Получи документы

Игровая деятельность в процессе формирования количественных представлений у детей с ЗПР

Ольга Николаева
Игровая деятельность в процессе формирования количественных представлений у детей с ЗПР

Игровая деятельность в процессе формирования количественных представлений у детей с ЗПР

Формирование количественных представлений у детей с ЗПР проходит а игровой деятельности. Рассмотрим некоторые виды игр на разных этапах.

На первом этапе решаются задачи в игровой и практической деятельности.

Игра “Угадай”. Прячем в руке мелкие предметы (пуговицы, орехи, косточки и т. д.). Например, в одной руке — один камешек, в другой много, и предлагал угадать в какой — один, в какой — много. Угадывая, ребенок пользовался словами “один”, “много”. После ответа раскрываем ладонь, показываем предметы и спрашиваем “Сколько?”.

Публикация «Игровая деятельность в процессе формирования количественных представлений у детей с ЗПР» размещена в разделах

Детей учим составлять группу из отдельных однородных предметов и выделять из нее один предмет. Отвечать на вопрос “Сколько?”. Предлагаем детям игры, в которых дети учатся выделять один предмет и объединять, составлять группу предметов.

На следующих занятиях показываем детям, что множества могут быть различными по численности.

Для этого проводим игры “Самолеты”, “Разноцветные фонарики” и т. д.

После этого переходим к установлению равенства между двумя группами предметов. Сравнение двух групп предметов начинаем со знакомства с приемом наложения.

Детям даем карточку с нарисованными изображениями однородных предметов (листики, зайчики, ягоды расположенные в ряд на небольшом расстоянии друг от друга) и коробку с мелкими предметами. Количество игрушек больше, чем предметов на карточке. Это необходимо, чтобы дети поняли: множество может быть различным по численности. Рассказываем и показываем детям как надо раскладывать игрушки: на каждый рисунок — по одной, оставляя между ними свободные промежутки. И предупреждаем детей о том, что если все изображения на карточке будут закрыты, то лишние предметы останутся на подносе.

Прочно усвоить необходимые знания помогают многократные упражнения-сравнения различных предметов путем наложения. Здесь используем самый разнообразный материал: зайчикам раздаем морковку, белкам — орешки, девочкам — мячи и т. д. Учим дошкольников выделять каждый элемент в множестве, определять его границы. Не пересчитывая предметы, показываем детям, что числовой состав может быть различным.

Учим детей выкладывать предметы правой рукой слева направо, показываем, что надо делать, произнося при этом: слева — направо. Предлагаем повторить движение.

Когда дети достаточно овладеют навыками сравнения двух групп предметов с помощью наложения, показываем новый способ — приложение

.

Даем детям карточки, разделенные горизонтальной линией. На ее верхней полоске нарисованы предметы или игрушки. Нижняя полоска свободна. Количество предметов от 3 до 5. На подносе или коробке находится счетный материал: силуэты предметов, геометрические фигуры и т. д. Количество предметов на один больше или меньше, чем изображено на карточке.

На занятиях сравниваем разные предметы: белок и елочки, зайцев и морковки, чашки и блюдца. В конце все вместе проверяем (приемом наложения, правильно ли выполнено задание.

Закрепляем полученные знания в дидактических играх “Скорый поезд”, “Кот и мыши”, “Воробушки и автомобиль”, “Рыбак и рыбки”, “Птички”, “Бабушкины цветы”.

Игра “Скорый поезд”. Из стульев, поставленных в ряд, сооружаем поезд. Пассажиры ходят по перрону, готовятся к отъезду. Раздается гудок. Пассажиры занимают свои места. Вместе с детьми выясняем, всем ли хватило места, сравниваем чего больше или меньше — вагонов или пассажиров. Определив чего больше, меньше, поровну дети отправляются в путь. Поезд мчится до другой станции, остановка — пассажиры выходят. Убираем, добавляем количество вагонов, и каждый раз при сравнении будет новая для детей ситуация.

На занятиях детям показываем, что сравнивать можно не только предметы, но и звуки, движения. Учим детей воспринимать множества с помощью различных анализаторов: слуховых, зрительных, двигательных. Дети воспринимали на слух количество звуков и стараются воспроизвести количество движений.

Даем детям задание: “Я буду хлопать в ладоши, а вы поставьте столько игрушек, сколько раз я хлопну в ладоши”.

Хлопаем один раз — дети выставляют на стол по одной игрушке и объясняют, почему они столько поставили.

Хлопаем несколько раз — дети отсчитывают такое же количество игрушек и объясняют свои действия.

На втором этапе могут проводиться следующие игры.

Игра «Как же Незнайка ошибся» предполагает соотнесение цифр и количества предметов: в коробочке с цифрой 1 лежит 1 морковка и т. д. Затем Незнайка путает количество предметов и цифры.

На третьем этапе эффективны дидактические игры «Какой цифры не стало?», «Назови соседей», «Путаница».

Следует заметить, что дидактические игры играют важную роль в формировании количественных представлений, т. к именно в таких играх дети выполняют правила игры: находят ошибки, если количество предметов не соответствовало цифре, стоящей рядом; выполняют задание кто быстрее; определяют, что изменилось, и т. д. Решают очень важные для развития учебные задачи, учатся отсчитывать из большего меньшее количество предметов, отсчитывать предметы по заданному числу и образцу. Образцом служат числовая карточка с изображением на ней разных по численности групп предметов или геометрических фигур. Определенное количество звуков тоже служит образцом. Дети, слушают задание, считают количество звуков, данных в образце, и отсчитывают такое же количество игрушек, предметов.

На конкретном материале учим детей из неравенства делать равенство и наоборот, из равенства — неравенство. С подобного рода заданиями дети уже сталкивались на II этапе. Теперь дети оперируют числами в пределах 10 и учится сопровождать свои действия словами.

Продолжаем, начатую на первом этапе работу по закреплению представлений о независимости числа о величины предметов, от расстояния между ними и пространственного расположения элемента в группе предметов. На наглядных примерах показываем, что больших предметов может быть меньше, чем маленьких, а маленьких больше чем больших, а также больших и маленьких предметов может быть поровну независимо оттого, что при этом они могут занимать неодинаковое пространство.

Важно, чтобы дети научились уверенно вести счет в пределах десяти в прямом и обратном порядке, т. е. прочно усвоили последовательность чисел натурального ряда. Кроме того, они должны уметь считать, начиная с любого числа и заканчивать счет на заданном числе. Для этого используем разнообразные задания:

— Два, кто знает — тот дальше считает.

— Пять, кто знает — пусть обратно считает.

— Какое число больше трех, но меньше пяти?

— Мы пошли в театр. Наше место 6-е. Какие места будут рядом?

Таким образом, формирование количественных представлений у детей с ЗПР требует увеличение количества тренировочных упражнений, в том числе связанных с активными действиями детей: ходьбой, бегом, бросанием мяча, хлопками и т. д. Игровая форма заданий маленьких детей воспитывает положительное эмоциональное отношение к занятиям. Игры и занимательные упражнения подбираем такие, чтобы в них по возможности участвовали все дети, в том числе и слабые, которым нужно дать посильное задание.

Публикации по теме:

Диагностический инструментарий по выявлению уровня формирования экологических представлений детей дошкольного возраста. Ч. 1 Проведение диагностики: -проводится индивидуально с каждым ребенком -помимо диагностики, в течение года педагог производит систематические.

Дидактическая игра для формирования у детей 2–3 лет сенсорных представлений о форме и цвете «Волшебные листики»Дидактическая игра для формирования у детей 2–3 лет сенсорных представлений о форме и цвете «Волшебные листики» Цель: формировать у детей 2-3 лет сенсорные представления о форме и цвете. Для изготовления пособия понадобится: - солёное тесто; - канцелярский.

Игровая деятельность дошкольников в коррекционно-образовательном процессеИгровая деятельность дошкольников в коррекционно-образовательном процессе Игровая деятельность дошкольников в коррекционно-образовательном процессе. Игровая деятельность – ведущая у дошкольников, именно через игру.

Игры для формирования математических представлений у детей 4–5 летИгры для формирования математических представлений у детей 4–5 лет Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию некоторые игры, созданные из доступного нетрадиционного материала, которые способствуют формированию.

Использование информационно-коммуникативных технологий в процессе формирования у детей основ безопасности жизнедеятельностиИспользование информационно-коммуникативных технологий в процессе формирования у детей основ безопасности жизнедеятельности Слайд 2 Безопасность – актуальный вопрос. Количество несчастных случаев с детьми возрастает. Такие особенности дошкольника, как доверчивость,.

Мастер-класс по изготовлению дидактического пособия для формирования представлений о природных явлениях у детейМастер-класс по изготовлению дидактического пособия для формирования представлений о природных явлениях у детей В природе постоянно происходят привычные для взрослых изменения: зиму сменяет весна, а за ней приходит лето, холода сменяет жара. Для.

Примеры для формирования представлений о симметрии у детей дошкольного возраста через ручную деятельностьПримеры для формирования представлений о симметрии у детей дошкольного возраста через ручную деятельность Сегодня я расскажу о том, как легко и понятно донести понятие симметрия детям дошкольного возраста. Начнем с главного: зачем это вообще.

Самостоятельная деятельность дошкольников в процессе развития математических представленийСамостоятельная деятельность дошкольников в процессе развития математических представлений Развитие умственных способностей у дошкольников является одной из актуальных проблем и приобретает всё большее значение, поэтому обучение.

Взаимодействие детского сада и семьи в процессе формирования художественно-эстетического развития детейВзаимодействие детского сада и семьи в процессе формирования художественно-эстетического развития детей В современном мире как никогда прежде важно поддерживать взаимодействие детского сада и семьи. Этот процесс должен быть, прежде всего, диалогом.

Эссе «В чем заключается успех формирования у детей безопасного поведения на дорогах в процессе их обучения в ДОУ, школе» Как сформировать у детей навыки безопасного поведения на дорогах? Какие формы, методы, технологии применить педагогу, воспитателю? Как объяснить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игровая деятельность в процессе формирования количественных представлений у детей с ЗПР
Опубликовано: 13 февраля 2022 в 22:52
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД