Развитие фонематического восприятия у детей раннего возраста с помощью логоритмических игр

Кропачева Светлана Витальевна
Развитие фонематического восприятия у детей раннего возраста с помощью логоритмических игр

РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ПОМОЩЬЮ ЛОГОРИТМИЧЕСКИХ ИГР

Развитие фонематического восприятия у детей третьего года жизни занимает очень важное место в системе работы по развитию речи. Это особая речевая задача, которая почти полностью должна быть решена в дошкольном возрасте. Основная задача состоит в том, чтобы научить ребенка к пяти годам слышать, распознавать, дифференцировать, правильно пользоваться голосовым аппаратом, говорить выразительно, не торопясь. И чем раньше эта работа будет начата, тем больше успехи могут быть достигнуты. Третий год жизни наиболее благоприятен для воспитания произносительной стороны речи, для развития фонематического восприятия: в два года ребенок способен легко усваивать многие звуки и закреплять их в собственном произношении, учиться пользоваться собственным голосовым аппаратом. Развивается фонематический слух, совершенствуется работа мышц языка, губ, нижней челюсти. Поэтому и воспитание звуковой культуры речи у ребенка данного возраста направлено на развитие фонематического восприятия, на усвоение и закрепление правильного произношения звуков, которые формируются в процессе общего и речевого развития.

В первой младшей группе 1-2 раза в месяц следует проводить специальные занятия по воспитанию звуковой культуры речи. Кроме того, 2-3 раза в месяц необходимо планировать упражнения на формирование звукопроизношения, фонематического внимания и восприятия, развитие дыхания, развития мелкой моторики рук и т. д. Эти упражнения составляют часть занятий по ознакомлению с окружающим миром, с художественной литературой. Длительность их 3-6 минут.

Четкое произношение, правильное речевое дыхание и т. д. отрабатываются и на других занятиях, в частности на музыкальных.

Необходимость в специальных (логопедических) занятиях диктуется тем, что при фронтальном обучении имеется возможность проводить систематическую планомерную работу с подгруппой детей. Рассмотрим подробнее задачи воспитания звуковой культуры и фонематического восприятия у ребенка третьего года жизни.

ВОСПИТАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ. Чтобы научить детей дифференцировать звуки. Правильно произносить их, отчетливо и ясно выговаривать слова, правильно пользоваться голосовым аппаратом (менять громкость и скорость речи, пользоваться интонационными средствами выразительности, надо, прежде всего, научить их слышать и слушать речь окружающих, т. е. развивать слуховое (фонематическое) восприятие. Развитие фонематического слуха является важной предпосылкой для формирования звуковой стороны речи. Благодаря хорошо развитому фонематическому восприятию ребенок овладевает умением слышать и дифференцировать различные звуки, различать громкость и скорость их произнесения.

Развивая слуховое восприятие, следует обращать внимание детей на то, что одни и те же звуки, слоги, слова и предложения можно произносить громко и тихо, быстро и медленно. Чтобы научить этому ребенка, малышу предлагаются задания, которые дают возможность услышать различия в громкости и скорости произнесения одних и тех же слов и слогов.

Тренируя фонематическое восприятие, педагог дает детям упражнения на соотнесенность звукоподражания с определенным объектом. («Кто-то подошел к Насте, остановился за ее кустом и говорит: «Поиграй со мной, Настенька, ква-ква.» Кто пришел поиграть с тобой, Настя?»)

ФОРМИРОВАНИЕ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ. Большая часть заданий по воспитанию звуковой культуры речи посвящена уточнению и закреплению правильного произношения звуков. Звуки даются в определенной последовательности, с учетом артикуляционной трудности их произношения. В первой младшей группе уточняется произношение почти всех звуков русского языка, кроме группы шипящих (ш, ж, ч, щ) и звуков л (ль, р (рь).

Работа над уточнением и закреплением правильного звукопроизношения начинается с гласных звуков (а, у, и, о, э, ы) и простых в артикуляционном произношении согласных (м, п, б, ф, в, не смотря на то, что большинство малышей этого возраста могут правильно их произносить. Это необходимо не только для уточнения данных звуков, но и как упражнения для развития артикуляционного аппарата, для подготовки к усвоению и закреплению более сложных звуков. Так, уточняя и закрепляя правильное произношение звука И, воспитатель подготавливает артикуляционный аппарат ребенка к усвоению в дальнейшем правильному произношению звуков С, З (артикуляция этих звуков во многом схожа – губы растянуты в улыбке, зубы сближены на расстоянии 1-2 мм, широкий кончик языка приближен к нижним резцам и касается их, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам). Тренируя малышей в четком и правильном произнесении звука Т, воспитатель создает благоприятные условия для усвоения звука Ц, близкого по артикуляции к звукам Т и С. Такая близость обнаруживается и у других звуков (например, при произнесении звуков У, О губы округляются и вытягиваются вперед, как при произнесении звуков Ш, Ж, Ч, Щ).

Одновременно с обучением детей правильному произношению простых по артикуляции звуков отрабатывается дикция (например, произнесение звука А при широко открытом рте). Формирование правильного произношения звуков на знакомом и простом для детей материале дает возможность акцентировать их внимание на звуковой стороне языка, т. е. развивает фонематический слух.

Уточнение и закрепление звуков осуществляется в несколько этапов. Сначала отрабатывается произношение изолированного звука и несложных звукосочетаний. При этом в качестве звукового материала чаще всего используют звукоподражания. Каждый звук или сочетание звуков должно закрепляться определенным образом (И – ржет лошадка; Э -)рычит медведь; тук-тук-тук – стучит молоточек; га-га-га – кричит гусь и т. п.). На последующих этапах звуки закрепляются в словах. При этом педагог следит не только за правильным произношением звуков, но и за четкостью, внятностью произнесения слов.

Целесообразно подбирать такие слова, которые по своей слоговой структуре не представляют особой трудности для произношения: с открытыми слогами (коза, кубики, бумага) или односложные слова (дом, кот, дым). Подбираются такие слова, в которых звук стоит в начальной позиции, без стечения с другими согласными; далее подбираются слова, в которых нет смешения звуков (НЕ! сушка, шоссе, Саша, а также слова, не очень сложные по слоговой структуре (состоящие не более чем из трех слогов).

Дальнейшее закрепление усвоенного материала осуществляется во фразовой речи. Дети произносят короткие фразы, насыщенные определенными звуками. Эта работа продолжается и вне занятий в процессе общения педагога с детьми. Необходимо использовать шутки-чистоговорки, в которых определенный звук неоднократно повторяется (Са-са-са – к нам летит оса. СЫ-сы-сы – у дяди выросли усы.)

На третьем году жизни для детей характерно неправильно произносит многие звуки, нередко смягчать, часто не договаривать окончания, сокращать или искажать длинные слова, не всегда правильно повторить вслед за взрослым трех- и более сложные слова. Педагогу не всегда следует стремиться, чтобы дети точно по образцу воспроизводили слова. Однако своевременное выявление определенных дефектов, оказание ребенку помощи уже на данном возрастном этапе имеет большое профилактическое значение.

Публикации по теме:

План коррекционной работы на год (в речевую карту) План (старшая, подготовительная) 1. Развитие слухового внимания, памяти, фонематического восприятия. 2. Продолжить работу по отработке длительного.

Проект «Формирование фонематического восприятия у детей»Проект «Формирование фонематического восприятия у детей» ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА Название «Формирование фонематического восприятия у детей». Автор проекта: Мацупа Галина Григорьевна Продолжительность.

Библиотека изображений:
  • Новый год
  • Новый год
  • Новый год
Автор публикации:
Развитие фонематического восприятия у детей раннего возраста с помощью логоритмических игр
Опубликовано: 27 октября 2013 в 02:20
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Рисунки детей по сказке Алексея Толстого «Золотой ключик, или приключения Буратино»....
В конце ноября в нашем детском саду была организована выездная экскурсия для просмотра сказки «Новые приключения Буратино» в музыкальном театре....
Поект «Чудесная глина». Средняя группа.
Структура проекта. Проблема значимая для детей, на решение которой направлен проект: Не сформированы представления о том, что такое глина, как...
Двигательная активность-залог здоровья детей! Фотоотчет из жизни малышей.
Двигательная активность необходима для растущего организма, неподвижность утомляет детей. Внутри каждого ребенка свой двигатель- моторчик. У кого-то...
Детский мастер-класс в технике пластилинография  «Лиса и журавль»
«Пластилинография как средство развития творческих способностей дошкольников». Мастер-класс рассчитан на работу с детьми старшего дошкольного возраста....
Мастер-класс «Новогодняя ёлочка» из фоамирана своими руками
Для изготовления ёлочки нам понадобятся: • Пенопластовый конус 20 см; • Фоамиран с блёстками ( пористая резина) 3 цветов ( зелёного 2 листа, красного,...