Театрализованная деятельность как средство формирования правильного звукопроизношения детей младшего дошкольного возраста

Лапунова Екатерина
Театрализованная деятельность как средство формирования правильного звукопроизношения детей младшего дошкольного возраста

«Театр - это волшебный край, в котором ребенок радуется играя, а в игре он познает мир!»

С. И. Мерзлякова

В младшем дошкольном возрасте у детей активно развиваются все психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление, воображение и речь. На данном возрастном этапе имеются все предпосылки для успешного овладения звуковой стороны русского языка. К ним можно отнести соответствующее развитие коры головного мозга в целом, фонематического восприятия речи и речедвигательного аппарата. Способствуют овладению звуковым составом речи и такие особенности ребенка-дошкольника, как высокая пластичность нервной системы, повышенная подражательность, особая восприимчивость к звуковой стороне языка, любовь детей к звукам речи. Исследователи детской речи и практические работники (А. Н. Гвоздев, В. И. Бельтюков, Д. Б. Эльконин, М. Е. Хватцев, Е. И. Радина) отмечают значение правильного произношения звуков для формирования полноценной личности ребенка и установления социальных контактов, для подготовки к школе, а в дальнейшем и для выбора профессии. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение со взрослыми и сверстниками, понятно выражает свои мысли и желания. Речь с дефектами произношения, наоборот, затрудняет взаимоотношения с людьми, задерживает психическое развитие ребенка и развитие других сторон речи.

Именно поэтому в работе с детьми я уделяю большое внимание развитию речи. Моя практика показала, что одним из самых эффективных средств формирования правильного звукопроизношения ребенка в младшем дошкольном возрасте являются театрализованные игры, т. к. игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а театр - один из самых демократичных и доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фантазии, инициативности и т. д.

Работая с детьми младшего дошкольного возраста, я ставлю перед собой следующую цель:

Упражнять артикуляционный аппарат и речевой слух, чтобы научить детей четко и внятно, без смягчения произносить звуки и правильно их воспринимать.

Данную цель конкретизируют следующие задачи:

• преодоление общей смягченности произношения;

• воспитание правильной артикуляции и внятного произношения гласных звуков: а, у, и, о, э;

• уточнение и закрепление произношения согласных звуков л, б, м т, д, и, г, ф, в свистящих звуках – с з ц развитие у детей речевого дыхания, слухового внимания и фонематического слуха, моторики речевого аппарата;

• подготовить артикуляционный аппарат к произношению шипящих и сонорных (л, р) звуков.

Решение этих задач возможно посредством включения ребенка в театрализованную деятельность, которая способствует развитию гибкости детского голоса. Она помогает снять напряженность, зажатость мышц у детей. При правильной организации театрализованной деятельности создается естественная речевая среда, что способствует общему развитию языка, интонационной выразительности речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая сторона речи, ее выразительность.

Театрализованную деятельность осуществляю в соответствии с ФГТ совместно с детьми в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, музыкально-художественной и т. д.); в ходе режимных моментов; а так же при организации самостоятельной деятельности детей.

Дети младшего дошкольного возраста обладают великолепной способностью к подражанию, поэтому основным приемом обучения детей четвертого года является подражание образцу.

Обучение протекает последовательно. При первоначальном ознакомлении детей с текстом произведения стараюсь четко и ясно произносить звуки, темп речи умеренный. Нужный звук выделяю голосом, произношу его несколько утрированно, более длительно и напряженно, чем обычно. Внимание детей привлекаю не только к звучанию, но и к артикуляции.

После прочтения произведения знакомлю детей с куклами, которые отображают героев произведения, организую беседу, в ходе которой, ребята характеризуют каждого героя. Затем предлагаю детям принять участие в рассказывании, уже с использованием элементов театрализованных игр. По ходу игры активизирую речь детей дополнительными вопросами, если ребенок ошибается при произнесении какого-либо звука, стараюсь его исправить, но делаю это от лица героя в игровой форме.

Например:

«Что-то я не расслышала, как тебя звать, повтори, пожалуйста, погромче». Такой прием позволяет создать непринужденную обстановку и ребенок незаметно для себя повторяет несколько раз слово (фразу, звук, что в сою очередь постепенно приводит к автоматизации звуков.

Для организации самостоятельной коммуникативной деятельности детей в группе создан уголок театрализованной деятельности, в нем я помещаю персонажей из знакомых произведений, тем самым активизирую ребят самостоятельно разыгрывать сценки известных произведений. Во время самостоятельных игр я косвенно руковожу ими время от времени подсказывая дальнейшие действия, речевые обороты и т. д.

Чтобы научить детей четко и внятно, без смягчения произносить звуки и правильно их воспринимать использую игровые упражнения для развития речевого дыхания, внимания, речевого слуха. Эти упражнения можно проводить в течение дня в разные режимные моменты: перед прогулкой, перед завтраком, на прогулке и т. д.

Для развития речевого слуха использую такие игры: «Угадай, что делает Петрушка», Петрушка перелистывает за ширмой странички книги, помешивает ложечкой в стакане, хлопает в ладоши, чихает или кашляет, а дети отгадывают, что он делает (развитие слухового внимания). Петрушка может также шепотом давать детям задания типа «Найди на столе игрушку, назови ее, скажи, как она говорит, и покажи всем» (развитие речевого слуха) и т. п.

Кроме подражания организую работу на воспроизведение звука, которая привлекает внимание к артикуляции. В этом случае наряду с показом образца ввожу небольшие пояснения к артикуляции сначала простых, а затем и более сложных звуков. Например, в игре «Чей домик?» при объяснении ее правил говорю: «Корова мычит как? (Му-у-у.) Губы вытянуты вперед трубочкой. Козочки кричат: ме-е-е. Сложите губы так, как будто вы улыбаетесь». Такие объяснения помогают детям осознать, что при произношении разных звуков положение органов артикуляции меняется, и подготавливают к восприятию объяснения артикуляции трудных звуков в дальнейшем.

Упражнения для артикуляционного аппарата можно проводить во время одевания на прогулку. Например: сообщаю детям, которые уже оделись, что на улице будем играть в лошадки, и предлагаю поцокать язычком так, как лошадки цокают копытами. Дети прищелкивают языком. Упражнение длится 1–2 мин.

В утренние часы так же провожу различные игры – имитации. Например, игра «Лес шумит». Дети изображают деревья. Руки у них подняты – это ветки. Я изображаю ветер. Ветер подул: Ш-ш-ш! Ветви закачались и тоже шумят, шелестят листочками. (Ш-ш-ш) Ветер подул сильнее, деревья сильно шумят. (Ш-ш-ш – дети произносят звукоподражание громче) Ветер стал дуть тише и листья шелестят тише. И т. д. Всякий раз при изменении силы голоса я даю образец произнесения звукоподражания. Дети повторяют.

В индивидуальной и подгрупповой работе использую дидактический материал, который разработала сама с целью использования ИКТ в воспитании звуковой культуры речи детей младшего дошкольного возраста.

Например, игра «Кто как кричит?»

На слайдах изображены животные, ребенок озвучивает его голосом, при правильном ответе раздаются аплодисменты.

Для развития речевого дыхания: дети изображают ветер – «Подуем на одуванчик», «Кораблики поплыли», «Бабочки летят», «Едет едет паровоз» и др. При этом слежу, чтобы ребенок не напрягался, не надувал щеки (выдох плавный, вдох быстрый). Очень нравится ребятам игра – имитация «Птицы разговаривают». Перед началом игры сообщаю, что сейчас я взмахну волшебной палочкой, и мы все превратимся в птичек. После «превращения» начинаю рассказ: «Встретились птички на полянке и стали разговаривать. "КО-КО-КО" - говорит курочка. "КУ-КУ! КУ-КУ!" - кричит кукушка. "КРЯ-КРЯ-КРЯ!" - крякает утка. "КУ-КА-РЕ-КУ!"- заливается петушок. "ЧИК-ЧИРИК", - чирикает воробышек» и т. д. Во время произнесения звукоподражаний слежу, чтобы дети произносили их на одном выдохе, не добирая воздух.

Таким образом, использование театрализованных игр и их элементов позволяет мне помочь детям на данном возрастном этапе овладеть звуковой культурой речи, навыками общения, активизируют воображение детей, готовят к самостоятельной творческой игре.

Список используемой литературы:

1. Алексеева М. М., Яшина Б. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.

2. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство», Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, Детство – Пресс, 2011. – 528с.

3. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников. – М.: ООО «ТЦ Сфера», 2008. – 234с.

4. Тихеева Е. И. Развитие речи детей / Под ред. Ф. А. Сохина. – М.: Просвещение, 1981. – 159 с.

5. А. М. Бородич Методика Развития речи дтей. М. 1981.

6. Мигунова Е. В. Организация театрализованной деятельности в детском саду: Учеб. метод. пособие;. - Великий Новгород, 2006. - 126 с.

7. Махнева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошк. учреждений. - М.:ТЦ «Сфера», 2001 - 169 с.

Публикации по теме:

Развитие мелкой моторики через игровую и продуктивную деятельностьРазвитие мелкой моторики через игровую и продуктивную деятельность работаю с детьми по развитию мелкой моторики. Пальчиковые игры, пальчиковый театр, но особенно детям младшего возраста нравятся игры с прищепкой.

Театрализованная деятельностьТеатрализованная деятельность Театрализованная деятельность - путь к познанию мира, к познанию ребенком самого себя, своих возможностей, способностей, своих пределов.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Транспорт
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
Автор публикации:
Театрализованная деятельность как средство формирования правильного звукопроизношения детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 5 февраля 2013 в 17:09
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчет «Огород на подоконнике»
Посадили огород, Посмотрите, что растёт! Будем мы ухаживать, Будем поливать, Будем за росточками Дружно наблюдать! Большинство семей имеют свой сад,...
Конспект проведения сюжетно-ролевой игры «День рождения» в подготовительной к школе...
Конспект проведения сюжетно - ролевой игры на тему «День рождения» в подготовительной к школе группе Цель игры: Расширить, уточнить и конкретизировать знания...
Лэпбук «Кошка» как одно из средств всестороннего развития ребенка дошкольного возраста
Как хочется быть всегда в работе, в движении, в самообразовании. И декрет тому – мне не помеха. Как только мой маленький комочек засыпает, практический...
Видеоотчет «Танцы, танцы в детском саду»
В настоящее время в детском саду всё больше внимания уделяется изучению культурного наследия мировой цивилизации. Уважаемые коллеги -в течении года было...
Конспект тематического занятия «День Победы»
Сценарий тематического занятия Праздник-концерт 9 мая – День победы ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ: 1. Учить детей ценить патриотические традиции нашего народа;...