МААМ-картинки

Речевое развитие детей посредством использования методики «Расскажи стихи руками»

Галина Гамагина
Речевое развитие детей посредством использования методики «Расскажи стихи руками»

В последние пять-десять лет уровень речевого развития детей заметно снизился. Почему? Родители меньше говорят с детьми, потому что многие из них страшно заняты на работе. Дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают (теле-аудио-видео., они редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития мелкой моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания и т. д.) Наблюдаются низкие показатели при обследовании детей на готовность к школьному обучению также в сфере моторики, произвольного внимания и в сфере эмоционального развития.

Публикация «Речевое развитие детей посредством использования методики „Расскажи стихи руками“» размещена в разделах

Эти проблемы можно решить эффективней, если использовать методики, проверенные опытом многих поколений, а именно: специальные игровые методики, так как только игра – естественная деятельность ребенка.

Одну из таких методик мы открыли для своей работы: игровая методика «Расскажи стихи руками» (Алябьевой Е. А). Используя данную методику можно с уверенностью сказать, что это уникальное средство для развития речи и мелкой моторики в их единстве и взаимосвязи. Дело в том, что между речевой функцией и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Такая же тесная связь установлена между рукой и речевым центром мозга. Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать ее темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение. Движение пальцев и кистей рук ребенка имеют особое развивающее воздействие. Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени форсированности тонких движений пальцев рук. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах нормы. Поэтому тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционной моторики, подготовке кисти к письму и мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга.

Данная методика одновременно решает множество задач, а именно:

- работа над звукопроизношением;

-расширение словарного запаса

- овладение лексикой родного языка

- совершенствование выразительности речи

- развитие эмоциональной сферы.

Работа по дифференциации и автоматизации звуков строится с использованием стихотворных упражнений, которые позволяют воспитателю занимаясь с подгруппой, активизировать каждого ребенка, используя разнообразный речевой материал. Истории и сказки детям интересны по содержанию, поэтому они их внимательно слушают, быстрее запоминают, что улучшает процесс выделения слов с нужным звуком. Предложенные вопросы помогут взрослым направить внимание ребенка на нужное слово, произнести его. Выделенный ряд слов с определенным звуком в заданиях упрощает работу с данным материалом.

Недовольная сова (с)

-Ох, ох, ох –

Устало стонет

На сухом сучке сова –

Что-то нынче от погоды

Разболелась голова.

Что-то сон мой неглубокий,

Что-то силы нет совсем.

Даже ночью темной мышек

Я почти уже не ем.

Я совсем осоловела

И осунулась слегла

На сосну свою присела

И чешу свои бока.

Сосны шумом раздражают,

Солнце будит по утрам,

Серп луны стал очень бледным,

Плохо светит по ночам.

Стала старой я совсем,

Вечно недовольна всем.

Хорошо, пришла весна!

Птицам будет не до сна.

Свежеть леса, шум ручья

Силы вновь вольют в меня.

Вопросы и задания

- Что делает сова?

-Как она сонет?

-На чем она сидит?

-Что случилось со сном совы?

-Как она жалуется на силы?

-Как вы понимаете слова «совсем осоловела»? (становиться вялым, сонным)

- Каким словом сова о себе сказала, что она похудела? (осунулась)

-Что ее раздражает?

-Что будит ее по утрам?

-Что не нравится сове ночью?

-Какой стала сова?

-Что весной будет с птицами?

-Что может влить в сову силы?

-Назовите все слова со звуком (С) (устало, стонет, сухо, сучке, сова, сон, сил, совсем, соловела, осунулась слегка, сосну, свою, присела, сосны, солнце, серп, стал, светит, старой, всем, весна, не до сна, свежесть)

-Назовите слова, которые начинаются со звука (С) (стонет, сухо, сучке, сова, сон, силы, совсем, слегка, сосну, свою, солнце, серп, стал, светит, старой, сна, свежесть)

- Назовите слова, в которых звук (с) находится в середине слова (устало, осоловела, осунулась, сосну, совсем, свежесть, присела, весна)

-Есть ли в стихотворении слова, в которых звук (с) находится в конце слова?

-Назовите слова, в которых звук (С) мягкий (силы, присела, серп)

Задача по обучению детей нахождению родственных слов педагогами решаются по-разному. Одни предлагают детям набор слов и картинок, из которых необходимо выбрать слова-родственники или слова, звучащие одинаково; другие используют небольшие отрывки прозы; третьи – стихотворные тексты. Выделив слова, дети не только называют их, но и раскрывают их значения, говорят, где встречаются такие слова, доказывают, что это слова-родственники.

В авторские стихи данной методики включены родственные слова, хорошо знакомые детям по значению. Содержание стихов доступно пониманию дошкольников. Небольшой объем дает возможность выделить и запомнить родственные слова. Кроме того, стихи способствуют ознакомлению детей с окружающим миром.

Снегурочка

Снегурочка в лесу жила,

Снежки готовила с утра,

Снежинок в хоровод звала,

И в гости снегирей ждала,

Чтобы в заснеженном лесу

Увидеть зореньки красу.

Под снегопадом танцевала,

Подснежник снегом укрывала,

Чтоб до весны он не замерз

И радость людям всем принес.

Предложенные в этой методике стихотворные тексты помогают развивать диалогическую речь ребенка. Эту задачу можно решить путем драматизации их содержания. Особое внимание необходимо уделять интонационной выразительности, помогающей создать образ героя, который восклицает, огорчается, удивляется, радуется, обижается, сердится, упрямится и т. п. использование шапочек, масок, элементов костюмов сделает процесс заучивания более интересным.

Заяц и ежик

Обиделся заяц в лесу на ежа:

-Иголки твои, еж, острее ножа!

Колючий ты больно, как я погляжу.

Обиделся я и с тобой не дружу!

Колючки свои ежик вмиг опустил,

Сказал виновато:

-Ты, заяц, прости!

Колючки нужны мне для лютых врагов.

От них защищать и тебя я готов.

С друзьями я мягкий и добрый всегда

И их не обижу нигде, никогда!

В эмоциональном развитии детей важную роль играет интонационная выразительность речи как воспитателя, так и самого ребенка. Голос – особое средство выразительности. Умение осознавать характер интонации позволяет ребенку улавливать оттенки речи, полнее, богаче и точнее воспринимать окружающий мир. На формирование интонации речи, ее эмоционального обогащения, огромное воздействие оказывают взрослые. Непроизвольно копируя, ребенок осваивает различные интонации, тембровые окраски, речевые акценты и другие выразительные особенности голоса.

В основе содержания стихов – любимые занятия дошкольников, знакомые объекты окружающего мира, что, несомненно, вызывает интерес у детей. Достаточно обширный познавательный материал, отраженный в стихах, дает возможность уточнять и конкретизировать знания детей о реальной действительности, о природе.

«Рассказывание» стихов с помощью рук неизменно вызывает у детей живой интерес, повышает эмоциональный тонус, эффективность запоминания, способствует развитию произвольного внимания, крупной и мелкой моторики, координации движений, воображения, образности мышления.

Совместные действия со взрослым и сверстниками снимут неуверенность, зажатость у ребенка, которые часто связаны с речевым дефектом или личностными комплексами. Чтобы выработать у ребёнка легкую, выразительную, живую речь, интонационно богатый голос, необходима систематическая работа.

Обучать детей по методике «Расскажи стихи руками» можно начинать с младшего возраста, так как детям этого возраста очень интересно не только услышать каждое слово, но и жестом, движением как бы оживать текст, осознав, почувствовав его через действие в игре, лучше запомнить тексты, как бы почувствовав их через движения. В старшем дошкольном возрасте можно, как усложнение, показывать движения не только по содержанию каждой строки, но и каждого слова в нем.

Движения можно обогащать и видоизменять, делить стихи на части, проявлять свое творчество. При подборе стихотворений необходимо учитывать возраст, и индивидуальные особенности детей.

Такой разный дождь

Рассердилась туча злая,

И закапал мелкий дождь.

Капля падает за каплей.

Сколько набежало слез!

Дождь сильнее стал, и ветер

Сделал вдруг его косым.

Вправо капли, влево капли,

Словно всех косой косил.

Ливень туча посылает,

И стеной вода течет.

Где бы спрятаться от ливня?

Зонтик нас раскрытый ждет

Дети стучат кулачком о кулачок

Быстро ритмично постукивают указательным пальцем правой руки о ладонь левой.

Ритмично щелкают пальцами рук.

Собирают «слезы» в ладонь.

Делают движения ребром ладони сверху вниз по диагонали.

Диагональные движения ребром ладони в разные стороны.

Имитируют движения косаря.

Делают резкое движение рукой вперед.

Вытягивают руки вперед ладонями к себе и опускают их так, словно опускают занавес.

Пожимают плечами, смотрят по сторонам.

Поднимают руки вверх, изображают купол зонтика.

Купание воробьев

Прыгают воробышки –

Прыг, прыг, прыг, прыг.

Грязь снимают зимнюю-

Скрип, скрип, скрип, скрип.

В лужице купаются,

Радостно плескаются.

А потом - в сырой песок,

Чтобы грязь стереть он мог.

Снова в лужицу скорей,

Чтоб отмыться побыстрей

Дети изображают прыжок по столу или по ладони другой руки указательным и средним пальцами, остальные сжаты в кулак.

Потирают кулак о кулак

Постукивают ладонями о стол, переворачивая их то вверх, то вниз

Потирают руки, скрестив их

Скрещивают ладони, изображая крылья птицы, машут ими.

Литература:

1. Алябьева Е. А. «Нравственно-этические беседы для дошкольников» ТЦ «Сфера» 2004 г

2. Алябьева Е. А. «Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения» ТЦ «Сфера» 20щ14 г.

3. Интернет источники: ihfourok.ru\tema-rasskazhi-stihi

Публикации по теме:

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных материалов и техник По преданию семь мудрецов Древней Греции, сойдясь в храме Аполлона в Дельфах, написали на нём: «Познай самого себя «Это высказывание в полной.

Картотека «Расскажи стихи руками» Картотека речевых упражнений без музыкального сопровождения. Составитель Баландина Н. М. КОТЕНОК ШАЛУН. Котенок мамочку зовет: — Мяу-мяу,.

Мастер-класс «Развитие интеллектуально-творческих способностей детей дошкольного возраста посредством методики Дьенеша» Цель: повышение уровня профессионального мастерства педагогов-участников в процессе активного общения по освоению опыта работы с дошкольниками.

Отчет по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники»Отчет по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники» Речь - это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Гегель Георг Фридрих Речевое развитие – это.

Развитие познавательной активности детей посредством использования дидактических игр на интерактивном столе согласно ФГОС ДО Отчет по теме профессионального самообразования Тема профессионального самообразования: «Развитие познавательной активности детей через.

Педагогический проект «Развитие навыков общения у детей раннего возраста посредством нетрадиционного использования предметов» Деятельность детей в ранней возрасте ориентирована на предметный мир и ведущим видом деятельности является предметно- орудийная. Малышей.

Опыт работы «Развитие физических качеств у детей дошкольного возраста посредством использования игрового стретчинга» Тема опыта: Развитие физических качеств у детей дошкольного возраста посредством использования игрового стретчинга. Раздел I Информация.

Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством использования наглядного метода — мнемотехникиРазвитие связной речи детей дошкольного возраста посредством использования наглядного метода — мнемотехники МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 3 «ЖУРАВУШКА» Стендовый доклад "Развитие.

Речевое развитие детей в ДОУ посредством работы в центрах и на детском совете Тема: Речевое развитие детей в ДОУ посредством работы в центрах и на детском совете. Программа «Вдохновение» МКОУ Толмачёвская СОШ №61.

План самообразования «Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством дидактических игр»План самообразования «Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством дидактических игр» .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Речевое развитие детей посредством использования методики «Расскажи стихи руками»
Опубликовано: 13 сентября 2018 в 19:39
+34Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД