Получи документы

СОД экологической направленности «Забота о зимующих птицах»

Олеся Грицук
СОД экологической направленности «Забота о зимующих птицах»

Пояснительная записка

к СООД экологической направленности на тему

«Забота о зимующих птицах»

Занятие экологической направленности, образовательная область «Познание» составлено в соответствии с Программой «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой; "Юный эколог" С. Н. Николаевой.

Представленный конспект является авторской разработкой, построенный в соответствии с дидактическими и общепедагогическими принципами:

Публикация «СОД экологической направленности „Забота о зимующих птицах“» размещена в разделах

• Принцип непрерывности (занятие было построено на основе предыдущих совместных действий воспитателя и детей).

• Принцип активности (поддерживалась мотивация и интерес).

• Принцип доступности (соответствие возрастным особенностям).

• Принцип психологической комфортности.

Цель занятия: Формирование основ экологической культуры через создание условий для изготовления кормушек для птиц из природного материала.

Задачи:

Образовательная - уточнить знания о значении природных условий для жизни птиц, развить умение находить взаимосвязи в природе;

Развивающая: – расширить словарный запас детей в процессе ознакомления с новыми понятиями;

Воспитательная - воспитывать любовь к птицам своего региона, прививать основы экологической культуры

Занятие проводится с группой детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет, в группе 19 человек. Дети любознательные, активные, творческие. Восприятие информации в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов, развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь.

Занятие состоит из четырёх этапов, к каждому из которых даются четкие инструкции. На первом этапе проводилась предварительная работа, в ходе которой рассматривались иллюстрации «Птицы», проводились беседы о птицах, во время прогулки проводилось наблюдение за птицами и явлениями в природе, а также чтение рассказов и стихов по данной теме, дидактические игры «Птицы прилетели», «Собери предмет». В рамках ежегодной акции «Покормите Птиц» был объявлен конкурс среди семей воспитанников «Лучшая кормушка для птиц – 2015».

Второй этап — мотивационно-побудительная деятельность начинается с прослушивания стихотворения Александра Яшина «Покормите птиц зимой».

Во время образовательной деятельности дети отвечают на наводящие вопросы педагога. В процессе данной части занятия осуществляется индивидуализация образовательного процесса (минимальная помощь, советы, напоминания, наводящие вопросы, показ, дополнительное объяснение). В середине занятия проводится физминутка, соответствующая тематике проводимого занятия.

В процессе образовательной деятельности педагог создает условия для того, чтобы каждый ребенок достиг результата, каждый изготавливает свою кормушку. На занятии прослеживается реализация личностно-ориентированной модели. Коллективные творческие дела – основаны на позитивной деятельности, активности и положительных эмоциях - уровень знаний детей повышается. Воспитатель проявляет умение признавать и принимать личность детей, учитывать их точку зрения, чувства, эмоции, налажены партнерские отношения с детьми.

На заключительном этапе опять ставится проблемная ситуация (развешать кормушки на деревья) и предлагается детям самостоятельно найти выход. Проводится рефлексия деятельности и намечается перспектива, т. е. ставится новая проблема.

Все поставленные задачи в процессе занятия были решены, цель была достигнута.

Технологическая карта СООД на тему «Забота о зимующих птицах»

Тема «Забота о зимующих птицах»

Тип занятия Закрепления знаний

Авторы УМК «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой;

«Юный эколог» С. Н. Николаевой;

Цель Формирование основ экологической культуры через создание условий для изготовления кормушек для птиц из природного материала

Задачи

Образовательная - уточнить знания о значении природных условий для жизни птиц, развить умение находить взаимосвязи в природе;

Развивающая: – расширить словарный запас детей в процессе ознакомления с новыми понятиями;

Воспитательная - воспитывать любовь к птицам своего региона, прививать основы экологической культуры

Характеристика группы Средняя

Оборудование Еловые шишки, маргарин, нитки, крупа разных видов, семечки, зерно, ножницы, маски-шапочки с изображением птиц

Используемые ЦОР Занятие сопровождается мультимедийной презентацией и видеофильмом о зимующих птицах, звуковое сопровождение «Пение птиц», «Вьюга»

Ход занятия Деятельность педагога Деятельность детей

Познавательная Коммуникативная Регулятивная

Осуществляемые действия Решаемые задачи Осуществляемые действия Решаемые задачи Осуществляемые действия Решаемые задачи

1 этап – предварительная работа Рассматривание иллюстраций «Птицы», беседы о птицах, наблюдение за птицами и явлениями в природе, чтение рассказов и стихов по данной теме.

Дидактическая игра «Птицы прилетели», «Собери предмет»

Участие в ежегодной акции «Покормите Птиц»

Объявление конкурса среди семей воспитанников Лучшая кормушка для птиц - 2015"

Расширение знаний и сведений о птицах, их образе жизни, питании, значении в природе. Рассуждают, отвечают на вопросы Планирование учебного сотрудничества Воспиты-

вать бережное отношение к миру природы.

2 этап -

мотивационно-побудительна деятельность Ребята, послушайте, я прочитаю Вам стихотворение Александра Яшина

Покормите птиц зимой.

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.

Горсть зерна нужна,

Горсть одна —

И не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их — не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

Про кого это стихотворение? Конечно же, про птиц.

Ребята, а для чего нужны птицы?

А заметили, какие изменения произошли с наступлением зимы?

Каких зимующих птиц вы знаете? (использовать загадки про птиц):

Найдешь его в своём дворе

Он на радость детворе.

Ты обижать его не смей!

Эта птичка -.

Воробей

Непоседа пёстрая

Птица длиннохвостая

Птица говорливая

Самая болтливая.

Сорока

Спинкою зеленовата,

Животиком желтовато

Черненькая шапочка

И полоска шарфика.

Синица

Красногрудый, чернокрылый.

Любит зёрнышки клевать

С первым снегом на рябине

Он появится опять.

Снегирь

Окраской – сероватая,

Повадкой – вороватая,

Крикунья хрипловатая –

Известная персона.

Кто она?.

Ворона

В зимнюю стужу, голодные и ослабевшие птицы легко замерзают. Не страшна зима птицам, если есть корм. В суровую зиму из десяти синичек выживает только одна. Поэтому необходимо помочь птицам в это трудное для них время.

Классифицируют птиц.

Расширять представление о жизни птиц. Развивать логическое мышление. Прослушива-

ние стихотворения. Рассуждают, выражают свою точку зрения.

Отгадывают загадки.

Формировать умение слушать.

Формировать умение строить понятные высказывания для собеседников. формировать умение строить понятные высказывания для собеседников.

3 этап –

организационно-поисковая деятельность Ребята, как вы считаете, что для зимующих птиц страшнее – холод или голод? Почему?

А как и чем мы можем помочь птицам зимой?

Предлагаю всем вместе принять участие в акции «Покормите Птиц», изготовить кормушки и подкормить птиц.

Но наши кормушки будут не простые, а из шишек. Мы будем намазывать шишки маргарином, а затем обмакивать их в зёрнышки и крупу.

Нам нужно смешать разные виды круп и семян, крошки хлеба и печенья.

А для того, чтоб нам с вами было легко и удобно работать, мы это будем делать в паре.

Ваша задача, работая в парах превратить шишку, намазывая на неё маргарин в кормушку для птиц. Договоритесь, кто какую работу будет выполнять.

Реализация найденного решения.

Рассуждают, высказывают свою точку зрения;

Развивать выразительность речи, построению связного высказывания.

Поиск решения, выдвижение гипотез.

Самоопределение,

целеполагание, умение аргументи-

ровать и отстаивать свою точку зрения.

Умение организовывать совместную деятельность в парах

4 этап –

рефлексивно-корригирующая деятельность Наше угощение для птиц готово. Но нам с вами необходимо наши кормушки для птиц как-то разместить на деревьях, как вы думаете, как мы это сделаем?

А как вы думаете, какие птицы будут сытыми?

Теперь мы вместе будем ждать весну и когда к нам вернуться перелетные птицы.

Вы мне расскажете кто для каких птиц приготовил кормушку? У всех получилось? Что сложного было в работе? А что понравилось? Что хотели бы сделать в следующий раз?

Игра «Птицы прилетели»

Я буду называть только птиц, но если вдруг ошибусь вы услышите что-нибудь другое, то нужно хлопать и топать.

Прилетели птицы;

Голуби, синицы,

Мухи и стрижи.

Что неправильно? Мухи!

А мухи это кто? (Насекомые.)

Продолжаем:

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Аисты, вороны,

Галки, макароны! (Дети топают.)

Прилетели птицы:

Голуби, куницы.

(Куницы вовсе не птицы)

Прилетели птицы

Голуби, синицы,

Страусы, чижи.

(У страусов крылья почти совсем исчезли и летать они не умеют.)

Прилетели птицы-

Голуби, синицы.

Чибисы, чижи,

Галки и стрижи.

Комары, кукушки. (Дети топают.)

Прилетели птицы-

Голуби, синицы,

Галки и стрижи,

Чибисы, чижи.

Аисты, кукушки

Даже совки - сплюшки,

Лебеди, скворцы. Ответы детей Формирование умения классифицировать птиц.

Развивать умение отвечать на вопросы, играть, соблюдая правила. Умение видеть результат своей деятельности

Публикации по теме:

Беседа о зимующих и перелетных птицах Цель. Формировать обобщенное представление о зимующих и перелетных птицах, учить различать их по существенному признаку, возможность удовлетворения.

«Волшебница вода». Сценарий досугового мероприятия экологической направленности ЦЕЛЬ мероприятия – создание благоприятной атмосферы для взаимодействия взрослых и детей. Задачи: 1. Знакомство со свойствами воды, определение.

Акция экологической направленности «Добро пожаловать в экологию» Акция " Красота вокруг нас" Цель: Привлечение родителей к оформлению клумб и групповых участков, озеленению территории, уходу за зелёными.

Авторская игра экологической направленности «Живая карусель»Авторская игра экологической направленности «Живая карусель» Экологическая игра «Живая карусель» Авторская игра – воспитатель Шмургунова Светлана Владимировна МБДОУ Дс № 47 г. Камышин Цель: Закрепить.

Цикл стихов о зимующих птицах Вот какая нам морока, В детский сад летит сорока! Затрещала: «Вам пор-ра!» На прогулку детворра! Ловкий, озорной мальчишка В теплом,.

Игры экологической и социальной направленности «Наряды нашей матушки-Земли» Педагог делит детей на четыре команды и сообщает, для какого времени года они должны подобрать «наряд». Каждая.

Интегрированная ООД физкультурно-экологической направленности «Мир вокруг нас» (подготовительная к школе группа) Цель: формирование у детей интереса к занятиям физической культурой и познавательного интереса к явлениям окружающего мира. Задачи: совершенствовать.

Конспект НОД по формированию представлений о зимующих птицах в подготовительной к школе группе «Юные орнитологи» Тема: «Юные орнитологи» Подготовил воспитатель: Каргина Светлана Леонидовна Цель: уточнить и расширить представления о зимующих птицах,.

Конспект занятия в средней группе «В гости к бабушке Марусе» экологической направленности Конспект ООД в средней группе «В гости к бабушке Марусе» Цели и задачи: Стабилизировать эмоциональное состояние детей, научить их прислушиваться.

Педагогический проект «Физкультурно — оздоровительная работа экологической направленности в ДОУ» Педагогический проект «Физкультурно – оздоровительная работа экологической направленности в ДОУ» Основная идея проекта заключается в воспитании.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
СОД экологической направленности «Забота о зимующих птицах»
Опубликовано: 28 декабря 2015 в 15:59
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД