светлана смирнова
Содержание экологических центров в младшем дошкольном возрасте в соответствии с программой «Детство»
Уголок природы в групповой ДОУ – это одно из условий наглядного и действенного ознакомления детей дошкольного возраста с природой.
Задача заключается в расширении и дополнении впечатлений, которые ребенок получает от непосредственного общения с природой.
Главная задача развивающей экологической среды – создание условий для формирования у детей осознанно-правильного отношения к природе.
Публикация «Содержание экологических центров в младшем дошкольном возрасте в соответствии с программой „Детство“» размещена в разделах
- Средняя группа
- Уголки и центры в группах
- Уголок природы и календарь наблюдений
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2018
У нас в каждой группе созданы экологические центры. Это позволяет воспитателям на протяжении всего учебного года использовать их для проведения эколого-педагогических мероприятий и организации различных видов детской деятельности.
Успех экологического воспитания и образования в ДОУ зависит от использования разнообразных форм работы, их разумного сочетания.
2 Младшая группа
Задачи:
• Поддерживать детское любопытство и развивать интерес детей к совместному со взрослым и самостоятельному познанию (на-блюдать, обследовать, экспериментировать с разнообразными материалами,
• Развивать познавательные и речевые умения по выявлению свойств, качеств и отношений объектов окружающего мира природного, способы обследования предметов (погладить, надавить, понюхать, прокатить, попробовать на вкус, обвести пальцем контур);
В группе в уголке природы располагаются растения с типичным строением, чё тко выделенными основными частями: стебель, листья, цветки. Растения, привлекающие внимание ребё нка яркими особенностями внешнего вида: цветущие, с яркими листьями (фикус, колеус, китайский розан, бегония вечно цветущая).
Для ознакомления с природой используются наборы дидактических картинок основных видов животных, 4-6 в каждой группе: домашние животные, животные леса, животные с детёнышами, птицы, рыбы, деревья, цветы, овощи, фрукты (серия «Мир в картинках). Серии сюжетных картин: времена года (природа и сезонная деятельность людей). Плакаты «Собачка с щенятами», «Кошка с котятами», «Свинья с поросятами», «Коза с козлятами»)
Игры- экспериментирования: игры с водой, песком, глиной, красками. Должна быть специальная защитная одежда: фартуки, нарукавники. Предметы для игр: ёмкости для переливания воды, мелкие резиновые игрушки, игрушки забавы для игр с водой и песком – плавающие игрушки, ветряные мельницы, сита, шарики от пинг-понга, поролоновые губки, формочки, ведёрки, штампы, воронки, камешки, мелкие пластмассовые игрушки для закапывания в песок.
Игры и игровые материалы. Вкладыши с изображением животных и растений. «Разрезные картинки» по различной тематике (4-6 частей, кубики «Составь из частей» (4-9икубиков в коробке, дидактические игры: домино (животные, растения, фрукты, овощи). Парные картинки «Парочки», «Овощное лото», «Ребятам о зверятах», «Животный мир», «Растительный мир», «Овощи».
Наборы игрушек: «Деревенька», «Котёнок и кошечка», «Три медведя», «Щенок и собачка», набор резиновых игрушек, изображающих животных леса (заяц, медведь, еж, волк, белка, сова)
Объёмное лото «Времена года», конструктор из ковролина «Погода и мода»
Содержание :
В этом возрасте ребёнок знакомиться с природой ближайшего окружения. Начинается с ознакомления с реальными объектами: благодаря которым формируются представления. «Неживая природа» - глина, песок, вода, лёд и др.) Растения уголка природы и участка детского сада, животные, встречающиеся на участке детского сада, на улице и дома. Знакомится с яркими явлениями природы (дождь, снег, ветер, радуга)
Необходимо побуждать различать и называть животных и растения (особенности внешнего вида). Знакомить с признаками живого: передвиже-ние, питание, потребность в пище и воде. Обогащать представления о ярких сезонных изменениях (что, когда бывает)
Представления о животных и их детёнышах. Знакомить с местом оби-тания растений и животных по принципу (Кто где живёт? Что где растёт)
Включать в совместную с воспитателем деятельность (по уходу за растениями и животными). Наблюдать за ростом растений.
Поддерживать эмоциональную отзывчивость: сопереживание, сочувствие, доброжелательность, любование, любопытство, удивление.
Воспитатель постоянно обсуждает с детьми происходящие явления природы
Игры: «Найди о чём расскажу», «Найди такое же», «Найди листок, какой покажу», «Овощи – фрукты», «Чудесный мешочек», «Узнай на вкус (по запаху)», «Кто во что одет?» «Сложи картинку» (2-4 части). Опыты: свойства и качества песка, воды, снега, льда, наблюдение за ростом луковицы.
Побуждать высказываться от собственного лица детей (Я вижу, я чувствую, слышу)
Темы для образовательных ситуаций:
«Овощи», «Фрукты», «Животные и их детёныши», «Первое знакомство» (животное уголка природы, «Маленькие-большие», «Много-мало», «Какой мир вокруг нас?» (особенности сезона, «Течёт, течёт водичка», «Ласковое солнышко», «Дует ветерок», «Кто во что одет?»
Задачи:
• Развивать умение замечать не только ярко представленные в предмете (объекте) свойства, но и менее заметные, скрытые; устанавливать связи между качествами предмета и его назначением, выявлять простейшие зависимости предметов (по форме, размеру, количеству) и прослеживать изменения объектов по одному - двум признакам
• Обогащать представления о мире природы;
Для знакомства детей с природным миром в уголке природы располагаются растения с различными листьями (по цвету, величине, фактуре поверхности листа, особенности строения листа). Например: различные виды бегоний, узамбарские фиалки, аспарагус, алоэ, колеус. Наблюдая за растениями в этом возрасте проходят на основе сравнения и выделения множества признаков отличия и некоторых признаках сходства. В уголке природы размещаются шишки, крупные семена растений, коллекции каменей, альбомы с фотографиями разных природных объектов, собранные совместно с родителями. Размещается календарь наблюдения за природой, в котором отражены яркие признаки погоды, одежда и деятельность людей в сезоне, основные изменения в растительном и животном мире. Оборудование для полива растений и опрыскивания их водой (лейки и пульверизаторы).
Учебно-методические игровые материалы: наборы дидактических картинок для группировки по 8-10 штук в каждой группе ( животные: звери, птицы, рыбы, насекомые; растения: деревья, кусты, травы, комнатные растения, овощи, фрукты). Серии демонстрационных картин для детей 4-5 лет (Воронкевич О. В.) Наборы моделей с изображением сенсорных признаков для сравнения, наборы карточек для сравнения. Плакаты и наборы «Мир в картинках» («Деревья и листья», «Животные средней полосы», «Насекомые», «Птицы Средней полосы», «Ягоды лесные», «Ягоды садовые» и т. д.) Тематический словарь в картинках «Мир растений и грибов», «Мир животных».
Игры экспериментирования с водой, глиной, песком, красками, светом, зеркалом, пеной. Необходимо включать в среду группы материалы для фиксации процесса и результатов экспериментов.
Игровые материалы: кубики с изображением природных объектов (9-12 кубиков, разрезные картинки, пазлы (12-15 частей). Дидактические игры: «Чей домик?», «Кто где живёт?», «Что внутри?», «Что изменилось?», «Закономерности», «Свойства», «Собираем, различаем», «Из чего мы сделаны?», «Противоположности», Лото теней «Птицы», «Обитатели моря».
Содержание
В этом возрасте необходимо поддерживать любознательность по отношению к особенностям внешнего вида, образу жизни растений и животных, человека и их самочувствию. Устанавливать простейшие связи и зависимости в природе («Почему лужи?», «Почему растаял снег?», «Почему качаются деревья?»). Дети ориентируются в природе, различают и называют природные объекты, описывают некоторые свойства (цвет, величина, характер поверхности, твёрдость-мягкость, запах). Используются разнообразные способов обследования (сравнение с другим – чем отличается, общие важные признаки). Важно использование наглядной модели для объединения объектов в группы. Опыты, помогающие понять связи, отражающие свойства объекта, заметные при его преобразовании (растворимость, таяние и др.). Опыты с растениями, помогающие увидеть связь между строением органа и его назначением (зачем корень, условия жизни растений (потребность во влаге и тепле).
Воспитатель помогает с помощью вопросов понять связи между способом поведения живого существа и условием среды обитания (Почему воробей летает? Почему рыбка плавает? и др.) Организуются дидактические игры для объединения животных в группы по особенностям строения и повадок.
Дети составляют описательные рассказы о растениях или животных, отражающих в речи результаты сравнения и наблюдений.
Опыт познавательной деятельности обогащается в процессе трудовой деятельности в природе. (должна быть системной составляющей).
Создание условий для эмоциональной отзывчивости – поощрять проявление сочувствия, сопереживания живому организму. Обращать внимание что человек от общения с природой получает удовольствие, испытывает приятные чувства, радость. Собственным примером побуждать стремиться отражать свои впечатления в продуктивной деятельности.
Темы:
«Почему осень называют золотой?», «Что нам осень (зима, весна, лето) принесла (подарила?», «Мой домашний любимец», «О чём грустит растение?», «Чему учит мама своих малышей?», «Что ты видел интересного по дороге в детский сад?», «Что бы ты увидел, сидя на облаке?».