Получи документы

Влияние пальчиковых игр на речевое развитие детей раннего возраста

юлия усенко
Влияние пальчиковых игр на речевое развитие детей раннего возраста

Влияние пальчиковых игр на речевое развитие детей раннего возраста

«Истоки способностей и дарований

детей – на кончиках их пальцев.

Чем больше уверенности в движениях

детской руки, тем тоньше взаимодействие руки

с орудием труда, сложнее движения,

ярче творческая стихия детского разума.

А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…»

В. А. Сухомлинский

Воспитатели: Усенко Ю. В., Кравченко Т. В.

Публикация «Влияние пальчиковых игр на речевое развитие детей раннего возраста» размещена в разделах

Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.

Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно – надо обратить их в интересные и полезные игры.

Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас малыша.

Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями.

Очень хорошо, когда дома много разнообразных игрушек, в которые детям и родителям интересно вместе играть. Но очень немногие задумываются, что огромный потенциал развития мелкой моторики, тактильной чувствительности дает малышам сама жизнь.

Можно развивать гибкость пальчиков и тактильную чувствительность детей, организуя развивающие игры для детей при помощи обычных предметов обихода. Самое главное – для того, чтобы играть с ребенком, нам не нужно ничего покупать специально – у нас все под рукой: пуговицы,, крышки, крупа, бельевые прищепки, бумага, и т. д.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена и возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей : в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Воспитателю, организуя разнообразную деятельность детей с предметами, игрушками и природными объектами, важно активизировать у детей сенсорные основы познания, учить малышей использовать разные органы чувств для получения информации об окружающем мире: зрение, слух, обоняние, тактильные ощущения.

На кончиках детских пальчиков расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребенка в целом. Именно поэтому, актуальность мелкой моторики бесспорна. Все способы развития мелкой моторики оказывают благотворное воздействие на организм.

Итак, формируя и совершенствуя тонкую моторику пальцев рук, мы усложняем строение мозга, развиваем психику и интеллект ребенка. Через развитие мелкой моторики мы совершенствуем психические процессы и речевую функцию ребенка. Совместная деятельность по развитию мелкой моторики рук проводится в игровой форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения.

Почему для детей так важно развитие мелкой моторики рук? В прошлом веке знаменитая Мария Монтессори заметила связь между развитием тонких движений руки и речью детей. Она заключила, что мелкая моторика влияет на развитие речи ребенка. Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. Специалисты института физиологии детей и подростков АПН считают, что формирование речи происходит под влиянием кинетических (двигательных) импульсов, передающихся от рук, а точнее, от пальчиков. Чем активнее и точнее движения пальцев у маленького ребёнка, тем быстрее он начинает говорить.

Японский врач Намикоси Токудзиро создал оздоравливающую методику воздействия на руки. Он утверждал, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.

Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, массаж указательного пальца положительно воздействует на состояние желудка, среднего – на кишечник, безымянного - на печень и почки, мизинца – на сердце.

У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук. На основе проведенных опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.

Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки. В старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности к письму.

Исследования учёных доказали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук

В процессе нашей работы мы заметили, что все чаще в детский сад поступают дети с недостаточно развитой речью. В чём причина задержки речи?

Чтобы ответить на этот вопрос, мы обратились к исследованиям современных педагогов: Л. П. Савиной “Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников”; Е. А. Янушко “Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста”; С. О. Ермаковой “Пальчиковые игры для детей от года до 3 лет”.

Эта тема нам показалась значимой и актуальной, поэтому мы подробно занялась ее изучением через самообразование, выбрав тему “Пальчиковые игры в развитии речи детей раннего возраста”.

Создали информационный банк пальчиковых игр, которые были направлены на устранение имеющихся проблем речевого развития детей, развитие мелкой моторики рук. На начало года выстроили систему работы в данном направлении, опираясь на перспективное планирование, наметив главную цель: формировать у детей основы речевой моторики на основе пальчиковых игр.

Для реализации поставленной цели выделили ряд основных задач:

• Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей.

• Совершенствовать мелкую моторику через пальчиковые игры;

• Повысить компетентность родителей, педагогов в значимости пальчиковых игр детей раннего возраста.

Достичь хороших результатов нам помогло использование разнообразных форм работы с родителями, это:

• Индивидуальные беседы.

• Консультации для родителей, на которых объясняли, что надо учить ребенка манипулировать предметами, чтобы среди его игрушек обязательно были такие игрушки, как пирамидки, строительный материал, у мальчиков - машинки, конструкторы, у девочек – куклы.

Рекомендации родителям определяли в виде памяток, в которых убеждали их давать больше самостоятельности детям при одевании: самостоятельно застёгивать и расстегивать пуговицы, кнопки, молнии, так как эти действия являются базовыми, они формируют ручную умелость.

Консультации “Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста” “ Пальчиковая гимнастика”.

Практикум для родителей по теме: “Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников”.

Выпустили памятку для родителей “Пальчиковая гимнастика – для развития речи дошкольников”

С педагогами, специалистами МДОУ работали в тесном взаимодействии, строили работу на основе педагогического сотрудничества, используя современные педагогические технологии:

Семинар-практикум “Коррекционно-развивающее влияние мелкой и общей моторики на речь детей раннего возраста”

Практикум “Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников” Памятка “Развитие мелкой моторики рук”.

Основная работа проводится с детьми.

В начале года был разработан перспективный план работы по данной теме, с интеграцией в другие виды деятельности.

Работу по развитию движений пальцев и всей кисти мы проводим во время утренней стимулирующей гимнастики, физкультминутки, в свободное время утром и после сна. Упражнения стараемся подбирать так, чтобы в них содержалось больше разнообразных движений пальцами.

В своей практике мы используем игры, которые являются синтезом поэтического слова и движения. Так как движения конкретизируют образ, а слово помогает чётко выполнять движения.

Тексты упражнений – это рифмованные подсказки к заданным движениям. Они легко ложатся на слух ребенка, и настраивают на игру. С помощью стихотворного ритма совершенствуется произношение, происходит постановка правильного дыхания, отрабатывается определённый темп речи, развивается речевой слух.

На развитие мелкой моторики рук благоприятное воздействие оказывают игры с предметами: мозаика, пирамидки, застёгивание и расстегивание пуговиц, шнуровка, застёгивание молний, наборы шаров для нанизывания их на стержень; игры с карандашами, работа с тестом, для развития движений хорошим средством является “Пальчиковый театр”. Малышам интересно раскручивать и закручивать крышки, разбирать предметы на части и собирать их снова. Во время игр наша задача состоит в том, чтобы организовать общение ребенка с кем-либо в процессе игровой деятельности, обогащая словарь детей.

Использование пальчиковых игр развивает координацию движений, совершенствует деятельность артикуляционных органов губ, языка, нижней челюсти.

К концу года пальчики у детей стали более ловкими, гибкими, дети быстрее овладевают сложными упражнениями, речь детей значительно улучшилась

Работа в данном направлении будет продолжена, ведь она является частью нашего педагогического мастерства, так как в процессе овладения пальчиковыми играми у малышей формируется память, мышление, воображение и внимание.

Виды деятельности, способствующие

развитию мелкой моторики.

I. Пальчиковые игры и упражнения.

Игры - манипуляции.

Сюжетные пальчиковые упражнения.

Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой.

Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук.

II. Работа со счётными палочками.

III. Упражнения с горохом, фасолью, перловкой, шерстяной нитью.

IV. Теневые игры.

V. Игры – шнуровки.

VI. Игры с конструктором.

VII. Занятия с использованием нетрадиционных форм изодеятельности.

Рисование методом тычка.

Данная техника применяется с 3 лет. Выполняется жёсткой кистью, которую нужно держать вертикально по отношению к листу бумаги, а краску набирать на кончик кисти.

Рисование ватной палочкой.

Техника применяется с 3 лет. Выполняется ватной палочкой методом тычка по контуру изображения или закрашивая всё изображение. Палочку следует держать перпендикулярно листу, следующее пятнышко рисовать рядом с предыдущим.

Аппликация из ваты или салфеток.

Техника применяется с 3 лет. Из кусочков ваты или салфеток скатываются небольшие плотные шарики и приклеиваются на лист картона.

Аппликация из кусочков цветной бумаги.

Техника применяется с 4 лет. Цветная бумага нарезается небольшими кусочками одной или разной (прямоугольной, квадратной, треугольной) формы, кусочки выкладываются на изображение и приклеиваются.

Аппликация из круп и природного материала.

Техника применяется с 3 лет. На картоне выкладывается изображение из природного материала, приклеивается. На фон или изображение наносится клей ПВА и посыпается крупой (манкой, гречей, рисом и т. д.).

Аппликация из рваной бумаги.

Техника применяется с 3 лет. Бумага рвётся на небольшие кусочки произвольной формы, кусочки выкладываются на изображение и приклеиваются. Или на бумаге рисуется контур деталей, затем каждая деталь обрывается по контуру, на картоне выкладывается изображение и приклеивается.

Конструирование из природного материала.

Техника применяется с 4 лет. Изображение выкладывается из природного материала (прутиков, веточек, кусочков коры, яичной скорлупы, семян подсолнуха, шишек и т. д.) и приклеивается на клей ПВА.

Аппликация из жгутиков.

Техника применяется с 4 лет. Небольшие прямоугольные кусочки бумажных салфеток складываются пополам, скручиваются, получаются жгутики. По контуру изображения наносится клей и приклеиваются жгутики.

Занятия с использованием нетрадиционных форм изодеятельности способствует развитию у ребёнка :

o Мелкой моторики рук и тактильного восприятия;

o пространственной ориентировке на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;

o внимания и усидчивости;

o изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;

o формируются навыки контроля и самоконтроля;

o расширяются и уточняются знания о разнообразии окружающего мира; представления о цвете, форме и размере предметов и их частей;

o развивается воображение, мышление, речь.

Изобразительная деятельность требует от ребёнка проявления разносторонних качеств и умений. Для того, чтобы нарисовать какой-либо предмет, его не только необходимо хорошо рассмотреть: определить его форму, строение, характерные детали, цвет, положение в пространстве, но и сконцентрировать своё внимание на руке.

При организации занятий по изодеятельности определё нными условиями являются:

• создание развивающей среды;

• подбор специальных методов;

• отбор наиболее эффективных приёмов.

Для лучшей эффективности занятий по изодеятельности

необходимо придерживаться следующих требований:

• каждое занятие должно иметь чётко сформулированные тему, цели, задачи. Почти каждое занятие должно включать новый материал, повторение изученного, готовить детей к внимательному восприятию нового материала.

• Содержание учебного материала должно отвечать теме, задачам, быть доступным детям, отвечать требованиям индивидуального и дифференцированного подхода, научно, тесно связано с трудом и жизнью.

• Методы и приёмы на занятии должны отвечать возрастным особенностям детей, развивать и корригировать их познавательную деятельность, способствовать формированию умственных и практических действий, способность анализировать, синтезировать, обобщать.

• На каждом занятии ведётся систематический контроль за качеством усвоенных знаний, умений, навыков.

Организация работы по развитию мелкой моторики рук

мероприятие цель сроки

Изучение литературы по теме.

Получить необходимые знания и умения.

сентябрь

Составление картотеки игр для развития мелкой моторки Распределить игры по лексическим темам сентябрь

Разработка перспективного плана работы по развитию мелкой моторики на текущий учебный год Разработать практические мероприятия на период проекта. сентябрь

Подбор наглядно – информационного и консультативного материала для родителей. сентябрь

Анкетирование родителей. Выявление компетентности родителей по данной проблеме. 3 неделя сентября

Обследование детей. Выявление уровня развития мелкой моторики. 1-2 недели сентября

-Экспериментальная деятельность: Познание свойств: предметов быта, природного материала (орехи, фасоль, крупа, мука, прищепки пластиковые крышки, бумага) Формирование сенсорных представлений, развитие познавательно-исследовательской деятельности. В течение всего срока обучения

-выполнение продуктивной деятельности (нетрадиционные техники) «Веселые картины», «Узоры на подносе» и т. д. Приобщение к изобразительному искусству. В течение всего срока обучения

Изучение пальчиковых игр

Тренировка пальцев рук, развитие внимания, воображения. В течение всего срока обучения

Выявление результатов деятельности Май

Оформление наглядно – информационного и консультативного материала для родителей. В течение всего срока обучения

Привлечение родителей к участию в реализации проекта. В течение года

Перечень основных мероприятий

№ Образовательная область Мероприятие

1

Познание -Экспериментальная деятельность: Познание свойств: предметов быта, природного материала (орехи, фасоль, крупа, мука, прищепки пластиковые крышки, бумага) .

-Д/и «Чудесный мешочек»,

«Лото», «Нарядные бусы» и т. д.

2

Коммуникация

- заучивание потешек, сопровождающих пальчиковые игры

«Пять веселых поросят», «Семья», «Капуста», «Дружба» и т. д.

3

Социализация - коллективное творчество,

приобщение к нормам и правилам взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

4 Художественное творчество -выполнение продуктивной деятельности «Веселые картины», «Узоры на подносе» и т. д.

5 Предметно – развивающая среда - пополнение уголка детского сенсорного развития (шнуровки, лото, сухой бассейн, мозаика)

6

Здоровье -укрепление здоровья детей при помощи нетрадиционных техник.

7

Совместная деятельность с родителями -Наглядно – информационный и консультативный материал для родителей.

-Выполнение творческих заданий.

-Участие в закреплении разучиваемых игр с детьми дома.

Литература:

О. А. Зажигина Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования Детство-Пресс

Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики Е. Ю. Тимофеева, Е. И. Чернова

Белая, А. Е., Мирясова, В. И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников [текст] : пособие для родителей и педагогов / А. Е. Белая, В. И. Мирясова. – М. :ООО Издательство АСТ, 2000. -48с.

Крупенчук, О. И. Научите меня говорить правильно! [текст] : пособие по логопедии для детей и родителей / О. И. Крупенчук. - СПб. : Издательский Дом Литера, 2005. -208с.

Крупенчук, О. И. Пальчиковые игры [текст] : учеб, пособие /О. И. Крупенчук---СПб. : Издательский Дом Литера, 2008. -

И. А. Лыкова «Цветные ладошки» для детей младшего дошкольного возраста

Бачина О. В., Коробова Н. Ф. Практическое пособие для педагогов и родителей

В результате проделанной работы мы пришли к заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста во взаимодействии с родителями способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка. И все это напрямую готовит его к успешному обучению в школе.

Публикации по теме:

Развитие художественных способностей у детей раннего возраста. Развитие зрительного восприятия формыРазвитие художественных способностей у детей раннего возраста. Развитие зрительного восприятия формы Ранний возраст – период, когда зарождаются продуктивные виды деятельности ребенка, в частности - рисование. Их возникновение также тесно.

Консультация для родителей детей раннего возраста «Развитие речи детей раннего возраста» Безусловно, ранний возраст является значимым для речевого развития ребенка, потому как он обладает огромными возможностями для формирования.

«Речевое развитие детей дошкольного возраста». Консультация для родителей Представляю Вашему вниманию консультацию для родителей детей дошкольного возраста. Гуляя с собакой, часто слышу как мама говорит своему.

Консультация для родителей «Влияние игр с песком на развитие детей дошкольного возраста»Консультация для родителей «Влияние игр с песком на развитие детей дошкольного возраста» 11 июня день песочных построек на МААМ. Игры с песком относятся к любимым играм малышей. Они учат ребенка:- ориентироваться в окружающей.

Развитие двигательной активности у детей раннего возрастаРазвитие двигательной активности у детей раннего возраста Вопрос поддержания здоровья наших детей всегда актуален. Наиболее распространённым детским заболеванием является сколиоз. Именно не врождённый,.

Развитие мелкой моторики у детей раннего возрастаРазвитие мелкой моторики у детей раннего возраста Благодаря современной науке, мы знаем, что мелкая моторика человека находится в прямой взаимосвязи с речью, определяя скорость овладения.

Развитие речевого слуха у детей раннего возрастаРазвитие речевого слуха у детей раннего возраста «Как помочь ребенку заговорить?», сегодня мне хочется поделиться о том, с чего необходимо начинать и какую работу проводим мы по развитию.

Стили родительского воспитания и их влияние на развитие детейСтили родительского воспитания и их влияние на развитие детей Существуют три типа семей по степени эмоциональной привязанности к ребёнку, по степени контроля своего ребёнка. И в зависимости от того,.

Влияние родителей на развитие речи детей Консультация на тему: Влияние родителей на развитие речи детей. Развитие речи является - одной из основных задач дошкольного образования.

Занятие для детей (2–3 года): Речевое развитие и Художественно-эстетическое развитие «Петушок и его семья» Цель: приобщать детей к устному народному творчеству с раннего возраста Задачи: Закреплять умение детей слушать знакомые фольклорные произведения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Влияние пальчиковых игр на речевое развитие детей раннего возраста
Опубликовано: 6 декабря 2020 в 12:21
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД