Папки-передвижки

Развитие пространственного мышления средствами конструктора Тико у детей старшего дошкольного возраста. Результаты апробации (1 фото)

лариса логинова
Развитие пространственного мышления средствами конструктора Тико у детей старшего дошкольного возраста. Результаты апробации

В главе представлены процедура и результаты опытно – практической работы по исследованию развития пространственного мышления детей старшего дошкольного возраста. Работа осуществлялась в марте 2020 года на базе МБДОУ ПГО «Детский сад № 34» город Полевской. Исследование проходило в старшей группе, «Смешарики», группу посещают дети с 5-6 лет, в количестве 20 человек.

Публикация «Развитие пространственного мышления средствами конструктора Тико у детей старшего дошкольного возраста, Результаты апробации» размещена в разделах

На практике использовала методику изучения пространственных представлений Н. Я. Семаго, М. М. Семаго. Данная методика включает в себя следующие показатели исследования:

- исследование представления о пространстве собственного тела по

вертикальной и горизонтальной оси;

- исследование пространственных представлений во взаимоотношении

внешних объектов тела и по отношению собственного тела;

- исследование уровня вербализации пространственных представлений;

- исследование пространственных представлений на уровне

собственного тела в направлении вправо/влево;

исследование лингвистических представлений (пространство языка).

На констатирующем этапе ограничилась такими показателями исследования, как исследование представления о пространстве собственного тела; о взаимоотношении внешних объектов тела; взаимоотношение объектов по отношению к собственному телу; исследование уровня вербализации пространственных представлений; представлений на уровне собственного тела в направлении вправо/влево.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что развитие пространственных представлений у детей находится преимущественно на среднем и низком уровне.

Результаты исследования по выбранным показателям пространственных представлений можно представить в виде сравнительных диаграмм.

Мы видим, что В -3ребенка -25%

С – 5 детей – 42%

Н – 4 ребенка – 33%

В старшем дошкольном возрасте игры с конструкторами способствуют становлению предпосылок учебной деятельности таких, как умение действовать по образцу, ориентироваться на правило и на способ действия. Развитие у детей пространственного мышления и воображения дает возможность в будущем разбираться в чертежах, схемах, планах, развивает способность воссоздавать образ в трехмерном пространстве.

В работе с детьми я использовала конструктор «ТИКО».

Моя работа на практике включала в себя три направления:

1. Создание условий для использования технологии «ТИКО».

В группе создала уголок-конструктивно-модельной деятельности, в котором находятся разнообразные конструкторы, в том числе и «ТИКО».

Для работы с «ТИКО» подобрала методический материал, альбомы, схемы, атрибуты для обыгрывания построек. В уголке с детьми сделали выставку с работ, тематика менялась по желанию детей.

2. Работа с детьми.

При подготовке к занятиям старалась продумать, какой результат может и должен быть у детей, учитывала индивидуальные особенности каждого ребенка, его интересы и возможности, желание.

Как же мы использовали конструктор – «ТИКО» в группе:

- из «ТИКО» – деталей конструировали декорации и персонажей для сказок;

- в физкультурном уголке из «ТИКО» – строили атрибуты для спортивных игр и соревнований;

- в кукольном уголке конструировали мебель;

- в уголках с сюжетно-ролевыми играми «Больница», «Парикмахерская», «Путешествие», «Почта» конструировали игровые атрибуты из «ТИКО» -деталей;

- дети с удовольствием конструировали красочные узоры и орнаменты в уголке изобразительной деятельности;

- в уголке конструктивно-модельной деятельности дети строили из «ТИКО» дома, мосты, гаражи, роботов, ракеты, самолеты, машины.

3. Взаимодействие с родителями.

В своей работе использовала разнообразные формы работы с семьё й:

- консультации : «Что такое конструктор «ТИКО»

- ширма для родителей: «Роль конструирования в развитии детей дошкольного возраста»

- мастер класс: «Строим вместе с детьми».

Привлекла родителей к участию в Городском фестивале творчества «ТИКО – БУМ» «Военная техника», который проводился к 75 Победы в Великой Отечественной Войне. Родители с интересом участвовали, с удовольствием собирали из конструктора «ТИКО» военную технику. За что были награждены дипломами 1 и 2 степени, и сертификатами.

Дети с первых минут знакомства с конструктором «ТИКО» активно включились в работу, проявляли познавательный интерес. В силу своей педагогической универсальности «ТИКО» - моделирование служит эффективным средством развивающего обучения, так как включает в себя несколько функций: развивающую, обучающую и развлекательную.

В работе с детьми использовала различные приемы с помощью конструктора «ТИКО» :

- игры на логические закономерности «Что лишнее?», «Расположите фигуры в пространстве», «Продолжите ряд», «Сконструируйте дорожку с узором, чередуя квадраты и прямоугольники (чередуя квадраты трёх цветов) и т. д.»;

- игры на комбинаторику: по цвету, форме;

Знания и умения закрепляла в дидактических играх: «Расскажи про свой узор» (способствует овладению пространственными представлениями (слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади, середина). А так же игры «Справа – слева», «Что изменилось?» (закрепление знаний пространственных представлений «справа-слева», «впереди – сзади»)

В целом, дидактические игры способствовали развитию навыков ориентировки в пространстве. В играх дети развили и закрепили представления о пространстве собственного тела, о взаимоотношении внешних объектов тела, взаимоотношение объектов по отношению к собственному телу, представлений собственного тела в направлении вправо/влево. Таким образом, у дошкольников с помощью игр развивалось пространственное мышление.

После проведенной работы была проведена промежуточная диагностика, которая показала, что уровень сформированности пространственных представлений у детей повысился. Дошкольникам предлагались те же самые задания, что и на констатирующем этапе исследования.

Результаты исследования пространственных представлений на промежуточной диагностике можно представить в виде сравнительных диаграмм.

Они показали, что В - 4 ребенка -33 %

С – 6 детей – 51 %

Н – 2 ребенка – 16 %

За время исследования разработала методические рекомендации, в них представлен комплекс технологических карт для создания плоскостных конструкций. Тематика технологических карт разнообразна – растения, животные, транспорт и т. д. Технологические карты расположены по принципу «от простого к сложному», так как навык «ТИКО» - моделирования развивается в процессе практической работы с конструктором «ТИКО».

Цель данных методических рекомендаций – развитие пространственного мышления у детей старшего дошкольного возраста по средствам конструктора «ТИКО».

Материал предназначен воспитателям, учителям начальных классов, логопедам, психологам, а так же может быть полезен родителям для совместных занятий с детьми. Форма работы: индивидуальная/подгрупповая.

Работа с конструктором «ТИКО» вначале исследования от детей требовало волевых усилий для достижения результата, т. е. получение конкретного продукта деятельности. Но с каждым занятием у детей интерес к конструированию возрастал. Если в начале исследования дети с огромной неуверенностью конструировали и часто требовали помощь воспитателя, то в дальнейшем дети в большей степени самостоятельно справлялись с выполнением заданной конструкции.

Кроме того у детей повысился интерес к конструированию, наблюдались изменения в развитии пространственных представлений. Дети, у которых в начале исследования был выявлен низкий уровень развития, стали правильно определять пространственное положение фигуры, с лёгкостью справлялись с более сложными заданиями,

Проведенная работа и результаты исследования показали эффективность использования технологических карт, дети с удовольствием пользуются конструктором «ТИКО» как на занятиях, так и в самостоятельной деятельности. В создании фигур или построек дети показывают свою индивидуальность. Воспитанники успешно осваивают «ТИКО»конструктор в разных направлениях (в познавательном развитии, в театрализации, в математике, в сенсорном развитии).

Работая с технологическими картами, воспитанники успешно овладевают основными приемами умственной деятельности, ориентируются на плоскости и в пространстве, общаются, работают в группе и индивидуально, конструируют поделки как плоскостные, так и объемные, увлекаются самостоятельным техническим творчеством, создают конструкции на различную тематику.

Исследование показало, что работая с технологическими картами развитие пространственного мышления дошкольников происходит непосредственно в игровой деятельности, у детей развивается умение ориентироваться на плоскости и в пространстве, классифицировать и систематизировать материал, развивается способность к комбинированию деталей, пространственное представление и воображение, способность предвидеть результаты своих действий.

В целом, деятельность по развитию пространственного мышления средствами конструктора «ТИКО» у детей старшего дошкольного возраста

способствовала развитию навыков ориентировки в пространстве, усвоению детьми понятий о геометрических фигурах; развитию умений анализировать, сравнивать, классифицировать; умению конструировать в соответствии со схемой и по собственному замыслу. Таким образом, у дошкольников развивалось пространственное мышление.

Развитие пространственного мышления средствами конструктора Тико у детей старшего дошкольного возраста. Результаты апробации
Публикации по теме:

Картотека словесных игр на развитие мышления для детей старшего дошкольного возраста В игре дети развиваются разносторонне, становятся умнее, более свободны в общении, играя со своими ребятишками в словесные игры с мячом,.

Блоки Дьенеша как средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста «Покажи мне твои средства, чтобы я полюбил твою цель». Б. Брехт. Логическое мышление дошкольников - это мышление при помощи рассуждений.

Дидактическое пособие по закрепления навыков пространственного мышления для индивидуальной работы с детьмиДидактическое пособие по закрепления навыков пространственного мышления для индивидуальной работы с детьми Во второй половине дня, когда НОД уже закончилось, дети много времени проводят за игрой. Но в тоже время это прекрасная возможность позаниматься.

Презентация «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования» В дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего.

Развитие критического мышления у дошкольников старшего возраста Развитие критического мышления у дошкольников старшего возраста. Лишь совершенно не так давно почти все преподаватели начали высказывать.

Развитие логического мышления у детей младшего дошкольного возраста Мышление – это важный процесс, который влияет на обучение и развитие ребенка и способствует комплексному развитию личности старшего дошкольника.

Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр Развитие логического мышления в старшем дошкольном возрасте помогает формировать у детей высокую активность и глубокие знания в познавательной.

Развитие мышления у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема Развитие мышления у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема. (Автор Левченков В. В.) Предметы и явления в окружении.

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами трудовой деятельности. Работа с родителямиРазвитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами трудовой деятельности. Работа с родителями Развитие речи всегда красной нитью проходит через все образовательные области. Захватывает оно и познавательное развитие, а в моем случае,.

Схемы для конструктора для детей старшего дошкольного возрастаСхемы для конструктора для детей старшего дошкольного возраста Благодаря техническому конструированию у ребенка, быстро совершенствуются навыки и умения, развиваются умственные способности. В ходе конструирования.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие пространственного мышления средствами конструктора Тико у детей старшего дошкольного возраста. Результаты апробации
Опубликовано: 19 мая 2020 в 11:36
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД