Получи документы

Словесно-дидактические игры как средство развития коммуникативных умений у детей дошкольного возраста

Листова Анна
Словесно-дидактические игры как средство развития коммуникативных умений у детей дошкольного возраста

Статья Словесно-дидактические игры как средство развития коммуникативных умений у детей дошкольного возраста.

«Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения» - считал Антуан Сент-Экзюпери. Человеческое общество немыслимо вне общения. Общение выступает необходимым условием бытия людей, без которого невозможно полноценное формирование не только отдельных психических функций, процессов и свойств человека, но и личности в целом. Реальность и необходимость общения определена совместной деятельностью: чтобы жить, люди вынуждены взаимодействовать. Общается всегда деятельный человек, деятельность которого пересекается с деятельностью других людей. Общение позволяет организовывать общественную деятельность и обогатить ее новыми связями и отношениями между людьми. Наверное, все без исключения родители хотят видеть своего ребенка счастливым, улыбающимся, умеющим общаться с окружающими людьми. Но это получается не всегда, и задача взрослых – помочь ребенку разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.

Публикация «Словесно-дидактические игры как средство развития коммуникативных умений у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Как известно, интерес к общению и коммуникативная избирательность с возрастом постоянно увеличивается: до 3 лет ребенок концентрирует внимание на общении с близкими взрослыми; в 3-4 года уже обращает внимание на своих сверстников, легко меняет партнеров по игре; в 4-5 лет начинает дружить с определенными людьми – с теми, кого трудно заменить в игре. Наиболее интенсивно коммуникативное развитие ребенка проходит в дошкольный период детства и зависит, прежде всего, от опыта общения со сверстниками. Именно этот опыт является базисом его дальнейшего личностного и социального развития.

Обучить детей умениям и навыкам общения нелегко – нет определенной системы. К тому же нужно учитывать, что каждый ребенок индивидуален, каждый получает разное воспитание в семье, и общение его зависит от эмоционального развития, чувственного восприятия, от отношения ребенка к людям.

Учитывая многовековой опыт обучения, можно сказать, что правильно организованное общение является не только залогом успешной профессиональной деятельности, но и условием сохранения культуры общения.

Одним из продуктивных способов учебы является речевая игра. Это, пожалуй, самый демократичный и популярный вид игры. Речевая игра, ее задачи, игровые правила, и игровые действия объективно содержат в себе возможность развития многих качеств социальной активности, которая, в свою очередь, выражается в разнообразной деятельности ребенка, в том числе и коммуникативной. Поэтому, эффективным способом обучения детей общению может быть речевая игра.

Понимая, что роль речевых игр в формировании коммуникативных способностей существенна, мы поставили перед собой цель: определить место речевых игр в процессе обучения детей общению.

Прежде, чем рассмотреть данную тему, целесообразно рассмотреть основные понятия, которыми мы будем оперировать. Ключевым понятием является коммуникативные умения.

Толковый словарь русского языка С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведова трактуют понятия коммуникация :

1. Путь сообщения, линия связи;

2. Сообщение, общение (речь, как средство коммуникации)

Умение :

1. Обладать навыком, конкретными знаниями, быть обучаемым чему-нибудь;

2. Навык в каком-нибудь деле, опыт.

Коммуникативные умения – это осознанные коммуникативные действия детей и их способность правильно строить свое поведение, управлять им в соответствии с задачами общения. (А. А. Максимова)

Общение, как известно, основное условие гармоничного всестороннего развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов человеческой деятельности, устремленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей. Под общением понимается взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью достижения общего результата. (М. И. Лисина)

Словесно-дидактическа игра – игра, построенная на словах и действиях играющих. В этих играх дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам; находят алогизмы в суждениях и др. (А. К. Бондаренко)

Взаимодействие людей друг с другом, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера, есть общение.

Общение характеризуется, прежде всего, включенностью в практическое взаимодействие людей по поводу трудовой, учебной или игровой деятельности. Потребность в совместной деятельности приводит к необходимости в общении. Именно в совместной деятельности человек должен взаимодействовать с другими людьми, устанавливать с ними разнообразные контакты, организовывать совместные действия для получения необходимого результата.

Л. С. Выгодский считал, что общение выполняет не только информативно-познавательные функции, но и экспрессивные. М. И. Лисина, изучая формы и средства общения детей дошкольного возраста со взрослыми, наряду с общением, решающим задачу согласования практических действий индивидов, выделяет так же вид общения, «направленного на обмен оценочной информации носящего ярко выраженный личностный эмоционально-мотивирующий характер».

Но рассматривать общение дошкольников необходимо, как особый вид психической деятельности, как процесс непосредственного контактирования, который может быть направлен не только на эффективное решение задач совместной деятельности (в первую очередь, но и на установление личностных отношений.

Содержание и структура коммуникативных умений.

В процессе коллективной и групповой работы дети постепенно овладевают конкретными умениями, необходимыми для общения.

Раскрывая содержание и структуру коммуникативных умений, следует обратить внимание на существенные и отличительные признаки, характеризующие понятия «умения» и «навыки».

Элементарное умение – это действие, которое образуется сознательно на основе знаний. Структура действия не варьируется. Действие недостаточно отработано, выполнятся медленно. В результате повторения это действие может быть доведено до навыка.

Навык – это действие, которое совершается быстро, легко, уверенно, по привычке, не задумываясь. Функционирует при отсутствии или минимальной затрате умственных, волевых усилий.

Сложное умение – это действие, которое включает в себя элементарные умения и навыки; общая структура действия варьируется. Это действие не связано с приобретением свойств навыка, оно совершенствуется в сторону мастерства, творчества.

Коммуникативные умения по структуре являются сложными, высокого уровня; они включают в себя простейшие (элементарные) умения. По своему содержанию коммуникативные умения объединяют в себе информационно-коммуникативные, регуляционно-коммуникативные и аффективно-коммуникативные группы умений.

Содержание и структуру коммуникативных умений можно представить в виде схемы.

Структура умений : Знания – простые (элементарные) умения – навык – сложные умения (коммуникативные)

Содержание: Информационно-коммуникативные, регуляционно-коммуникативные аффективно-коммуникативные

Примеры: - вступать в процесс общения;

- ориентироваться в партнерах, ситуациях общения - согласовывать свои действия, умения, установки с потребностями товарищей по общению;

- доверять, помогать и поддерживать тех, с кем общаешься;

- применять свои индивидуальные умения при решении совместных задач;

- оценивать результаты совместного общения. - делиться своими чувствами, интересами, настроением с партнерами по общению;

- проявлять чуткость, отзывчивость, сопереживание к партнерам по общению;

- оценивать эмоциональное поведение друг друга.

Т. о. зная структуру и содержание коммуникативных способностей, мы можем планомерно строить свою работу по их развитию, используя различные формы. Чтобы приучить ребенка к общению необходимо сделать его интересным, занимательным. Занимательность общения достигается разными методами, среди которых на особом месте стоит речевая игра, содержащая в себе большие возможности для развития коммуникативных умений. В зависимости от уровня сформированности коммуникативных умений можно варьировать условия игры.

Сущность словесно-дидактических игр и их значение в развитии коммуникативных умений.

Имеющийся опыт использования игровых методик в отечественной и зарубежной школе доказывает, что формирование коммуникативных умений целесообразно в процессе словесно-дидактических игр, т. к. в игровой форме обучение общению протекает быстрее, активнее, потому что игра – вид деятельности, присущий детям. В игре ребенок преодолевает трудности общения легко, не замечая, что его учат.

Словесно-дидактическая ига – явление сложное, но в ней отчетливо обнаруживается структура, т. е. основные элементы, характеризующие игру, как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Один из основных элементов игрыдидактическая задача, которая определяется целью обучающего и воспитательного воздействия.

Наличие дидактической задачи или нескольких задач подчеркивает обучающий характер игры, направленность обучающего содержания на процессы познавательной деятельности детей. Дидактическая задача определяется воспитателем и отражает его обучающую деятельность.

Структурным элементом игры является игровая задача, осуществляемая детьми в игровой деятельности. Две задачи – дидактическая и игровая – отражают взаимосвязь обучения и игры. В отличие от прямой постановки дидактической задачи на занятиях в речевой игре она осуществляется через игровую задачу, определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка, возбуждает желание и потребность решить ее, активизирует игровые действия.

Игровые действия составляют основу словесно-дидактической игры – без них невозможна сама игра. Они являются как бы рисунком сюжета игры. Чем разнообразнее и содержательнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. Игровые действия не всегда являются тождественными реальным: они раскрывают лишь как бы их внешнюю сторону даже при отражении реальных явлений и действий. Игровым действиям детей надо учить. Лишь при этом условии игра сохраняет обучающий характер и становится содержательной. Не всегда обучение игровым действиям является прямым, чаще дается через пробный ход, через показ действия при раскрытии той или иной роли.

Одним из составных элементов словесно-дидактической игры являются правила игры. Их содержание и направленность обусловлены общими задачами формирования личности ребенка и коллектива детей, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями в их развитии и обогащении. Правила содержат нравственные требования к взаимоотношениям детей, к выполнению ими норм поведения. В словесно-дидактической игре правила являются заданными. Используя правила, можно управлять игрой, познавательными процессами, поведением детей.

Т. о. словесно-дидактическая игра, как и другие виды игр и упражнений, имеет свою определенную структуру.

Для удобства использования словесно-дидактических игр в педагогическом процессе их условно объединяют в четыре основные группы.

1. Игры, с помощью которых формируют умение выделять существенные (главные) признаки предметов, явлений;

2. Игры, используемые для развития у детей умения сравнивать, сопоставлять, замечать алогизмы, делать правильные умозаключения;

3. Игры, с помощью которых развивается умение обобщать и классифицировать по различным признакам;

4. Игры на развитие внимания, сообразительности, быстроты мышления, выдержки, чувства юмора.

Посредством словесно-дидактических игр дети постепенно овладевают конкретными знаниями и умениями, необходимыми для общения.

В средней группе игры направлены в основном на развитие речи, воспитание правильного звукопроизношения, уточнение, закрепление и активизацию словаря, развитие правильной ориентировки в пространстве. Все это является базой для формирования коммуникативных умений. Повторим, что коммуникативные умения по своей структуре являются сложными, высокого уровня; они включают в себя простейшие (элементарные) умения. А чтобы сформировать умения, необходимо дать знания. Словесно-дидактическая игра воспитывает в детях желание заниматься умственным трудом. Дать ребенку возможность самому найти ответ, вспомнить, догадаться, сделать правильное умозаключение – вот основное направление в решении этой задачи.

Т. о. словесно-дидактическая игра – доступный, полезный, эффективный метод развития коммуникативных умений. С помощью этих игр дети получают возможность получить умение выразить ясно свою мысль окружающим, намерение, эмоцию, способность понимать, чего от него хотят другие.

Публикации по теме:

Дидактические игры, как средство экологического образования детей дошкольного возраста «Дидактические игры как средство экологического образования детей дошкольного возраста» СЛАЙД №2 Всё хорошее в людях - из детства! Как.

Дидактическая игра как средство развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста с нарушением речи ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ РЕЧи Жизнь каждого нормального человека буквально.

Дидактические игры как средство развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста Дидактические игры как средство развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возрастаПроблема формирования познавательной.

Игры с пением как средство художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста Игры с пением как средство художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста Игра – самая близкая форма деятельности детей.

Игры с песком, как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста Игры с песком как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста Лежал песок, Скучал песок Сто тысяч лет, наверно. Он был ужасно.

Мастер-класс для родителей «Дидактические игры как средство сенсорного развития детей раннего возраста»Мастер-класс для родителей «Дидактические игры как средство сенсорного развития детей раннего возраста» Дидактические игры как средство сенсорного развития детей раннего возраста ТЕМА: Дидактические игры как средство сенсорного развития детей.

Педагогическая технология развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в процессе игры-драматизации Педагогическая технология развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в процессе игры-драматизации. Кириллова.

Пластилинография как средство развития изобразительных умений у детей дошкольного возраста Пластилинография – это нетрадиционная техника работы с пластилином. Понятие «Пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия»- создавать,.

Презентация «Театрализованные игры как средство формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста» СЛАЙД 1 работа на тему «Театрализованные игры как средство формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста» СЛАЙД.

Театрализованные игры как средство развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста Театрализованные игры как средство развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста Кириллова А. О., воспитатель;.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Словесно-дидактические игры как средство развития коммуникативных умений у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 5 ноября 2018 в 23:12
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД