Реализация личностно-ориентированного подхода в коррекционно-логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи

Елена Ходжаева
Реализация личностно-ориентированного подхода в коррекционно-логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи

Личностно-ориентированный подход все более стремительно завоевывает дошкольное образовательное пространство. Значимость такого подхода сегодня очевидна для всех сторонников гуманистической педагогики.

Создание атмосферы, ориентированной на индивидуальность ребенка, обеспечивается как через использование форм, методов и приемов, уже апробированных в российской образовательной практике, так и через авторские технологии.

Особую актуальность приобретает личностно-ориентированный подход в коррекционной логопедической работе. Как правило, дети с речевыми нарушениями разной этиологии имеют повышенный уровень тревожности, плохо адаптируются к социальной среде, не сразу идут на контакт, вялы либо расторможены, что в дальнейшем может привести к эмоциональной депривации. Правильная, хорошо организованная коррекционная работа в сочетании с личностно – ориентированным подходом позволяет сгладить имеющиеся отклонения и помочь ребенку максимально комфортно адаптироваться к социальной среде.

Таким образом, основной целью личностно-ориентированного подхода является помощь ребенку в социализации с ориентацией на общечеловеческие ценности, в адаптации ребенка к окружающей среде.

Педагогическое сопровождение основывается на субъект – субъектных связях с ориентацией на личностные характеристики ребенка. Все занятия ориентированы на психическую защищенность ребенка, его комфорт и потребность в эмоциональном общении с педагогом. Форма организации занятий – фронтальная, по подгруппам и индивидуальная.

Педагогу необходимо:

• учитывать возрастные особенности детей и естественную мотивацию к занятиям, которая обеспечивается за счет включения каждого ребенка в процессы самореализации;

• обеспечивать развитие речи и мышления;

• вызывать эмоциональную сопричастность к процессу и результату собственной умственной деятельности и деятельности других;

• создавать условия для перехода из зоны актуального развития, опираясь на созревающие, а не на созревшие функции, что способствует развитию познавательных способностей ребенка;

• способствовать полноценному психическому и физическому развитию, а также укреплению здоровья каждого ребенка;

• обеспечивать уважение к личности ребенка, развитие творческих способностей и успешность каждого ребенка

Преобладает вертикальная оценка (сравнение ребенка с самим собой)

Модель личностно-ориентированного занятия:

1. Первичная задача педагога (чему я буду учить, что воспитывать, что развивать).

2. Создание проблемной ситуации (исходя из наблюдений, личного опыта детей т. е. от проблемы ребенка, от педагогического замысла самого педагога).

3. Возникновение состояния “хочу решить проблему” (у ребенка).

4. Совместное определение путей решения проблемы, выдвижение гипотез, предположений от детей, и идет еще дополнительная мотивация у ребенка (“Я хочу”, “Мне надо”).

5. Активизация субъектного опыта, его использование в процессе занятия.

6. Управлением самостоятельным поиском (давать право кого-то спросить, поискать в энциклопедии, у родителей, у старших детей).

7. Совместное подведение итогов. В конце может нарождаться выдвижение новой гипотезы, мотивации к дальнейшей познавательной деятельности.

Рекомендации к проведению занятия:

1. Знание уровня развития, темпа развития каждого ребенка, учет его индивидуальных особенностей. Оценка и необходимая коррекция психологических состояний в течение всего занятия (эмоциональных: радость, досада, веселость и др. ; психофизиологичеких - бодрость, усталость, возбужденность и др; интеллектуальных - сомнение, сосредоточенность.

2. Использование педагогом разнообразных форм и методов организации работы детей, позволяющих раскрыть содержание их субъектного опыта относительно предложенной темы.

3. Создание атмосферы заинтересованности каждого ребенка.

4. Стимулирование детей к использованию разнообразных способов выполнения заданий на занятии без боязни ошибиться, получить неправильный ответ.

5. Использование различных сенсорных каналов при объяснении нового материала.

6. Поощрение стремления ребенка предлагать свой способ работы, анализировать в ходе занятия разные способы, предлагаемые детьми, отбирать и анализировать наиболее рациональные, отмечать и поддерживать оригинальные.

7. Применение заданий, позволяющих ребенку самому выбирать тип, вид и форму материала.

8. Создание педагогических ситуаций общения, позволяющих каждому ребенку проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность к способам работы.

9. Использование парной или групповой работы для развития коммуникативных умений детей.

10. Проведение с детьми рефлексии занятия (обсуждение с детьми в конце занятия не только того, что “мы узнали”, но и того, что понравилось (не понравилось) и почему; чтобы хотелось выполнить еще раз, а что сделать по-другому.)

11. Анализировать не только правильность (неправильность) ответа, но и его самостоятельность, оригинальность, стремление искать разнообразные способы выполнения заданий.

Организуя личностно-ориентированный подход к проведению занятий, педагог должен помнить основную заповедь: воспитывать и обучать не вообще, а данного конкретного ребенка, с учетом его особенностей, условий жизни, накопленного жизненного опыта. Ребенок будет активно мыслить, высказываться, досказывать и отстаивать свое мнение только тогда, когда он воспринимается педагогом как равноправный партнер, когда не боится неправильных ответов, зная, что неправильный ответ-ступенька к новому знанию.

При общении педагога с детьми

Задачи:

1. Ввести детей в ситуацию (Что происходит? Что случилось? Какая возникла проблема? Кто участник события? Почему возникло затруднение в разрешении ситуации,

2. Вызвать у них состояние сопереживания участникам ситуации (Какие чувства они испытывают? Какое у них настроение? Кому хорошо, а кому плохо? Было ли у вас такое в жизни? Какие чувства вы тогда испытывали).

3. Направить на активный поиск необходимых способов разрешения ситуации (Что может произойти? Как помочь? Что можно сделать? Как конкретно поступить каждому участнику ситуации, чтобы разрешить проблему? Как поступил бы ты на месте того или иного участника? Какой путь мы выбираем? Кто что будет делать? Обсудим все предложения и найдем общее решение? Как нам поступить и добиться успеха).

4. Важно помочь детям пережить чувство удовлетворения от успешно разрешенной проблемы, понять, как изменилось эмоциональное состояние участников ситуации и порадоваться вместе сними (Все ли удовлетворены? Как теперь мы будем поступать в подобных ситуациях? Какие чувства мы пережили? Как хорош, когда мы поддерживаем друг друга! Как хорошо, когда тебе помогают друзья! Если мы вместе, мы решим все наши проблемы).

Детство - единая и многомерная система, определяющая начальный этап становления личности в рамках конкретного социума. Педагог должен увидеть мир Детства и Ребенка в нем не как продукт социализации и “научения” со стороны взрослых, а как автономную, уникальную, социально-биологическую и социокультурную реальность.

Библиография.

Сапожникова О. Концепция построения занятий на основе личностно-ориентированного подхода. Журнал"Дошкольное воспитание"

ГОТОВИМСЯ К ЗАНЯТИЮ.

Полковская Г. Н.

К вопросу планирования и технологии проведения личностно-ориентированного занятия. Фестиваль "Открытый урок"

Прикреплённые файлы:

realizacija-lichnostno-orientirovanogo-podhoda_pcb4l.ppt | 2674,5 Кб | Скачан: 214
 
Публикации по теме:

«Проектный метод как инновация в методической работе ДОУ» Введение Федеральных Государственных Требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, ориентирует.

Метод пошагового обучения в коррекционно-развивающем обучении детей с ОНР Личностно-ориентированный подход всё более стремительно завоёвывает дошкольное образовательное пространство. Значимость такого подхода очевидна.

Библиотека изображений:
  • Безопасность детей
  • Деревья и листья
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Реализация личностно-ориентированного подхода в коррекционно-логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи
Опубликовано: 27 ноября 2013 в 23:50
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
«Август — закат и венец лета.» Фотозарисовка.
Август - закат и венец лета. Безветренный воздух напоен ароматами садов, стогов сена, пасек, вянущих трав и цветов. Август - спокойный, теплый, но...
Отчёт О проделанной работе Методического объединения педагогов.
Отчёт О проделанной работе Методического объединения педагогов МКДОУ «Детский сад №5»г. п. Нарткала за 2016 -2017 учебный год. Планирование и реализация...
Фото отчёт о праздновании Дня Государственного флага России.
В нашем детском саду, как и по всей России, стало уже традицией 22 августа отмечать День Государственного флага Российской федерации, официального...
Работа с семьями воспитанников, в рамках проекта «Город, в котором я живу»
«Город, в котором я живу» Вот уж и заканчивается лето. Оно было и дождливым и жарким. Но все равно, жаль с ним прощаться. Листаем календарь… бегут денечки....
Наша группа после ремонта!
Доброго времени суток дорогие гости моего блога! В одной из предыдущих записей я выкладывала фотографии нашей группы. Хочу познакомить вас с нашей...