Папки-передвижки

Создание дополнительных условий для творческого развития, психологической коррекции и успешной социализации детей-сирот

Вера Ворухина
Создание дополнительных условий для творческого развития, психологической коррекции и успешной социализации детей-сирот

Опыт создания дополнительных условий для творческого развития, психологической коррекции и успешной социализации детей-сирот в мастерской керамики Центра содействия семейному воспитанию №15

Педагоги доп. образования Ворухина В. Б. Комиссаров Н. А.

Публикация «Создание дополнительных условий для творческого развития, психологической коррекции и успешной социализации детей-сирот» размещена в разделах

Первым и одним из основных институтов социализации в человеческом обществе является семья. Наши воспитанники в подавляющем большинстве являются социальными сиротами, это означает, что родители не выполняли своих функций по содержанию и воспитанию ребенка, имели отклоняющееся от нормы поведение, вредные привычки, ребенок был нежеланным. Маленького человека отвергли его самые близкие люди – родители. Не осознавая этого, ребенок ощущает себя «плохим», виновным в том, что произошло с ним, ведь обыденный жизненный опыт говорит: все хорошее любят, берегут, охраняют и не выбрасывают. Естественно, что глубокие психологические травмы, полученные нашими детьми в раннем возрасте, являются причинами не только психологического неблагополучия, но и соматических заболеваний. Вне всяких сомнений, воспитанники сиротских учреждений, лишены главного фактора, способствующего развитию психики и формированию гармоничной личности – безусловной материнской любви, заботы и постоянства. Это влечет за собой возникновение чувства базисного недоверия к миру. «Отсутствие базисного доверия к миру рассматривается многими исследователями как самое первое, самое тяжелое и самое трудно компенсируемое следствие материнской депривации. Оно порождает страх, агрессивность, недоверие к другим людям и самому себе, нежелание познавать новое, учиться» (5, стр. 85). Отсюда и деструкции личностного развития и трудности социализации воспитанников стационарных учреждений социального обслуживания.

Целью функционирования нашей мастерской декоративно-прикладного творчества является, прежде всего, психологическое благополучие воспитанников, преодоление последствий депривационных деструкций психики, включение детей в разные виды практической деятельности, и посильная помощь в процессе их социализации. Мастерская в детском доме работает с 1999г. и единственным материалом для художественной экспрессии в прошедшем веке, являлась глина. Мы развивались вместе с нашими детьми, учились, расширяли сферы деятельности, стали с детским домом единым организмом. Фактически мастерская изначально функционирует как открытая арт-терапевтическая студия, где наряду с глиной используются разнообразные изобразительные материалы и формы художественной экспрессии. Безопасность в студии обеспечивается фиксированным расписанием, недирективным подходом педагогов и свободной демократичной атмосферой, при наличии правил поведения, выработанных совместно с детьми в процессе деятельности. К ним относятся:

1. Возможность посещения студии в любое удобное для ребенка время. (Приходи когда хочешь)

2. Возможность посещения студии с желаемой для ребенка частотой, вплоть до ежедневной. (Работай, сколько хочешь)

3. Выбор интенсивности изобразительной работы по желанию ребенка, возможность пребывания в студии без изобразительной работы. (Работай, как можешь)

4. Исключение разговора на повышенных тонах. (Разговаривай тихо).

5. Исключение нецензурной лексики. (Говорим по русски).

6. Уважение чужого личного пространства. (Работай на своем месте).

7. Невмешательство в творческий процесс окружающих.

8. Безоценочность. (Сравнивай свои работы со своими, ранее сделанными работами).

9. Уважение творческого продукта. (Брать в руки можно только свои работы)

10. Сохранность оборудования, инструментов и материалов. (Береги имущество студии, ведь кто-то все это купил для вас, а мог бы потратить эти деньги на себя).

11. Непричинение вреда окружающим.

Таким образом, преодолевается излишне строгая регламентация жизнедеятельности ребёнка, вырабатывается самостоятельность и инициативность, развивается внутренний самоконтроль.

В процессе деятельности мастерской выработался определённый психологический климат, характеризующийся высокой толерантностью к любым способам самовыражения ребенка, эмпатией и эмоциональной поддержкой, как со стороны педагогов, так и со стороны воспитанников.

Кроме того, в результате расширения спектра форм и методов творческой деятельности после множества перестановок, сложилась определенная планировка помещения студии с удобным функциональным зонированием, позволяющим эффективно сотрудничать с детьми, используя различные материалы, приемы и формы работы. Помещение мастерской представляет собой лабиринт, попадая в который ребёнок неизбежно находит себе дело, в котором он становится успешным. Воспитаннику предоставляется свобода выбора деятельности, в соответствии со склонностями, способностями и потребностями.

На этапе формирования психотерапевтических отношений и начала изобразительной деятельности иными словами, приходя в студию, дети настороженно относятся к предложению приступить к свободному художественному самовыражению. Большинство ребят утверждают, что не умеют ни рисовать, ни лепить, что у них нет способностей, что они боятся испачкаться и тому подобное. В этот период нам приходит на помощь зона песочной терапии и саморазвивающаяся игра – творческий мотиватор «Путь домой», они расположены прямо у входа в мастерскую.

Очень важно наличие такой зоны, она позволяет сохранить максимальную степень контроля над изобразительным процессом. Ребенок просто выбирает предметы из коллекции и в ящике с песком создает свой мир. Сюжетно-ролевая игра у наших детей развита очень слабо. При минимальном участии педагога дети, хоть и неуверенно, начинают придумывать сценарии и играть. Ни в коем случае нельзя ограничивать время или прерывать процесс игры. Пусть ребенок играет хоть год, таким образом, он наверстывает то, что было упущено в дошкольном возрасте. Это помогает преодолеть сопротивление и перейти в дальнейшем к изобразительной работе, а также дает шанс разрешить рекапитуляционный конфликт между инициативой и чувством вины в пользу инициативы, освоить с помощью игр и фантазий социальные роли, которые им придется исполнять в будущем. На этой стадии очень важно войти с ребенком в эмоциональный резонанс, демонстрируя высокую степень поддержки и одобрения его деятельности.

Наши дети, начиная изобразительную деятельность, предпочитают материалы, позволяющие сохранять высокую степень контроля над процессом: пластилин, карандаши, фломастеры, иногда пастель или цветные мелки и формат бумаги А-4. Это свидетельствует о повышенной тревожности, эмоциональной закрепощенности и страхе перед изобразительной деятельностью. Для преодоления ребенком тревоги и недоверия к себе целесообразно использовать недирективный подход. Выполнять волю маленького творца, чтобы он почувствовал свою значимость, ощутил возможность контролировать ситуацию. Иногда на этой стадии дети предпочитают, окунув руки по локоть в глиняный шликер, просто перемешивать его, затем демонстрировать свои «перчатки» или во множестве скляночек готовить кушанья из глины. Начало арт-терапевтического процесса часто сопровождается деструктивной деятельностью, в этот момент глина является незаменимым материалом, ведь она не портится, что бы с ней не делали. Очень хорошо когда у ребенка есть способ высвободить агрессивную, деструктивную энергию в социально - приемлемой форме. И имущество детского дома цело и воспитанник не чувствует себя виноватым и «плохим». Одним из любимых направлений изобразительной деятельности наших детей является изготовление картин из бисера. Зона работы с бисером имеет островное расположение в середине мастерской. Разноцветный бисер очень привлекает даже малышей. Развитие мелкой моторики стимулирует мозговое представительство руки и по закону иррадиации центры Брока и Вернике. Что способствует развитию речи и соответственно интеллектуальному росту. В 2014-15 учебном году мы освоили новую технологию изобразительной деятельности – изготовление картин из песка, которые вытеснили картины из бисера в связи с их дороговизной.

В зоне живописного декорирования воспитанники имеют возможность просто рисовать или эскизировать для дальнейшей работы в любом материале, заниматься росписью по дереву и фаянсу. По диагонали от входа расположена зона для рефлексии, убрав находящиеся в ней мольберты на этом пространстве легко организовать круг для группового обсуждения и рефлексии. Поставив мольберты, мы получаем дополнительное пространство для изобразительной деятельности.

По Д. Винникоту под фасилитирующей средой понимается пространство, которое в первые годы жизни ребенка создает заботливая мать для свободной манипуляции «транзитными объектами». Организованная в мастерской культурно - воспитательная среда сенсорно - насыщена, динамична и гармонична, в роли «транзитных объектов» выступают разнообразные изобразительные материалы. Таким образом мы пытаемся компенсировать последствия сенсорной, эмоциональной и в той или иной мере двигательной депривации. В данном контексте под депривацией понимается психическое состояние ребенка, возникающее при отсутствии должной материнской заботы.

В связи с тем, что мастерская относится не к коррекционной службе, а к ОДОД, педагогами были разработаны 3 программы: «Керамика», «Декоративная роспись по дереву» и «Декоративная композиция». Для достижения психокорректирующей функции предпочтительно применение последней программы, где воспитанник выбирает любую тему, материал и технологию для создания визуальных образов.

На этапе продуктивной изобразительной деятельности ребенок уже хорошо знаком с различными изобразительными материалами и они не вызывают тревоги. Надежные границы психотерапевтического пространства и доверие к педагогу и себе позволяет перейти к созданию более сложной изобразительной продукции, в том числе и символических образов. В процессе работы происходит проецирование переживаний на художественную продукцию, и образ становится вместилищем, удерживающим и накапливающим эти переживания. Происходит постепенное осознание содержания изобразительной продукции и соотнесение её с внутренним миром и системой отношений ребенка. Художественная продукция приобретает все большую эстетическую ценность, достигается катарсический эффект. В связи с приобретенным мастерством возрастает автономность и самодостаточность ребенка, происходит корректировка самооценки и «Я-концепции». Изобразительная деятельность, укрепляя личные границы ребенка, позволяет ему фокусировать внимание на своем «Я», включая в него все больше позитивных аспектов.

Наша система, включающая в себя детей, педагогов, изобразительную продукцию, работающая в фасилитирующей среде, достигает максимальной устойчивости не только за счет обмена веществом, энергией информацией между элементами системы, но и с внешним миром. В 2015-16 учебном году мы включились в программу сетевого взаимодействия «Петербург объединяет друзей», а именно в инновационный проект «Путешествие в мир танца. Таким образом, путём расширения социальных контактов, преодолевается недоверие и боязнь внешнего мира.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бердяев Н. А. Смысл творчества. – М. : Фолио, 2002. -678с.

2. Бернс Р. Развитие Я концепции и воспитание. – М. Просвещение, 1986. – 324с.

3. Копытин А. И. Системная арт- терапия. – СПб. : Питер, 2001. – 224с.

4. Копытин А. И. Теория и практика арт- терапии. – СПб. : Питер, 2002. – 368с.

5. ПрихожанА. М., Толстых Н. Н. Психология сиротства. – СПб. : Питер, 2005. -400с.

6. Штейнхардт Л. Юнгианская песочная терапия. – СПб. : Питер, 2001. – 256с

Публикации по теме:

Создание условий для развития двигательной активности детей в группе детского сада "Создание условий для развития двигательной активности детей в группе детского сада. " Герасимова Т. А. воспитатель группы №12 МКДОУ Д\с.

Педагогический совет «Создание условий для физического развития детей в детском саду» Тема: Создание условий для физического развития детей в детском саду. Цель: расширение знаний педагогов с учетом современных требований.

Опыт работы «Создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению» Районное методическое объединение воспитателей ДОУ Гагаринского района Сообщение Тема «Создание условий для успешной адаптации детей.

Создание условий для психолого-педагогической поддержки позитивной социализации детейСоздание условий для психолого-педагогической поддержки позитивной социализации детей Создание условий для психолого-педагогической поддержки позитивной социализации детей Отечественный и мировой опыт показал, что воспитательная.

Создание условий для развития двигательной активности у детей на прогулкеСоздание условий для развития двигательной активности у детей на прогулке Создание условий для развития двигательной активности у детей на прогулке. Группа №6 "Росинка". Зима - это время для зимних игр и забав.

Презентация «Создание условий для развития одаренных детей в сюжетно-ролевых играх» 1 Слайд. Создание условий для развития одаренных детей в сюжетно-ролевой игре. 2 Слайд. Мы - очень любим своих детей; пытаемся создать благоприятную.

Создание условий для развития самостоятельности детей раннего возраста в предметной деятельности 1 слайд Здравствуйте, уважаемая комиссия, разрешите представиться: я – Селина Вера Николаевна, воспитатель 1 квалификационной категории.

Создание условий для сенсорного развития детейСоздание условий для сенсорного развития детей Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, а также известные представители отечественной.

Создание условий для успешной адаптации детей к детскому садуСоздание условий для успешной адаптации детей к детскому саду Создание условий для успешной адаптации детей к детскому саду. Для успешной социализации детей нужно и то, чтобы дети адаптировались к.

Создание условий в группе для развития двигательной активности детей с ОВЗСоздание условий в группе для развития двигательной активности детей с ОВЗ Создание условий в группе для развития двигательной активности детей с ОВЗ. Наличие физкультурного уголка в группе необходимо для развития.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Создание дополнительных условий для творческого развития, психологической коррекции и успешной социализации детей-сирот
Опубликовано: 6 июня 2018 в 12:47
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД