Статья из опыта работы «Формирование антонимического словаря у старших дошкольников с ОНР»

Ирина Козаченко
Статья из опыта работы «Формирование антонимического словаря у старших дошкольников с ОНР»

Одной из выраженных особенностей речи детей с ОНР является более значительное, чем в норме, расхождение в объеме пассивного и активного словаря.

И, как известно, формирование лексического запаса имеет большое значение для развития познавательной деятельности ребенка, так как слово, его значение является средством не только речи, но и мышления.

Овладение родным языком – важнейшее условие для социализации, психического, личностного развития ребенка-дошкольника. Речь способствует познанию окружающего мира, формирует взгляды и убеждения, дает возможность общения с другими людьми.

Одним из критериев сформированности речи детей является умение использовать в своей речи слова с противоположными значениями – антонимы.

Контрастные образы, противопоставление героев типичны для текстов, включенных в содержание программы обучения и воспитания в старших группах ДОУ. К сожалению, работа, направленная на выделение контрастных образов, проводится на занятиях очень редко.

Антонимы, кроме того, являются и средством выразительности речи. Так, с помощью антонимов то или иное понятие не просто называется, но гораздо точнее характеризуются его признаки и свойства. Работа по сопоставлению слов- антонимов чрезвычайно полезна для интеллектуального развития детей. Она помогает детям усваивать смысл отвлеченных слов (поскольку большинство антонимов — понятия отвлеченные, запоминать эти слова, т. е. обогащать индивидуальный словарь каждого ребенка, укреплять способность сравнивать на уровне абстракции, т. е. без опоры на реальные предметы.

Целью моей работы было:

Создание и внедрение стройной системы упражнений для целенаправленного воздействия на формирование антонимического словаря у детей с ОНР.

В процессе проводимой работы решались следующие задачи.

1. Оптимизация процесс обучения, создание ситуацию успеха для каждого ребенка.

2. Формирование у детей четких лексических значений слов противоположных по значению.

3. Развитие навыка правильного, осмысленного употребления антонимов в самостоятельной связной речи.

4. Создание системы работы по усвоению слов антонимов с использованием индивидуального и дифференцированного подхода.

Достичь положительных результатов с дошкольниками, имеющими ОНР возможно только в ходе грамотно организованной системы работы.

Это достигается путем комплексного воздействия на ребенка, вовлечения в обучающий процесс педагогов ДОУ и родителей.

Работу по формированию антонимического словаря проводилась по следующим направлениям:

- диагностика;

- коррекция речевых нарушений;

- информационно – просветительская работа среди педагогов и родителей;

- создание предметно – развивающей среды.

С целью изучения особенностей сформированности представлений об антонимах у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня использована адаптированная методика психолого-логопедического обследования речи Волковой Г. А., которая наиболее информативно показывает уровень сформированности лексического состава.

Суть методики заключается в исследовании пассивного и активного словаря дошкольников, задания выполняются каждым ребенком индивидуально.

1 блок. Изучение пассивного словаря.

-изучение способности понимать значение антонимов (ребенок должен показать на картинку, соответствующую слову).

2 блок. Изучение активного словаря.

-изучение способности понимать значение антонимов (ребенок должен подобрать к предложенному слову другое, противоположное по значению).

-изучение способности выделять антонимы в наборе слов (ребенок должен выделить два слова, противоположные по значению из набора слов).

-выделение антонимов в предложении (ребенку предлагается найти антонимы в предложении).

-применение антонимов в словосочетании (ребенку предлагается заменить в словосочетании одно из слов словом- антонимом).

-применение антонимов в предложении (ребенку предлагается продолжить начатое предложение, применяя антонимы).

Дошкольники с общим недоразвитием речи допускают ошибки в подборе антонимов к большинству слов. Эти ошибки связаны:

— с трудностями выделения существенных признаков слов;

— с недоразвитием мысленных операций сравнения и обобщения;

— с недостаточной активностью поиска слова;

— с несформированностью смысловых полей внутри лексической системы языка;

— с неустойчивостью связей внутри лексической системы языка;

— с ограниченностью объема словаря, что затрудняет выбор нужного слова.

Основная форма работы - логопедические занятия. Упражнения, направленные на усвоение антонимов включаются в любое фронтальное занятие как элемент игры, своеобразной физкультминутки, на индивидуальных занятиях это настольно-печатные игры, элементы артикуляционной гимнастики, графомоторные упражнения, самостоятельная деятельность детей. Большое значение отводится использованию художественного слова: пословицы, поговорки, загадки, сказки, стихи.

Таким образом, по мере развития психических процессов (мышления, восприятия, представлений, памяти, обогащения сенсорного опыта, изменения деятельности, формируется и словарь ребенка в количественном и качественном аспектах.

Основная цель лексических упражнений по подбору антонимов к слову — приучить детей к правильному и осмысленному употреблению слов в спонтанной речи. Упражняясь в составлении словосочетаний и предложений, куда входят прорабатываемые слова, сначала по моделям логопеда, а затем самостоятельно, малыши совершенствуют навык употребления в речи простого распространенного предложения.

Информационно просветительская работа среди педагогов и родителей проводится коллективно, включает семинары-практикумы, консультации, круглые столы, выступления на собраниях, индивидуально: беседы, консультации, наглядные – открытые показы, оформление информационных стендов.

В процессе работы в логопедическом кабинете сформирована предметно – развивающая среда, учитывающая интересы и потребности старшего дошкольного возраста. Пособия, формирующие антонимический словарь динамичны и многофункциональны.

В течение нескольких лет мною апробированы на практике приемы, упражнения, игры, задания-поручения, а также внедрены в собственную логопедическую практику работы элементы инновационных педагогических технологий с целью эффективного функционирования разработанной системы работы по формированию у детей с ОНР III уровня навыка понимания антонимов и самостоятельного использования в речи.

Систематизированы игровые упражнения.

Разработана картотека антонимов соответственно лексическим темам.

Создан «Словарик антонимов».

Осуществлен подбор электронных презентаций по данной теме.

Результаты исследований детской речи показывают, что проведение данной работы позволяет качественно обогатить и активизировать словарный запас детей дошкольного возраста, совершенствовать речевое общение друг с другом, высказывать свои мысли, произвольно и осознанно пользоваться монологической и диалогической речью в различных видах деятельности.

У детей сформировано понимание антонимов, умение выделять антонимы в наборе слов, умение использовать антонимы в словосочетаниях и предложениях, понимания и владения предлогами противоположными по значению.

Богатство и разнообразие антонимов в русском языке создают неограниченные выразительные возможности и в то же время обязывают нас серьезно и вдумчиво относиться к использованию этих контрастных слов в речи.

Библиографический список.

Агранович З. Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. – СПб.: Детство-Пресс, 2002 г.

Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников. – СПб.: Союз, 2004 г.

Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). – СПб.:1999 г.

Ткаченко Т. А. Если дошкольник плохо говорит. –СПб: Акцидент, 1997г.

Ткаченко Т. А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет. Пособие для воспитателей, логопедов и родителей. – М.: Гном и Д, 2002 г.

Ткаченко Т. А. Формирование лексико-грамматических представлений. –СПб.:Детство-пресс,1999 г.

Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. – М., 2000 г.

Прикреплённые файлы:

mdou-kombinirovanogo-vida_4haul.ppt | 19385,5 Кб | Скачан: 84
 
Публикации по теме:

Дидактическая игра-презентация Дидактическая игра-презентация «НАЙДИ СЛОВА В СЛОВЕ» по развтию речи. Цель игры: расширять объем словаря, закреплять правописание слов.

Детские работы в технике пластилинографиииДетские работы в технике пластилинографиии Лепка позволит воспитателям достичь успехов в формировании у детей изобразительных умений и навыков, развитии их творческих особенностей.

Библиотека изображений:
  • Орфография
  • Орфография
  • Лексика
Автор публикации:
Статья из опыта работы «Формирование антонимического словаря у старших дошкольников с ОНР»
Опубликовано: 12 октября 2013 в 14:28
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Стенгазета — коллективная работа «Дети — цветы жизни».
Перед праздниками всегда возникает вопрос, как и чем лучше украсить интерьер группы, тем более к такому торжественному событию, как выпуск ребят в...
Сценарий праздника для первой младшей группы «Здравствуй, детский сад!»
Праздник для 1 младшей группы «Здравствуй, детский сад! » Фанфары. Ведущий-воспитатель: Здравствуйте взрослые, здравствуйте, дети! Куда вы пришли мне...
Пасхальная горка своими руками. Для конкурса «Чьё яйцо скатится дальше»
Не так давно мы праздновали замечательные русские народные праздники: Вербное Воскресение, Пасха. Всем знакомы различные конкурсы с пасхальным яйцом....
Стенгазета «Моя семья»
Современное общество нуждается в восстановлении традиционных семейных ценностей. Очень важно, в эпоху инновационных технологий, огромного потока...
Игра как метод развития познавательной активности старших дошкольников в процессе...
«Игра как метод развития познавательной активности старших дошкольников в процессе экспериментальной деятельности» Актуальность Сегодня одним из главных...