Получи документы

Психосоматическая гимнастика и ритмика в логопедической работе с неговорящими детьми

Елена Исаева
Психосоматическая гимнастика и ритмика в логопедической работе с неговорящими детьми

Следует отметить, что большинство неговорящих детей имеют

особенности эмоционально-личностной сферы: чрезмерную утомляемость,

которая зачастую сочетается с повышенной возбудимостью, непоседливость,

вспыльчивость, замкнутость, склонность к неврозам. Лабильность нервной

системы детей при наличии большинства речевых нарушений может стать

одним из предрасполагающих факторов к возникновению заикания. Одним из

методов коррекционной работы с целью психофизической разрядки является

Публикация «Психосоматическая гимнастика и ритмика в логопедической работе с неговорящими детьми» размещена в разделах

психосоматическая гимнастика, которая осопсредованно способствует

речевому развитию ребенка. По мнению Е. А. Алябьевой, Психогимнастика

помогает детям изучать различные эмоции, учит ими управлять,

совершенствует коммуникативные навыки, способствует развитию

эмоциональной лексики детей; это обеспечивает нравственное развитие

ребенка.

Психогимнастические упражнения способствуют развитию

психических функций (памяти, внимания, воображения, нормализации

мышечного тонуса, получению положительных эмоций. Чередование

мышечного расслабления и напряжения в упражнениях влияет на

нормализацию процессов корковой нейродинамики.

Во время выполнения психогимнастических упражнений логопед

должен экспрессивно выделять характеристики движений детей, таким

образом обогащая их внутренний лексикон: «резко-плавно», «напряжение расслабление» и т. д. Объясняя значения слов, при одновременном их

выполнении, логопед закрепляет за ними чувственные концепты, что

способствует их дальнейшей актуализации.

В процессе психосоматической гимнастики происходит взаимодействие

разных сенсорных систем – зрительной, слуховой, тактильной, двигательной,

обонятельной. Приведем примеры игр и игровых упражнений, основанных на

методе психогимнастики.

Упражнение «Марионетки» Задачи: закрепить названия частей тела

(ноги, руки, шея, голова, колени, обучать понимать инструкции, развивать

произвольное внимание.

Взрослый показывает ребенку куклу – марионетку, демонстрирует как

она безвольно висит и как оживает, если ее дернуть за нитку. Затем взрослый

предлагает превратиться в марионеток. Пока веревочки ослаблены, все тело

расслаблено, ноги согнуты в коленях, голова повисла, руки свободно

болтаются. Затем взрослый дергает за воображаемую нитку и предлагает

ребенку инструкции: подними голову, распрями ноги, подними руки, наклони

голову и т. д. Закончить упражнение лучше фазой расслабления. По окончании

упражнения можно спросить у ребенка: какие части тела он напрягал, и

проговорить их названия сопряжено.

Упражнение «Звуки и движения»

Задачи: активизация речевого подражания, формирование умения

выстраивать ритмический ряд на основе координации движений и фонации.

Взрослый демонстрирует ребенку движения руками, побуждая его к

совместным действиям и произнесению.

Руки в сторону – А;

ладони приставили у углам рта – У,

ноги в стороны – И,

руки в замок – над головой – О.

Упражнение «Жаба – жук»

Задачи: совершенствование крупной моторики, закрепление слов жаба и

жук, стимуляция произнесения звукоподражаний: ква, жжж Взрослый

демонстрирует ребенку картинку с изображением жабы, показывает как жаба

подает голос. Затем вместе с детьми прыгает на корточках, изображая жабу,

при этом эмоционально произнося ква-ква. Вместе с детьми эмоционально

проговаривают слово жаба. Затем взрослый говорит: прилетел жук и жужжит

«ж-ж-ж», показывает детям картинку с изображением жука. Затем взрослый

вместе с детьми превращается в жука (бегает, машет руками – крыльями,

жужжит, падает на пол 9жук ударился об стекло, переворачивается на спину:

быстро и часто шевелит ногами и руками, одновременно с движениями

произносят ЖЖЖЖ. Взрослый спрашивает у детей, кто так жужжит,

сопряжено ребенок произносит жук. В конце игры жук поднимается и

спокойно кружит по комнате.

Упражнение «Летний лес» Задачи: стимуляция произнесения

звукоподражаний, звуковых жестов, междометий «тук-тук», «ку-ку», «з-з-з»,

«ах», обогащение внутреннего атрибутивного лексикона. Активизация слов:

мох, лес. Совершенствование подражательной деятельности. Взрослый

демонстрирует ребенку мультимедийную презентацию «Летний лес»,

несколько раз произносит слово «лес», стимулируя ребенка к его повторению,

приглашает прогуляться по лесу (включается аудиозапись с шумом леса,

ребенку демонстрируются лисья деревьев, разложенные в комнате. Взрослый

спрашивает: «Куда мы с тобой пришли?» Давай скажем вместе – в лес. Ах,

какой свежий воздух в лесу! Давай глубоко вдохнем! (на выдохе взрослый

произносит Ах! Стимулируя ребенка к повторению. Какие красивые листочки

деревьев. Давай соберем букет. Ах! Какой красивый букет получился! В лесу

растут высокие деревья (показывают жестом, подняв обе руки вверх, затем

показать картинку, а под высокими деревьями низкие деревья, кусты

(показывают, присев на корточки, затем взрослый демонстрирует картинку.

А под низкими кустами растет мох, показывает заранее заготовленный мох;

понюхай как пахнет мох. Давай скажем вместе мох. Послушай как в лесу поет

кукушка, показывает картинку кукушки, как она поет: «ку-ку». Давай вместе

с кукушкой будем петь: «ку-ку» (взрослый включает аудиозапись с пением

кукушки). На пути у нас бурелом (показывает картинку, нужно нам его

переступить, высоко поднимай ноги, чтобы переступить бурелом (шагают

осторожно, высоко поднимая ноги). А вот дятел прилетел (показывает

картинку) и стучит по дереву: «тук-тук». Давай постучим как дятел вместе:

«тук-тук» (включает аудиозапись). Мы вышли на полянку, солнышко греет,

давай полежим отдохнем (ложатся вместе на ковер, расслабляются). Ой,

комары налетели и звенят: з-з-з», может вместе с ними позвеним? Они нас

тогда не покусают (если ребенок отказывается звенеть как комарик можно

слегка прикоснуться к нему или несильно пощипать, показывая как кусают комары, таким образом стимулируя его к произнесению звукоподражания).

Какая замечательная прогулка в лес у нас получилась! Давай еще раз вдохнем

свежий лесной воздух (делают глубокий вдох и затем выдох).

Желательно, чтобы родители провели прогулку с ребенком в настоящем

лесу!

Упражнения «Зоопарк», «Птичий двор»

Задачи: совершенствование подражательной деятельности, закрепление

активного словаря по теме животные, птицы, совершенствование мелкой,

крупной и мимической моторики. Взрослый демонстрирует ребенку картинки

и просит превратиться в то животное, которое изображено на картинке. Во

время перевоплощения взрослый стимулирует ребенка к произнесению

названия животного (птицы) в соответствии с его речевыми возможностями

(названия животных и птиц подбираются с учетом минимально возможной

сложностью слоговой структуры). Например, взрослый демонстрирует позу

или движение, а ребенок отгадывает, что за животное или птица, затем они

меняются местами.

Зайка – стучим как зайки по пенькам. Лапки напряжены, твердые, не

гнутся. А лицо расслабленное, улыбаемся, тянем губы в уголки рта.

Мишка – балуемся как мишка в лесу. Легли на пол на спину, обхватили

колени «лапами» и прижали ноги к животу, качаемся как на качелях, впередназад. Накачались, устали, перевернулись на живот, голову положили на руки,

болтаем ногами.

Жаба – прыгаем как жабы, ловим языком комаров (резко высовываем

острый язычок и убираем его обратно). Довольная жаба съела комара,

облизывает губы и гладит животик.

Жираф – встаем на носочки, вытягиваем шею.

Тукан – увидел нас и приветствует, кивает головой. Покажи как кивает

тукан, наклоняем голову вперед, шея напряжена, а теперь наклоняем

вправовлево. Тукан устал кивать – голову вперед свесил, шею расслабил.

Тюлень – ползаем как тюлени. Ложимся на пол на живот, руки перед

собой согнуты в локтях, медленно двигаемся вперед, тюлени очень большие и

неповоротливые, давайте ползать как тюлени.

Лебеди – движения лебедей плавные, грациозные. Представьте, что

наши руки – это крылья. Взмахнем плавно левым крылом, теперь правым,

теперь вместе. Гуси – увидели нас и зашипели. Гуси вытянули шеи, плечи подняли,

крылья отвели назад и зашипели: «ш-ш-ш». Успокоили мы гусей, стали они

свободно махать крыльями. Шеи расслабили.

Петух – бегает по двору и машет крыльями.

Индюк – важный, надулся: голову откинул назад и втянул в плечи,

брови нахмурил, глаза прищурил и закричал: балы-балы-балы» (произносим

кратко не растягивая гласные звуки, выбрасывая язык изо рта).

Киса – встаем на четвереньки, прогибаем спинку крадемся за мышкой.

Удав – ложимся на пол, либо стоя подняв руки вверх извиваемся всем

телом.

Аист – руки-крылья вытягиваем в стороны, поднимаем ногу, сгибая ее в

колене, затем колено разгибаем, вытягивая носок вперед. То же самое

проделываем с другой ногой. Особую роль в логопедической работе играет

логоритмика.

Логоритмика – это система двигательных упражнений, в которых

движения корпусом, руками, ногами, головой сочетаются с произнесением

специального речевого материала.

Публикации по теме:

Использование элементов логопедической ритмики в работе с детьми с ОВЗ «Использование элементов логопедической ритмики в работе с детьми с ОВЗ» Составила: учитель-логопед МБДОУ «Детский сад № 66 «Белочка» Синдицкая.

Зрительная гимнастика в работе с детьми 5–7 лет Зрительная гимнастика для глаз 2 слайд Зрение - основной источник знаний о внешнем мире, поэтому глаза ребёнка заслуживают исключительного.

Инновационные технологии в логопедической работе: учимся — играя. Многофункциональные прищепкиИнновационные технологии в логопедической работе: учимся — играя. Многофункциональные прищепки Описание работы. В работе раскрывается значение использования нетрадиционной формы работы на логопедических занятиях с использованием прищепок.

Использование головоломки «Танграм» в логопедической работе с детьмиИспользование головоломки «Танграм» в логопедической работе с детьми Умение правильно ориентироваться в окружающем пространстве важно для развития ребенка. Упражнения на пространственное ориентирование считаются.

Использование игрового дидактического пособия «Звуковой экран» в логопедической работе с детьмиИспользование игрового дидактического пособия «Звуковой экран» в логопедической работе с детьми Хочу познакомить коллег с пособием, которое является большим подспорьем в логопедической работе. Пособие «Звуковой экран» представляет собой.

Использование игровых приёмов в логопедической работе с детьми с ОНР (Из опыта работы учителя – логопеда МБДОУ детский сад № 3 г. Славянска-на-Кубани М. В. Феняк) С каждым годом в процессе работы приходится.

Использование ребусов в логопедической работе с детьми Ребус – это загадка-шутка, в которой слово или фраза зашифрованы комбинацией рисунков, фигур, букв, цифр, нот и других знаков. Слово «ребус».

Консультация для учителей-логопедов «Использование ИКТ в коррекционно-логопедической работе с детьми с ОНР» Современный этап развития общества свидетельствует о формировании «информационной культуры». Создание, обработка и передача информации становится.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психосоматическая гимнастика и ритмика в логопедической работе с неговорящими детьми
Опубликовано: 27 октября 2023 в 16:26
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД