Лучший педагог года

Сензитивный период приобщения современных дошкольников к декоративно-прикладному искусству

Юлия Широбокова
Сензитивный период приобщения современных дошкольников к декоративно-прикладному искусству

Давайте детям больше и больше созерцания общего человеческого, мирового, но преимущественно старайтесь знакомить их с этим через родные и национальные явления. В. Г. Белинский
Современное общество утрачивает традиции досуговой художественно-эстетической деятельности и интерес к народному творчеству, корням русской культуры, что непременно приведет к разрыву межэтнисческих связей и отношений. А ведь именно от того, что видит и слышит ребенок в детстве, в каком микросоциуме развивается и будет в большей степени зависеть его мировоззрение, отношение к окружающему миру. Не смотря на большой выбор парциальных программ и огромный спектр дидактических, демонстрационных материалов (конспекты, презентации, народная фольклорная музыка, интерактивные сайты музеев) есть тенденция научения и прямого копирования образов, повторения орнаментов и мотивов различных промыслов. Педагоги редко используют предметы декоративного искусства непосредственно в образовательном процессе. Достаточно часто образцы для демонстрации имеют не привлекательный эстетический вид, часто не оригинальный. Педагоги неточно представляют возможности развития творческих проявлений в процессе приобщения к народному искусству.

Публикация «Сензитивный период приобщения современных дошкольников к декоративно-прикладному искусству» размещена в разделах

Приобщение детей дошкольного возраста к народному декоративно-прикладному искусству имеет свою особую и неповторимую ценность. В процессе общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается, любовь, уважение к родному краю, происходит присвоение ценностей человеческого общества, выраженных не только в материальных, но и в духовных объектах. Происходит формирование художественно-практических навыков и умений, работа с ними обогащает знаниями о свойствах и качествах материалов, расширяет эстетическое восприятие, образное видение, развивает детское творчество.

Русское народное искусство бережно хранит и передает новым поколениям национальные традиции, исторически сложившееся отношение к миру и охватывает сферу народного искусства и художественной промышленности: керамику, ткачество, ювелирные изделия. Искусство народных мастеров вдохновляет и раскрывает для детей мир удивительного прошлого и настоящего.

Понятие «декоративно-прикладное искусство» достаточно объемно и многогранно. Это и самобытное крестьянское искусство, уходящее своими корнями в толщу веков; и его современные “последователи” – традиционные художественные промыслы, связанные общим понятием – народное искусство; и классика – памятники мирового декоративного искусства, пользующиеся всеобщим признанием и сохраняющие значение высокого образца; и современное декоративно-прикладное искусство в широком диапазоне его проявлений: от малых, камерных форм до значительных, масштабных, от единичных предметов до многопредметных ансамблей. Само понятие декоративно-прикладное искусство произошло от (лат. - украшать) : искусство создания предметов быта, предназначенных для удовлетворения как практических, так и художественно-эстетических потребностей людей, которое возникло в глубокой древности и в течение многих веков развивалось в форме народных художественных промыслов. [1] В. М. Василенко, В. С. Воронова, М. А. Некрасова, Е. А. Фрелина, Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова, Т. Я. Шпикалова, О. А. Соломенникова и другие исследователи отмечают, что народное искусство имеет ярко выраженные характерные черты: традиционность, коммуникативность, коллективный характер творчества, высокое совершенство языка, связь с окружающей жизнью. Декоративность, выразительность цвета и пластики, узорчатость орнамента, разнообразие фактур материалов – вот характерные особенности произведений народного декоративно-прикладного искусства.

Именно старший дошкольный возраст является сензитивным периодом в приобщении к общечеловеческим ценностям. По мнению ряда авторов Г. Н. Пантелеева, Г. Г. Григорьевой, О. А. Соломенниковой знакомство с промыслами следует начинать с элементов хохломской, гжельской, жостовской росписей. Исследователи считают, что декоративно-прикладное искусство развивает у дошкольников эстетические чувства, через искусство дети глубже осознают свои мысли, развивается воображение, фантазия, формируется эстетический вкус, происходит приобщение к древу культуры его народа. Дети приобщаются к сфере народного искусства и художественной промышленности: керамике, ткачеству, ювелирным изделиям.

Литература

1. Философский словарь// под ред. Фролова И. Т. – М: Республика, 2001.- 720 с.

2. Казакова Т. Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества. – М. :ВЛАДОС, 2006. – 256 с.

3. Соломенникова О. А. Радость творчества. Ознакомление детей 5-7 лет с народным искусством. – М. : Мозаика-Синтез, 2-е издание – 2005. – 168 с.

Публикации по теме:

Конспект занятия по декоративно-прикладному искусству «Дымковская роспись» Роспись: «Дымковская игрушка. Рисование узора из колец для барышни». Группа: средняя. Цель. Продолжать учить рассматривать дымковские игрушки,.

Конспект занятия по декоративно-прикладному искусству «Филимоновская роспись» Роспись: филимоновская «Рисование узора из двух цветов». Группа: средняя. Цель. Узнавать филимоновские игрушки, выделять средства выразительности.

Конспект занятия по декоративно-прикладному искусству «Городецкая роспись» Роспись: «Городецкая роспись. Рисование птицы». Группа: старшая. Цель. Учить рассматривать городецкие узоры, выделять образ птицы, видеть.

Конспект занятия по декоративно-прикладному искусству «Полхов-майданская роспись» .

Дидактическая игра по декоративно-прикладному искусству «Цветы и бабочки»Дидактическая игра по декоративно-прикладному искусству «Цветы и бабочки» Цель: 1. Закрепление знаний видов декоративной росписи. 2. Формирование умения детей узнавать и называть виды росписей, обосновывая свой.

Дидактическая игра по декоративно-прикладному искусству «Рыбки-озорницы»Дидактическая игра по декоративно-прикладному искусству «Рыбки-озорницы» Цель:1. Закрепление умения детей узнавать и называть виды росписей, умения обосновывать свой выбор, называя их элементы. 2. Развитие умения.

Мастер-класс по декоративно-прикладному искусствуМастер-класс по декоративно-прикладному искусству Описание материала: представленный конспект мастер класса по декоративно-прикладному творчеству рассчитан для работы с детьми младшего и.

Организация творческой деятельности детей по декоративно-прикладному искусству и фольклоруОрганизация творческой деятельности детей по декоративно-прикладному искусству и фольклору Декоративно-прикладное искусство и фольклор имеют огромное воспитательное значение в развитии личности ребёнка, так как знакомство детей.

Программа по декоративно-прикладному искусству «Народные промыслы» для учащихся 1–3 классов Перспективный план работы по декоративно – прикладному искусству в 1 классе Задачи: - Развивать у детей интерес к народной игрушке, умение.

Семинар-практикум по декоративно-прикладному искусству. Фотоотчёт.Семинар-практикум по декоративно-прикладному искусству. Фотоотчёт. Широка страна моя родная, Много в ней талантливых людей. Каждый уголок России чем-то славен, Нет прекрасней Родины моей! Кто не знает русскую.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сензитивный период приобщения современных дошкольников к декоративно-прикладному искусству
Опубликовано: 30 ноября 2015 в 19:32
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД