Лучший педагог года

Самообразование воспитателя «Сенсорное развитие детей раннего и младшего возраста посредством дидактических игр»

Валентина Радушкевич
Самообразование воспитателя «Сенсорное развитие детей раннего и младшего возраста посредством дидактических игр»

Введение

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе и т. д. Значение сенсорного развития в раннем и младшем возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накоплении представлений об окружающем мире. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений).

Публикация «Самообразование воспитателя „Сенсорное развитие детей раннего и младшего возраста посредством дидактических игр“» размещена в разделах

Раннее детство – особый период становления органов и систем и, прежде всего, функции мозга.

Ранний и младший возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребенка. Накопление умственного багажа детей раннего и младшего возраста составляют чувственно воспринимаемые впечатления.

Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомится он и с произведениями искусства – музыкой, живописью, скульптурой. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь-то приходит на помощь сенсорное воспитание – последовательное, планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой.

Актуальность выбранной темы:

Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети – эмоциями. Познавательная активность ребенка 2-4 лет выражается, прежде всего, в развитии восприятия, символической (знаковой) функции мышления и осмысленной предметной деятельности. Данная тема актуальна, т. к. его реализация позволяет расширить кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения, создать условия для развития самостоятельной познавательной активности.

Ведущим видом деятельности и основой становления ребенка третьего и четвертого года жизни является предметная игра. Играя, ребёнок учится осязанию, восприятию, усваивает все сенсорные эталоны. Можно с уверенностью утверждать, что ведущей формой сенсорного развития у детей раннего и младшего возраста являются дидактические игры.

Дидактические игры можно использовать в разных видах деятельности: в непосредственно-образовательной, познавательно-исследовательской, продуктивной, свободной деятельности детей, в режимных моментах, а также при проведении различных игр.

Таким образом, дидактическая игра у детей раннего и младшего возраста является средством для сенсорного развития, что является актуальным.

Целью моей работы является:

Сенсорное развитие у детей раннего и младшего возраста посредством дидактических игр.

Поэтому, процесс сенсорного развития у детей раннего и младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр будет эффективным при соблюдении следующих педагогических условий:

отбор содержания дидактических игр, которое будет близким опыту детей с постепенным усложнением дидактического материала;

работа по сенсорному развитию должна выстраиваться с соблюдением следующих принципов: наглядности, доступности и прочности, систематичности и последовательности;

содержание работы по сенсорному развитию будет реализовываться в разных видах деятельности детей.

Задачи данной игровой технологии:

- проанализировать педагогическую и методическую литературу по проблеме сенсорного развития у детей младшего возраста;

- выявлять особенности сенсорного развития у детей младшего дошкольного возраста;

- выявлять систему работы по сенсорному развитию у детей младшего возраста посредством дидактических игр;

- обосновать и создать педагогические условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом.

- обогащать развивающую среду группы по сенсорному развитию (создание и приобретение новых игр при участии родителей);

- образовывать родителей по данной теме: подготовка консультаций «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через дидактические игры», проведение бесед, практикума, домашних заданий, анкетирования и т. д.

Направления моей работы:

формирование представлений о сенсорных эталонах (цвет, форма, величина, количество, запах, слух);

обучение способам обследования предметов;

развитие аналитического восприятия (выделение элементов: цвет, форма, величина);

воспитание первичных волевых черт характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами: умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата.

План работы по самообразованию «Сенсорное развитие у детей раннего и младшего возраста посредством дидактических игр»

Сентябрь

Работа воспитателя

1. Постановка проблемы;

Определение темы, цели и задачи; Прогнозирование результатов;

2. Подбор и изучение научно – методической литературы.

Работа воспитателя с детьми

1. Мотивация;

2. Выявление интересов детей.

Работа воспитателя с родителями

Выявление интересов родителей и их возможностей в процессе работы над темой.

Октябрь

Работа воспитателя

1. Определение форм работы с детьми;

2. Определение форм работы с родителями.

3. Составление плана работы над темой.

Работа воспитателя с детьми

1. Начальный мониторинг детей на развитие сенсорных представлений

2. Выполнение заданий.

3. Анализ начального мониторинга.

Работа воспитателя с родителями

1. Знакомство с итогами начального мониторинга;

2. Анкетирование по вопросу компетентности родителей о развитии сенсорики у детей в начале года;

3. Анализ начального анкетирования.

Ноябрь

Работа воспитателя

1. Создание предметно-развивающей среды;

2. Создание картотеки дидактических игр, направленных на сенсорное развитие детей.

Работа воспитателя с детьми

1. Организация игр с дидактическим материалом: учить детей не отвлекаться во время игры; формировать умение доводить игру до конца, получать положительные эмоции от положительного результата.

2. Накопление сенсорного опыта в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом.

Работа воспитателя с родителями

1. Помощь в создании предметно-развивающей среды в группе;

2. Помощь в оформлении картотеки дидактических игр.

3. Индивидуальные беседы с родителями «Правильные игры для развития ребенка».

Декабрь

Работа воспитателя

1. Создание условий для проведения мероприятий по данной теме.

2. Отбор дидактических игр с учетом интересов детей и близким опыту детей.

3. Индивидуальная работа с детьми, которые не справляются с задачами игр.

4. Разработать пособие – лэпбук «Умные игры», объединив идеи различных дидактических игр. Использовать данное пособие в индивидуальной и подгрупповой работе.

5. Создание презентации лэпбука «Умные игры.

Работа воспитателя с детьми

1. Учить детей группировать, соотносить предметы по цвету, развивать координацию движений рук.

Дидактические игры на различение основных цветов:

«Катание цветных шариков», «Размести грибочки по цвету», «Домики и флажки», «Воздушные шары», Назови по цвету», «Цветные полоски», «Отбери фрукты (овощи) по цвету», «Какого цвета», «Разноцветные конфетти», «Какого цвета ленточка», «Найди пару по цвету», «Убери лишнее» и т. д.

2. Учить обследовать предметы зрительно, ощупывать их, производить с ними различные действия, раскладывать посуду разной величины и цвета, наряжать куклы в разноцветные платья, учить завязывать бантики.

Дидактические упражнения: «Кто где живет», «Назови картинки и раскрась», «Обведи правильно», «Волшебный сундучок», «Назови предмет», «Убери лишний предмет», «Третий лишний», «Чудесный мешочек» и т. д.

Работа воспитателя с родителями

1. Повышение компетенции родителей в вопросах развития сенсорики у детей.

2. Консультация для родителей «Сенсорное развитие детей раннего и младшего возраста"

3. Помощь в создании предметно-развивающей среды в группе.

Январь

Работа воспитателя

1. Создание условий для проведения мероприятий по данной теме.

4. Отбор дидактических игр и упражнений с близкими опыту детей.

5. Индивидуальная работа с детьми с несправляющимися с задачами игр.

5. Подготовка к практикуму «Сенсорное развитие детей раннего и младшего возраста. Игрушки своими руками из подручных материалов».

Работа воспитателя с детьми

1. Учить детей различать, группировать предметы по форме. Вставлять предметы разных формы в соответствующие для них отверстия; упражнять детей правильно соотносить несколько предметов с одним и тем же геометрическим образцом.

Дидактические игры на закрепление знаний о форме: «Нанизывание бус разной формы",

«Геометрическое лото", «Какой это формы», «На какую форму похож предмет», «Найди фигуру», «Принеси шарики (кубики)», «Обведи правильно», «Геометрическое лото» и т. д.

2. Игры в режимных моментах: при воспитании КГН, при закреплении умений одеваться и раздеваться, при проведении сюжетно-ролевых игр, игр на прогулке, подвижных игр, при проведении НОД. Во время проведения режимных моментов закреплять знания предметов посуды, одежды, обуви, транспортных средств, названия птиц, животных и их детенышей, названия овощей и фруктов, названия профессий, названия и знания основных цветов, названия и знания фигур, форм, развивать слуховое восприятие, учиться ориентироваться в пространстве.

3. Помощь детей в создании лэпбука «Умные игры» и презентаци к лэпбуку.

Работа воспитателя с родителями

1. Повышение компетенции родителей в вопросах развития сенсорики у детей.

2. Индивидуальные беседы с родителями: «Сенсорное воспитание ребенка в домашних условиях».

3. Показ презентации лэпбука «Умные игры».

4. Помощь в создании предметно-развивающей среды в группе.

Февраль

Работа воспитателя

1. Создание условий для развития сенсорных представлений у детей.

2. Индивидуальная работа с детьми с несправляющимися с задачами игр.

3. Отбор дидактических игр и упражнений с близкими опыту детей.

4. Организация и подбор материала к фотовыставке «Дидактические игры нашей группы»

Работа воспитателя с детьми

1. Закреплять у детей понятия: большой-маленький, много-мало, далеко-близко, справа-слева, над, под, на, за, около.

Дидактические игры: "Весёлые кармашки", «Найди среди других», «Подкати большой, маленький мяч», «Колобок и его друзья», «Где спрятано», «Забавные матрешки», «Соберем пирамидку», «Сложи вкладыши», «Маленькие и большие куклы», «Отнеси далеко» «Поставь близко», «Положи предмет (на стул, около кровати, за столом) и т. д.

Работа воспитателя с родителями

1. Повышение компетенции родителей в вопросах развития сенсорики у детей.

2. Помощь в создании предметно-развивающей среды в группе.

3. Практикум «Сенсорное развитие детей раннего и младшего возраста. Игрушки своими руками из подручных материалов».

Март

Работа воспитателя

1. Создание условий для развития сенсорных представлений у детей.

2. Индивидуальная работа с детьми с несправляющимися с задачами игр.

3. Отбор дидактических игр и упражнений с близкими опыту детей.

4. Организация фотовыставки «Дидактические игры нашей группы».

Работа воспитателя с детьми

1. Развивать у детей слухового восприятия.

Дидактические игры: «Кто как кричит», «Какой инструмент играет?», «Звуки высокие и низкие», «Угадай, кто позвал».

Дидактические упражнения: «Как гром гремит», «Как дождь стучит», «Громко топает слон», «Тихо топает слоненок», «Тихо, громко хлопаем» и т. д.

2. Игры и упражнения на прогулке для знакомства с явлениями природы: «Краски лета, зимы…», «Что за дерево», «Холодно – жарко», «Сухой – сырой», «Много-мало» и т. д.

Работа воспитателя с родителями

1. Повышение компетенции родителей в вопросах развития сенсорики у детей.

2. Помощь в создании предметно-развивающей среды в группе.

3. Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала.

4. Помощь в организации фотовыставки «Дидактические игры нашей группы».

Апрель

Работа воспитателя

1. Создание условий для развития сенсорных представлений у детей.

2. Индивидуальная работа с детьми, которые с не справляются с задачами игр.

3. Отбор дидактических игр и упражнений с усложнением дидактических задач.

4. Подбор материала к презентации опыта работы по сенсорному развитию детей раннего и младшего возраста.

Работа воспитателя с детьми

Учить детей ориентироваться в пространстве, учить детей активизировать движения, с решением умственных задач, которые закрепляют знания детей,

Дидактические игры: «Найди свою пару», «Найди свой домик», «Найди домик для фигуры», «Найди по цвету», «Отнеси флажок к такому же флажку» и т. д.

Дидактические упражнения: «Где лежит, стоит?», «Поставь на место», «Далеко-близко», «Высоко-низко», «Справа-слева», «Вниз-вверх» и т. д.

Работа воспитателя с родителями

1. Повышение компетенции родителей в вопросах развития сенсорных способностей у детей.

2. Помощь в создании предметно-развивающей среды в группе.

3. Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала.

Май

Работа воспитателя

1. Подведение итогов.

2. Презентация опыта работы.

Работа воспитателя с детьми

1. Закрепление пройденного материала.

2. Итоговый мониторинг детей на развитие сенсорных эталонов.

3. Выполнение заданий.

4. Анализ итогового мониторинга.

Работа воспитателя с родителями

1. Знакомство с итогами итогового мониторинга;

2. Анкетирование по вопросу компетентности родителей о развитии сенсорики у детей в конце года.

3. Анализ конечного анкетирования.

Публикации по теме:

Формирование сенсорной культуры у детей младшего возраста посредством дидактических игр Хочу поделиться опытом работы по теме «Использование дидактических игр для развития сенсорной культуры у детей младшего возраста» (На примере.

Мастер-класс для родителей «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста посредством дидактических игр»Мастер-класс для родителей «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста посредством дидактических игр» Цель: познакомить родителей с некоторыми дидактическими играми, направленными на развитие сенсорных способностей, для использования в домашних.

Мониторинг «Сенсорное развитие детей младшего возраста» ФИО воспитателя Дата проведения (октябрь, май) - Критерии: I. Познавательная сфера: 1. Ориентируется в 3 величинах (большой, средний,.

Отчет «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр» (из опыта работы)Отчет «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр» (из опыта работы) В октябре этого года состоялось методическое районное объединение в п. Охотск, где я представила творческий отчет по теме «Сенсорное развитие.

Отчёт (фото) по теме: «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством техник нетрадиционного рисования».Отчёт (фото) по теме: «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством техник нетрадиционного рисования». Уважаемые коллеги, хочу представить вашему вниманию отчёт проделанной работы по теме: «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста.

Развитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игрРазвитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр Формирование правильной речи ребёнка является одной из основных задач дошкольного образования. Однако динамический анализ практической ситуации.

Развитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы)Развитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы) В последнее время увеличилось количество детей с проблемами речи. Поэтому поиск эффективных методов и приёмов по развитию речи детей – важная.

Развитие сенсорных способностей у детей младшего возраста посредством дидактических игр.Развитие сенсорных способностей у детей младшего возраста посредством дидактических игр. Сенсорное развитие (от латинского –ощущение) - это развитие восприятий, представлений об объектах, явлениях и предметах окружающего мира.

Родительское собрание «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»Родительское собрание «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр» Родительское собраниеТема собрания: "Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр" Цель собрания:.

Самообразование «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр» Актуальность: Главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является сенсорное развитие. Сенсорное развитие ребенка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Самообразование воспитателя «Сенсорное развитие детей раннего и младшего возраста посредством дидактических игр»
Опубликовано: 7 ноября 2020 в 11:20
+159Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 67.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 мая. Проверка готовности к школе. Передвижка «Готов ли ребенок к школе»

Ребенок очень быстро растет, приближается время, когда он больше не будет дошкольником, а пойдет в школу. Как определить готов ли ваш малыш к этой новой ступени своей жизни?

9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД