Лучший педагог года

Рабочая программа групповых логопедических занятий по коррекции смешанной дисграфии у учащихся 4 класса

Анна Виль
Рабочая программа групповых логопедических занятий по коррекции смешанной дисграфии у учащихся 4 класса

Рабочая программа

групповых логопедических занятий

по коррекции смешанной дисграфии у учащихся 4 класса

Составитель:

Виль А. А учитель-логопед

Пояснительная записка

Публикация «Рабочая программа групповых логопедических занятий по коррекции смешанной дисграфии у учащихся 4 класса» размещена в разделах

Рабочая программа групповых логопедических занятий по коррекции смешанной дисграфии» адаптирована для школьного логопункта МБОУ «Уярская средняя общеобразовательная школа №40» на основе принципов и содержания программы Ефименковой ЛЛ. Мисаренко Г. Т. «Организация и методы коррекционной работы на школьном логопункте» и программ Е. В. Мазановой «по коррекции дисграфий у учащихся в начальной школе», допущенных Министерством образования РФ и предлагается для групповых занятий с учащимися 4 класса с ФФР и ОНР.

Групповые логопедические занятия проводятся 2 раза в неделю (продолжительность занятия – 40 минут). Программа содержит 50 занятий из них 4 занятия в начале и конце учебного года отведены на обследование всех сторон речи, с целью уточнения диагноза и фиксации динамики развития.

При логопедическом обследовании в начале учебного года было выявлено у учащихся 4- класса стойкие специфические ошибки (дисграфические) при письме.

Цель программы: устранение специфических ошибок при письме, обусловленных несформированностью фонематического анализа и синтеза и анализа артикуляционно-акустических признаков смешиваемых звуков.

В процессе логопедических занятий решаются следующие задачи:

1. Развитие фонематического восприятия.

2. Дифференциация звуков по артикуляционно-акустическому сходству.

3. Развитие слогового и фонематического анализа и синтеза.

4. Развитие языкового анализа и синтеза.

Для успешной реализации поставленных задач предлагаются следующие методы: упражнения на развитие фонематического восприятия – соотнесение речевых и неречевых звуков, проговаривание цепочек слогов с дифференцированными согласными; упражнения на развитие фонематического анализа и синтеза (от простого к сложному) – выделение дифференцированных звуков из слов, определение последовательности и количества звуков в слове, обозначая их фишками, графическими знаками и символами на уровне слога, слова, предложения и текста.

Характеристика письма учащихся 4 класса

У учащихся с дисграфией отмечается несформированность некоторых высших психических функций участвующих в процессе письма: несформированность пространственных представлений, слухопроизносительной дифференциации звуков речи, фонематического, слогового анализа и синтеза, а так же расстройства памяти, внимания. Все это приводит к стойким специфическим ошибкам при письме относящихся к нескольким типам дисграфий:

Артикуляторно-акустическая дисграфия: при наличии замен, пропусков при произнесении учащийся опирается на свое неправильное произношение и фиксирует его на письме. Пропуски и замены согласных [л, р], гласных [я-е], [е-о]. Иными словами как говорит, так и пишет.

Акустическая дисграфия - замена букв, соответствующих, фонетически близким звукам: звонкие - глухие [б-п], [в-ф], [д-т], [ж-ш], и т. д., свистящие - шипящие [с-ш], [з-с], [з-ж].

Также проявляется в неправильном обозначении мягкости согласных на письме: «писмо», «больит» и т. д.

Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза - раздельное написание частей слова, слитное написание самостоятельных слов, самостоятельных и служебных слов; нарушение количественного и качественного состава предложения; нарушение или отсутствие границ предложений.

Методические рекомендации

Логопедическое воздействие должно быть систематизировано с учетом всего выше сказанного и обучение должны быть выстроены таким образом, что бы в процессе каждого занятия были задействованы все те психические функции, которые участвуют в правильном формировании письменной речи учащегося:

Дисграфия на фоне нарушения языкового анализа и синтеза:

- Развитие навыков слогового анализа и словесного синтеза, фонематического анализа и фонематического синтеза:

… ошибки на уровне буквы и слога (звуко-буквенный и слоговой анализ и синтез);

… ошибки на уровне слова (слоговой и морфологический анализ и синтез);

… ошибки на уровне словосочетания, предложения и текста (языковой анализ и синтез).

Акустическая дисграфия и артикуляторно-акустическая дисграфия:

- Уточнение каждого из смешиваемых звуков;

- Слуховая и произносительная дифференциация смешиваемых звуков.

Содержание

(группа 4б)

Формирование фонематического слогового и языкового анализа и синтеза.

Развитие простых форм фонематического анализа.

Вычленение гласного звука в начале и конце слова.

Вычленение гласных звуков из начала, середины и конца слова.

Развитие сложных форм фонематического анализа.

Определение последовательности и количества звука в слове.

Определение места звука в слове относительно других звуков.

Развитие языкового анализа и синтеза на уровне словосочетания, предложения и текста.

Определение основных признаков предложения.

Дифференциация словосочетания и предложения.

Развитие анализа структуры предложения - определение границ предложения.

Определение последовательности слов в предложении, определение места слов в предложении.

Дифференциация предлогов и приставок.

Определение основных признаков текста.

Дифференциация отдельных предложений и текста.

Определение последовательности предложений в тексте.

Формирование фонематического восприятия акустически сходных звуков.

Гласные звуки I и II ряда. Обозначение мягкости согласных гласной буквой я, ю, ё. Дифференциация гласных а — я, у - ю, о - ё, ы - и, э – е. Выбор гласных букв для обозначения мягкости на письме.

Мягкий знак. Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака.

Согласные звуки. Звонкие и глухие согласные. Дифференциация [ б] - [п], [т] - [д], [к] - [г], [ф] - [в], [с] - [з], [ш] - [ж], в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях.

Дифференциация согласных звуков: свистящих, шипящих, африкатов, сонор в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте.

Слог. Дифференциация открытых и закрытых слогов. Слоговой анализ и синтез обратного слога. Слогообразующая роль гласных. Правила переноса

Ударение. Ударные и безударные гласные. Прием интонационного выделения. Анализ и синтез слов с ударной гласной. Смыслоразличительная роль ударения (многозначность, утрата смысла, слова-омонимы). Ударный слог. Ударная гласная. Прием интонационного выделения. Анализ и синтез слов с ударной гласной.

Предлоги и приставки. Дифференциация предлогов и приставок. Сравнительный анализ и синтез дву-трехсложных слов из открытых слогов и аналогичных приставок в схемах.

Предполагаемый результат

Предполагается, что к концу года обучения учащиеся должны научиться:

обозначать гласные; твердые, мягкие, глухие и звонкие согласные на письме;

определять ударные и безударные гласные, слоги;

дифференцировать фонемы, имеющие сходные характеристики.

определять в словах место и последовательность звуков;

определять количество звуков в словах, слогов в словах, слов в предложениях.

Дифференциация предлогов и приставок.

Календарно-тематическое планирование

(Группа 4б)

№ занятия Тема занятия Кол-во

занятий Формирование навыков языкового, слогового, фонематического анализа и синтеза и анализ всех артикуляционно-акустических признаков звука Дата

1,2 Обследование речи 2

3 Звуки – буквы.

Гласные звуки I ряда 1 Вычленение звука (а, у, о, э, и, ы) из начала и конца слова. Подбор слов к звуковым схемам.

4 Гласные звуки II ряда 1 Анализ и синтез односложного слова с йотированной гласной (я, ю, е, ё) в начале, середине и конце после гласной, а также в словах после гласных или после разделительных ь и ъ

5 Обозначение мягкости согласных гласной буквой я 1 Различение по акустическим и артикуляционным признакам в начале слов. Анализ и синтез односложных слов

6 Дифференциация гласных а — я 1 Различение по акустическим и артикуляционным признакам. Анализ и синтез односложных слов с последним закрытым слогом

7, Обозначение мягкости согласных гласной буквой ю 1 Различение по акустическим и артикуляционным признакам. Анализ и синтез односложных и двусложных слов.

9 Дифференциация гласных у — ю 1 Различение по акустическим и артикуляционным признакам. Анализ и синтез односложного слова с одним стечением согласных

10 Обозначение мягкости согласных гласной буквой ё 1 Различение по акустическим и артикуляционным признакам. Анализ и синтез двусложного слова с одним стечением согласных

11 Дифференциация гласных о — ё 1 Различение по акустическим и артикуляционным признакам. Анализ и синтез двусложного слова с одним стечением согласных

12 Мягкий знак «ь» в конце слога или слова 1 Различение по акустическим и артикуляционным признакам. Анализ и синтез односложных и двусложных слов с мягкими гласными в середине и конце слова.

13 Звонкие и глухие парные и непарные согласные (сходные акустически) 1 Звуковой анализ слов со звонкими и глухими согласными.

Различение по акустическим и артикуляционным признакам.

14,15 Дифференциация [ б] - [п] в слогах и словах, 2 Различение по акустическим и артикуляционным признакам. Анализ и синтез закрытых слогов двусложного слова с открытым слогом.

Дифференциация [ б] - [п] в словосочетаниях и предложенях 2 Различение по акустическим и артикуляционным признакам. Анализ и синтез открытых слогов.

16.17 Дифференциация [т] - [д] в слогах 2 Различение по акустическим и артикуляционным признакам. Анализ и синтез открытых слогов.

18,19 Дифференциация [т] - [д] в словах, словосочетаниях и предложениях 2 Различение по акустическим и артикуляционным признакам. Анализ и синтез двусложного слова с закрытым слогом.

20,21 Дифференциация [к] - [г] в слогах 2 Различение по акустическим и артикуляционным признакам. Анализ и синтез открытых слогов.

22,23 Дифференциация [к] - [г] в словах, словосочетаниях и предложениях 2 Различение по акустическим и артикуляционным признакам. Анализ и синтез двусложного слова с закрытым слогом.

24 Дифференциация [ф] - [в] в слогах 1 Различение по акустическим и артикуляционным признакам. Анализ и синтез открытых слогов

25 Дифференциация [ф] - [в] в словах, словосочетаниях и предложениях 1 Различение по акустическим и артикуляционным признакам. Анализ и синтез двусложного слова с закрытым слогом.

26 Дифференциация [с] - [з] в слогах 1 Различение по акустическим и артикуляционным признакам. Анализ и синтез открытых и слогов

27 Дифференциация [с] - [з] в словах, словосочетаниях и предложениях 1 Различение по акустическим и артикуляционным признакам. Анализ и синтез двусложного слова с закрытым слогом.

28,29 Дифференциация [ш] - [ж] в слогах 2 Различение по акустическим и артикуляционным признакам. Анализ и синтез открытых слогов

30 Дифференциация [ш] - [ж] в словах, словосочетаниях и предложениях 1 Различение по акустическим и артикуляционным признакам. Анализ и синтез двусложного слова с закрытым слогом.

31 Дифференциация [с] - [ш] в слогах 1 Различение по акустическим и артикуляционным признакам. Анализ и синтез открытых слогов

32 Дифференциация [с] - [ш] в словах, словосочетаниях и предложениях 1 Различение по акустическим и артикуляционным признакам. Анализ и синтез двусложного слова с закрытым слогом.

33 Дифференциация [з] - [ж] в слогах 1 Различение по акустическим и артикуляционным признакам. Анализ и синтез открытых слогов

34,35 Дифференциация [з] - [ж] в словах, словосочетаниях и предложениях 2 Различение по акустическим и артикуляционным признакам. Анализ и синтез односложного слова с двумя стечениями согласных. Языковой анализ.

36 Дифференциация [с] - [ц] в слогах 1 Различение по акустическим и артикуляционным признакам. Анализ и синтез открытых слогов

37 Дифференциация [с] - [ц] в словах, словосочетаниях и предложениях 1 Различение по акустическим и артикуляционным признакам. Анализ и синтез дву-трехсложного слова с открытым слогом.

38,39 Дифференциация звуков [р-л] в словах, в словосочетаниях и предложениях 2 Различение по акустическим и артикуляционным признакам. Анализ и синтез одно-двусложных слов со стечением согласных.

40,41 Дифференциация звуков [р,-л,] в словах, в словосочетаниях и предложениях 2 Различение по акустическим и артикуляционным признакам. Анализ и синтез одно-двусложных слов со стечением согласных.

42 Слог. Дифференциация открытых и закрытых слогов. Обратный слог 1 Слоговой анализ и синтез обратного слога. Слогообразующая роль гласных. Правила переноса

43 Прямой и обратный слог 1 Анализ прямого слога. Правила переноса.

44 Ударение. Ударные и безударные гласные 1 Прием интонационного выделения. Анализ и синтез слов с ударной гласной. Смыслоразличительная роль ударения (многозначность, утрата смысла, слова-омонимы)

45 Ударный слог. Ударная гласная. 1 Прием интонационного выделения. Анализ и синтез слов с ударной гласной.

46,47 Предлоги и приставки 2 Сравнительный анализ и синтез двусложных слов из открытых слогов и аналогичных приставок в схемах.

48 Дифференциация предлогов и приставок. 1 Сравнительный анализ и синтез трехсложных слов и приставок в схемах.

49,50 Обследование речи 2 Устная и письменная речь

Литература

1. Ефименкова Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Пособие для логопеда. – М: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001

2. Лалаева Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах: методическое пособие для учителя-логопеда. – М. : «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2001

3. Мазанова Е. В. Школьный логопункт. Документация, планирование и организация коррекционной работы: методическое пособие для учителей-логопедов. – М: Издательство ГНОМ и Д, 2009

4. Мазанова Е. В. Коррекция акустической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. – М: Издательство ГНОМ и Д, 2009

5. Мазанова Е. В. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза: конспекты занятий для логопедов. – М: Издательство ГНОМ и Д, 2008

6. Мазанова Е. В. Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. – М: Издательство ГНОМ и Д, 2008

7. Мазанова Е. В Учусь не путать звуки. Альбом № 1, 2. Упражнения по коррекции акустической дисграфии. – М: Издательство ГНОМ и Д, 2008

8. Мазанова Е. В Учусь не путать буквы. Альбом № 1, 2. Упражнения по коррекции оптической дисграфии. – М: Издательство ГНОМ и Д, 2008

9. Мазанова Е. В Логопедия. Оптическая дисграфия. Комплект тетрадей по коррекционной логопедической работе с детьми, имеющими отклонения в развитии. Тетрадь № 5. – М. : ООО «АКВАРИУМ БУК», 2004

10. Мазанова Е. В Логопедия. Преодоление нарушения письма: Комплект тетрадей по коррекционной логопедической работе с детьми, имеющими отклонения в развитии. Тетрадь № 2. – М. : ООО «АКВАРИУМ БУК», 2004

11. Метельская Н. Г. 100 физкультминуток на логопедических занятиях. – М. : ТЦ Сфера, 2008

12. Нечаева Н. В. Как учить грамоте читающих и не читающих детей / Н. В. Нечаева. - СПб., 1993

13. Садовникова ИЛ. Нарушение письменной речи у младших школьников. — М. : Просвещение, 1983.

14. Узорова О. В., Нефедова Е. А. 1000 слов для фонетического (звуко-буквенного) разбора. - Издательство: Астрель, 2003

Публикации по теме:

Программа групповых логопедических занятий для учащихся 1–4 классов с ОВЗ СОГБОУ «Вяземская школа-интернат №1 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Программа групповых логопедических занятий.

Программа индивидуальных коррекционных занятий для учащихся с ЗПР «Развитие внимания, памяти и мышления» Данная программа – это курс индивидуальных и групповых занятий, направленных на развитие и коррекцию психических процессов и моторной деятельности.

Программа занятий по коррекции нарушений чтения и письма у обучающихся в 6 классе школы-интерната VIII вида Поурочный годовой план работы с группой учащихся 6 класса, имеющих речевое заключение: «СНР, смешанная дисграфия» Недели Занятия Темы.

Программа занятий по коррекции нарушений чтения и письма у обучающихся в 7 классе школы-интерната VIII вида Учитель - логопед: Виль Анна Андреевна Рассмотрено на заседании МО Классных руководителей и воспитателей Протокол № ___ от «___».

Программа занятий по профилактике и коррекции дисграфии и дислексии обучающихся в 4 классе школы-интерната VIII вида «Согласовано» ___ Чурбакова Т. А. Зам. директора по УВР «___» ___2014г. «Утверждаю»___ Ефименко Е. А. Директор.

Программа занятий по профилактике и коррекции дисграфии и дислексии обучающихся в 5 классе школы-интерната VIII вида Поурочный годовой план работы с группой учащихся 5 класса, имеющих речевое заключение: «СНР, смешанная дисграфия» Учитель-логопед : Виль.

Рабочая программа по игротерапии для 2 класса обучающихся с умеренной степенью умственной отсталости Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Городского округа Балашиха «Школа №8 для обучающихся с ограниченными возможностями.

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Планета Психологии» для 5 класса 1. Введение Рабочая программа внеурочной работы психологического развития школьников «Планета психологии» для 5 класса, составлена на основе.

Рабочая программа для 5 класса учебного предмета «Русский язык» Раздел 1. Пояснительная записка Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» составлена для 5 класса в соответствии с требованиями.

Эффективность логопедических занятий по теме «Использование песочной терапии в коррекции звукопроизношения у дошкольников» автор: Котич Наталья Николаевна,учитель-логопед МБДОУ детский сад "Березка" Песочная терапия использовалась в диагностике эмоционального.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа групповых логопедических занятий по коррекции смешанной дисграфии у учащихся 4 класса
Опубликовано: 2 декабря 2017 в 14:26
+23Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД