Папки-передвижки

Сопровождение семей с детьми с ОВЗ в условиях инклюзивного образовательного процесса

Людмила Подопригорина
Сопровождение семей с детьми с ОВЗ в условиях инклюзивного образовательного процесса

Инклюзивный образовательный процесс характеризуется тем, что совместно воспитываются и обучаются дети с особыми образовательными потребностями и обычные дети. Одним из условий эффективности инклюзивного образования детей с ОВЗ в учреждении общеразвивающей направленности является организация тесного взаимодействия педагогов и специалистов с родителями ребенка. Сопровождение родителей ребенка с ОВЗ - это деятельность, активизирующая кррекционно - развивающие ресурсы семьи, обеспечивающая эффективность ее функционирования. Процесс сопровождения осуществляется на основе следующих принципов:

Публикация «Сопровождение семей с детьми с ОВЗ в условиях инклюзивного образовательного процесса» размещена в разделах

рекомендательный характер советов;

приоритет интересов сопровождаемого;

непрерывность сопровождения;

• мультидисциплинарность сопровождения;

Мы предлагаем следующие этапы в модели сопровождения.

1. Этап знакомства.

Заочное.

Педагоги и специалисты МБДОУ изучают материалы личного дела ребенка. Родителям предлагается тоже познакомиться с работниками учреждения. Педагоги готовят краткое эссе о своей профессиональной деятельности «Я – презентация» и размещают в он-лайн группе. Это повышает авторитет педагогов, способствует возникновению профессионального доверия.

Очное.

Происходит на первом родительском собрании. Следует учитывать, что некоторые родители наших воспитанников инвалиды по слуху, на собрание обязательно приглашается сурдопереводчик. А также знакомство с учреждением, его историей, работой, наличием специалистов, рабочими образовательными программами, образовательными услугами.

2. Просвещение.

Информирование и обсуждение с родителями задач и содержания коррекционно - образовательной работы. Оформление различных стендов, где в доступной для родителей форме предлагается информация: списки литературы, выдержки из научных статей, рекомендации специалистов и т. д. Также используются интернет ресурсы, созданы он-лайн группы, размещается информация на сайте ДОУ. В рамках просветительской деятельности происходит знакомство с новыми методиками в работе с детьми с ОВЗ. Так, например, сурдопедагоги нашего ДОУ прошли обучение на курсах, где познакомились с новой методикой реабилитации. Для родителей было подготовлено сообщение и рекомендована литература, предложена контактная информация. Просветительская деятельность способствует повышению у родителей педагогической и коррекционной компетентности. Для реабилитации ребё нка с нарушением слуха необходимо высокотехнологичное оборудование: слуховые аппараты, кохлеарные импланты вместе с речевыми процессорами. Часто информацию о том, как правильно использовать эти приборы, где можно настроить, отремонтировать, подобрать подходящее оборудование, как найти нужного медицинского специалиста, родители получают от учителя-дефектолога. Это помогает организовать в семье коррекционно - развивающую среду. Как отмечалось выше, особенность контингента родителей наших воспитанников - это родители - инвалиды по слуху. Часто у этой категории родителей встречается свой, отличный от общепринятого, взгляд на образование их детей. Так, многие родители - инвалиды по слуху против ношения слуховых аппаратов, категорически против имплантации. В нашем ДОУ эта проблема решается с помощью распространения и популяризации положительного опыта других глухих родителей.

3. Наглядное обучение родителей.

Открытые занятия специалистов и воспитателей, праздники, утренники и другие общие мероприятия ДОУ играют ведущую роль в обучении родителей. Присутствуя, участвуя, наблюдая, родители учатся содержательному, продуктивному взаимодействию со своим ребенком, осваивают новые методы и формы общения с ним. Кроме того, учатся приводить в соответствие возможности ребенка и свои требования к нему. Получают возможность оценить прогресс в развитии ребенка. Получают положительный эмоциональный заряд. Задача педагогов и специалистов - организовать посильное участие всех детей с ОВЗ (самостоятельно или с помощью педагога) в занятии или мероприятии.

4. Консультирование.

Проводится по запросам родителей. Предусматривает адресную помощь родителям по вопросам коррекции, обучения, воспитания, социализации, организации в семье коррекционно – развивающей среды. Консультирование проводится как при личном общении (Родительский час один раз в неделю во второй половине дня, проводится учителем – дефектологом) так и он лайн консультации (быстрый, мобильный, современный способ, подходящий также для глухих родителей).

5. Мониторинг.

Анкетирование и опросы проводятся по планам администрации, дефектологов, логопедов, психологов, воспитателей и по мере необходимости.

6. Перспектива развития ребенка.

Задача учителя-дефектолога - помочь родителям увидеть перспективу в развитии ребенка: выбора школы, в которой будет обучаться ребенок, программ основного и дополнительного образования, возможности выбора профессии. В нашем ДОУ регулярно организуются встречи с бывшими выпускниками и их родителями. Например, для участия в концерте к 45- летию детского сада были приглашены наши бывшие выпускники - артисты Московского театра мимики и жеста. В настоящее время они активно снимаются в социальной рекламе, телепроектах, участвуют в постановках театров Москвы. Транслируя подобный положительный опыт, мы убеждаем родителей, что их активное участие в развитии ребенка ведет к успеху, и что на самом деле дети с ограничениями возможностей здоровья обладают неограниченным потенциалом.

7. Рефлексия.

Этап рефлексии помогает родителям и педагогам оценить успешность проведённой работы, проанализировать результаты, исправить ошибки. Для достижения этих целей родителям предлагается написать отзывы о мероприятиях ДОУ и группы. Их можно написать он - лайн или в журнале отзывов. Родителям предлагается вести дневники наблюдений за развитием своих детей, собирать видеозаписи домашних занятий. Всё это помогает родителям отслеживать динамику в развитии своих детей и оценивать работу ДОУ, что в свою очередь формирует активную родительскую позицию и адекватную самооценку.

Сотрудничество родителей, педагогов и всех специалистов ДОУ позволяет создать соответствующее возрасту ребенка коррекционно – развивающее пространство, формировать и реализовать адекватные потребностям ребенка стратегии воспитания, базирующиеся на конструктивных родительских установках и позициях по отношению к ребенку.

Публикации по теме:

Использование технологии проектирования в организации воспитательно-образовательного процесса в условиях реализации ФГОС Современные требования, предъявляемые государством к качеству воспитательно-образовательной работы в детском саду, подразумевают, что педагог.

Решение коррекционных задач через двигательную активность детей с ОВЗ в рамках образовательного процесса Мир, в котором живет современный ребенок существенно изменился. Социально-экономические проблемы жизни общества, оказывающие негативное.

Деятельность (сопровождение) педагога-психолога в условиях инклюзивного образования [i]Деятельность (сопровождение) педагога-психолога в условиях инклюзивного образования[/i]1. Современное состояние инклюзивного образования.

Индивидуальное сопровождение ребенка с ОВЗ в процессе инклюзивного обучения и образования в ДОУ Одной из актуальных проблем современной педагогической практики является проблема инклюзивного обучения и воспитания детей с ограниченными.

Информационное сопровождение образовательного процесса по тематическим неделям проектов Информационные листы для совместной работы над проектами недели с семьями воспитанников. Содержание каждого письма по теме недели проекта,.

Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей-инвалидов Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей-инвалидов. Проблема социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Сопровождение семей социального риска ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЕЙ СОЦИАЛЬНОГО РИСКА ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКОЙ ГОСТИННОЙ «СЕМЬ-Я» НА БАЗЕ МБДОУ.

Обновление образовательного процесса в ДОУ в условиях введения ФГОС «Обновление образовательного процесса в ДОУ в условиях введения ФГОС" «Каждый ребенок для нас почемучка, и надо, по сути дела, не погасить.

Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ в условиях реализации инклюзивной практики в образовательных организациях На сегодняшний день в системе инклюзивной практики российского образования происходят большие преобразования. Все изменения и вводимые новшества.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сопровождение семей с детьми с ОВЗ в условиях инклюзивного образовательного процесса
Опубликовано: 30 августа 2018 в 10:00
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД