Получи документы

Семинар-практикум для старших дошкольников и их родителей «Сам себе логопед»

Мария Анатольевна Котова
Семинар-практикум для старших дошкольников и их родителей «Сам себе логопед»

Семинар-практикум для старших дошкольников и их родителей

по теме: «Сам себе логопед».

Цель: повышение педагогической грамотности родителей в вопросе формирования самоконтроля за звукопроизношением у старших дошкольников.

Задачи:

1. Познакомить родителей с игровыми приёмами по формированию самоконтроля за звукопроизношением у старших дошкольников.

Публикация «Семинар-практикум для старших дошкольников и их родителей „Сам себе логопед“» размещена в разделах

2. Познакомить с разновидностями игрового материала по формированию самоконтроля за звукопроизношением в ходе практической деятельности.

3. Развивать навыки сотрудничества родителей с детьми в ходе практической деятельности.

4. Вовлечь родителей к совместной практической деятельности с детьми.

Оборудование и материал: мольберт, мяч, фломастеры; карточки с буквами С, Ш, Л, Р; схемы правильных укладов звуков; 4 слоговые дорожки, лабиринты слов С, Ш, Л, Р; звонок, карандаш, игрушка «Хохотунчик», скороговорки на звуки С, Ш, Л, Р.

Участники: учитель-логопед, родители и старшие дошкольники с нарушением речи.

Ход семинара-практикума :

Учитель-логопед : Добрый день, уважаемые взрослые и дети. Наша встреча посвящена формированию самоконтроля за правильным звукопроизношением у старших дошкольников.

Грамотная, чёткая и правильная речь - это не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям учителя-логопеда, родителей, педагогов и взрослых, в окружении которых ребенок растёт и развивается. В первую очередь такая речь характеризуется правильным произношением звуков.

Проблема автоматизации (или закрепления) звукопроизношения, введения поставленных звуков в самостоятельную речь наиболее актуальна для детей предшкольного возраста. Коррекция звукопроизношения требует от ребёнка включения волевых усилий. Одной из причин трудностей является недостаточное развитие навыков самоконтроля у детей старшего дошкольного возраста.

В силу того, что выработанные у ребёнка нервные связи на вновь появившийся звук в его речи ещё слабы, он может пользоваться приобретённым звуком крайне нерегулярно. Поэтому необходимо развивать его внутренний самоконтроль за своей речью. Процесс нормализации речи возможен при повышенном внимании ребёнка к речи окружающих и к своей собственной. Взрослым необходимо также внимательно следить за звукопроизношением детей и корректно исправлять ошибки.

Что же такое самоконтроль?

Самоконтроль - это способность контролировать свои действия в процессе выполнения любой деятельности, в том числе учебной. Он не появляется сам по себе. Формирование этого навыка происходит только в процессе обучения.

Сегодня мы остановимся на приёмах, которые помогут формировать самоконтроль за звукопроизношением у старших дошкольников.

Одним из приёмов формирования правильного звукопроизношения у ребёнка является образец правильного произношения взрослого. Ведь дети дошкольного возраста, подражая окружающим, перенимают все тонкости правильного и неправильного звукопроизношения.

В начале, как эхо, хором повторите за мной стихотворение: "Каждый день, всегда, везде, на занятиях, в игре громко, чётко говорим, никогда мы не спешим!"- это тоже один из приёмов- хоровое или отражённое повторение текста.

Мы с вами разделились на 4 команды, каждая из которых будет выполнять задания со звуком на столе: С, Ш, Л или Р.

Для самоконтроля за правильным звукопроизношением необходимо у ребё нка максимально подключать все виды анализаторов: зрительный, слуховой, тактильный – это облегчает запоминание изучаемого звука, т. е. использовать приём формирования самоконтроля за прозношением звуков через кинестетические ощущения.

В ходе практикума вы познакомитесь с играми и упражнениями, направленными на формирование самоконтроля за звукопроизношением. Перейдём к практической части нашей встречи.

Упражнение «Найди (обведи) схему звука»

Перед вами карточки с разными положениями губ, зубов и языка, выдыхаемой воздушной струёй при их произношении. Обведите правильные положения при произношении вашего звука (С, Ш, Л, Р, а взрослый запишет ваш ответ. (выполняют и у мольберта, затем двое рассказывают). На тактильный анализатор - положить руку на шею и определить звонкий звук или глухой.

Для самоконтроля используют и зрительный анализатор ребёнка, например, в упражнении «Слоговые дорожки» : коричневый цвет слог - са, жёлтый цвет – слог сы. Предлагаю командам выполнить упражнение.

Закреплять звуки в словах можно с помощью игры с мячом «Сто вопросов — сто ответов со звуком». (С, Ш, Л, Р) Я бросаю мяч игрокам по очереди и задаю вопрос. Возвращая мяч, игрок должен ответить на вопрос так, чтобы его ответ начинались с заданного звука, например, звука Р.

- Как тебя зовут? — Рая

- Как твоя фамилия? — Ракитина.

- В каком городе ты живёшь? — Ростов.

- На какой улице? – Ранняя.

- Твои любимые цветы? —Ромашки.

- Назови птицу на звук Р? —Рябчик.

- Какая твоя любимая подвижная игра? - Ручеёк.

- Какая твоя любимая еда? - Рыба.

Приём многократного повторения однотипных упражнений, но на разном речевом материале, можно закреплять с ребёнком, например, придумывая чистоговорки со звуком «Л» каждый раз новые, например, Ла-ла-ла, вот иголка и метла или Ла-ла-ла, как долго я спала.

Выполним упражнение «Придумай чистороворку» в командах. Взрослый записывает ответ ребёнка, затем проверяем, кто больше придумал чистоговорок.

Приём использования условных сигналов применяется при закреплении звуков, слогов и слов с заданным звуком в речи. Ребёнок произносит слоги, слова с закрепляемым звуком, если произносит неверно, даёт условный сигнал, например, приложить палец ко рту, хлопнуть в ладоши, позвенеть колокольчиком, включить игрушечный фонарь, использовать игрушки «Хохотунчики», звонок, стук карандаша по столу.

В упражнении со звуковыми лабиринтами (работа в парах, где ребёнок произносит слова, а взрослый подаёт сигнал в случае неправильного произношения мы определим лучшего в произношении заданного звука.

Так же используем приём развития «чувства языка» у ребёнка или допуск преднамеренной ошибки в речи. В игре: «Найди ошибку» взрослый умышленно произносит слово или слова с ошибками, а ребёнок исправляет на примере знакомых скороговорок.

Например: «Спит Шпокойно Штарый слон

Штоя спать умеет он»

Скороговорки на звуки С, Ш, Л, Р предложены командам на карточках.

Все команды успешно справились с играми и упражнениями по формированию самоконтроля за правильным звукопроизношением у старших дошкольников в речи и получают в подарок значок «Я сам себе логопед

Таким образом, формирование у детей функций речевого самоконтроля способствует повышению потенциала автоматизации поставленных звуков и ускоряет введение звуков в спонтанную речь. Используя приёмы по формированию самоконтроля за речью, Вы и ваш ребё нок смело сможете сказать: «Я сам себе логопед».

Список использованной литературы:

1. Ключникова О. Е. Формирование контроля за звукопроизношением у старших дошкольников с ОНР // Молодой ученый. — 2018. — № 25. — С. 302-305.

2. Комарова Л. А. Автоматизация звуков в игровых упражнениях. Альбом для дошкольника. –– М. : ГНОМ и Д, 2007.

3. Ткаченко Т. А. Коррекция фонетических нарушений у детей. Подготовительный этап: пособие для логопеда. - М. : Владос, 2008.

Публикации по теме:

«Здоровый ребенок — счастливая семья». Семинар-практикум для родителей«Здоровый ребенок — счастливая семья». Семинар-практикум для родителей Цель: Познакомить родителей воспитанников с основными слагаемыми способствующими укреплению и сохранению здоровья дошкольников в домашних.

Семинар-практикум для родителей «Дети и творчество»Семинар-практикум для родителей «Дети и творчество» Цель. Создание условий для повышения компетентности родителей по вопросу влияния развития творческих способностей детей на общее развитие.

Семинар-практикум для родителей «Пластилинография» Семинар – практикум для родителей «Пластилинография и ее значение для развития ребенка» Цель: Предоставить родителям знания о пластилинографии.

Семинар-практикум для родителей «Права маленького гражданина» Цель. Правовое просвещение родителей. Задачи. 1. Познакомить родителей с нормативно- правовыми актами, призванными защищать права детей.

Семинар-практикум для родителей «Стили семейного воспитания» Цель: Дать возможность родителям осознать собственный стиль воспитания. Способствовать пониманию особенностей развития личности при выбранном.

Семинар-практикум для родителей «Здоровье ребенка в наших руках» Цель: Познакомить родителей воспитанников с основными факторами, способствующими укреплению и сохранению здоровья дошкольников в домашних.

Семинар-практикум для воспитателей «Кубики как элемент развития дошкольников»Семинар-практикум для воспитателей «Кубики как элемент развития дошкольников» Кубики-одна из самых простых и привычных игрушек. Но это не означает, что их нельзя использовать для развития мышления или творческих способностей.

Семинар-практикум для родителей «Как помочь ребенку учиться»Семинар-практикум для родителей «Как помочь ребенку учиться» Цель: Объединить усилия родителей и педагогов по формированию успешной учебной деятельности учащихся. Задачи: • Оценка значимости.

Семинар-практикум «Развитие творческих способностей дошкольников»Семинар-практикум «Развитие творческих способностей дошкольников» «Развитие творческих способностей дошкольников» Цель: совершенствование работы в ДОУ по художественно-эстетическому воспитанию, стимулировать.

Семинар-практикум с родителями «Организация двигательной активности дошкольников дома» Цель: Способствовать формированию у родителей потребности в приобретении теоретических знаний и практических навыков в организации двигательной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум для старших дошкольников и их родителей «Сам себе логопед»
Опубликовано: 19 апреля 2023 в 14:06
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД