Лучший педагог года

Развитие музыкальности младших дошкольников средствами музыкального фольклора

Юлия Алексеевна Малая
Развитие музыкальности младших дошкольников средствами музыкального фольклора

Развитие музыкальности младших дошкольников средствами музыкального фольклора

Вашему вниманию представляется презентация музыкального руководителя МБДОУ №441 д/с «Кузнечик» г. Нижний Новгород –

Ю. А Малой по проблеме " Развитие музыкальности младших дошкольников средствами музыкального фольклора".

Публикация «Развитие музыкальности младших дошкольников средствами музыкального фольклора» размещена в разделах

АКТУАЛЬНОСТЬ данной работы проявляется в том, что именно музыкальный фольклор с первых дней жизни служит средством формирования художественно- эстетического мировоззрения ребенка в целом.

Существует множество мнений о роли музыкального фольклора в художественно-эстетическом развитии ребенка, его музыкальности. Еще с раннего возраста ребенок соприкасается с образцами музыкального фольклора, слыша из уст матери колыбельные( «Баю- баюшки, баю»,пестушки («Идет коза рогатая», «Ладушки», потешки на 2-м году жизни («Сорока –сорока», прибаутки 3-4 года («Маша- радость наша», «Расти коса до пояса»)дразнилки («Дождик –дождик пуще»). Именно в песенном фольклоре дети знакомятся с окружающим миром. Песенный фольклор близок детям по певческому диапазону (до-фа 1 октавы) и дети,еще даже не умея петь, непроизвольно готовят голосовой аппарат, внутренне пропевая за взрослым простые мелодии (нисходящая диатоническая линия, повторы)

Игровой фольклор занимает ведущее место в младшем возрасте. Игра – важнейшее средство для развития полноценной личности ребенка. В младшем возрасте – это хороводные игры («Каравай», «Карусель») и игры-догонялки («У медведя во бору», «Кот и мыши»). В нашем случае, именно для развития музыкальности, используются игры с песенным-текстовым сопровождением или берутся игры в фольклорном музыкальном оформлении по принципу яркой контрастности (тихо-громко, медленно-быстро, высоко низко) – для развития музыкально-сенсорных способностей (ритмические, динамические и звуковысотные).

Календарный фольклор – это присутствие и интерактивное участие малышей в календарно-обрядовых праздниках детского сада. Это прекрасное средство для развития музыкального восприятия, эмоциональной отзывчивости.

Танцевальный фольклор - представлен хороводами и простейшими плясками, соответствующих возрасту («Сапожки», «Где же наши ручки»)

Знакомство и игра на детских музыкальных народных инструментах прежде всего развивают музыкально-сенсорные способности ребенка.

Песенный фольклор (колыбельные, попевки, пестушки, дразнилки и т. д.)

Игровой фольклор

Календарный фольклор (календарно- обрядовые праздники)

Танцевальный фольклор – хороводы, танцы.

Знакомство и игра на детских музыкальных народных инструментах (ложки, трещотки,бубны, свистульки и т. д.).

Цель моей работы по данному направлению :

Создание условий для возникновения предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведения музыкального фольклора.

Задачи :

-Создание условий для развития творческих способностей дошкольников;

-Знакомство детей с разнообразными формами детского музыкального фольклора;

-Знакомство детей с традициями и образами народа;

-Создание условий для развития эмоционального восприятия народной музыки в различных видах музыкальной деятельности

- Расширение представлений детей о народных праздниках, обычаях и традиций русского народа сообразно возрасту (масленица, детская пасха, рождество);

-Воспитание эстетических чувств;

-Воспитание устойчивого интереса и любви к народному искусству

Предполагаемые результаты:

• Для воспитанников:

• повышение качества усвоения знаний во время непосредственно образовательной деятельности и вне её;

• появление интереса к русской музыкальной культуре;

• активизация эмоциональной отзывчивости;

• проявление творческого самовыражения.

Для родителей:

• повышение музыкальной культуры;

• мотивация на эмоционально-личностное и эстетическое развитие ребёнка в условиях семейного воспитания.

• Для педагогов:

• повышение уровня компетентности в музыкальной деятельности;

• инновационные изменения в организации воспитательно-образовательного процесса;

• творческое использование образцов музыкального фольклора в различных видах детской деятельности.

Работа в данном направлении включает в себя 3 этапа:

1 этап Подготовительный- представляет собой анализ проблемы и стартовую диагностику.

2 этап Основной – включает в себя: выбор программно- методического обеспечения и методов

Планирование взаимодействия с детьми, родителями, педагогами, социумом

Создание ППРС

3 этап - это итоги работы. Он представлен итоговой диагностикой, выводами, перспективой работы.

Направления по ознакомлению с фольклором в детском саду:

Слушание народной музыки, песен;

Знакомство с музыкальными играми и хороводами;

Знакомство с народными музыкальными инструментами;

Знакомство с традициями и обрядами русского народа.

На 1 этапе работы был проведён мониторинг уровня развития интегративных качеств – образовательная область «Художественно- эстетическое развитие» раздел «Музыкальное развитие».

На 1 этапе диагностировалось группа детей младшего дошкольного возраста в количестве 19 человек. Мониторинг проводился подгруппами, методом наблюдения. По итогам мониторинга выявлен небольшой процент с высокий уровнем развития у 21,05% детей (4 ребёнка);средний уровень развития у большинства детей- 68,42%(13 детей); низкий уровень развития у 2 детей- 10,53%- достаточно большой процент.

Необходимость обращения к истокам народного искусства, традициям, обычаям народа не случайна в решении проблемы и приобретение ребенком совокупности культурных ценностей через музыкальный фольклор будет способствовать развитию интегрированных свойства личности ребёнка и развитию его музыкальных способностей.

Программно- методическое обеспечение работы на данном этапе работы состояло из:

• Программы обучения и воспитания в детском саду «От рождения до школы» М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой и

• Программы музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста «Камертон» Э. Л. Костиной.

• Очень интересной, полной и отвечающей региональному компоненту стала Парциальная программа «Мой родной дом» Э. Л. Костиной, Н. Н. Кочневой, Л. А. Семиковой (тематический блок-«Мой родной дом – семья» (4-й год жизни).

В совместной досуговой деятельности с детьми использовалось комплексно- тематическое планирование, в соответствии с годовым планированием нашего ДОУ.

На 2 этапе- Использовались вариативные формы музыкальной деятельности детей в соответствии с новыми требованиями ФГОС, это в начале года повторение вариативных форм музыкальной деятельности детей раннего возраста:

Игры-эксперименты со звуками

Предметное коллекционирование

Музыкально-игровые приемы (звукоподражание)

Музыкально-литературные загадки

Музыкальные пальчиковые и логоритмические игры

Музыкально двигательные игры-импровизации

Музыкальные сказки – шумелки.

А с ноября – для детей 3-4 года:

Музыкальные игры-фантазии

Игровые проблемные ситуации на музыкальной основе

Игры – путешествия и игры – эксперименты

Музыкально-дидактические игры

Игры – этюды по мотивам музыкальных произведений

Хороводная игра

Концерты – загадки

Ситуации с ролевым взаимодействием

Особое внимание в своей работе мы уделили укреплению связей с родителями. Родители стали не сторонними наблюдателями, а активными участниками педагогического процесса; они принимают участие в праздниках, участвуют в конкурсах по изготовлению самодельных музыкальных игрушек и элементов костюмов но активно обсуждают вопросы воспитания на родительских собраниях, информационных днях в ДОУ.

Взаимодействие с педагогами и социумом осуществлось через:

Педагогические советы, совместное комплексно-тематическое планирование, фестивали, методические объединения, школа молодого педагога, отчётные концерты ДШИ №6, представление опыта работы на районном, федеральном уровнях (публикации на сайте МААМ).

Создание пространственной предметно- развивающей среды осуществляется путём подбора музыкальных- дидактических игр, красочно оформленных файловых папок с изображением «Сказок- шумелок»- для экспериментирования. коллекций музыкальных шумовых инструментов для самостоятельного творчества и многое другое.

Для создания музыкального пространства группы большую помощь оказывают родители. В каждой группе есть музыкальный центр и фонотека по фольклорной тематике.

Методы работы использовались как

Традиционные: ИГРОВЫЕ,СЛОВЕСНЫЕ,НАГЛЯДНО-ОБРАЗНЫЕ,ПРОДУКТИВНЫЕ.

Так и Креативные: СКАЗКОТЕРАПИЯ, СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕБНЫХ СИТУАЦИЙ,ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ, ПОЛИФОНИЧЕСКОЕ УПОДОБЛЕНИЕ.

На данном слайде пример использования метода ИКТ для создания условий творческого проявления в игре на шумовых инструментах и развития чувства ритма.

3 этап работы- заключительный :итоговая диагностика, подведение итогов и планирование перспективы работы.

По результатом повторной диагностики высокий уровень развития интегративных качеств образовательной области «Художественно- эстетическое развитие»- раздел «Музыкальное развитие» - почти у 79% детей; у 15,74%- средний уровень развития, и у 1 ребёнка-5,34%- низкий уровень развития.

В сравнительной сводной диаграмме наблюдается большая положительная динамика развития музыкальности детей, из чего следует вывод, что

именно музыкальный фольклор является прекрасным средством развития всех интегративных качеств, творческих способностей и музыкальности у детей младшего дошкольного возраста.

В итоге наблюдается более чем положительная динамика в художественно- эстетическом развитии детей младшего возраста, из чего можно сделать вывод, что использование музыкального фольклора положительно сказывается на развитии музыкальности детей младшего возраста, а именно:

У детей

• повысилось качество усвоения знаний во время непосредственно образовательной деятельности и вне её;

• появился интерес к русской музыкальной культуре;

• активизировалась эмоциональная отзывчивость;

• проявилось творческое самовыражение.

У родителей наблюдается:

• повышение музыкальной культуры;

• мотивация на эмоционально-личностное и эстетическое развитие ребёнка в условиях семейного воспитания.

У педагогов произошло:

• повышение уровня компетентности в музыкальной деятельности;

• инновационные изменения в организации воспитательно-образовательного процесса;

• творческое использование образцов музыкального фольклора в различных видах детской деятельности.

Продолжение работы в данном направление, освоение следующих ступеней развития музыкальных и интегративных качеств дошкольников 4 и 5 ступени по «Камертону» и модули «Я и детский сад».» «Я и мой город» по парциальной программе «Мой родной дом»- вот перспективы моей дальнейшей деятельности, как музыкального руководителя.

Спасибо за внимание!

Прикреплённые файлы:

moi-folklor_6ver7.pptx | 11158,54 Кб
 
Публикации по теме:

Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста средствами музыкального фольклора Народное музыкальное творчество Н. В. Гоголь образно называл «звучащей историей», «звонкими живыми летописями»Музыкальное народное искусство.

Развитие эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста средствами музыкального фольклора АКТУАЛЬНОСТЬ: Фольклор – это народное творчество, душа русского искусства, музыки. Детский фольклор - это целый мир – яркий, радостный,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие музыкальности младших дошкольников средствами музыкального фольклора
Опубликовано: 8 мая 2015 в 22:13
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД