МААМ-картинки

Специфика речевого развития детей младшего дошкольного возраста с нарушением слуха

Ольга Мяснянкина
Специфика речевого развития детей младшего дошкольного возраста с нарушением слуха

«Гуманность есть человеколюбие,

но развитое сознанием и образованием»

В. Г. Белинский,

русский мыслитель, писатель, философ

Современному этапу общественного развития свойственны гуманистические идеалы. Внимание к проблемам детей с трудностями в обучении со стороны государства проявляется в законодательных актах, направленных на организацию всесторонней помощи таким детям и их семьям, создание необходимых условий для постоянного развития и совершенствования системы специального и инклюзивного образования.

Публикация «Специфика речевого развития детей младшего дошкольного возраста с нарушением слуха» размещена в разделах

В настоящее время, обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется квалифицированными специалистами, прежде всего - педагогами-дефектологами, специальными психологами и логопедами, подготовка которых ведется на дефектологических факультетах ряда педагогических институтов и университетов страны.

Дефектолог - это специалист в области изучения, обучения, воспитания и социализации детей с отклонениями в развитии.

Специальный психолог – специалист, изучающий детей с различными отклонениями в психическом развитии, создающий планы и программы для преодоления трудностей развития, для обучения и подготовки к социальной адаптации и реабилитации различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья.

Логопед – это специалист, занимающийся коррекцией нарушений речи как у детей, так и у взрослых.

В каждый исторический период развития общества существовала своя модель культурного человека, именно эта модель определяла подходы к построению педагогической системы воспитания и образования подрастающего поколения в ту или иную историческую эпоху. По мнению Баряевой Л. Б., современные образовательные системы, как компоненты «модели мира», отличаются динамичностью, вариативностью, разнообразием организационных форм. Они гибко реагируют на потребности личности и общества. Положительные тенденции в развитии дошкольного образования проявились прежде всего в том, что личностно-ориентированная модель воспитания и обучения сменила учебно-дисциплинарную и приобрела статус приоритетной в педагогической теории и практике, в том числе в специальной педагогике и психологии. Она ориентирована на целостное развитие как детей с нормальным развитием, так и детей с ограниченными возможностями здоровья и отражает прогрессивную идею гуманизации целей и принципов дошкольного образования. [1]

Среди детей с особыми образовательными потребностями значительную категорию составляют дети с различными выраженными отклонениями слуха.

В соответствии со статистикой Всемирной организации здравоохранения, число детей с нарушениями слуха в Российской Федерации в настоящее время превышает 600 000. Считается, что на 1000 нормально слышащих новорожденных приходится один ребенок с выраженной степенью тугоухости. Нарушения слуха имеются у 1—2% новорожденных и детей раннего возраста.

Слух - отражение действительности в форме звуковых явлений, способность живого организма воспринимать и различать звуки. Эта способность реализуется посредством органа слуха, или звукового анализатора, - сложного нервного механизма, воспринимающего и дифференцирующего звуковые раздражения.

У взрослого человека к моменту нарушения слуха сформирована речь, словесное мышление и вся личность, а патология слухового анализатора оценивается с точки зрения возможности общения на основе слуха. Утрата слуха в детском возрасте влияет на ход психического развития ребенка и приводит к возникновению целого ряда вторичных дефектов. При нарушении функционирования слухового анализатора речевое развитие ребенка замедляется, а при рано возникшей глухоте приводит к полному отсутствию речи. Немота препятствует нормальному формированию словесно-логического мышления, что, в свою очередь, ведет к нарушению познания. [5]

Таким образом, проблема развития речи у слабослышащих детей является актуальным вопросом исследований в современном обществе.

С. А. Зыковым и его сотрудниками были разработаны и экспериментально подтверждены в 50—60-е годы теоретические и методические основы коммуникативной системы и привели к созданию целостной дидактической системы обучения языку глухих детей. Осуществленные в рамках этой системы поиски и разработка новых подходов к развитию речи глухих дошкольников были осуществлены Б. Д. Корсунской (1964). Дальнейшее развитие коммуникативно-деятельностной системы обучения языку глухих дошкольников содержится в работах Л. П. Носковой (1982, 1992, 1993). [2]

По-разному слабослышащие и слышащие дети овладевают устной и письменной речью. У слышащего овладение устной речью, как правило, опережает овладение письменной речью, у слабослышащего эти процессы могут идти параллельно, а иногда навыки письменной речи усваиваются быстрее, нежели устной. Первые слова и предложения при классическом обучении даются слабослышащим для общего восприятия в письменной форме на карточках. Письменная речь, несмотря на трудности, имеет для таких детей некоторые преимущества перед устной, поскольку она не требует наличие слуха, а воспринимается с помощью зрения. [3]

По мнению Носковой Л. П., наиболее благоприятным периодом для развития речи в норме является возраст до трех лет, в течение которого происходит созревание речевых отделов мозга. Отставание детей с нарушением слуха в общем развитии и задержка в формировании речи говорят о недостаточном использовании этого периода в их обучении. Раннее начало обучения речи и интенсивное обогащение знаний детей об окружающем мире в дошкольный период позволяют преодолеть нарастание различий между глухими и слышащими детьми. [4]

Одним из основных условий овладения речью является создание речевой среды, чтобы необходимый для усвоения детьми речевой материал постоянно употреблялся взрослыми в адекватных ситуациях и повторялся детьми вслед за взрослыми или самостоятельно в соответствии с деятельностью.

На основании исследований Соловьевой И. М., Розановой Т. В., Яшковой Н. В., Шиф Ж. И., речь детей с нарушением слуха формируется на основе подражания речи взрослых при многократном повторении ими одного и того же речевого материала в разных вариантах и в условиях различной деятельности с включением слов и фраз, подсказанных ситуацией. Часто употребляемые взрослыми в речевом общении с детьми слова и фразы переходят в активный словарь детей без специального обучения. У ребёнка вырабатывается навык проговаривания вслух всего необходимого речевого материала, формируется речевое мышление. Потребность в словесном общении появляется у детей по мере накопления словаря и повышения уровня общего развития. [5]

Развитие мышления, познавательных способностей дошкольника в значительной степени зависит от наличия у него речи, прежде всего в устной форме. Отсутствие или резкое недоразвитие устной речи у ребенка с нарушенным слухом приводит к замедлению темпов познавательного развития, которое с большим трудом корригируется на других возрастных этапах. [2]

У позднооглохших детей, за редким исключением, сохраняется уже сформировавшаяся фразовая речь с незначительными недостатками в произношении, запасе слов и грамматическом строе. Слабослышащие могут овладеть речью самостоятельно, опираясь на остатки слуха.

Сурдопедагог Головчиц Л. А. установил, что глухие дети в возрасте трех лет, поступающие в дошкольные учреждения, не владеют устной речью даже на самом элементарном уровне, хотя у них имеются некоторые предпосылки к овладению устной речью: звонкий голос, различные голосовые реакции, звукосочетания, неотнесенный лепет, беззвучное артикулирование.

Слабослышащие трехлетние дети с тяжелой тугоухостью на первый взгляд по своим речевым реакциям похожи на глухих, хотя при более тщательном изучении у них выявляется небольшое количество звукоподражаний, лепетных слов; некоторые из них по подражанию взрослому пытаются давать «контур» знакомых слов. Дети с тугоухостью старше четырех лет, как правило, накапливают небольшой запас лепетных и усеченных слов, хотя такое состояние речи не может обеспечить даже минимальные потребности в общении. Другая часть слабослышащих детей, с лучшим состоянием слуха, в возрасте четырех лет имеет в запасе немного искаженных слов, которые в устной речи воспроизводят с грамматическими и фонетическими искажениями. Если такой ребенок хочет выразить просьбу, желание, вопрос, то произносит обрывки слов, которые не всегда понятны окружающим. У некоторых детей появляется простая фраза. Для речи слабослышащих характерна общая смазанность, обедненность интонации. Голос у таких детей глухой и слабомодулированный. Темп речи, как правило, замедленный. [2]

Без специальной последовательной работы устная речь глухих и слабослышащих дошкольников не имеет тенденций к улучшению и не может быть средством общения и развития ребенка. Работа по обучению произношению является одним из центральных разделов программы воспитания и обучения, так как в процессе систематической работы устная речь приобретает качества, которые позволяют ей быть средством общения и оказывать влияние на различные сферы развития дошкольника.

В рамках исследования был проведен опрос студентов Мурманского государственного гуманитарного университета, психолого-педагогического института, группы СПД-3, очной формы обучения, вопросом которого был: «Нужно ли интегрировать детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательные дошкольные учреждения и школы?». Все опрошенные студенты ответили, что «нужно, но если только искать подход к каждому ребенку».

Таким образом, для всестороннего развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и детей с нарушением слуха, нужно коррекционно-развивающее обучение и воспитание, социализация и интеграция или инклюзия в дошкольные образовательные учреждения и школы. В положительном результате должны быть заинтересованы все: как родители, воспитывающие детей с особыми образовательными потребностями, так и практикующие специалисты (педагоги-дефектологи, специальные психологи, логопеды).

Литература

1. Баряева, Л. Б. Математическое развитие дошкольников с интеллектуальной недостаточностью [Текст] / Л. Б. Баряева. - СПб., 2003, - 3 с.

2. Головчиц, Л. А. Дошкольная сурдопедагогика : Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями [Текст] / Л. А. Головчиц. - М., 2001, - 118 с.

3. Корсунская, Б. Д. Методика обучения глухих дошкольников речи [Текст] / Б. Д. Корсунская. - М., 1969, - 113 с.

4. Носкова, Л. П. Методика Развития речи дошкольников с нарушениями слуха [Текст] / Л. П. Носкова, Л. А. Головчиц. - М., 2004, - 90 с.

5. Психология глухих детей [Текст] / Под ред. И. М. Соловьева, Ж. И. Шиф, Т. В. Розанова, Н. В. Яшкова. - М., 1971, - 304, 308 с.

Публикации по теме:

Интегрированный подход к организации и содержанию речевого развития детей младшего дошкольного возраста Одной из основных форм осуществления интегративного подхода в дошкольном учреждении являются интегрированные занятия. В методической литературе.

Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста «Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура).

Картотека игр для речевого развития детей дошкольного возраста 7. ИГРА «ИЗ ЧЕГО СДЕЛАНО?» ЦЕЛЬ: развивать логическое мышление. Кукла – из пластмассы. Коробок… Стол… Дом… Сумка… Машина… Сапоги… Перчатки….

Организация предметно-пространственной среды для речевого развития детей младшего дошкольного возраста МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 33 «ГНОМ» ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА Методическая.

Пальчиковые игры как основополагающий фактор речевого развития детей младшего дошкольного возраста Известно, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. На основе обследования.

Подготовка руки к письму у детей с нарушением умственного и речевого развития Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Начальная школа - детский сад для обучающихся и воспитанников с ограниченными возможностями.

Система работы по формированию свойств памяти детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха. Память может быть зрительной, слуховой, эмоциональной, двигательной. Для дошкольного возраста наиболее развитой является непроизвольная.

Специфика развития песенного творчества детей старшего дошкольного возраста средствами вокальной импровизации В большинстве книг американских педагогов детское песенное творчество понима-ется как способность самовыражения во всех видах музыкальной.

Специфика развития творческих способностей у детей дошкольного возраста. Преобразования, происходящие в обществе, порождают новые требования к развитию детей дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении.

Умеющий говорить, умеет мыслить. (аспекты речевого развития детей младшего дошкольного возраста) Младший дошкольный возраст – особый период в жизни каждого человека, отличающийся интенсивностью развития всех психических процессов, поэтому.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Специфика речевого развития детей младшего дошкольного возраста с нарушением слуха
Опубликовано: 19 марта 2017 в 20:08
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД