Роль дидактической игры для детей с задержкой психического развития

Ирина Принцева
Роль дидактической игры для детей с задержкой психического развития

Игра – это специфический вид деятельности, который отличается по целям, мотивам и результатам от других видов деятельности. Игра относиться к символико-моделирующему типу деятельности, в котором сокращены операции и условны предметы. Игру называют «гигантской кладовой настоящей творческой мысли будущего человека».

Для дошкольников игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них - серьезная форма воспитания, необходимые для всесторонней подготовки к жизни.

Особенность дидактической игры заключается в том, что цель её проведения скрыта от ребёнка. Ребёнок не понимает, что он не просто играет, а участвует в процессе непроизвольного, неосознанного, обучения. При этом активное влияние на ребёнка обучающее воздействие взрослого осуществляется косвенно, с помощью подбора дидактических игр, через их правила и действия.

Такая форма обучения опирается и на развитие, и на опыт дошкольников, обеспечивает активность познания и не вступает в противоречие с требованием системного усвоения знаний, которое выполняется с помощью постепенного усвоения содержания игры.

В дидактической игре развиваются и перестраиваются все познавательные процессы, поскольку именно этот вид игры прямо направлен на развитие умственной сферы.

Сущность и своеобразие дидактической игры, заключается в единстве игровой и дидактической задачи.

Одним из эффективных средств пробуждения живого интереса к обучающему процессу является дидактическая игра. Дидактическая игра – это активная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов.

Дидактическая игра – это одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребёнка. В тоже время игра является ведущей деятельностью ребёнка дошкольного возраста. Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой действует ребёнок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоения учебного материала.

В игре, как в фокусе, собираются, в ней проявляются и через нее формируются все стороны психической жизни личности.

У детей с ЗПР в развитии потребность в игре возникает гораздо позже, чем у нормально развивающихся детей. Дети с ЗПР играют на занятиях, используя дидактический материал и учебные пособия в качестве игрушек, не понимая их учебное значение.

Желание играть, потребность в игре необходимо использовать и направлять в целях решения определённых учебных и воспитательных задачах. В игре удаётся приковать внимание детей к таким предметам, которые в обычных неигровых условиях не интересуют их и на которых сосредоточить внимание не удаётся. Дидактическая игра даёт возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной.

Ценность дидактических игр в процессе обучения заключается в том, что они создаются в обучающих целях, служат обучению, воспитанию и развитию детей. В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребёнок получает возможности самостоятельно действовать в определённой ситуации или с определёнными предметами, приобретая собственные действенный и чувственный опыт. Это особо важно для детей с отклонениями в развитии.

Дидактическая игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале, решая учебные задачи и цели, при сохранении положительного отношения к заданию.

Особая роль дидактической игры в обучающем процессе определяется тем что, игра должна сделать сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволить ребёнку получить собственный опыт.

Публикации по теме:

«Формирование эмоционально-волевых качеств личности дошкольника средствами музыкально-театрализованной деятельности». Проект Проект по музыкальной деятельности в ДОУ: «Формирование эмоционально-волевых качеств личности дошкольника средствами музыкально-театрализованной.

Взаимосвязь в работе воспитателей и специалистов ДОУ Презентация позволяет показать взаимосвязь в работе специалистов и воспитателей : учителя-логопеда, педагога ИЗО, музыкального руководителя,.

Библиотека изображений:
  • Экология
  • Тело, организм, эмоции
  • Времена года и погода
Автор публикации:
Роль дидактической игры для детей с задержкой психического развития
Опубликовано: 13 марта 2014 в 21:21
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День открытых дверей «Единство в традициях» (фотоотчет).
14 сентября в нашем детском саду прошел День открытых дверей «Единство в традициях». В такой день, мы – педагоги, показываем родителям ( законным...
Фотоотчет Выставка поделок «Дары природы».
Фотоотчет Выставка поделок "Дары природы". Осень скверы украшает Разноцветною листвой. Осень кормит урожаем Птиц, зверей и нас с тобой. И в садах, и...
Фольклорный праздник, посвященный 80-летию образования Краснодарского края
ФОЛЬКЛОРНЫЙ ПРАЗДНИК, посвященный 80 -летию образования Краснодарского края и 225-летию со дня освоение казаками кубанских земель. «Ты цвети, моя Кубань,...
История моего села Вязовки
Дорогие коллеги! Я хочу представить вашему вниманию небольшой экскурс в историю моего села, где я родилась, выросла и живу по сей день. Данная информация...
Пластилинография в ДОУ. Мастер-класс.
И снова осень-самое загадочное время. Время перемен и, конечно, поделок. И сегодня я предлагаю вашему вниманию работу "Улетают птицы" в технике...