МААМ-картинки

Консультация для логопедов «Роль профилактики нарушений речи в младшем дошкольном возрасте»

оксана ткачук
Консультация для логопедов «Роль профилактики нарушений речи в младшем дошкольном возрасте»

«Роль профилактики нарушений речи в младшем дошкольном возрасте»

В семье родился малыш. Сколько радости доставляют родителям первая улыбка, первое агуканье, первые лепетные слова. Но вдруг родители начинают замечать что-то неладное. Сверстники ребенка начинают говорить словами, фразами, а их малыш по-прежнему лепечет что-то непонятное.

В настоящее время количество детей, имеющих задержку речевого развития, неуклонно растет. В качестве причин данного нарушения речи можно назвать наследственную предрасположенность, различные заболевания, травмы, инфекции в перинатальном, натальном или раннем неонатальном периодах развития ребенка, педагогическую запущенность, двуязычие в семье и другие.

Публикация «Консультация для логопедов „Роль профилактики нарушений речи в младшем дошкольном возрасте“» размещена в разделах

Отсутствие помощи в раннем дошкольном возрасте приводит к появлению целого ряда последствий недоразвития речи. Это нарушение процесса общения и обусловленные им трудности адаптации в детском коллективе и речевой негативизм, своеобразие эмоционально-волевой сферы, инфантилизм, вторичная задержка познавательной деятельности. В дальнейшем это приводит к тому, что у ребенка возникают трудности в овладении всей школьной программой, особенно по русскому языку.

Однако, детский мозг очень пластичен. Для предупреждения недоразвития речи в дошкольном возрасте большое значение имеет ранняя диагностика нарушений речевого развития у детей и своевременное оказание им медико-педагогической помощи. Это две основополагающие задачи, реализация которых способствует максимальной компенсации отклонений в развитии речи. На практике доказано, что коррекционная помощь наиболее эффективна, когда она оказывается в сензитивный для речи период : в возрасте от 2,5 до 5 лет, т. е. в период, когда идет активное становление речевой функции.

Время появления первых слов у детей с нарушениями развития речи не имеют резкого отличия от нормы. Однако сроки, в течении которых дети продолжают пользоваться отдельными словами, не объединяя их в двухсловное аморфное предложение, сугубо индивидуальны. Следует отметить, что задержка речевого развития начинает беспокоить современных родителей по достижении ребенком 2,5-3 лет, а не 4-5, как это было совсем недавно.

К группе риска прежде всего можно отнести детей от двух лет, у которых имеется предрасположенность к появлению нарушений речевого развития, в связи с чем они нуждаются в специальном логопедическом, а часто – и в медицинском воздействии. Влияние речевого дефекта на процесс формирования личности у таких детей можно значительно ослабить или свести к нулю, если начать раннюю коррекцию. Это обуславливает необходимость проведения специальной работы по восполнению пробелов в речевом развитии детей.

В целях предупреждения возникновения недостатков речи следует с ранних лет заботиться о здоровье ребенка в целом и его органов речи в частности. Следует предупреждать ушибы головы, простуду уха, горла. Необходимо оберегать слух ребенка от лишних и резких звуков, от шума. Также очень важна забота о здоровом развитии нервной системы ребенка, об охране ее от таких раздражителей, как крик, запугивание, резкие переходы в обращении с ним от суровости к чрезмерной ласковости. Речь окружающих, являясь для ребенка образцом, должна быть доступной по содержанию, четкой по артикуляции, правильной, неторопливой и выразительной. В целях предупреждения возникновения недостатков голоса следует с ранних лет соблюдать правила гигиены: оберегать гортань от простуды, бороться с сильными и длительными криками; в случае заболеваний горла своевременно обращаться к врачу.

С ребенком следует говорить голосом средней громкости, с богатой интонацией. Развитию точной артикуляции в некоторой степени помогает воспитание у детей привычки смотреть во время речи на собеседника и таким образом схватывать зрением движения рта, губ, языка. Для развития слуха (элементарного и фонематического) и слухового внимания можно приучать ребенка по слуху различать звуки. Сначала дети дифференцируют природные звуки (шум моря, леса, пение птиц и т. д., а затем звуки речи.

Тем не менее следует помнить о том, что в раннем возрасте мы не столько исправляем речь, сколько формируем ее, направляя в нужное русло, стимулируя положительные проявления и затормаживая отрицательные. В результате можно добиться полной компенсации речевого недоразвития еще до поступления ребенка в школу.

Список литературы

1. М. М. Алексеева, В. И. Яшина «Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста»

2. О. Е. Грибова «Что делать, если ваш ребенок не говорит?»

3. Н. Ю. Дунаева, С. В. Зяблова «Предупреждение общего недоразвития речи у детей 3-4 лет»

4. Н. В. Рыжова «Логопедические занятия с детьми 2-3 лет»

Публикации по теме:

«Опыт работы по формированию гендерной принадлежности в младшем дошкольном возрасте» Слайд 1 «Гендерный подход в организации предметно-развивающей среды как одно из условий социального развития дошкольников» Ребенок начинает.

Доклад «Ознакомление с элементами этикета в младшем дошкольном возрасте» (часть I) часть 2 План: 1. Актуальность. 2. Психолого-педагогическое обоснование. 3. Ожидаемый результат. 4. Проводимая работа. 1. Этикет – это воспитанность,.

Доклад «Ознакомление с элементами этикета в младшем дошкольном возрасте» (часть II) часть 1 4. Работа проводится по 6 разделам 1. Первый раздел: “Волшебные слова”. Ознакомление детей с культурой общения, с определенными.

Фольклор и подвижная игра в младшем дошкольном возрасте. Современный ритм жизни и стремление к успеху требуют от человека способности быстро и эффективно реагировать в соответствии с постоянно.

Картотека игр и упражнений по развитию речи в младшем дошкольном возрасте Игры и игровые упражнения для развития речевого дыхания детей Методические рекомендации: в каждом упражнении внимание детей направлено.

Конспект игрового занятия по развитию коммуникативных навыков в младшем дошкольном возрасте Тема: «Весёлый клоун Толик» Цель: Формирование у детей ценных навыков и способов поведения в отношении с другими людьми, развитие коммуникативных.

Конспект занятия по формированию представлений о правильном питании в младшем дошкольном возрасте Конспект занятия по реализации здоровьесберегающей деятельности в младшем дошкольном возрасте. Тема: Познание здорового образа жизни для.

Развитие речи детей в младшем дошкольном возрасте Я работаю по теме самообразования «Развитие речи детей в младшем дошкольном возрасте». Цель моей работы: способствовать своевременному и.

Семинар-практикум для педагогов «Приёмы рисования в младшем дошкольном возрасте» Цель: Познакомить молодых педагогов с особенностями обучения технике рисования, различных методов и приемов в изобразительной деятельности.

Экспериментирование в младшем дошкольном возрасте .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для логопедов «Роль профилактики нарушений речи в младшем дошкольном возрасте»
Опубликовано: 30 сентября 2015 в 09:32
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД