического воспитания Стимулирование познавательной активности детей в процессе физического воспитания. Дошкольный возраст является значимым этапом становления.

Проект «Развитие экологического воспитания в процессе ознакомления детей дошкольного возраста с окружающим миром» Автор проекта: Хопкина Елена Геннадьевна, воспитатель детского сада № 48. Продолжительность проекта: апрель - май. Тип проекта: познавательно.

Проект по формированию физического воспитания у детей дошкольного возраста (от 4 до 6 лет) «Будущие олимпийцы» УЧАСТНИКИ ПРЕКТА: воспитатель по физической культуре, дети средних и старших групп, воспитатели групп, музыкальный руководитель, родители.

Развитие любознательности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования в соответствии с ФГОС Развитие любознательности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования. Логика природы есть самая доступная для детей.

Развитие любознательности у детей старшего дошкольного возраста в процессе познавательно-исследовательской деятельности Тема «Развитие любознательности…» актуальна, потому что в свете ФГОС ДО одним из основных принципов является реализация программы в форме.

Социально-коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста в процессе развертывания сюжетно-ролевых игр «Игра, как затопленная Атлантида находится на грани исчезновения» С. А. Шмаков. Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста в процессе физического воспитания
Опубликовано: 30 ноября 2015 в 20:38
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД