Татьяна Звягина
Развитие познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста через проект «Ловушка»
Ребенок, по выражению К. Д. Ушинского, «мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще».
Каждый человек, хочет жить в богатой и красивой стране, но еще больше, в стране, которую населяют добросердечные и отзывчивые люди, воспитанные на сочувствия, идеалах красоты, порядочности.
Сегодня Россия столкнулась с кризисом человеческого в человеке. Люди спокойно проходят мимо дерущихся подростков, мимо пожилого человека, лежащего на улице, не реагируют на плачущего ребенка, не замечают обиженных и сами легко могут обидеть, не задумываясь об этом. Когда подобные ситуации возникают с нами или касаются наших близких, начинается волна возмущений о бездушности нашего общества, его черствости. Но, сами мы в аналогичных ситуациях, чаще всего, поступаем так же. Такой вот замкнутый круг противоречий между идеальными представлениями об окружающем нас мире людей и реальным поведением в нем отдельного человека.
Публикация «Развитие познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста через проект „Ловушка“» размещена в разделах
Социально-нравственный кризис возник не случайно и тому есть ряд закономерных причин, хорошо известных всякому думающему субъекту. Это и нарастающая опасность существования человека в обществе, агрессивность поведения низкой контактности, общению. Но, самая главная из них – это проблема воспитания подрастающего поколения в семье, в детском саду и школе.
Дошкольное детство – период особой социально-эмоциональной чувствительности, время открытий себя миру и мира для себя. Важнейшие задачи, которые решают дети в этом возрасте – это общение с окружающими: сверстниками и взрослыми, природой и самим собой, освоение сущности человеческих отношений. Современный ребенок становится жестоким и безразличным. Почему?
Одна из причин появления несочувствующих детей – это, как не странно на первый взгляд, задержка речевого развития. За последние двадцать лет число речевых нарушений у детей возросло более чем в шесть раз! А ведь речь – это не только внешне выраженное средство общения, это серьезная внутренняя работа – это средство мышления и воображения, это средство осознания своих переживаний и чувств, своего поведения и, в конечном итоге, себя в целом. Специалисты утверждают, что виной тому становится снижающееся живое, эмоционально-непосредственное общение родителей со своими детьми. Его отсутствие не позволяет ребенку участвовать в диалоге, причем не только слухом и артикуляцией, но и что гораздо важнее, эмоциями и чувствами. Не происходит накопления опыта чувствования, соучастия и содействия с первых лет жизни малыша.
Нами был разработан короткосрочныйпроект «Ловушка»с детьми старшего дошкольного возраста. Целью проекта было развитие детской эмпатии (эмпатия - сопереживание эмоциональному состоянию другого человека, творческих способностей, воображения и наблюдательности, развитие связной речи и сплочению детского коллектива. В логопедической группе старшего дошкольного возраста детского сада работа строилась так, чтобы каждый воспитанник принял участие. Родителямбыло предложено принять участие вместе с детьмив проекте «Ловушка».
Перед началом проекта мы с ребятами вспоминали цвета радуги, говорили о том, для чего они нам нужны, и каким был бы мир без ярких красок. Детей познакомили с приключениями «Кисточки», которая отправилась в путешествие в страну Яркихкрасок. Каждую неделю проекта был определенный цвет радуги. С помощью родителей украшали группу в цвет недели, готовили разнообразные иллюстрации, предметы (красные шары, красное яблоко, красные кубики и т. д.) и дети старались приходить в той одежде, на которой присутствовал цвет. Совместно с родителями приносили разнообразные предметы (листья с деревьев, цветы, шары, игрушки и т. д., а так же фотографии с изображением предметов определенного цвета. Логопед с детьми в логопедической группе детского сада проводил разнообразные беседы, игры ( например: «Ощущение цвета». Каким вам кажется этот цвет? - Какое он вызывает настроение? Тревожным или спокойным? Вам он кажется радостным или грустным?, где решались речевые задачи: расширение словарного запаса, автоматизация звукопроизношения, развитие и совершенствование лексико-грамматической стороны речи, развитие логического мышления и долговременной памяти, закрепление лексико грамматических категорий. Проводились интегрированные занятия с инструктором по физической культуре, который проводил каждое занятие с применением одного цвета (желтые обручи, желтые мячи, желтые кегли, желтые коврики, воздушные шары желтого цвета и т. д, музыкальным руководителем.
Педагоги рассказывали детям сказки про цвет, проводили беседу о цвете по иллюстрациям книги Н. В. Нищевой «Разноцветные сказки». На следующем этапе после прочтения сказок проводили игры «Расставить цветы в вазы», «Подбери блюдца к чашкам», «Подбери шарфики к шапкам», «Спрячь бабочку на цветке» «Найди такой же цветок», «Где такая же бабочка?», «Найди одинаковых рыбок» и т. п. Также в конце каждой недели в группе вместе с детьми проводились литературные вечера, где родителям и детям давалось задание в течении всей недели придумать сказку про цвет и изобразить к этой сказке рисунок. Собранный материал подготовленный педагогами и учителем -логопедомсобирался и презентовался в презентации по материалу собранному детьми и родителями по каждому цвету. После просмотра презентации дети рассказывали собственного сочинения сказки, послеэтого, также организовывалась выставка детских работ. Результат проекта «Ловушка» в старшем дошкольном возрасте сплотила коллектив группы, возросла детская эмпатия, на протяжении всего времени у всех участников проекта сохранялось радостное праздничное настроение, повысился уровень связной речи.
Библиографический список
1. Алябьева Е. А. «Корекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста» «ТЦ СФЕРА» Москва-2002.
2. НищееваН. в. «Разноцветные сказки» «Детсво-пресс» СПб-2004.
в.