Рабочая программа социально-личностной направленности по безопасности для детей средней группы

Елена Федотова
Рабочая программа социально-личностной направленности по безопасности для детей средней группы

Пояснительная записка

Дети 4-5 лет социальные нормы и правила поведения все еще не осознают, однако у них уже начинают складываться обобщенные представления о том, как надо (не надо) себя вести. Дети хорошо выделяют несоответствие нормам и правилам не только в поведении другого, но и в своем собственном и эмоционально его переживают, что повышает их возможности регулировать поведение. В этом возрасте происходит развитие инициативности и самостоятельности ребенка в общении с взрослыми и сверстниками. Дети продолжают сотрудничать с взрослыми в практических делах (совместные игры, поручения, наряду с этим активно стремятся к интеллектуальному общению в многочисленных вопросах (почему? для чего, что проявляется в стремлении получить от взрослого новую информацию познавательного характера. С нарастанием осознанности и произвольности поведения, постепенным усилением роли речи (взрослого и самого ребенка) в управлении поведением ребенка становится возможным решение более сложных задач в области безопасности. Но при этом взрослому следует учитывать несформированность волевых процессов, зависимость поведения ребенка от эмоций, доминирование эгоцентрической позиции в мышлении и поведении.

Обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника является одной из ведущих целей программы дошкольного образования. При обсуждении вопросов детской безопасности основное внимание обращают на безопасность детей на дороге. Но современный мир изменил подход к проблеме безопасности, в неё вошли и такие понятия как экологическая катастрофа и терроризм.

Таким образом, понятие безопасность значительно расширилось, и возникла необходимость выделить его в отдельную образовательную область "Безопасность". Обязательность включения области безопасность по ФГТ обусловлена:

- с одной стороны, наличием потенциальных источников возникновения различных опасных ситуаций, связанных с социально-экономическим развитием деятельности человека (доступность сложных бытовых приборов и оборудования, мобильность образа жизни взрослых и детей и др.);

- с другой стороны, антропогенными изменениями в природе, являющимися причиной возникновения глобальных экологических проблем (снижение качества воды, воздуха, исчезновение отдельных видов растений и животных и др.).

Поэтому с раннего возраста у детей необходимо формировать умение правильно вести себя в различных жизненных ситуациях.

Рабочая программа социально-личностной направленности по ОБД для детей средней группы (с 4 до 5 лет) составлена в соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, на основе программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса:

1. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Авдеева Н. Н., Князева Н. Л., Стеркина Р. Б., 2003.

2. Основы безопасного поведения дошкольников: занятия, планирование, рекомендации / авт. -сост. О. В. Чермашенцева, 2008.

3. Формирование основ безопасности у дошкольников. ФГТ / авт. -сост. К. Ю. Белая, 2012.

Режим реализации программы

Общее количество образовательных ситуаций в год – 36.

Количество непосредственно образовательных ситуаций в неделю – 1.

Длительность непосредственно образовательной ситуации – не более 20 мин.

Форма организации образовательного процесса – групповая.

Содержание программы направлено на достижение цели:

формирования основ безопасности жизнедеятельности дошкольников, формирования у них основ безопасности окружающего мира (экологического сознания)

через решение следующих задач:

• формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;

• приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;

• передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;

• формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.

Эти задачи реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, чтения.

Данная программа составлена с учетом реализации принципа интеграции образовательных областей.

• «Коммуникация» - развитие свободного общения с взрослыми и детьми в процессе освоения способов безопасного поведения, в части формирования основ экологического сознания.

• «Труд» - формирование представлений и освоение способов безопасного поведения, основ экологического сознания в процессе трудовой деятельности.

• «Познание» - формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о возможных опасностях, способах их избегания, способах сохранения здоровья и жизни, безопасности окружающей природы.

• «Социализация» - формирование первичных представлений о себе, семье, социуме; освоение общепринятых норм и правил взаимоотношений с взрослыми и сверстниками в контексте безопасного поведения и основ экологического сознания.

• «Здоровье» - формирование первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни человека.

• «Чтение художественной литературы» - использование художественных произведений для формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности и безопасности окружающего мира.

Педагогический анализ знаний и умений детей проводится два раза в год.

Продолжительность диагностического периода:

Стартовая диагностика: 15.09.2012 – 30.09.2012 г.,

Итоговая диагностика: 15.04.2013 – 30.04.2013 г.

Основные требования к уровню подготовки детей 4-5 лет по ОБД:

• знать и соблюдать элементарные правила поведения в детском саду;

• знать и соблюдать элементарные правила поведения на улице и в транспорте, элементарные правила дорожного движения;

• уметь различать и называть специальные виды транспорта («Скорая помощь», «Пожарная», «Милиция», объяснять их назначение;

• знать о назначении светофора и всех его сигналов;

• знать дорожные знаки «Пешеходный переход», «Дети» и объяснять их назначение;

• иметь представление о проезжей части, тротуаре, пешеходном переходе «Зебра»;

• знать и выполнять элементарные правила поведения в природе (способы безопасного взаимодействия с растениями и животными, бережного отношения к окружающей природе).

Публикации по теме:

Особенности общения детей среднего дошкольного возраста со сверстниками в условиях детского сада. В условиях детского сада ребенок с первых лет жизни находится в кругу сверстников. Дети вместе играют, занимаются, трудятся. У них ярко.

Воспитание патриотизма При выстраивании системы необходимо учитывать возможности дошкольников. Только к старшему возрасту начинают складываться представления о.

Библиотека изображений:
  • Безопасность детей
  • Безопасность детей
  • Безопасность детей
Автор публикации:
Рабочая программа социально-личностной направленности по безопасности для детей средней группы
Опубликовано: 27 февраля 2014 в 23:22
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День Матери в первой младшей группе. Фотоотчёт.
День Матери в первой младшей группе. Фотоотчёт. 30 ноября в первой младшей группе в детском саду №48 города Апатиты Мурманской области прошёл...
Тема: «Безопасность на дороге»
Программное содержание: Цель занятия. Продолжать знакомить с правилами дорожного движения, учить практически применять их в различных ситуациях. Развивать...
Создание условий для сенсорного развития детей.
Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики ( Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, а также известные представители отечественной...
Мастер-класс «Новогодняя елочка из фольги и картона»
"Серебряная елочка" Продолжается мода на новогодние поделки своими руками. На каждом прилавке магазина, на офисном столе можно теперь заметить...
Дидактическая игра «Покорми животных», сделанная своими руками. На радость маленьким...
Дидактическая игра для младших дошкольников ДОУ «Покорми животных» Цель: Закреплять знания детей о животных ( что они едят, развивать мышление, внимание,...