Папки-передвижки

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья

Наталья Нестерова
Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья

Аннотация:в статье рассматриваются вопросы взаимодействия дошкольного образовательного взаимодействия с семьей, приведены наиболее эффективные и актуальные формы работы. В материале описываются специфические особенности таких семей, а также действующая система педагогического взаимодействия с образовательным учреждением.

Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья, социальное пространство, инклюзивное образование, семья, функции семьи, педагогическое взаимодействие с родителями, традиционные и нетрадиционные формы работы с родителями, включение родителей в коррекционно-педагогический процесс.

Публикация «Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья» размещена в разделах

Одним из ведущих условий для системы коррекционных мероприятий с ребенком, имеющим ограниченные возможности здоровья, является обязательное привлечение семьи к образовательному процессу и педагогическое содействие в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья.

В настоящее время многие исследователи показывают наличие глубокой связи между психологической обстановкой в семье, уровнем взаимодействия родителей с ребенком, компетентной организацией коррекционно-педагогической работы с семьей и перспективами развития и социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с российским законодательством каждый ребенок, не зависимо от региона проживания, состояния здоровья (тяжести нарушения психического развития, способности к освоению образовательных программ имеет право на качественное образование, соответствующее его потребностям и возможностям.

Детям с ограниченными возможностями здоровья их временные (или постоянные) отклонения в физическом и (или) психическом развитии препятствуют освоению образовательных программ, поэтому эта категория детей нуждается в создании специальных условий обучения и воспитания.

Нормативно – правовые документы

1. Конституция РФ, ст. 43, 72;

2. Конвенция о правах ребенка (1989 г.);

3. Концепция Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государтвеннного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

6. Требования к условиям реализации основной образовательной программы на основе федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (проекты РПГУ им. А. И. Герцена) :

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования взят за основу принцип уникальности детства, которое рассматривается как значимый период в жизни каждого человека. Уделяется особое внимание взаимодействию родителей, воспитателей и детей, семья становится реальным участником педагогического процесса, ребёнок рассматривается как самостоятельная, уникальная, индивидуальная личность.

Что такое «социальная ситуация развития детей»?

Л. С. Выготский определял социальную ситуацию развития как особое социальное пространство, которое создает взрослый для развития детской личности. Оно определяется системой социальных условий, которые взрослый организует при взаимодействии с ребенком.

Что такое «инклюзивное образование»?

ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» : «инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей».

Что такое «целевые ориентиры»?

Социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Все это, не приносит позитивных результатов.

В последние десятилетия активно ведется поиск оптимальных и эффективных путей вовлечения родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательный процесс.

В педагогической науке известны работы о взаимодействии с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья Н. Б. Лурье, Е. С. Иванова, Р. Ф. Майрамяна, А. Н. Смирнова, Л. Я. Коломинского и др. В этих исследованиях раскрываются теоретические аспекты проблемы. О. П. Гаврилушкиной, С. Д. Забрамной, А. А. Катаевой, Н. Д. Соколовой, Е. А. Стребелевой были предложены практические рекомендации для родителей в ходе коррекционно-педагогического процесса.

Важность включения родителей в обучающий процесс в последнее время приобретает все большее значение в нашей стране. Для любого ребёнка наступает момент, когда он входит в новый неизведанный мир – он поступает в детский сад. Особенно трудно детям с ограниченными возможностями, они испытывают неуверенность и тревогу. Если ребёнку с ОВЗ не обеспечить должной социально-психологической адаптации, он может на всю жизнь остаться пассивным, неуверенным, зависимым от других людей.

Главным в работе ДОУ, мы считаем создание оптимально комфортных условий для воспитания и обучения детей с особыми образовательными потребностями исходя из их интересов, возможностей и личных особенностей, обеспечение атмосферы психологического комфорта и формирование адекватных способов вхождения в социум.

Целью воспитательной работы коллектива ДОУ является также создание условий для развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала детей с особыми образовательными потребностями и формирование их позитивных личностных качеств.

Родители детей с ОВЗ не знают методы и приемы коррекционной работы по преодолению имеющегося у ребенка дефекта, они не готовы к активному и квалифицированному участию в их образовании. У половины родителей не сформировано положительное отношение к педагогической и коррекционной деятельности; родители не обладают необходимым объемом знаний о структуре дефекта, которые понадобятся им для активного участия в образовании ребенка с ограниченными возможностями здоровья; не обладают положительным опытом коррекционно-образовательной работы.

Работа с родителями в этом направлении имеет и особенную специфику. Возникает проблема формирования готовности родителей к взаимодействию в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья,родители не могут самостоятельно овладеть всеми необходимыми приёмами и методами коррекционно-развивающей работы без помощи и поддержки специалистов.

Для решения этой проблемы педагогами, детьми и родителями была создана развивающая образовательная среда, атмосфера свободы, интеллектуального поиска и творческой деятельности в ходе специально организованного процесса общения.

Важным принципом для определения и реализации индивидуального маршрута является: принцип доступности и систематичность предлагаемого материала;

• непрерывность;

• вариативность;

• соблюдение интересов воспитанника;

• принцип создание ситуации успеха;

• принцип гуманности и реалистичности;

• содействие и сотрудничества детей и взрослых.

Помимо традиционных форм работы ДОУ и семьи, активно используются инновационные формы и методы работы:

- "Круглый стол" по любой теме;

- тематические выставки;

- соцобследование, диагностика, тесты, опрос на любые темы;

- консультации специалистов;

- семейные спортивные встречи;

- открытые занятия для просмотра родителей;

- конкурс семейных талантов;

- портфолио семейного успеха;

- день открытых дверей;

- сайт ДОУ разработка рекомендаций для родителей в соответствие с индивидуальными особенностями их ребёнка;

- проведение консультаций, тренингов, практикумов по реализации коррекционно-развивающих задач.

Преимущества новой системы взаимодействия ДОУ с семьей неоспоримы;

- Это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей.

- Это учет индивидуальности ребенка.

- Родители самостоятельно могут выбирать и формировать уже в дошкольном возрасте то направление в развитии и воспитании ребенка,

- Это укрепление внутрисемейных связей,

- Это возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье.

- Это возможность учета типа семьи и стиля семейных отношений.

Педагог, определив тип семьи воспитанника, сможет найти правильный подход для взаимодействия и успешно осуществлять работу с родителями.

Список используемой литературы

1. Нормативно-правовое и организационное обеспечение введение ФГОС ДО:сборник материалов/Арханг. обл. ин-т открытого образования; [авт. -сост. И. С. Вашукова, А. В. Худякова,И. В. Федосеева]. - Архангельск: АО ИОО, 2014.- 60 с. :ил.

2. Зверева О. Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ. Методический аспект/О. Л. Зверева, Т. В. Кротова. М. : – 2015. – 89с.

3. Солодянкина О. В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей.

Пособие для работников ДОУ / О. В. Солодянкина. М. : – 2015, – 221с.

4. Шпилевая С. Г. Руководство для родителей детей с ограниченными возможностями здоровья : помощь и поддержка. Калининград, 2011. – Пикторика – 2011. - 52 с.

Публикации по теме:

Инклюзивное образование в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья Инклюзивное образование – прогрессивный шаг в развитии образования детей с ограниченными возможностями здоровья и становится широко распространенной.

Конспект занятия по ИЗО деятельности для детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) «Осеннее дерево» (НЕТРАДИЦИОННАЯ ТЕХНИКА РИСОВАНИЯ – ВАТНЫМИ ПАЛОЧКАМИ) Задачи: • уточнить знания детей об изменениях в природе осенью; • уточнить знания.

Программа коррекционной направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья. Часть 2 2. Содержание логопедической работы 2.1. Система работы учителя-логопеда Учебный год в группе компенсирующей направленности для детей.

Программа коррекционной направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья. Часть 3 3. Планируемые результаты освоения программы Педагогические ориентиры • Преодолеть речевой и неречевой негативизм у детей, формировать.

Методические рекомендации «Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья» Проблемы специального образования сегодня являются одними из самых актуальных в работе всех подразделений Министерства образования и науки.

Методическое пособие для физического развития детей с ограниченными возможностями здоровьяМетодическое пособие для физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья Методическое пособие для физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Данное пособие сможет вам облегчить работу,.

Проект по самореализации детей с ограниченными возможностями здоровья «Рука в руке» Главное управление образования администрации города Красноярска Территориальный отдел по Ленинскому району муниципальное бюджетное дошкольное.

Развитие мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья Из опыта работы Козиковой Елены Васильевны, воспитателя I категории СП «Детский сад Солнышко «ГБОУ СОШ им. А. М. Шулайкина с Старый Аманак.

Специфика психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья Под термином «задержка психоречевого развития» понимаются синдромы временного отставания развития моторных, сенсорных, речевых, эмоционально-волевых.

Взаимодействие с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья. Проблемы и пути их решения Каждый ребенок, каким бы он ни был - прежде всего уникальная личность, и, не смотря на особенности развития, он имеет равные с другими права.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья
Опубликовано: 20 ноября 2016 в 16:29
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД