Лучший педагог года

Содействие развитию основ экологической культуры детей старшего дошкольного возраста средствами музыкального воспитания

Эльвира Мелехова
Содействие развитию основ экологической культуры детей старшего дошкольного возраста средствами музыкального воспитания

В соответствии с новыми требованиями стандарта дошкольного образования, с целью наиболее полного достижения детьми целевых ориентиров (качественных характеристик) и наилучшего перехода дошкольников на следующую ступень общего образования, необходима вариативность и разнообразие организационных форм дошкольного образования, а также объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс. Обязательная часть Программы предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех образовательных областях. В связи с этим, стало необходимым использование методов интеграции между различными образовательными областями. В нашем детском саду, как и во многих других, интегрированные занятия как форма непосредственной образовательной деятельности проходили и раньше, однако современные требования предполагают наличие наиболее углублённой работы в данном направлении.

Публикация «Содействие развитию основ экологической культуры детей старшего дошкольного возраста средствами музыкального воспитания» размещена в разделах

После проведения педагогической диагностики, результаты показали, что дети старшего дошкольного возраста имеют уровень экологической культуры средний и ниже среднего. А в настоящее время, как мы знаем, эта проблема стоит остро. Также существует проблема в недостатке методической литературы по вопросу интеграции музыкального и экологического воспитания по программе «От рождения до школы» автор Веракса Н. Е. ,реализуемой в нашем дошкольном учреждении. Как результат этой диагностики был написан проект по теме «Содействие развитию основ экологического культуры у детей старшего дошкольного возраста средствами музыкального воспитания.

Задачами экологического воспитания является создание и реализация воспитательно-образовательной модели, при которой достигается седующий эффект – очевидные проявления начал экологической культуры у детей, готовящихся к поступлению в школу. ОДНА ИЗ НИХ ОБОЗНАЧЕНА ТАК*выявление уровня экологической культуры –реальных достижений в интеллектуальной, эмоциональной, поведенческой сферах детской личности при взаимодействии с природой, предметами, людьми и оценкой себя.

Содержание экологического воспитания включает два аспекта: передачу экологических знаний (занятия с воспитателями) и их трансформацию в отношение. Знания являются обязательным компонентом процесса формирования начал экологической культуры, а отношение – конечным его продуктом. Поэтому содействие развитию эмпатии (сочувствия, сопереживания, содействия) к объектам живой природы (растениям, животным) стало целью реализации нашего проекта.

Работа началась с изучения литературы по данной теме.

В научных исследованиях выделены 4 этапа по развитию эмпатии у детей дошкольного возраста :

1-й этап - «язык эмоции» или «познаю себя» :

2-й этап - «язык чувств и переживаний»

3-й этап - «нравственные беседы» или «содействие»,

4-й этап - «сорадование»

Таким образом, на первом этапе («язык эмоций») и на втором («язык чувств и переживаний», одна из основных ролей в формировании эмпатии может принадлежать музыкальному руководителю, который средствами музыкального воспитания решает проблему становления экологизированной личности совместно с остальными участниками воспитательно-образовательного процесса.

Нами был подобран пакет диагностических методик, направленных на изучение уровня экологической воспитанности детей старшего дошкольного возраста, особенностей их эмоционально–потребностной сферы, наличия эмпатийных проявления по отношению к сверстникам и природным объектам, определения уровня эмоциональных переживаний в процессе пения, музыкально-ритмических движений, пластической импровизации.

Затем нами были определены цели и задачи реализации нашей темы, сезонное планирование в соответствии с экологической программой, реализуемой в детском саду, подобран соответствующий музыкальный репертуар.

На сегодняшний день нами проводится работа в соответствии с планом реализации данного проекта. дети старшей группы выполняют пластические импровизации. В них ребенок эмоционально, непосредственно применяет все то, что усвоил в процессе обучения. В свою очередь обучение обогащается творческими проявлениями детей, приобретает развивающий характер. в музыкальной импровизации главным для окружающихявляется не точность образа, созданного ребёнком, а его внутреннее состояние, наличие эмоционального переживания, выразительности вариативности и оригинальности.

В конце учебного года мы проведём заключительную диагностику, которая, как мы уверены, сможет выявить положительную динамику, по данной проблеме.

Публикации по теме:

Осуществление преемственности дошкольного и начального общего образования в рамках реализации Фгост и ФГТОсуществление преемственности дошкольного и начального общего образования в рамках реализации Фгост и ФГТ В марте 2013 года ВИПКРО выпустил сборник "Инновации в дошкольном образовании", в котором опубликована статья Антоновой Н. Г. и Горенец Н. С.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования 28 августа 2013 года совет Министерства образования и науки РФ по федеральным государственным стандартам утвердил Федеральный государственный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Содействие развитию основ экологической культуры детей старшего дошкольного возраста средствами музыкального воспитания
Опубликовано: 5 апреля 2014 в 17:27
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД