Получи документы

Статья «Формирование валеологической культуры у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения»

Евгения Ульянова
Статья «Формирование валеологической культуры у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения»

Е. А. Ульянова

Научный руководитель – А. А. Лысова

О ФОРМИРОВАНИИ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ

ABOUT FORTION OF VALEOLOGICAL CULTURE OF CHILDREN SENIOR PRESCHOOL AGE WITH VISUAL DISTURBANCES

Аннотация: в данной статье представлен анализ проблемы формирования валеологической культуры у старших дошкольников с нарушениями зрения

Публикация «Статья „Формирование валеологической культуры у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения“» размещена в разделах

Ключевые слова: валеологическая культура, дети с нарушениями зрения

Key words : valeological culture, children with visual impairments

Челябинск, 2017г.

Развитие современного общества имеет много задач, но здоровье детей и подростков в любом социуме независимо от социально-экономической и политической ситуации должно быть предметом первоочередной важности, так как именно оно определяет будущее общества и страны в целом.

Статистика говорит о том, что к началу ХХI века произошло резкое ухудшение здоровья людей, в том числе детей, лишь 10% выпускников школ могут считаться здоровыми. Поэтому задачу формирования у детей ценностей здоровья, культуры здорового образа жизни, валеологической культуры можно выделить как наиболее актуальную в системе здоровьесберегающей деятельности образовательных организаций [8].

Проблемой валеологического воспитания занимались такие педагоги, научные деятели образования, медицины как В. В. Колбанов, Г. К. Зайцев, И. А. Аршавский, Л. Г. Татарникова, Н. К. Смирнов, И. И. Брехман, Р. И. Айзман, В. А. Ананьев, Р. М. Баевский, Э. В, Вайнер, В. Ю. Волков, Л. Г. Татарникова, Г. К. Зайцев, А. Л. Афанасьев, Л. Б. Дыхан, Э. Н. Вайнер и др. [2, 7, 8].

В основном исследования данных ученых были направлены на формирование здоровьесберегающего подхода в современной школе. В настоящее время актуальной выступает проблема роста количества детей с нарушением зрения и помощи таким детям. На сегодняшний день по данным Всемирной Организации Здравоохранения, на 20 детей дошкольного возраста 2 ребенка имеют проблемы со зрением [3].

Проанализировав имеющуюся на сегодняшний день литературу по тифлопедагогике, специальной педагогике, валеологии, методические рекомендации, разработки и пособия педагогов-практиков, программы по валеологическому и физическому воспитанию, формированию основ здорового образа жизни можно проследить такую тенденцию, что все источники информации охватывают проблему формирования валеологического воспитания у нормально видящих детей и ни в одном источнике в полной мере и достаточном объеме не охватывают проблему формирования валеологической культуры у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения. Поэтому проблема формирования НЗ считается недостаточно изученной и актуальной.

Изучая данную тему, мы поставили цель- теоретически изучить особенности валеологической культуры у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения.

В основу определения «валеологическая культура», которая Э. Н. Вэйнером рассматривается, как часть общечеловеской культуры, предполагающая знание человеком своих генетических, физиологических и психологических возможностей, владение методами и средствами контроля, сохранения и развития своего здоровья, а также умения распространять валеологические знания на окружающих, научными деятелями берутся такие понятия как «здоровье», «ЗОЖ», «валеология» [6].

Можно точно сказать, что эти все понятия неразрывно связаны друг с другом. Само понятие ЗОЖ – это деятельность людей, а «валеология» – наука, которая формирует и развивает эту деятельность. И чем раньше общество будет обращаться именно к формированию валеологической культуры, тем эффективнее будет результат.

Процесс формирования валеологической культуры дошкольников связан с формированием привычки к чистоте, соблюдению гигиенических требований, с подвижным образом жизни, представлениями об окружающей среде и ее воздействии на здоровье человека. Формирование здорового образа жизни осуществляется последовательно в процессе занятий, режимных моментов, прогулки, в игре, в трудовой деятельности и организуется, в основном, взрослыми. Задача же валеологической культуры- сформировать у ребенка потребность и мотивацию в сохранении своего здоровья, которая невозможна без формирования знаний и умений. Очевидно, что решение этой задачи будет осложнено у детей с НЗ в силу особенностей их психофизического развития, а также состояния их здоровья [8].

Анализ состояния здоровья детей с нарушением зрения показывает, что увеличилось число заболеваний с хроническим течением, таких как: сколиоз, миопия, хронический тонзиллит, неврозы, нервно-психические расстройства, сердечно - сосудистые заболевания [1].

Исходя из анализа особенностей здоровья и психофизического развития детей с НЗ, мы можем предположить, что есть трудности формирования каждого из компонентов валеологической культуры : когнитивный, поведенческий, эмоциональный. Когнитивный компонент представлений о здоровом образе жизни и о здоровье детей с НЗ может отличаться полнотой содержания, обобщенностью и осознанностью; эмоционально - ценностный компонент представлений о ЗОЖ – недостаточной сформированностью ценностного отношения к здоровью, переживанием ответственности за свое здоровье, сформированностью самооценки соответствия своего поведения здоровому образу жизни; поведенческий компонент представлений о ЗОЖ – разной степенью проявления инициативы, произвольности и самостоятельности в способствующей сбережению здоровья.

В тифлолитературе сформулированы задачи формирования валеологической культуры у детей с нарушениями зрения :

- создание соответствующих условий для зрительного восприятия (размер, объем, цветовая гамма наглядного материала, достаточная освещенность, удобное размещение детей, доступное расположение наглядного материала, регулирование зрительных нагрузок);

- формирование гигиенических навыков, в основном направленных на ухаживание за глазами и средствами коррекции зрения (очки);

- формирование основных знаний о конкретных нарушениях зрения, которые присущи ребенку и их профилактике, которые помогут правильно и верно относиться к своему дефекту;

- обучение упражнениям для глаз, направленных на сохранение и укрепление зрения;

- формирование представлений о компенсаторных возможностях организма;

- создание соответствующих условий для занятий физической культурой и спортом;

- формирование знаний о правильной осанке, создание условий для профилактики сколиоза;

- формирование отношения к своему здоровью, как к самой важной ценности человеческой жизни, что позволит детям с нарушениями зрения ориентировать свое поведение на сбережение и укрепление здоровья своего и окружающих;

- формирование положительного эмоционально-психологического климата в группе, которую посещает ребенок с нарушениями зрения для комфортного пребывания ребенка в социуме;

- раскрытие потенциальных возможностей детей с нарушением зрения, которые помогут им в дальнейшей успешной социализации в обществе;

- привитие положительного отношения к здоровому образу жизни и занятиям физической культуры, что поможет детям с нарушениями зрения развивать двигательную активность;

- сбалансированное питание, которое в большей степени будет направлено на профилактику сердечно-сосудистых заболеваний (в связи с частыми заболеваниями данного характера) и укрепление зрения детей;

-применять специальные методы обучения, воспитания и вести коррекционно-педагогическую работу по формированию валеологической культуры с учетом особенностей нарушения зрения каждого ребенка и учитывая психофизические особенности таких детей.

Формирование здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста как с нормой зрения, так и с отклонениями может иметь активный, управляемый характер в случае, если обеспечена его исходная диагностика, создаются условия для удовлетворения мотивов деятельности детей, реализация мотивов и ценностей детей получает эмоциональное подкрепление, ребенок осознает его субъективное положение в образовательной и воспитательной деятельности [9].

Для изучения сформированности валеологической культуры у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения можно использовать диагностические методики сформированности валеологической культуры, основ здорового образа жизни для детей с нормой, представленные такими авторами как В. Г. Кудрявцев, М. И. Новикова, С. Е. Шукшина, В. А. Деркунская, Ф. Р. Филатов и О. С. Василева, О. В. Дыбина, Л. Н. Волошина и др., которые позволяют определить уровень сформированности начальной ключевой компетентности в области охраны и укрепления здоровья, а также оценить знания по валеологической культуре [7].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что проблема формирования валеологической культуры у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения в настоящее время является актуальной, имеет большое значение в жизни детей данной категории для их полноценного гармонического развития и успешной социализации, и интеграции в современном обществе, и требует дальнейшего более глубокого изучения.

Библиографический список:

1. Алферова, В. П. Как вырастить здорового ребенка. [Текст]— Л. : Мед-гиз, 2005. –190 с

2. Амосов, Н. М. Раздумье о здоровье [Текст]/ - 3-е изд., доп., перераб. -М. : Физкультура и спорт, 2007. -176 с.

3. Белецкая В. И. Охрана зрения слабовидящих школьников. [Текст] / В. И. Белецкая. - М. : Просвещение, 1982. – 127 с.

4. Белостоцкая, Е. М. Гигиена зрения детей дошкольного возраста. [Текст] / Е. М. Белостоцкая. - М., -2003.-74с.

5. Брехман, И. И. Валеология наука о здоровье. [Текст] / И. И. Брехман — М. : Физкультура и спорт, 1990-206 с.

6. Вайнер, Э. Н. Валеология. [Текст]/ : Учебник для вузов. - 2-е изд., испр. - М. : Флинта: Наука, 2002. - 416 с.

7. Деркунская, В. А. Диагностика культуры здоровья дошкольников. Педагогическое сообщество, 2005

8. Терпугова, Е. А. Валеологическое воспитание детей дошкольного возраста/ Е. А. Терпугова. – Ростов н/ Д: Феникс, 2007.- 254с.

9. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. [Текст]/ И. М. Новикова. - М. - 2009.-123с.

Публикации по теме:

Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста Отчет по плану самообразования «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе».

Формирование культуры общения у детей старшего дошкольного возраста Содержание Введение 3 ГЛАВА I. Проблема формирования у детей старшего дошкольного возраста культуры общения 6 1.1. Психолого – педагогические.

Формирование нравственно-правовой культуры детей старшего дошкольного возраста Актуальность темы Специфика и основная направленность социальной политики в области детства в современных условиях заключается в смягчении.

Формирование валеологической культуры у детей с интеллектуальными нарушениями Представления о здоровом образе жизни у подростков с интеллектуальной недостаточностью чаще всего фрагментарны, валеологическая мотивация.

Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста .

Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с миром природыФормирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с миром природы Актуальность. В дошкольном возрасте закладывается фундамент конкретных представлений и знаний о природе. Природное окружение представляет.

Интегрированная НОД с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения «Путешествие по сказкам К. И. Чуковского» Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №13 компенсирующего вида Кировского района Санкт-Петербурга.

Непосредственная образовательная деятельность для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения «В гостях у Феи» Непосредственная образовательная деятельность старший возраст (5–6 лет) для детей с ОВЗ (нарушениями зрения) в гостях у Феи Место НОД в.

Статья «Развития зрительного восприятия У Детей старшего дошкольного возрастас нарушениями зрения» РАЗВИТИЯ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАС НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ М. В. Степанова ЧГПУ им. И. Я. Яковлева, г. Чебоксары.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Статья «Формирование валеологической культуры у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения»
Опубликовано: 17 сентября 2017 в 17:56
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД