МААМ-картинки

Развитие театрализованной игры детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы

Наталья Вячеславовна Бойкова
Развитие театрализованной игры детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы

1 слайд

Здравствуйте, меня зовут Наталья Вячеславовна Бойкова. Я воспитатель детского сада №99 города Дзержинска. Разрешите представить Вам опыт моей работы на тему «Развитие театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста посредством проектов».

2 слайд

Публикация «Развитие театрализованной игры детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы» размещена в разделах

Театрализованная игра - это разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки). Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией, сюжетом игры. Несложно увидеть особенность театрализованных игр : они имеют готовый сюжет, а значит, деятельность ребенка во многом предопределена текстом произведения.

Настольный театр игрушек : используются самые разнообразные игрушки и поделки. Главное, чтобы они устойчиво стояли на столе и не создавали помех при передвижении.

Настольный театр картинок. Персонажи и декорации - картинки. Их действия ограничены. Состояние персонажа, его настроение передается интонацией играющего. Персонажи появляются по ходу действия, что создает элемент сюрпризности, вызывает интерес детей.

Стенд-книжка. Динамику, последовательность событий изображают при помощи сменяющих друг друга иллюстраций. Переворачивая листы стенда книжки, ведущий демонстрирует личные сюжеты, изображающие события, встречи.

Фланелеграф. Картинки или персонажи выставляются на экран. Удерживает их фланель, которой затянуты экран и оборотная сторона картинки. Вместо фланели на картинки можно приклеивать кусочки бархатной или наждачной бумаги. Рисунки подбираются вместе с детьми из старых книг, журналов создаются самостоятельно.

Теневой театр. Для него необходимо экран из полупрозрачной бумаги, черные плоскостные персонажи и я источник света за ними, благодаря которому персонажи отбрасывают на экран. Изображение можно получить и при помощи пальцев рук. Показ сопровождается соответствующим звучанием.

Основные требования к организации театрализованных игр это

Содержательность и разнообразие тематики.

Постоянное, ежедневное включение театрализованных игр во все формы педагогического процесса.

Максимальная активность детей на этапах и подготовки, и проведения игр.

Сотрудничество детей друг с другом и с взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры.

Последовательность и усложнение содержания тем и сюжетов, избранных для игр, соответствуют возрасту и умениям детей.

3 слайд

Свою работу я начала с изучения научных исследований по данной теме. Подобрала диагностический инструментарий для анализа уровня развития театрализованной игры. Провела анкетирование родителей. Познакомилась с психологическими и педагогическими особенностями возраста.

4 слайд

Изучением организации театрализованной деятельности в детском саду занимались многие великие психологи и педагоги.

Василий Александрович Сухомлинский утверждал: «Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству. Постановка сказки заставляет волноваться, сопереживать персонажу и событиям, и в процессе этого сопереживания создаются определенные отношения и моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые»

5 слайд

Актуальность

Театрализованная игра – одно из ярких эмоциональных средств, формирующих личность ребенка, самостоятельное творчество, его раскрепощение. В процессе театрализованной игры активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, темп, выразительность речи. Участие в театрализованных играх доставляет детям радость, вызывает активный интерес, увлекает их.

(Что говорится в ФГОС и ФОП о театрализованной игре)

Театрализованная деятельность не появится сама собой. Ведущая роль в этом принадлежит воспитателю. От воспитателя зависит выразительность речи детей в процессе театрализованной игры, формирование интереса к игре, импровизации, желание включиться в спектакль, расширение игрового опыта за счёт освоения разновидностей игры-драматизации. Так же воспитатель учит детей управлять куклой, помогает ребёнку овладеть основными умениями «оформителя» спектакля, умение ребёнка позитивно взаимодействовать с другими участниками игры, освоение комплекса игровых позиций, развитие способности выражать своё отношение к идее спектакля, воплощать свои замыслы, организуя деятельность других детей.

21.4.2.5. Театрализованная деятельность.

Педагог формирует у детей интерес к театрализованной деятельности, знакомит детей с различными видами театра (настольный, плоскостной, театр игрушек) и умением использовать их в самостоятельной игровой деятельности. Учит передавать песенные, танцевальные характеристики персонажей (ласковая кошечка, мишка косолапый, маленькая птичка и т. д.). Формирует умение использовать в игре различные шапочки, воротники, атрибуты. Педагог поощряет участие детей в играх-драматизациях, формирует умение следить за сюжетом.

21.4.2.5. Культурно-досуговая деятельность.

1) Педагог организует культурно-досуговую деятельность детей по интересам, обеспечивая эмоциональное благополучие и отдых.

2) Педагог учит детей организовывать свободное время с пользой. Развивает умение проявлять интерес к различным видам досуговой деятельности (рассматривание иллюстраций, рисование, пение и т. д., создает атмосферу эмоционального благополучия. Побуждает к участию в развлечениях (играх- забавах, музыкальных рассказах, просмотрах настольного театра и т. д.). Формирует желание участвовать в праздниках. Педагог знакомит с культурой поведения в ходе праздничных мероприятий.

21.6. От 5 лет до 6 лет.

21.6.1. В области художественно-эстетического развития основными задачами образовательной деятельности являются:

5) театрализованная деятельность :

знакомить детей с различными видами театрального искусства (кукольный театр, балет, опера и прочее);

знакомить детей с театральной терминологией (акт, актер, антракт, кулисы и так далее);

развивать интерес к сценическому искусству;

создавать атмосферу творческого выбора и инициативы для каждого ребёнка;

развивать личностные качеств (коммуникативные навыки, партнерские взаимоотношения;

воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками;

развивать навыки действий с воображаемыми предметами;

способствовать развитию навыков передачи образа различными способами (речь, мимика, жест, пантомима и прочее);

создавать условия для показа результатов творческой деятельности, поддерживать инициативу изготовления декораций, элементов костюмов и атрибутов;

Ориентируясь на индивидуализацию дошкольного образования, мы должны сформировать творческую, инициативную и самостоятельную личность, открытую внешнему миру, обладающую развитым воображением и творческим мышлением. А театрализованная деятельность обладает большим педагогических потенциалом в развитии личности ребёнка.

6 слайд

Исходя из актуальности проблемы, мной была определена цель – это

Развитие театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста посредством проектов.

Данная цель решалась мною посредством задач, представленных на слайде.

1. Способствовать формированию образных представлений о театре, приобщению детей к театральной культуре (знакомить с устройством театра, театральным этикетом, театральными жанрами, с разными видами кукольного театра).

2. Способствовать развитию эстетического восприятия художественного слова, умении вслушиваться в текст, улавливать интонации, особенности речевых оборотов; формировать и развивать потребность в книге, познакомить с различными жанрами художественной литературы.

3. Способствовать развитию умения анализировать поступки героев, оценивать их, понимать мораль произведения.

4. Создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (развивать выразительность речи, развивать способность свободно раскрепощено держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонации).

5. Способствовать формированию ценностно-смыслового отношения к театру.

6. Способствовать обогащению развивающей предметно-пространственной среды разными видами театра и дидактическими пособиями.

7. Способствовать педагогическому просвещению родителей по теме «Развитие театрализованной игры в старшем дошкольном возрасте»; разнообразить формы работы с родителями.

7 слайд

Деятельностный аспект личного вклада в развитие образования имеет несколько направлений работы:

1. Совместная деятельность детей с педагогом и специалистами Детского Образовательного Учреждения (включая Организационную образовательную деятельность).

2. Обогащение РППС (Развивающая предметно-пространственная среда) группы.

3. Взаимодействие с семьями воспитанников и с социумом.

В каждом из представленных направлений присутствуют этапы работы.

I этап работы: Организационный

II этап работы: Практический

III этап работы: Результативный

8 слайд

Развивающая предметно-пространственная среда в группе создана с учетом требований ФГОС ДО и обогащается мной в соответствии с вступившей в силу ФОП ДО (Федеральной образовательной программы Дошкольного образования).

В создание театрально-игровой зоны входит :

• Изготовление костюмов, декораций, ширм

• Подбор музыкальных игрушек (балалайки, гармошки, дудочки, барабаны, колокольчики и др.)

• Отбор художественных произведений для инсценировок

• Пополнение театрального уголка разнообразными видами театра

• Пополнение театрального уголка дидактическими пособиями: плоскостные поля для инсценировок, дидактические игры, бизиборд, схемы последовательности инсценировок, книжки – игрушки, книжки самоделки.

Воспитатель организует совместную деятельность, направленную на совершенствование театрализованной игры.

Дети в совместной деятельности со взрослыми участвуют в игровых проблемных ситуациях, дидактических упражнениях.

Родители организуют и проводят совместные детско-родительские проекты, праздники.

9 слайд

В своей работе я использовала следующие методы:

Словесные: художественное слово, вопросы поискового характера, проблемные ситуации, игры-задания.

Практические: упражнения, использование схем-моделей последовательности инсценировки, экспериментирование.

Наглядные: иллюстрации, видеоматериалы, фотографии, картины известных художников к сказкам, наблюдения, презентации, видео экскурсии.

Дополнительные методы и приемы:

Обыгрывание предметов, игрушек, картин, книжек игрушек, книги сказок; игровые ситуации с ролевым поведением детей и взрослых.

Формы организации театрализованной деятельности : фронтальная, подгрупповая, самостоятельная, индивидуальная работа.

10 слайд

Специфика руководства театрализованными играми состоит из нескольких этапов:

1. чтение художественной литературы и проведение ООД (Организованная образовательная деятельность)

2. подготовка декораций, изготовление элементов костюмов.

3. формирование умения действовать с разными видами театра.

4. формирование театрально игрового опыта.

11 слайд

Детское театральное творчество основано на подражании и развивается поэтапно :

Первое, что нужно сделать – это выбрать произведение. Затем нужно провести беседу о героях художественной литературы. Все это необходимо для того, чтобы дети рассказали сказки по ролям.

Поэтому именно с восприятия литературного произведения я начала свою работу по развитию театрализованной игры у детей старшего дошкольного возраста.

На этом этапе мной был запущен проект «Рукотворная книга», в рамках которого мной была проведена работа: анкетирование, оформление родительского уголка: размещение статей, консультаций, рекомендации по теме проекта, рассматривание книг, иллюстраций, фотографий, беседы, чтение худ. литературы, заучивание стихов. Продуктом данного проекта стала рукотворная книга.

12 слайд

Приобщение детей к театральной культуре – это знакомство с устройством театра с правилами поведения и театральным этикетом.

В рамках данной темы мной был реализован проект "Мир театра".

В процессе которого были организованы и проведены:

- занятие по ознакомлению с окружающим "Театры нашего города",

- Презентация "Виды театра в детском саду"

- Дидактическая игра "Узнай, сложи, назови", где дети по образцу выкладывали архитектурные постройки

- Была проведена виртуальная экскурсия "Поход в театр", в процессе которой дети познакомились с внешним и внутренним убранством театра и с новыми профессиями.

13 слайд

Работа над ролью развитие выразительности речи включает в себя развитие выразительности речи и сценических способностей.

На данном этапе был запущен проект "Мы актеры". В рамках которого мной была проведена работа: Чтение художественной литературы, слушание музыкальных произведений; беседы; инсценировки; просмотр кукольных спектаклей; рассматривание иллюстраций к сказкам; заучивание театральных стихов (какая…. Продуктом данного проекта стала разработка картотеки игр по развитию выразительности речи.

14 слайд

Результатом моей работы стало использование детьми театрализованных игр в самостоятельной деятельности. Дети подбирали или сочиняли сказку, распределяли роли, подбирали и изготавливали атрибуты, выбирали костюмы. Инсценировали свою сказку для своих сверстников, детей младшей группы или родителей.

Основные этапы работы:

Самостоятельный подбор сказки детьми, выбор схем – последовательности инсценировки.

Самостоятельное распределение ролей.

Самостоятельный подбор атрибутов для инсценировки и костюмов.

Инсценировка сказки для сверстников, детей младшей группы, родителей.

15 слайд

Театрализованная деятельность способствует расширению кругозора, как детей, так и родителей, обогащает внутренний мир, а главное – учит членов семьи взаимопониманию, сближает их. Во многих семьях стали практиковаться развлечения. Проявление такого общего интереса сплачивает семью, коллектив детей, воспитателей и родителей. Для реализации сотрудничества с родителями мной было разработано и проведено множество мероприятий. 1. Выпуск буклета «Роль театрализованной деятельности в развитии детей» 2. Выступление на родительском собрании «Развитие речи детей с помощью театральных игр». 3. Совместное участие детей и родителей в викторине «Что я знаю о театре». 4. Консультация на тему «Театрализованная деятельность в жизни детей» 5. Анкетирование «Насколько театрален ваш ребенок». (перечислить некоторые из них)

16 слайд

На сегодняшний день социальное партнёрство является неотъемлемой частью образовательной системы. Благодаря ему воспитанники получают возможность расширить свой кругозор, раскрыть свои таланты, успешно адаптироваться и социализироваться в окружающей среде. Организована экскурсия в библиотеку им. А. П. Чехова «В снежном царстве, в морозном государстве»(тема экскурсии, экскурсия в краеведческий музей «В гостях у бабы Яги»(тема экскурсии, посещение кукольного театра «Кот в сапогах»(что смотрели (маршрут выходного дня «театр, и мы» - это работа с родителями).

17,18 слайд

В результате моей педагогической деятельности были созданы:

Методические разработки, картотека игр, папки-передвижки, дидактические игры.

19 слайд

Список литературы мы можем видеть с вами на экране.

20 слайд

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ.

Публикации по теме:

Развитие коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельностиРазвитие коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельности Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра -это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается.

Развитие речи детей раннего возраста средствами театрализованной деятельности. Фотоотчет о мероприятияхРазвитие речи детей раннего возраста средствами театрализованной деятельности. Фотоотчет о мероприятиях Развитие речи детей раннего возраста (2–3 года) средствами театрализованной деятельности. Фотоотчет о мероприятиях Театрализованная деятельность.

Формирование и развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактической игрыФормирование и развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактической игры Данная тема выбрана была не случайно. Именно сенсорное развитие составляет фундамент умственного развития ребенка, является залогом его.

Консультация для педагогов «Развитие способностей у детей средствами ознакомления с художественной литературой»Консультация для педагогов «Развитие способностей у детей средствами ознакомления с художественной литературой» Традиционно литература используется в целях развития умственного, нравственного и эстетического воспитания дошкольников. Знакомство детей.

Развитие художественного творчества детей старшего дошкольного возраста средствами оригами Пояснительная записка Детям очень нравится работать с бумагой. Их завораживает возможность бумаги менять форму. Она легко рвётся, мнётся,.

Передовой педагогический опыт «Влияние художественной литературы на развитие речи детей» 1. Условия формирования опыта. Тему моего опыта работы «Влияние художественной литературы на развитие речи детей» я выбрала не случайно.

Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр Развитие логического мышления в старшем дошкольном возрасте помогает формировать у детей высокую активность и глубокие знания в познавательной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие театрализованной игры детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы
Опубликовано: 19 декабря 2023 в 00:03
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД