МААМ-картинки

Создание развивающего пространства социализации и индивидуализации дошкольников

Елена Кузнецова
Создание развивающего пространства социализации и индивидуализации дошкольников

Создание развивающего пространства социализации и индивидуализации дошкольников

Подготовила: Кузнецова Е. В.,

воспитатель первой квалификационной категории

Тамбовский район,

пос. Строитель,

2016

В соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования образовательная программа дошкольного образования (далее - Про-грамма, направлена на создание :

Публикация «Создание развивающего пространства социализации и индивидуализации дошкольников» размещена в разделах

условий развития ребенка, открывающих возможности его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;

развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

Социализация представляет собой последовательное, всестороннее включение ребенка в общество, эмоциональное позитивное усвоение им общественных норм и ценностей, формирование собственной активной позиции личности. Прежде всего социализация связана с вхождением ребенка в мир взрослых, причем как в объективный мир отношений, взаимодействия, деятельности, так и в субъективный мир смыслов, правил, норм и ценностей. Посредниками и проводниками социализации для ребенка являются сначала родители, а затем другие значимые взрослые, в первую очередь воспитатели и педагоги.

Дошкольный период развития - возраст, сензитивный к усвоению социальных и моральных норм, возраст активной социализации и готовности психики к интериоризации норм, правил и ценностей социального взаимодействия.

Детские сады, как первые институты социализации ребенка представляют социум и становятся основой для построения его обобщенных отношений с социальным окружением. Благодаря особой образовательной среде институты социализации формируют у ребенка представления об обобщенных, универсальных правилах и нормах поведения, требованиях социального окружения и способах построения отношений с обществом через отношения со взрослыми и группой сверстников.

Ответственность дошкольных образовательных организаций за социализацию ребенка чрезвычайно высока, так как все последующие социальные воздействия и модели поведения накладываются на первичную модель социализации, сформированную в дошкольном детстве. Первичная модель социализации как наиболее устойчивая и определяет последующие социальные переживания и социальные отношения ребенка.

Из общих положений ФГОС дошкольного образования можно выделить принципиальные характеристики образовательной среды как среды социализации и индивидуализации ребенка. Стандарт предусматривает формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей.

Такая среда создает условия для поддержания разнообразия детства, сохранения уникальности и самоценности детства через игру, познавательную и исследовательскую деятельность. Это означает, что предметная среда не должна быть уменьшенной (детской) копией взрослого мира, но должна формироваться с целью решения общих задач возрастного развития ребенка, закладывать фундамент для становления психики и актуализации личности.

Основная характеристика среды, направленная на индивидуализацию развития - обеспечение разнообразия форм и содержания образования, предоставление ребенку возможности выбора форм активной деятельности.

Цель организуемой среды - создание условий для самоценного развития дошкольника : формирование первичной картины мира и иерархии мотивов личности, начальных этических ориентиров, презентация обществу индивидуальных качеств, децентрация и произвольная регуляция поведения.

В свою очередь, социализация обеспечивается путем приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, страны и общества, создания этнокультурной среды. Воплощением этих положений на практике могут быть разнообразные варианты создания этнокультурных уголков в группах или соответствующих объектов на территории дошкольной образовательной организации, проведение праздников и выставок соответствующей направленности, участие в районных и региональных мероприятиях, посещение учреждений культуры (музеев, выставок, парков и т. д.). Принцип построения этнокультурного компонента образовательной среды - ориентация на патриотизм, гражданскую идентичность, с одной стороны, и толерантность, интернациональность, с другой. Основой такого подхода является уважение прав и свобод человека.

Индивидуализация среды, направленная на обеспечение личностного роста детей, предполагает стимуляцию развития сильных и поддержку слабых сторон личности каждого ребенка, помощь взрослого в осознании воспитанниками своих качеств и построении эффективного индивидуального стиля поведения и общения. Акцентировать внимание следует на когнитивных компонентах развития, умении выполнять операции классификации, категоризации, дифференциации и обобщения.

Социальные отношения как системный компонент образовательной среды должны быть направлены на формирование у ребенка следующих характеристик:

уважение себя и других;

уверенность в себе, отсутствие страха совершить ошибку;

естественность поведения и искренность;

готовность принимать на себя ответственность за свои действия;

самостоятельность намерений и решений;

эмпатийная позиция и способность сопереживать другим;

ориентация на индивидуальные и социальные интересы.

Социализация дошкольника осуществляется прежде всего в игре. В игровом пространстве дети осваивают социальные навыки и учатся сотрудничеству. Возникающие между ними контакты по поводу игрушек или других предметов становятся первой формой социального общения со сверстником, формируется опыт координации своих действий и взаимопонимания. В игре действия дошкольника направлены не столько на внешний предмет, сколько на изображение действия как такового. Игра изнутри мотивирует детскую деятельность, что позволяет актуализировать внутреннюю социальную направленность субъекта во внешний мир, стимулируется социальная активность ребенка.

Игровая среда является необходимым условием развития социального интеллекта детей, а групповая сюжетно-ролевая игра в дошкольной образовательной организации обладает большим потенциалом развития межличностного общения и сплочения детского коллектива. Сюжетно-ролевая игра пронизана духом коллективизма и желанием постичь законы функционирования общества. Познавая социальную реальность, ребенок присваивает ее в игре, включает в собственную картину мира, моделируя взаимоотношения и всесторонне исследуя содержание и формы общения людей. По мере расширения коммуникативного репертуара повышается социальная компетентность.

Помимо социализации, игра предоставляет возможности для других направлений развития - индивидуализации и персонализации. Содержанием индивидуализации является обретение ребенком социальной неповторимости и индивидуального стиля деятельности. Сущность персонализации отражается в способности человека пользоваться многообразием созданного им мира вещей для саморазвития и утверждения самобытности.

Таким образом, игровой среде ребенок учится отделять себя от других, осознавать индивидуальность и соотносить себя с другими через отождествление, идентификацию, сопереживание. Играя, он не только моделирует социальные отношения, но и через эмоциональное переживание, отношение к сюжету усваивает их, а растущая благодаря эмоциональной включенности уверенность в себе развивает способность действовать в разных коммуникативных ситуациях.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Результат тематической проверки: создание педагогических условий для социализации детей. Результат тематической проверки: создание педагогических условий для социализации детей в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном.

План-конспект группового коррекционно-развивающего занятия для детей 7 лет «Создание мандалы» План-конспект Группового коррекционно-развивающего занятия «Создание мандалы» (для детей 7 лет) Используемые технологии: арт-терапия, альбомы.

«Создание модели информационно-образовательного пространства ДОУ (О) как условие повышения ИКТ-компетентности педагога» Система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения, внедрению новых подходов, которые должны.

Маркеры игрового пространства для старших дошкольниковМаркеры игрового пространства для старших дошкольников Мы с вами знаем, что в детской игре вображаемая ситуация поддерживается предметными опорами. К маркерами (знаками) игрового пространства.

Общественные акции и флешмобы как эффективные направления в процессе индивидуализации и социализации старших дошкольников Проблема приобщения детей к социальному миру всегда была одной из ведущих в образовании. ФГОС ДО сделал акцент на создании условий развития.

Создание единства образовательного пространства Положительный результат, может быть достигнут только при рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства.

Применение модулей для создания игрового развивающего пространства Применение модулей для создания игрового развивающего пространства. В группах модули в основном стоят без дела или дети просто лежат на.

Проект-презентация «Организация игрового и развивающего пространства» Социально-экономическое развитие российского общества в XXI веке привело к серьезным трансформациям в системе образования в целом и на дошкольном.

Создание единства образовательного пространства посредством использования разнообразных форм взаимодействия с родителями Тема моего выступления: «Создание единства образовательного пространства посредством использования разНаучно-исследовательские условия:.

Создание условий для успешной социализации дошкольников путем толерантности к народам проживающим на территории РоссииСоздание условий для успешной социализации дошкольников путем толерантности к народам проживающим на территории России Мы живем в государстве с древней историей и многовековыми традициями. Россия-дом для многих народов. Наша страна имеет богатый опыт выстраивания.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Создание развивающего пространства социализации и индивидуализации дошкольников
Опубликовано: 29 сентября 2016 в 23:21
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД