Лучший педагог года

Система коррекционно-педагогической работы при нарушении звукопроизношения у старших дошкольников с дизартрией

Марина Суркова
Система коррекционно-педагогической работы при нарушении звукопроизношения у старших дошкольников с дизартрией

Система коррекционно-педагогической работы при нарушении звукопроизношения у старших дошкольников с дизартрией

Выделяют следующие пути коррекционной работы при стертой дизартрии:

• общая моторика

• мелкая моторика

• работа над дыханием и голосом

• расслабляющая гимнастика

• массаж и самомассаж

• развитие мимической мускулатуры

• артикуляционная гимнастика

• фонематический слух

• просодическая сторона речи

Публикация «Система коррекционно-педагогической работы при нарушении звукопроизношения у старших дошкольников с дизартрией» размещена в разделах

Подробнее хотелось бы остановиться на некоторых направлениях коррекционной работы, способствующих преодолению дизартрии.

Мелкая моторика

Развитию мелкой моторики способствуют следующие игры:

Игра "Пуговицы"

Цель: развивать мелкую моторику, внимание. Автоматизировать звук Ц на материале слов, закреплять знание основных и оттеночных цветов, умение согласовывать числительные с существительными, закреплять навыки звукового анализа,

Материал: по 8 пуговиц каждого цвета (6 разных, 2 одинаковых, платочек.

Варианты игры

1. Сосчитать пуговицы: "Одна пуговица, две пуговицы. "

2. Отобрать пуговицы определенного цвета.

3. Отыскать одинаковые пуговицы.

4. С помощью пуговиц можно выложить разный рисунок, из пуговиц синего, зеленого и красного цвета выложить звуковую схему одного из слов.

Игра "Бусы"

Цель: развивать мелкую моторику, закреплять навыки звукового анализа, мышление.

Рассыпались у Люсеньки

Все маленькие бусинки.

Их соберём в коробочку,

Наденем на верёвочку.

1. Используя бусины красного, синего и зеленого цветов, можно составлять звуковые схемы (красные бусины - гласные звуки, синие бусины - твердые согласные звуки, зеленые бусины - мягкие согласные звуки).

2. Педагог заранее надевает на шнурок несколько бусин в определенной последовательности. Ребенок должен продолжить надевать бусины, не нарушая последовательности.

Аналогичные игры: «Монетки», «С какого дерева листочки?»

Дыхание

Отработанные умения правильного речевого выдоха можно и нужно закреплять и всесторонне применять на практике в следующих играх и упражнениях. Например:

Игра "Капитаны"

Опустите в таз с водой бумажные кораблики и предложите ребенку покататься на кораблике из одного города в другой. Чтобы кораблик двигался, нужно на него дуть не торопясь, сложив губы трубочкой. Но вот налетает порывистый ветер - губы складываются, как для звука п.

Также способствуют развитию речевого дыхания свистульки, игрушечные дудочки, губные гармошки, надувание шариков и резиновых игрушек, различные ветровички.

Задания усложняются постепенно: сначала тренировка длительного речевого выдоха проводится на отдельных звуках, потом - на словах, затем - на короткой фразе, при чтении стихов и т. д.

Упражнение «Ступеньки»

Упражнение для формирования длительного выдоха и развития высоты голоса.

Пропевание гласных звуков и произношение согласных с повышением или понижением высоты голоса с подъёмом или опусканием по ступенькам.

Расслабляющая гимнастика

Мышечная и эмоциональная раскованность – это главное условие для естественной речи. Для расслабления мышц используются не только комплексы различных расслабляющих гимнастик, но и различные игры.

Игра «Аквариум»

Наполнить на треть миску с очень тёплой водой пуговицами, бусинами, монетками, небольшими кубиками и т. д.

Ребёнку предлагается опустить в нее руки и выполнить задания:

-взять как можно больше предметов в одну руку и пересыпать их в другую;

-собрать одной рукой бусинки, а другой – монетки;

-распределить предметы по группам;

- приподнять как можно больше предметов на ладонях.

После каждого задания ребёнок расслабляет кисти рук, держа их в воде.

Продолжительность игры – около пяти минут пока вода не остынет.

По окончании руки рёбёнка следует растирать полотенце в течение одной минуты.

Массаж и самомассаж

Немаловажное место в коррекции звукопроизношения при дизартрии занимает массаж и самомассаж. Массаж оказывает большое влияние на кожу и подкожную клетчатку, кровеносную и лимфатическую системы.

На данном слайде представлен самомассаж ладоней в упражнениях «Колобок», «Два колобка», «Магнитики» и др. Самомассаж вызывает благоприятные изменения в нервной и мышечной системах, которые играют главную роль в речедвигательном процессе.

Мимика

Упражнений и игр на развитие мимической мускулатуры огромное количество. Я представлю некоторые из них:

Упражнение «Весёлые стишки»

А) Возьмите в руки детскую книгу и начинайте читать стихи. После каждого стихотворения ребёнок должен найти соответствующее стихотворение (или стихотворной строчке) мимическое выражение лица.

Б) Взрослый читает стихотворение, а ребёнок мимикой показывает эмоции в стихотворении, используя при этом пособие «Кубик» (с зеркалами).

Веселый старичок.

Жил на свете старичок Раз, увидя паука,

Маленького роста, Страшно испугался,

И смеялся старичок Но, схватившись за бока,

Чрезвычайно просто: Громко рассмеялся:

"Ха-ха-ха" Хи-хи-хи

Да хе-хе-хе, Да ха-ха-ха,

Хи-хи-хи Хо-хо-хо

Да бух-бух! Да гуль-гуль!

Бу-бу-бу Ги-ги-ги

Да бе-бе-бе, Да га-га-га,

Динь-динь-динь Го-го-го

Да трюх-трюх!" Да буль-буль!" Г. Сапгир

Игра «Кисло – сладко»

Принести ребёнку на тарелке несколько долек фруктов: лимона, груши (яблока). Для начала, пусть он съест перед зеркалом дольку лимона и полюбуется своим отражением. А потом дайте дольку груши. И её он пусть съест перед зеркалом. Теперь попросите ребёнка изобразить мимически, как он ест лимон, а как грушу.

Фонематический слух

Часто у детей с нарушением звукопроизношения выявляется несформированность или нарушение фонетического слуха. Специальные игры предполагают подготовку органов речи и слуха ребёнка к восприятию правильного звука и к правильному артикуляционному укладу, необходимому для его воспроизведения, а затем и для фонетического анализа слов.

Игра «Пианино»

Педагог называет звуки, слоги, слова с заданным звуком, а ребёнок нажимает на пуговицу, когда услышит заданный звук или слово с ним. Цвет пуговицы выбирается ребёнком в зависимости от характеристики заданного звука.

Игра «Аквариум»

Цель: закреплять умение определять место звука в слове.

Материал: три аквариума, 10-12 рыбок, вырезанных из цветного картона.

Ход игры (на примере звука Ш)

-Я произнесу 10 слов. Если звук Ш в начале слова, пускаете рыбку в первый аквариум, в конце – в последний…

-Так вы узнаете, в каком аквариуме плавает больше рыбок.

Слова: шест, сушка, солнышко, камыш, шахматист, душ, шелест, спешить, стишок, малыш.

Игра «Паучок»

Цель: совершенствовать навыки звуко - буквенного анализа, развивать фонематический слух.

Ход игры

1. Чтобы узнать, кто запутался в паутине, нужно составить слова из букв.

2. Детям не умеющим читать, предлагаем спасти насекомых (используется картинка без букв, которые запутались в паутине. Для этого нужно правильно повторить цепочку слогов за взрослым (или выполнить другое задание взрослого).

Нормализация просодической стороны речи

Работе по формирование интонационной выразительности речи предшествуют ритмические упражнения. Они подготавливают к восприятию интонационной выразительности, способствуют её развитию, создают предпосылки для усвоения логического ударения, правильного членения фразы.

Затем логопед знакомит ребёнка с выразительной интонацией, средствами её выражения и способами обозначения:

• - это точка – точка одиночка.

? – «Это кривоносый вопросительный знак,

Задаёт он всем вопросы: Кто? Кого? Откуда? Как?»

! – «Чудак – восклицательный знак.

Ни когда он не молчит, оглушительно кричит:

Ура! Долой! Караул! Разбой!

На дифференциацию интонационной структуры предложений в импрессивной речи можно использовать различные игры. Например:

Игра «Спиралька»

Детям даётся задание определить интонацию предложений в тексте. На каждый интонационный тип предложения дети прокатывают мячик – попрыгунчик по дорожкам панно пальцами правой и левой руки к соответствующим знакам. Примерный текст:

Сорока и мышь.

- Мышка – трусишка, ты треска боишься?

- Ни крошечки не боюсь!

- А громкого свиста?

- Ни капельки не боюсь!

- А страшного рёва?

- Нисколечки не боюсь!

- А чего же ты боишься?

- Да тихого шороха.

Используя съёмные картинки, мелкие игрушки можно также закреплять лексику по разным темам, придумывать сказки, сочинять диалоги между персонажами, используя интонационные структуры, пропевать различные звуки.

Затем проводятся графические диктанты: предлагается записать соответствующие знаки при воспроизведении предложений, текстов, стихов различного интонационного оформления.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Дизартрия — это приговор или своевременная помощь? «Дизартрия – это приговор или своевременная помощь?» Пашковская О. П., Учитель-логопед МБДОУ «Машенька», Высшей квалификационной категории.

Обследование детей с дизартрией. Диагностика стёртых или минимальных проявлений дизартрии .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Система коррекционно-педагогической работы при нарушении звукопроизношения у старших дошкольников с дизартрией
Опубликовано: 19 марта 2014 в 19:47
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД