Занятие по познавательно-речевому развитию в старшей группе «Роль сказки в экологическом воспитании дошкольников»

Ирина Харченко
Занятие по познавательно-речевому развитию в старшей группе «Роль сказки в экологическом воспитании дошкольников»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 1 ст. Копанская Муниципального образования Ейский район.

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

«РОЛЬ СКАЗКИ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Занятие по познавательно-речевому развитию в старшей группе

Подготовила: Харченко Ирина Григорьевна,

воспитатель

высшая квалификационная категория

Образовательные цели

Обобщение и систематизация знаний о домашних животных и их детенышах (внешний вид и образ жизни; пища; польза).

Совершенствовать монологическую речь, умение оставлять рассказ с продолжением, расширять словарный запас детей.

Развивающие цели.

Закрепить умение вести себя в природе: не ломать кустов и деревьев, не оставлять в местах отдыха мусор.

Воспитательные цели

Продолжать воспитывать у детей любовь к природе, стремление заботиться о растениях и животных.

Оборудование

Лес.

Демонстрационный материал:

- Магнитная доска.

- Картины с изображением диких животных.

- Мультимедийная система.

- Выставка книг.

- Знаки – символы.

Предварительная работа

Просмотр слайдов с изображениями дики животных; разучивание загадок о диких животных ; придумывание загадок-описаний на индивидуальном занятии; составление рассказа по картине «Медведи»; заучивание пальчиковой гимнастики «Замок»; работа над общими речевыми навыками, чтение сказок о животных.

Словарная работа.

Уточнение, активизация и актулизация словаря по теме «Дикие животные» (животное, санитар леса, трусливый, косолапый, неуклюжий).

Ход занятия.

I. Вводная часть.

О р г а н и з а ц и о н н ы й м о м е н т.

Звучит музыка.

Когда ты идешь по тропинке лесной

Вопросы тебя обгоняют гурьбой.

Вопрос за вопросом,

И так каждый день.

Пойдем-ка дружок,

По тропинке вдвоем

Ответы искать

Под зеленым шатром

- Ребята, сегодня я вас приглашаю в лес. Не за грибами, не за ягодами, не за цветами, а за…. чудесами. (слайд 2)

- А в лесу, куда ни глянь, повсюду чудеса. Изучая природу, мы задаем вопрос: от чего так? почему так? зачем так? От чего птицы поют, а зверине умеют? И как себя вести? (слайд 3)

Если в лес пришел гулять,

Свежим воздухом дышать,

Бегай, прыгай и играй,

Только, чур, не забывай:

Что в лесу нельзя шуметь,

Даже очень громко петь!

Испугаются зверушки,

Убегут с лесной опушки.

Ветки дуба не ломай

И по чаще вспоминай

Мусор с травки убирать!

Зря цветы не надо рвать!

Из рогатки не стрелять

Ты пришел не убивать!

Пускай бабочки летают

Ну, кому, они мешают?

Здесь не нужно всех ловить

Топать, хлопать, палкой бить.

Ты в лесу всего лишь гость

Здесь хозяин – дуб и лось.

Их покой побереги,

Ведь они нам не враги!

- А что если зайцам научиться лазать по деревьям, а утятам квакать? Впрочем, такое может случиться только в сказке. Помните, как у К. И. Чуковского, в его знаменитой «Путанице»:

Замяукали котята:

Надоело нам мяукать!

Мы хотим, как поросята –

Хрюкать!

А за ними и утята:

Не желаем больше крякать!

Мы хотим как лягушата –

Квакать!

Свинки замяукали –

Мяу, мяу!

Кошечки захрюкали –

хрю, хрю, хрю!

Уточки заквакали –

Ква, ква, ква!

Курочки закрякали –

Кря, кря, кря!

Воробышек прискакал,

И коровой замычал –

Му-у-у!

Прибежал медведь,

И давай реветь –

Кукареку!

- Что ж, такое бывает только в сказках. Сказки появились очень давно. Наши далекие предки, которые внезапямятные времена складывали сказки и слыхом не слыхивали о львах, слонах и крокодилах. Зато заяц, волк, медведь и лиса им хорошо знакомы. (слайд 4)

- Вспомните сказки, в которых встречаются эти животные.

Дети: («Колобок», «Теремок», «Кот, петух и лиса», «Маша и медведь», «Лисичка со скалочкой», «Лисичка – сестричка и серый волк», «Красная шапочка», «Рукавичка»)

- А какой в сказках волк?

Дети: злой, страшный, серый, сердитый, зубастый, хищный, воинственный.

- А как вы думаете, почему?

Дети: сам виноват, то теленка, то корову у пастуха украдет. А зимой в деревню ходит, овец таскает.

- Почему говорят: «Волка ноги кормят?»

Дети: он по полям, по лесам рыщет, где мышку найдет, где глупого зайчишку схватит

- А еще волка называют «санитаром леса». Почему?

Ведь если животное здоровое, оно убежит, а больное нет. Вот волк его и съест. И оно не сможет заразить других зверей. Жалко конечно его.

- А какой в сказках заяц?

Дети: трусливый, хвастливый, слабый, беззащитный, боязливый, длинноухий.

- Это в сказках. А на самом деле?

Дети: у зайца гладкая шерстка, длинные, чуткие уши, быстрые ноги.

- Почему заяц очень осторожный?

Дети: у него много врагов, а спасение одно, вовремя услышать, увидеть опасность и убежать.

- Теперь про лису, какая она в сказках?

Дети: хитрая, рыжая, пушистая, ловкая, плутовку, обманщица.

- А на самом деле?

Дети: лиса ничуть не хитрее других зверей. У нее зоркие глаза, острый слух, удивительное чутье.

- Еж тоже жил в теремке, вместе с Мышкой –норушкой, Лягушкой –квакушкой, чем отличается еж от других зверей?

Дети: у него есть колючки, которые служат ему защитой от врагов. Ведь ни у кого, нет, такого меха!

- Кто у нас еще остался из сказочных героев? (медведь)

- Какой он в сказках?

Дети: косолапый, большой, неуклюжий, глупый, добрый, сердитый, страшный, злой.

- А на самом деле, какой он?

Дети: Медведь умный, ловкий, быстрый. Умеет лазать по деревьям, любит мед, ловит рыбу. Хоть медведь и хищник, но охотится редко.

- Лес – это мир полный загадок и тайн. Лес – это гостеприимный дом, он многих приютил как сказочный теремок. Вспомните теремок.

Физкульминутка «Теремок»

Стоит в поле теремок (руки через стороны вверх).

Он ни низок не высок (присесть и встать).

На двери висит замок (руки сцеплены).

Открывает его волк (дергает замок)

Дерг, дерг, дерг, дерг

Пришел Петя–петушок (имитируем петуха).

И ключом открыл замок (приседаем).

- Ребята, а чего вам бы хотелось? Вы знаете, мне бы хотелось попасть в сказку, только необыкновенную. А в ту, которую мы с вами сочиним.

Сказка

Жил-был волшебный лес. С красивыми деревьями, забавными зверушками. Какие животные живут в лесу. (ответы детей). (Слайд 5)

Однажды в лес пришли двое озорных ребят Маша и Петя. Они расположились на красивой полянке, где Петя быстро развел костер. (Слайд 6) Но вдруг на поляну вышел Пес с ведерком воды и залил костер. А ребятам сказал, что в лесу нельзя разводить костер. (Слайд 7)

- Почему в лесу нельзя разводить костер?

Ребята пообещали Псу больше никогда не этого не делать. Пошли ребята дальше и увидели поляну с грибами и ягодами. Петя насобирал первым полную корзину грибов. А Маша собирала ягоды. На полянку вышел ежи и рассказал ребятам о том, какие грибы и ягоды собирать нельзя. (Слайд 8)

- Какие вы знаете ядовитые грибы и ягоды?

Потом ребята решили понаблюдать за насекомыми. Маша поймала красивую бабочку, а Петя кузнечика. Увидев это, заяц сильно огорчился. И объяснил ребятам, что нельзя обижать животных и насекомых, в неволе они не выживут.

Тогда ребята поняли, как нужно вести себя в лесу. И решили всем рассказать.

А для вас дядюшка Филин, из волшебного леса приготовил небольшую викторину. Сейчас он проверит, знаете ли вы, как вести себя в лесу. (Слайд 9-12).

- Какие же вы молодцы. А теперь нам пора возвращаться в детский сад.

До свидания волшебный лес, полный сказок и чудес!

Публикации по теме:

«Молодецкие потехи». Развлечение для детей подготовительной группы Развлечение для детей подготовительной группы. Разработали и провели педагоги группы № 10:  учитель-дефектолог: МАХАНЕВА ОЛЬГА ГЕРМАНОВНА.

Семейный экологический проект «Идем по плану» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №1 ст. Копанская муниципального образования Ейский.

Библиотека изображений:
  • Весна
  • Весна
  • Зима
Автор публикации:
Занятие по познавательно-речевому развитию в старшей группе «Роль сказки в экологическом воспитании дошкольников»
Опубликовано: 25 марта 2013 в 17:58
+4
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Новогодние поделки — снеговики. Сотворчество детей и воспитателей.
Доброго времени суток Вам, коллеги и друзья- маамовцы. В предыдущей публикации я рассказала о конкурсе поделок-елочек в нашем детском саду, которые...
Творческий проект «Сказки К. И. Чуковского»
Направленность развития деятельности: комплексная ( познавательно-речевая, продуктивная, изобразительная, театрализованная, музыкальная, игровая) Тип...
Новогоднее оформление 2017.
В том году мы очень рано получили задание – украсить холл с нашей стороны уже в первых числах декабря. Мы чувствовали себя настоящими Марьями...
Постановка мюзикла «Дюймовочка» по сказке Г. Х. Андерсена с детьми подготовительной...
Юные артисты мюзикла входят в зал под музыку и выполняют перестроения Исполняется песня-пролог о доброй давней сказке Г. Х. Андерсена. В...
Детский мастер-класс: «Снегурочкины сестрички!» (техника квиллинг).
В облаках летают Белые пушинки. Все желанья исполняют, Эти балеринки! Ну-ка, подставляй ладошки, И лови зимы-пушинку- Новогоднюю снежинку! Вот и...