МААМ-картинки

Специфика социализации детей-сирот

Елена Старостина
Специфика социализации детей-сирот

Воспитание производится в рамках социализации

– процесса становления личности, когда она обучается, воспитывается, а подрастающим человеком усваиваются социальные ценности и нормы, общественные установки и образцы поведения, поддерживаемые в обществе.

Что принято считать успешной социальной адаптацией?

Это осуществление последующего образования, устройство на работу, благополучное создание семьи своей семьи, воспитание своих детей.

Публикация «Специфика социализации детей-сирот» размещена в разделах

При отслеживании дальнейшей судьбы выпускников детских домов выявлено, что многие из них не смогли найти своего места в жизни. Большой процент безработицы, частые случаи суицида, не сложившаяся личная жизнь, брошенные дети, которые опять же попадают в детские дома. Многие не сумели создать своей семьи, среди выпускниц детского дома много матерей одиночек, некоторые из которых "поставляют" уже своих детей в детские дома.

Трудовая и бытовая адаптация детей далеко не всегда проходит успешно. Характерны тенденция к частной смене работы, неоправданная неудовлетворённость заработком (неумение его соотносить с затраченным трудом и качеством работы, трудности установления контактов с членами коллектива. Отличаются трудности, возникающие вследствие неумения распорядиться заработной платой, семейным бюджетом, спланировать накопления, рационально вести хозяйство.

Справедливости ради, надо отметить, что данные трудности характерны далеко не только в жизнеопределении выпускников детских домов, но и для большинства выходящих в самостоятельную жизнь детей из рядовых российских семей. И, все же есть разница, которую попытаемся рассмотреть.

У воспитанников детского дома наблюдается более низкий уровень развития самооценки, ее неустойчивость, зависимость от мнения других. Для большинства детей характерна заниженная самооценка, инверсия образа "Я". Отношение к себе у воспитанников по сути повторяет оценку окружающих. У воспитанников детских домов выше уровень агрессивности, тревожности и враждебности. Подростки детского дома характеризуются упрощенным, некритичным отношением к себе, их отличает меньшее приятие себя и неуверенность в себе. Отмечается, что у воспитанников отмечается психологическая усталость. Это, по- видимому, связано с постоянной регламентацией их жизни, с тем, что они практически никогда не остаются одни. Редко могут делать самостоятельный выбор или принимать значимые решения, и не только потому, что не принято считаться с их мнением, но и во многом такого решения они не могут осуществить из-за собственной личностной незрелости (которая тоже вполне объяснима). Эта твердая регламентация поведения значительно ослабляет у воспитанников необходимость в самостоятельной организации своей жизни, работы, распределении времени (и не развивает этих навыков, что приводит к недостаточному развитию эмоционально-волевых качеств и затрудняет их социальную адаптацию после выпуска из детского дома.

Выпускники детских домов сталкиваются с различными проблемами. К ним следует отнести в целом низкий уровень компетентности в бытовых вопросах, перегруженность уже имеющимся отрицательным опытом, негативными ценностями и образцами поведения, которые сначала демонстрировались в рамках семьи, а затем уже и в рамках детского дома. К тому же, в детских домах действует система сверхопеки, и это блокирует развитие установок на самостоятельность, выживание, формирует тип иждивенца без собственного мнения и желания развиваться.

А что же в семье? Многое из перечисленного, к сожалению, характерно и для вполне традиционной семьи. Но, тем не менее, семья рассматривается повзрослевшим ребенком как тыл, как твёрдая почва под ногами. Там есть сформированная привязанность; в семье есть те, кто тебя любит, беспокоится о тебе и по мере возможностей будет защищать в случае неудач.

К сожалению сегодня высока тенденция к сиротству. Ребенок не может оставаться в собственной семье по тем или иным причинам. В идеале приемная семья не должна ничем отличаться от настоящей семьи ребенка.

Приемные семьи руководствуются различными мотивами. Это и стремление иметь ребенка, если нет своего по каким-либо медицинским причинам; это чувство милосердия к детям, которые остались без поддержки и защиты со стороны родителей. С будущими родителями должны вести активную работу социальные работники.

Социализация ребенка в замещающей, приемной семье напрямую зависит от качества работы как социальных, так и педагогических служб. Выявляются проблемы сопровождения социализации ребенка в приемной семье таковы: отсутствие теоретического осмысления и, соответственно, описания в нашей педагогической науке основных особенностей социализации ребенка в приемных, замещающих семей; нет компетентных специалистов, которые владеют так называемой восстановительной технологией. Не накоплен опыт работы с кровными семьями, оперативной помощи в обретении уже утраченного социального равновесия. Они также не могут разрабатывать грамотную систему работы по предупреждению социального сиротства. Специалисты для организации психологического, социального и педагогического сопровождения приемных семей, а также для координации помощи приемное семье и социальному сироте, такие как врач, психолог, правовед, юрист и педагог существуют в перечне номинально.

В этой ситуации важно изучать опыт стран, которые уже сформировали данный опыт в процесс гораздо более многолетней работы. Например, существуют концепции повышения эффективности и успешности работы с молодыми людьми, выходящими из-под опеки государства, которые построены на принципе «позволить им самим принимать решения и всегда оставлять для них возможность вернуться». Метафора «постоянно открытая дверь» отражает психологическую потребность в наличии «тыла», которого у выпускников детских домов нет. На практике она встречается, прежде всего, в национальных проектах деревни-SOS - молодежные дома (Германия). Проекты включают фазу полу-самостоятельного проживания перед переходом к полностью независимой жизни.

В социальной практике США и европейских стран широко используются программы с привлечением наставников (Mentorings programs). Примером может служить известная программа Big brothers, Big Sisters. Подобные программы имеют стандартизированные процедуры подбора, подготовки, профессионального сопровождения и контроля над деятельностью наставников. Регламентирована нагрузка: на 1 наставника 1подросток. Наставники (mentors) являются добровольцами. Также в социальной практике США и европейских стран существуют стандарты программ независимого проживания Independent living programs, когда молодой человек группы риска проживает самостоятельно, а социальный работник осуществляет его сопровождение и поддержку (Semisupervised apartments).

Реальны ли при существующем положении дел изменения в лучшую сторону? Возможно ли создать условия для формирования настоящей привязанности приемных детей к новым родителям, возникновения настоящего доверия, появится ли твердый тыл в сознании того, чей предыдущий жизненный опыт чаще был негативным?

Однозначно процесс социализации ребенка в приёмной семье нельзя назвать успешным, так как ему могут мешать некоторые иные, не менее важные и влиятельные аспекты жизни. Крайне важно, чтобы ответственность за социализацию и родители, и социальные работники осознавали и разделяли сполна, так как дело образования приёмной семьи для нашего общества новое и не изведанное, во многом поддерживаемо как энтузиазмом, так и высокими душевными качествами тех, кто решился на этот отважный шаг.

Публикации по теме:

Дидактические куклы — средство социализации детейДидактические куклы — средство социализации детей Дидактические куклы. Основной вид деятельности детей это конечно же игра. Она имеет очень большое значение в жизни детей. С помощью игры.

Конспект занятия по социализации «Мои игрушки» для детей второй младшей группыКонспект занятия по социализации «Мои игрушки» для детей второй младшей группы Конспект занятия по социализации «Мои игрушки» для детей второй младшей группы Цель: Развивать умение детей определять свои представления.

Консультация «Специфика интеграции в России» В отличие от интеграции в западноевропейских странах, отечественные интеграционные процессы основываются на позицию деятельностного подхода.

НОД по социализации «Великий труженик и волшебные реки» для детей подготовительной группы Цель: дать детям представление о работе сердца, его расположении, строении; показать значение сердца и крови для жизни человека и для слаженной.

Программа воспитания и социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Программа воспитания и социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей СОДЕРЖАНИЕ: ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ.

Создание условий для психолого-педагогической поддержки позитивной социализации детейСоздание условий для психолого-педагогической поддержки позитивной социализации детей Создание условий для психолого-педагогической поддержки позитивной социализации детей Отечественный и мировой опыт показал, что воспитательная.

Родительское собрание «Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Роль семьи в преодолении дефектов речи» РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ Тема: «Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Роль семьи в преодолении дефектов речи». Цель:.

Консультация «Специфика работы учителя-логопеда в детском саду для детей с нарушением зрения» Специфика работы учителя - логопеда в ДОУ для детей с нарушением зрения. Работа учителя – логопеда в детском саду для детей с нарушением.

Занятие «Мои умные помощники» по социализации для детей второй младшей группыЗанятие «Мои умные помощники» по социализации для детей второй младшей группы Цель: Развивать умение детей понимать и ценить роль наших «умных помощников» - органов чувств – в процессе познания окружающего мира, их.

Занятие по социализации «Мое настроение» для детей второй младшей группы Цель: дать детям знания о некоторых базовых эмоциях. Задачи: Учить детей изображать эмоциональные состояния с помощью выразительных средств.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Специфика социализации детей-сирот
Опубликовано: 20 декабря 2021 в 20:19
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД