Папки-передвижки

Технология эффективной социализации «Утренний круг» при работе с детьми с нарушениями речи

Ксения Владимировна
Технология эффективной социализации «Утренний круг» при работе с детьми с нарушениями речи

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ТЕХНОЛОГИИ ЭФФЕКТИВНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ «УТРЕННИЙ КРУГ».

Основной принцип организации образовательного процесса в ДОО согласно требованиям ФГОС ДО – это принцип интеграции. Изучая методическую литературу, заинтересовалась формой организации детей «утренний круг» и решила реализовать эту технологию в своей профессиональной деятельности, так как структура утреннего сбора позволяет осуществлять интегрированный подход в педагогическом процессе. Забота друг о друге, внимание, свободный обмен идеями и опытом, способность к сотрудничеству и дружбе - вот те качества, которые лежат в основе практики «утреннего круга».

Публикация «Технология эффективной социализации „Утренний круг“ при работе с детьми с нарушениями речи» размещена в разделах

Утренний круг - это одно из эффективных форм коррекционной работы с детьми с особыми образовательными потребностями. Данная технология помогает повысить активность во взаимодействии детей со сверстниками, создает эмоционально положительный настрой детей для последующих занятий.

Утренний сбор (групповой сбор или утренний круг) — это режимный момент, являющийся формой организации образовательного процесса при совместной деятельности взрослых и детей. Утренний круг позволяет гармонично использовать все образовательные области: социально-коммуникативное, физическое, познавательное, речевое и социально – коммуникативное развитие.

Утренний круг проводится в форме развивающего общения - диалога. Обсуждение в младшем дошкольном возрасте может занять от 5 до 20 минут, в старшем дошкольном возрасте от 10 до 20 минут.

Педагог подбирает свои методические приемы проведения утреннего сбора, учитывая индивидуальные особенности детей в группе.

Планируя свою работу по данной технологии, ставлю перед собой ряд коррекционных задач:

-создать условия для развития коммуникативной среды детей с тяжёлыми нарушениями речи;

-учить детей быть внимательными друг к другу;

-поддерживать атмосферу дружелюбия;

-учить говорить по очереди, не перебивать друг друга;

- учить детей выполнять движения по подражанию;

-стимулировать игровую и речевую активность детей;

-развивать зрительное и слуховое восприятия;

-формировать у детей способы ориентировки в окружающей действительности;

Утренний круг организую, придерживаясь структуры, которая соответствует лексической теме.

Структура:

1. Сигнал и приветствие.

Чтобы привлечь внимание детей к утреннему сбору, я использую музыкальный инструмент – колокольчик, обозначая, таким образом, начало утреннего круга. Собрав детей, рядом с собой, я прошу взяться их за руки и организовать круг, используя при этом речевку. Соединение рук под речевку настраивает детей на совместное дружное время провождения, они начинают чувствовать себя более комфортно и уютно.

Взявшись за руки, я создаю эмоциональный контакт с детьми.

Во время утреннего круга наблюдаю за эмоциональным состоянием каждого ребенка, за его самочувствием, активностью и настроением.

Затем начинается приветствие всех, кто участвует в круге.

В нашей группе дети очень любят приветствия с предметами:

«Передай по кругу игрушку»;

«Солнечные лучики»;

«Волшебный клубочек»;

«Чудесный колокольчик»;

«Передай мяч»

2. Обмен новостями и информацией.

Обмен новостями проходит также в кругу, расположившись сидя на ковре. Темы новостей могут быть и свободными и заданными. Например, в понедельник традиционно проводится «Новости выходного дня». Дети стремятся поделиться всем, что переполняет их душу, дети рассказывают, какие наиболее интересные события произошли в выходные (ходили с семьей в кино, ездили в другой город, ездили к бабушке в гости). В ходе беседы я задаю вопросы детям, которые более замкнуты, нерешительны, которые имеют затруднения в речи. Таким образом, включаю в беседу всех детей, что является одной из главных задач в работе с детьми с детьми с особыми образовательными потребностями.

Дальше ввожу детей в лексическую тему недели. Напоминаю детям, что после выходных у нас новая тема недели, объявляю тему недели. Далее с детьми проводится работа по календарю природы, где дети самостоятельно показывают и рассказывают какое время года, месяц, день недели, число, какая погода. В группе в центрах размещаются иллюстрации, дидактические игры, энциклопедии, раскраски и т. д. по лексической теме, которые каждую неделю обновляем в соответствии с темой недели.

Для ознакомления с лексической темой недели использую загадки, художественное слово, которые помогают подвести детей к теме недели.

3. Коррекционные игры и упражнения.

При организации игр с детьми, уделяю особое внимание кинезиологическим упражнениям и упражнениям на координацию речи с движениями, пальчиковых игр соответствующей лексической теме. Проигрываю с детьми в игры с использованием су-джока.

Когда запланированы занятия с высокими психоэмоциональными нагрузками, включаю в утренний круг психогимнастику, чтоб дети овладели навыками управления своей эмоциональной сферой: развитие у детей способности понимать, осознавать свои и чужие эмоции, правильно их выражать и полноценно переживать.

При подборе игр стараюсь придерживаться такими принципами как:

1. соответствие игры возрасту ребенка;

2. учет индивидуальных особенностей детей;

3. подбор игрового материала с постепенным усложнением;

4. связь содержания игры с системой знаний ребенка;

5. учет принципа смены видов деятельности;

6. использование ярких, озвученных игрушек и пособий.

4. Итог и пожелания.

Здесь объявляю, что на этом наш утренний круг окончен. Каждого ребенка отмечаю с положительной стороны. Делюсь с детьми своим настроением, как мне сегодня было весело и интересно играть с ними. Желаю всем хорошего настроения и удачного дня.

Утренний круг — это один из способов организации свободного общения и развития речи воспитанников, что особенно важно для детей с речевыми нарушениями. Детям с речевыми нарушениями, а также застенчивым трудно реализовать себя и почувствовать значимыми в какой-либо сфере деятельности. Непрерывный личностный диалог воспитателя и воспитанника, живой отклик в процессе взаимодействия, нацеленность на создание условий для индивидуального опыта ребенка, воздействие на личностные черты и качества будут способствовать повышению активности ребенка, проявить свою речевую активность

Утренний круг – это возможность создать благоприятную эмоционально комфортную атмосферу коллективного творчества, что помогает развитию у воспитанников чувства взаимного уважения и доброты. Педагогу важно умение руководить межличностным общением детей, разрешать конфликтные ситуации, организовывать созидательную совместную деятельность.

Для себя отметила, что «Утренний круг» это находка для педагога. Технология помогает раскрыть каждого ребенка. Используя данную технологию, заметила, что дети становятся более открытыми, раскрепощёнными. Стали свободнее общаться с педагогами и сверстниками, научились правилам речевого диалога.

Список литературы:

1. Технологии эффективной социализации детей 3-7 лет : система реализации, формы, сценарии: методическое пособие. – М. : Вентана-Граф, 2021.

2. Л. Свирская «Утро радостных встреч» Издательство «Линка-Пресс», 2010

3. https://kuschenko-ds7lmr.obrpro.ru/articles/article/uchebno-metodicheskie-publikatsii-stati-master-kla__7714/master-klass-dlia-vospitatelei-metodika-organizats__77385

Публикации по теме:

Использование системы альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS) в работе с детьми с нарушениями речиИспользование системы альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS) в работе с детьми с нарушениями речи Семинар-практикум дефектологов Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в дошкольной образовательной организации. Тема: «Использование.

Клубный час, как эффективная технология позитивной социализации дошкольниковКлубный час, как эффективная технология позитивной социализации дошкольников Клубный час как эффективная технология позитивной социализации дошкольников Слайд 2 Одной из важнейших задач дошкольного периода является.

Мастер-класс по теме «Утренний круг — условие позитивной социализации дошкольников»Мастер-класс по теме «Утренний круг — условие позитивной социализации дошкольников» Мастер-класс по теме: «Утренний круг условие позитивной социализации дошкольников». Добрый день уважаемые коллеги! Скажите пожалуйста,.

Песочный световой стол в работе с детьми с нарушениями речиПесочный световой стол в работе с детьми с нарушениями речи Песочный световой стол в работе с детьми с нарушениями речи. Современные условия развития образовательных процессов дали толчок к поиску.

Семинар-практикум «Утренний круг». Мастер-класс с педагогамиСеминар-практикум «Утренний круг». Мастер-класс с педагогами Семинар – практикум «Новые технологии в ДОУ. Современные подходы в планировании детской активности. Утренний и вечерний круг» Мастер.

Детское волонтерство как средство эффективной социализации дошкольников Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного.

Утренний круг «Карлсон спешит на день рождения к Малышу» Конспект утреннего круга «Карлсон спешит на день рождение к Малышу» (программа "Сообщество") Цель: Развивать творческие способности у.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Технология эффективной социализации «Утренний круг» при работе с детьми с нарушениями речи
Опубликовано: 23 ноября 2023 в 19:06
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД