Лучший педагог года

Сценарий открытого урока музыки в 7 классе «Ритм»

Светлана Васильева
Сценарий открытого урока музыки в 7 классе «Ритм»

МОУ «Эльбарусовская СОШ»

Методическая разработка

открытого урока по музыке

на тему «Ритм»

(7 класс)

Составитель:

С. Г. Васильева, учитель 1 категории, участник муниципального конкурса «Учитель года-2005» Мариинско-Посадского района Чувашской Республики

2005 г.

Цель:

• формировать общее представление о ритме

• раскрыть тему урока, активизируя воображение, знания и умения учащихся

Задачи:

Обучить учащихся воспроизводить ритм:

а) дирижируя маршевый ритм

Публикация «Сценарий открытого урока музыки в 7 классе „Ритм“» размещена в разделах

б) исполняя ритмический рисунок марша на шумовом инструменте

в) исполняя ритм мелодии вокализа

г) выполняя музыкально-ритмические движения

Анализировать проявления ритма в природе, музыке, литературе, используя художественные образы

Создать образ русского воина-освободителя в процессе активной творческой деятельности учащихся

План урока:

1. Организационная минута

2. Беседа «Многообразие ритма»

3. Урок литературы по теме «Хорей – двусложная стопа»

4. Урок музыки по теме «Размер»

5. Разбор музыкальных терминов:

- ритм

- размер

- акцент

6. Устная викторина по теме урока

7. Исполнение знакомых песен в ритме марша:

«Солдатушки, бравы ребятушки!»

«Пусть всегда будет солнце!»

8. Домашнее задание: разгадать кроссворд «Ритм»

Материал:

1. Музыкальный ряд:

• вокальные упражнения «Здравствуйте, ребята!». «Воет ветер»

• русская народная песня «Солдатушки, бравы ребятушки»

• «Пусть всегда будет солнце!» /А. Островский - О. Высотская/

2. Дидактический ряд:

• буквы и цифры формата А-4

• карточки с цитатами о ритме

• планшеты 1, 2, 3

• карточки с домашним заданием

3. Оборудование:

• музыкальный центр

• аудиокассеты с записью музыкальных произведений

• камертон

• баян

• шумовой инструмент

4. Методы:

• беседа

• иллюстративно – объяснительный

• активный диалог

• сопоставление

• активная творческая деятельность

Содержание:

Эпиграф:

«Раскрыв глаза,

Гляжу на яркий свет

И слышу сердца ровное биенье

И этих строк

Размеренное пенье,

И мыслимую музыку планет.

Все ритм и бег»

Иван Бунин

Звучит марш «Прощание славянки». М. Блантер

Учащиеся входят в класс маршевым шагом.

У. поет:- Здравствуйте, ребята!

Ученики:- Здравствуйте!

Ученики поют вместе с учителем «Доброе утро». Музыка Д. Кабалевского.

У. :-. Давайте составим из этих букв слово, связанное с музыкой.

- Какая сегодня будет тема?

Ученики:- Ритм!

У. :- Молодцы! Запишите дату и тему. / Крепит букву» «Р» на доску, готовит планшет 1, камертон, шумовой инструмент. / Справиться с темой урока нам сегодня помогут литература, математика и музыка, искусство звуков.

Сегодня вы узнаете, что такое ритм, каким он бывает, научитесь ритмично петь, дирижировать, играть, двигаться в заданных ритмах.

Если подумать, ребята, ритм существует везде. Прочтите вслух слова Ивана Бунина о ритме. / У. показывает указкой на эпиграф, записанный мелом на доске. /

Ученики: Раскрыв глаза,

Гляжу на яркий свет

И слышу сердца ровное биенье,

И этих строк размеренное пенье,

И мыслимую музыку планет.

Все ритм и бег.

У. :- Ритм есть и внутри нас. Мы делаем вдох и что?

Ученики:- Выдох.

У. :- Ритмично бьется наше сердце. На смену дню приходит что?

Ученики:- Ночь.

У. :- День чередуется за… чем?

Ученики:- Днем.

У. :- В реке волна бежит за… чем?

Ученики:- Волной.

У. :- Бывают звуковые волны. Какой предмет изучает звук как природное явление?

Ученики:- Физика.

У. стучит по камертону. - Какой был звук: шумовой или музыкальный?

Ученики:- Музыкальный.

У. хлопает в ладоши. – А сейчас?

Ученики:- Шумовой.

У. :- Ритмично расположены рисунки на крыльях бабочки.

Вот как сказал об этом один мыслитель. Догадайтесь, кто бы мог так сказать: поэт, художник или, может быть, математик?

«Лжи не принимает в себя природа числа и гармонии… Порядок и симметрия прекрасны и полезны, беспорядок же и ассиметрия безобразны и вредны.» (Пифагореец Филолай.) Вот еще: «В ритме есть нечто волшебное, он заставляет нас верить, что возвышенное принадлежит нам». Кто бы мог это сказать?

Ученики:- Поэт, музыкант и т. д.

У. :- Это сказал Иоганн Гете. Великий немецкий писатель.

Ритмично капает весенняя капель. Вы вошли в класс, ритмично шагая, чередуя шаги под музыку марша. Какие чувства вы испытали, когда

вошли в класс под музыку «Прощание славянки»?

Ученики:- Это была бодрая музыка. Хорошо под нее маршировать.

У. :- Как звучат эти строки? / читает текст вокального упражнения

Воет ветер, вьюга злится

«У-у-у! да у-у-у!»

Есть ли ритм в этих строках?

Ученики:- Есть.

У. :- Что чередуется в этих строках?

Ученики:- Слова.

У. :- Да. Сколько слогов в слове «воет»? / Пишет на доске схему хорея. /

Ученики:- Два.

У. : - В каком слоге есть ударение?

Ученики:- В первом!

У. :- Как называется двусложная стопа с ударением в первом слоге? Ямб или хорей?

Ученики:- Хорей.

У. :- Верно. Кто хочет разделить эту строку на слоги? Прошу вас к доске.

Что будет, если прибавим к этим строкам мелодию?

Ученики:- Песня.

У. показывает указкой на планшет 1 и поет упражнение «Воет ветер».

- Как вы думаете, сохранились ли ударения в песне?

Ученики:- Да.

У. :- В музыке ударение принято называть акцентом. Послушайте, как нужно акцентировать слова «воет» и «вьюга»./ У. играет на баяне и поет фрагмент упражнения в D-moll. / Повторите!

Ученики поют:- Воет ветер, вьюга злится:

«У-у-у! да у-у-у!»

У. / поет дальше /: - И снежинок рой умчится

В лес морозный поутру. Спойте вместе со мной!

Ученики поют с учителем.

У. :- Как нужно спеть, чтобы изобразить завывание вьюги: быстрее или медленнее?

Ученики: - Быстрее.

Учитель поет упражнение в быстром темпе в C-moll, указывая на планшет.

- Давайте повторим сначала до конца.

У. играет, а ученики поют в Ми-миноре.

У. :- Молодцы, ребята, вы хорошо спели! Какие слоги вы акцентировали: первые или вторые?

Ученики:- Первые.

У. / готовит планшет 2 / - Вот как пишется в нотах акцент.

/ Показывает указкой. / - В песне совпадают размеры - музыкальный и стихотворный. В мелодии мы так сохранили напевность стихотворения: чередовали акцентированные звуки со звуками без акцентов.

У. поет:- «Воет ветер», акцентируя каждый 1 слог.

Такой музыкальный размер называется двухдольным. Его принято записывать математической дробью 2 /4 / показывает на планшет 2 /.

Хорошо маршировать под двухдольный размер. Послушайте и угадайте, что звучит?

Звучит русская народная песня «Солдатушки, бравы ребятушки».

Ученики:- Это строевая песня.

У. :- Да. Как вы думаете, почему мы сегодня вспомнили эту песню?

Ученики:- Потому что это маршевая песня.

- Потому что в этом году будет праздник.

У:- Ребята, какой будет праздник?

Ученики:- 60 лет Победе над фашистской Германией.

У. :- Правильно. Старинная солдатская песня ободряла дух наших воинов. Давайте споем ее в ритме марша.

У. играет на баяне, а ученики поют песню

«Солдатушки, бравы ребятушки»

- Солдатушки, бравы ребятушки,

Где же ваши деды?

- Наши деды – славные победы!

Вот где наши деды.

- Солдатушки, бравы ребятушки,

Где же ваши сестры?

- Наши сестры – пики, сабли востры.

Вот где наши сестры.

- Солдатушки, бравы ребятушки,

Где же ваша слава?

- Наша слава – русская держава!

Вот где наша слава.

У. :- Молодцы! Хорошо прозвучала песня, ритмично.

Ритм можно не только услышать или спеть, но еще его можно сыграть или увидеть. / У. показывает на планшет 2 с записью нот в размерах 2/4, 3/4, 4/4. /

- Посмотрите на мои руки и представьте, что я – дирижер.

- Что показывает дирижер руками? Мелодию? Ритм? Размер?

Ученики:- Музыкальный ритм.

У. :- Да, с помощью музыкального размера. Посмотрите, как надо дирижировать в размере 2/4. / У. показывает на планшете 2, а потом дирижерскими жестами музыкальный размер 2/4. /

- Повторите.

- Давайте поиграем в игру «Дирижеры, музыканты, певцы».

- Вы теперь. 1 ряд, дирижеры. Вам надо будет дирижировать со мной 1 куплет вот так. / У. дирижирует по схеме двухдольного размера /.

У. включает аудиозапись песни «Служи, солдат!»

У. :- Хорошо! Вы, 2 ряд, теперь музыканты – барабанщики.

Вам надо будет сыграть вот так / отбивает с помощью ручки ритм и считает вслух: раз! два! три! четыре!

- Какую долю надо выделить?

Ученики:- Первую!

У. :- Правильно. / У. дирижирует в соответствующем размере. /

- Теперь будем певцами и споем другую песню. / У. играет начало песни «Пусть всегда будет солнце» А. Островского. /Ученики поют песню.

У. :- Сейчас мне нужен один дирижер, один музыкант и один солист. / У. выбирает трех учеников. / - Прошу вас к доске. Давайте споем еще раз 1 куплет.

У:- Ребята, вы сегодня замечательно пели, маршировали и дирижировали под разную музыку. Какие песни мы сегодня исполнили?

Ученики называют исполненные песни.

У. :- А что общего между этой музыкой?

Ученики:

-

Все они звучали в ритме марша.

- Ритм – это «сердце» музыки.

- Без ритма не бывает музыки и поэзии, дня и ночи, времен года

- Все на свете подчиняется ритму.

У. :- Молодцы, ребята! Вы правильно поняли, что такое ритм.

Давайте запишем домашнее задание. Это будет творческое задание. Учитель раздает карточки с кроссвордом на тему «Ритм».

Публикации по теме:

Конспект открытого урока по математике в 1 классе на тему «Счёт до 10» Конспект открытого урока по математике в 1 классе. Тема: «Счёт до 10». Тип урока: урок – закрепление знаний. Формы организаций: фронтальная.

Конспект открытого урока по русскому языку в 4 классе по теме: «Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но» Конспект открытого урока по русскому языку в 4 классе[/b] Тема: Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но[/b] - Развитие умений.

Конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе «Мягкий знак-показатель мягкости согласного звука» Тема: «Мягкий знак – показатель мягкости согласного звука в конце и в середине слов». Цель: уточнить представление учащихся о мягком знаке.

Конспект урока математики в 3 классе. УМК 21 век. Конспект урока по математике в 3 классе по теме «Арифметические действия с двузначными и трехзначными числами. Повторение» УМК 21 век. Цели:.

Конспект урока в 8 классе «Милосердие» Конспект урока в 8 классе по теме «Милосердие» Цель: - раскрыть содержание понятий: милосердие и благотворительность; - способствовать воспитанию.

Конспект урока технологии в 6 классе «Пасхальное яйцо» Тема урока: «Пасхальное яйцо» Тип урока: комбинированный Цели: 1. обучающие-познакомить с православным праздником Пасха, с русскими традициями.

План-конспект урока изобразительного искусства во 2 классе специальной (коррекционной) школы 8 вида. Тема урока: «Первый снег» Тема урока: "Первый снег" Тип урока: комбинированный. Вид работы: тематическое рисование. Задачи урока: 1. Учить изображать природу в результате.

Сценарий проведения дидактической модели урока обществознания в 11 классе с использованием дистанционных технологий. Тема: «Гражданское право и гражданское правоотношение». Цель урока: познакомить учащихся с основами гражданского права, его источниками,.

Конспект открытого урока литературного чтения по рассказу А. П. Гайдара «Совесть» во 2 классе по УМК «Планета знаний» Конспект открытого урока литературного чтения Автор Савенко Вера Николаевна Тема А. П. Гайдар «Совесть» 2 класс УМК «Планета знаний». Цели.

Урок музыки во 2 классе «Знакомьтесь, Баба-яга!»Урок музыки во 2 классе «Знакомьтесь, Баба-яга!» Урок музыки 2 класс «Знакомьтесь, Баба Яга!» Цель : Познакомить детей с образом Бабы Яги. Выяснить положительным или отрицательным персонажем.

Автор публикации:
Сценарий открытого урока музыки в 7 классе «Ритм»
Опубликовано: 3 августа 2017 в 20:58
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД