Влияние предметных действий на развитие эмоций у детей раннего возраста

Ирина Черникова
Влияние предметных действий на развитие эмоций у детей раннего возраста

Из опыта работы

Воспитателя МБ ДОУ № 21

Г. Батайска, Ростовской области

Сорокачук Любовь Павловны

Введение

Актуальность данной тематики обусловлена тем, что данные специальных исследований и опыт лучших детских учреждений показывают, что сама логика развития детских видов деятельности и детских форм познания мира, если ими разумно руководить, подводит к зарождению новых психических качеств и, в конечном счете, к переходу на новую ступень детства. Такой переход носит скачкообразный характер, выступает в виде возрастного кризиса, после которого те психологические новообразования, которые занимали место предпосылочных, становятся стержнем дальнейшего развития.

На любой возрастной ступени ребенок приобретает не только общие для всех детей черты характера, но и свои собственные, индивидуальные особенности психики и поведения. Быть человеком - это значит не только быть "таким, как все", владеть всем, чем владеют другие, но и быть неповторимой индивидуальностью с собственными вкусами, интересами и способностями.

Только сочетание возрастного и индивидуального подходов в воспитании и обучении детей может обеспечить их эмоциональное благополучие и полноценное психическое развитие.

Самая ранняя стадия общения ребёнка с миром, с окружающими людьми - стадия эмоциональная. Её нельзя ни миновать, ни заменить чем-либо. Поэтому мы говорим, что ребёнок начинается с чувств. На самом деле, ребёнок ещё не умеет владеть своими движениями, не умеет говорить, мыслить, но ему уже доступны эмоции. Это они создают возможность контакта с окружающими. Поэтому мы взрослые должны давать пищу для этого контакта, иначе наступит «эмоциональное» голодание, и ребёнок лишится нормального развития.

Обосновав выбранную тему, сформулируем проблему и цель предстоящего исследования.

Цель исследования: выявить педагогические условия необходимые для развития эмоций у детей раннего возраста.

Предмет исследования: предметные действия ребёнка раннего возраста.

Объект исследования: процесс развития эмоций у ребёнка раннего возраста в предметных действиях.

Задачи:

1. Анализ психолого-педагогических исследований по влиянию предметных действий на эмоциональное развитие детей раннего возраста.

2. Определить уровень развития эмоций в предметной деятельности детей раннего возраста.

3. Проверить опытным путём влияние предметной деятельности на развитие эмоций у детей раннего возраста.

4. Разработать систему работы в ДОУ по развитию эмоций с помощью предметной деятельности.

Гипотеза: активное использование в педагогическом процессе действий с предметами влияет на развитие эмоций у детей раннего возраста.

1. Теоретическое обоснование проблемы влияния предметных действий на развитие эмоций у детей раннего возраста.

Раннее детство считают стартовым периодом развития нравственности, духовности, интеллекта и здоровья. А значит, проблема материнства и детства заслуживают особого внимания, а больше заботы о самых маленьких, задача времени. Ребёнок раннего возраста должен, прежде всего, овладеть материнской культурой, то есть особыми способами практических (предметных) действий. Овладение практическими действиями связано с развитием эмоций ребёнка. Исследованиями подтверждено, что имеющийся от рождения весьма бедный арсенал эмоций изменяется. Дальнейшее развитие и формирования положительных эмоций происходит в процессе формирования предметных, конструктивных и других действий. На первом этапе, когда ещё способны действия не сложились, всякая попытка ребёнка решить практическую, даже сенсорную задачу вызывает преобладание отрицательных эмоций. Некоторые дети раннего возраста испытывают боязнь при виде нового, крупного предмета кукла или машинка, которые взрослые рассчитывали доставить ребёнку радость. Испугавшись однажды, ребёнок потом долгое время будет относиться к этому предмету настороженно. Чтобы избежать этого, знакомить ребёнка с новой игрушкой надо постепенно: сначала показать издали, потом приблизить к нему, затем дать в руки. Далее, когда ребёнок овладеет определёнными способами действиями, проявляются ярко выраженные, положительные эмоции резко ослабевают.

В общении, организованном взрослым, малыш на эмоционально-чувственной основе, впервые испытывает состояние удовольствия, радости. Так формируются элементы нравственного и эстетического воспитания самых маленьких.

Педагогические воздействия взрослых – их нежность, ласка, проявление внимания и любви, ласковое проговаривание и прикосновение – сенсорно обогащают ребёнка, играют особую роль в развитии его эмоциональности, восприимчивости.

1.1 Психолого-педагогическое обоснование развития эмоций ребёнка раннего возраста в предметной деятельности.

История изучения эмоций в российской психологии пережила периоды взлёта и падения – большого интереса и фундаментальных трудов, связанных с именами И. А. Сикорского, Н. Я. Грота, Н. Н. Ланге, В. В. Зеньковского, и почти полного забвения проблемы внутреннего мира человека, игнорирования роли эмоциональных процессов. Психиатр И. А. Сикорский писал в своей книге «Воспитание в возрасте первого детства»: «Достоверно только то, что чувства и аффекты появляются у детей значительно раньше, чем другие виды психологических функций (например, воля, рассудок, и в известную пору составляют самую выдающуюся сторону их душевной жизни».

Однако в 1914 г. психолог Н. Н. Ланге называет эмоции Золушкой психологии, считая, что они незаслуженно обойдены вниманием исследователей в пользу «сестёр» - мышления и воли. Возможно, причиной такого отношения к эмоциям являлись трудности, возникшие с их экспериментальным изучением.

Эмоции, по В. В Зеньковскому, - это, прежде всего сама естественность поведения ребенка, непосредственность, грация, свобода. Когда же, как считает этот исследователь, в душе ребенка утверждается интерес к внешнему миру, тогда уже кончается период раннего детства, эмоциональная сфера перестает играть прежнюю роль, исчезнет понемногу и непосредственность, грация детской души.

В 1926 г. Л. С. Выготский писал в «Педагогической психологии» можно не только талантливо мыслить, но и талантливо чувствовать. А. В. Запорожец указывал на необходимость развертывания фундаментальных научных исследований в области детских эмоций, и особенно в связи с распространением общественного дошкольного воспитания.

В условиях перестройки социально-экономического уклада жизни нашего общества и связанных с этими изменениями трудностей эмоциональная атмосфера общества не обрела стабильности. Нравственные ценности, идеалы, высокие чувства, как важнейшие ориентиры воспитания были отнесены на задний план в связи с утверждением новых, рыночных отношений. И как и в прошлый период относительно стабильного уклада жизни, так и в сегодняшний нестабильный период устойчивым радикалом сознания людей нашего общества, к сожалению, является переживание страха и агрессии. «Страх поражает агрессию» (К. Хорни)

По данным некоторых исследователей, существует определенная зависимость между катаклизмами, происходящими в общественной жизни, и состоянием атмосферы, окружающей людей. Усталость от неразрешимости многих, в том числе элементарных проблем, чувства разочарованности, неуверенности и незащищенности при сопутствующем распространении агрессивных форм культуры, вседозволенности и безнаказанности зла - все это создает угрозу развития «духовного Чернобыля» (С. Лихачев, отказа от идеалов и нравственных ценностей.

Драма нашего социального уклада, драма многих семей и детей состоит в том, что развитие многих маленьких детей происходит в условиях обделенности ребенка, прежде всего материнской любовью. И это страшнейший из всех дефицитов нашего времени - дефицит материнской любви не проходит бесследно для развития ребенка. Прежде всего, это важно для создания того, «какой Я есть»: желанный, любимый, нужный или ненужный, не любимый, постоянно раздражающий, а так же для последующего формирования, на этой основе отношения к миру - доверительного или наоборот, агрессивного и враждебного.

В последние годы интерес к проблеме эмоций и чувств, как фундаментальной сфере психического развития человека, как базису его душевной жизни, как интимно-смысловому слою сознания значительно вырос. Безусловно, это сопряжено с большими переменами в жизни нашего общества, с переменами в науках о человеке, активно открывающих закрытые прежде проблемы: проблемы внутреннего мира, сознания, свободы, духовности, творчества. Однако следует подчеркнуть, что эти базисные категории, к которым активно обращаются психология, и педагоги, еще не получили глубокого раскрытия в самой психологической науке. Лишь в последнее время они становятся предметом серьезных теоретических обсуждений.

Эмоции играют важную роль в жизни детей. Они помогают ребенку приспособиться к той или иной ситуации. Страх, испытываемый ребенком при виде большой собаки, пробуждает его принять определенные действия для того, чтобы избежать опасности. Когда ребенок грустен или разгневан, это означает, что у него что – то не в порядке. Когда ребенок радуется, когда он выглядит счастливым, это значит, что все хорошо в его мире. Эмоции ребенка – это «послание» окружающим взрослым о его состоянии.

Психологи попытались определить и классифицировать эмоции детей. Оказалось, что люди во всем мире различают шесть основных эмоций – радость, грусть, гнев, удивление, отвращение и страх. Каждая эмоция имеет свое мимическое выражение, однако одни распознаются легче, другие - труднее. Так, например, радость легче узнать по выражению лица, чем гнев и страх. Способность или умение правильно распознать эмоциональное состояние другого человека - важный фактор в формировании отношений с людьми. Эти способности, укрепляясь на протяжении детства, приводят в дальнейшем к адекватному восприятию другого человека.

Современные педагогические исследования рассматривают эмоции, как психологические процессы, формирование которых происходит под влиянием социальных факторов. Исследование закономерностей эмоционального развития, как отмечают А. В. Запорожец и Я. З. Неверович, призвано сыграть важную роль в решении ряда теоретических и прикладных задач детской и педагогической психологи.

Ребенок, в возрасте от года до полутора лет очень эмоционален. Если он здоров, если с ним часто и ласково общаются взрослые, если есть предметы, с которыми он может разнообразно действовать, то ребенок все время занят. Однако, у него могут возникнуть кратковременные отрицательные состояния. Одной из частых причин отрицательных эмоции является недостаточное внимание взрослого к нему. Общение со взрослыми в этом возрасте – одна из самых сильнейших потребностей ребенка. Маленькому ребенку помимо хорошего ухода и полноценного питания необходимо особое внимание взрослого. Малыш останавливает взгляд на склонившейся над ним мамой, улыбается, двигает ручками, издает звуки, выражая свою радость. Как же важно взрослому в этот момент правильно отреагировать и поддержать ребенка в его эмоциональных проявлениях. Ведь малыш, как бы идет на встречу, и мы отвечаем на его призыв: улыбаемся, ласково разговариваем. Так возникает первый диалог между малышом и взрослым. Неслучайно эмоциональное общение является ведущим в психологическом развитии ребенка в первые месяцы жизни. В нем заложены все последующие навыки малыша, формы взаимодействия с миром. Вот почему, находясь рядом с ребенком, необходимо быть улыбчивым, ласковым – эмоционально понятным. Индивидуальный опыт взаимодействия с предметным лицом почти полностью отсутствует, так как у ребенка еще нет практических действий с предметами. Ребенок, действуя с предметами, получает представление о своих способностях, умениях и возможностях. Эмоции наряду с другими психическими процессами оказывают большое влияние на развитие ребенка раннего возраста. Формируясь в процессе жизни, они регулируют поведение, способствуют активности в познании окружающей действительности. Эмоции маленького ребенка ситуативные и возникают, как ответы на различные изменения окружающей среды. По мере развития меняется их качество, формируются высшие социальные чувства. Основоположники педагогики раннего возраста Н. М. Щелобанов и Н. М. Аксарина неоднократно указывали на то, что эмоциональное состояние в первые годы жизни имеет ведущее значение, являясь важным показанием нервно-психического развития ребенка. Начинать воспитание эмоций следует с первых недель жизни малыша: ласково с ним разговаривать, вызывая ответные эмоциональные реакции; стараться использовать для такого непосредственного контакта любые режимные моменты (кормление, переодевание, купание). Полноценное и всестороннее развитие малыш получит только тогда, когда общение будет включать и специальные игры-занятия. Целенаправленное, деловое общение обязательно должно вести к практическим самостоятельным действиям самого ребенка, способствуя развивающему обучению, формированию познавательной активности. Психическое развитие ребенка неразрывно связано с его практической деятельностью. Но возникают ли эмоции при овладении различными действиями? Взрослые нередко замечают, что ребенок, сталкиваясь с трудностью, например, не может посадить куклу за столик, чтобы не падала, настойчиво пытается ее преодолеть. Такие эмоции нужно всячески поддерживать, деликатно подсказать или помочь ребенку, вызывая у него желание преодолеть временное затруднение. Удачно выполненное действие приводит к возникновению положительных эмоций. Нельзя лишать ребёнка возможности самостоятельно что-то сделать: открыть коробочку или поднять упавший предмет, игрушку. Ошибаются взрослые, которые думают, что если ребёнок мал, то ему во всех случаях необходима помощь. Выполняя все действия за малыша, родители препятствуют его полноценному развитию. Ребёнок становится созерцателен, привыкая к бездействию. Перед родителями, воспитателями стоит задача научить детей совершенствовать свои умения и навыки, получая удовлетворение от собственных самостоятельных действий.

«Язык» эмоций – это самый первый способ коммуникаций в окружающем мире.

1.2 Развитие предметных действий ребёнка раннего возраста.

В рамках психологической теории деятельности, у истоков которой стоял Л. С. Выготский, получили признание взгляды А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, А. В. Запорожца. Фундаментальные работы этих авторов содержат ряд принципиально важных положений о зависимости эмоций от характера деятельности человека, о регулирующей роли эмоций в деятельности, об их развитии в процессе усвоения общественного опыта. Полноценное психическое развитие с первых дней жизни ребёнка зависит от его активности. Важный показатель активного восприятия окружающего – эмоциональные реакции и состояние ребёнка, которые возникают в процессе овладения им различными действиями (ориентировочными, предметными, игровыми и т. д.).

«Деятельность восприятия, - писал А. Н. Леонтьев, - есть деятельность особая, в этом смысле, что в своих развитых формах она непосредственно не связана с практическим воздействием человека на предмет и имеет в качестве своего продукта субъективный образ предмета (т. е. продукт идеальный, она всё же является подлинно предметной деятельностью». Работы Н. М. Щелованова, Н. М. Аксарной, А. В. Запорожца, М. И. Лисиной неоднократно подчёркивают необходимость частого общения с детьми, поскольку целенаправленное «деловое» общение взрослого с ребёнком с первых месяцев жизни, окрашиваясь яркими положительными эмоциями, оказывает благоприятное воздействие.

Полноценное и всестороннее развитие ребёнок сможет получить лишь тогда, когда общение будет включать не только интимный контакт, ласку, уход, но и специальные занятия, на которых взрослые - педагоги, родители обучают его, постепенно подводят к овладению новыми способами действий. Общение обязательно должно вести ребёнка к практическим самостоятельным действиям, только тогда оно способствует развивающему обучению, формирует познавательную деятельность.

Выразительные эмоциональные реакции малыша, посредством которых он «сообщает» взрослому о своём состоянии, - это первое коммуникативное средство в добровольный период жизни. Впервые недели жизни для новорожденного характерны отрицательные эмоциональные проявления, выражающиеся в крике и хаотических движениях, сопровождающиеся гримасами неудовольствия. Специальные занятия заполняют его короткое бодрствование новым содержанием. Необходимый режим жизни в сочетании с целенаправленным воздействием на зрительно-слуховую анализаторскую систему будет способствовать снижению отрицательных эмоций, переходу к спокойному состоянию, активному восприятию.

Испытывая положительные эмоции, ребёнок сам нередко стремится получать новые впечатления, сопровождая свои действия радостными вокализациями, улыбкой. Он следит за движущимся объектом, поворачивает голову в сторону возникшего звука, всматривается в лицо матери или игрушку. Зрительные и слуховые впечатления: лицо и голос матери, звучащая игрушка – это источник радости для младенца.

Постепенно у малыша складывается представление о взаимосвязи между некоторыми сигналами, которые раннее он воспринимал посредством разных анализаторов (например, видел игрушку и одновременно слышал характерный для неё звук, видел и дотрагивался до предмета). Комплексное восприятие способствует формированию определённых представлений о ближайшем окружении.

Исследования, проведённые в лаборатории воспитания детей раннего возраста (НИИ дошкольного воспитания АПК СССР, показали: первые умения, которыми овладевает младенец - это зрительно-слуховые, ориентировочно-поисковые действия. Именно благодаря быстро формирующимся ориентировочным реакциям, ребёнок начинает познавать действительность, различные изменения в окружающем. Показатель активности - эмоциональное состояние, возникающее при осуществлении действий. Для выработки у детей сенсомоторных умений, формирования положительной эмоциональной реакции необходимо проводить развивающие занятия.

2. Организация деятельности по выявлению влияния предметных действий на развитие эмоций детей раннего возраста.

2.1 Анализ педагогических исследований.

Педагогические исследования были организованы на базе группы раннего возраста МБ ДОУ № 21, г. Батайска. В опытно-экспериментальной деятельности приняло участие 25 человек. Были поставлены задачи:

определить уровень развития эмоций в предметной деятельности детей раннего возраста;

проверить опытным путём влияние предметной деятельности на развитие эмоций детей раннего возраста;

Для реализации поставленных задач я использовала методику «Изучение предметных действий у детей младшего возраста», Урунтаева В. А., Афонькина С. Н. Показатели сформированности предметных действий у детей отражены в «Программе воспитания и обучения детей», автор Васильева М. А. Уровни компетенции ребёнка в предметном мире мы взяли у Крулехт М. В.

Мы использовали проблемно-игровые ситуации. В основе методик – рассматривание и беседа.

Наблюдая за предметной деятельностью детей, мы фиксировали эмоциональное состояние каждого ребёнка. Его умение «считывать» эмоциональное состояние с другого человека и соотнести с причиной, вызвавшей эту эмоцию. При обработке полученных данных мы руководствовались следующими критериями оценивания эмоционального состояния ребёнка:

1-й уровень – ребёнок выслушивает и сразу приступает к выполнению задания, добившись успеха, ребёнок улыбается;

2-й уровень – ребёнок начинает действовать после нескольких повторений, ярко эмоций не выражает;

3-й уровень – приступает к выполнению задания, не дослушав бросает предмет в случае неудачи (агрессия, при малейшем затруднении слёзы.

Уровни компетенции ребёнка в предметном мире мы заимствовали у Крулехт М. В.:

низкий уровень – не владеет видовыми понятиями, ребёнок путает сходные предметы ближайшего окружения, слова обозначающие предметы, их свойства составляют его пассивный словарь.

средний уровень – ребёнок правильно называет предмет ближнего окружения, знает назначение с помощью воспитателя выделяет части предмета.

высокий уровень – ребёнок, устанавливает связи между назначениями предмета, его строением и материалом, из которого сделан предмет. С помощью воспитателя может объяснить почему предмет таков. Поведение ребёнка характеризуется бережным отношением к предметам.

В ходе диагностики мы не только наблюдали за действием детей, но и фиксировали их правильность выполнения, так же обращали внимание на эмоциональное состояние ребёнка. Сравнительный анализ результатов диагностики за 2008–2009г. г. по проявлению эмоций детьми раннего возраста в процессе предметных действий показал, что в начале экспериментальной работы многих детей было трудно заинтересовать, удержать их внимание, то теперь они охотно включаются в предметную деятельность и при этом испытывают массу положительных эмоций. Каждой вещью мы с детьми любовались, определяли цвет, материал из которого он сделан.

Анализ проведённой работы позволяет сделать следующие выводы:

Предметная деятельность вызывает у детей раннего возраста хорошее эмоциональное состояние. Дети ждут игр-занятий по развитию действий с предметами, с радостными возгласами встречают пособия, ранее с ними обыгранные.

• Целенаправленные, методически правильно организованные действия с предметами побуждают к речевой активности.

• Знакомство со свойствами одного и того же предмета (шар) значительно сокращает время ознакомления с другим предметом (кубик, то есть ребенок во втором предмете сразу как бы вычленяет самое существенное, благодаря организованному наблюдению.

• В предметной деятельности ребенок овладевает элементарными способами знакомства с предметами, обучается не только умению различать, но и сравнивать их, то есть от простейших операций на уровне первой сигнальной системы – простое манипулирование – ребенок переходит к целенаправленному манипулированию, основанием которого является вторая сигнальная система – речь.

2.2 Методика организации деятельности с детьми раннего возраста по развитию эмоций в процессе деятельности с предметами.

Исходя из выше сказанного, мы определились в выборе методов по эмоциональному развитию и воспитанию детей раннего возраста:

Общение с ребёнком в совместной деятельности;

Организация развивающих практических и проблемно-игровых ситуаций, обеспечивающих накопление личного опыта поведения;

Инсценировки с игрушками;

Сюжетно-дидактические игры;

Образные игры-имитации.

Предпочтение отдаётся практическим методам организации личного опыта детей, демонстрации примеров культурного общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Развитие самостоятельности, помогает ребёнку при возникающих неудачах добиваться положительного результата, испытывая при этом положительные эмоции. Ребёнок становится увереннее в своих действиях. Например, знакомя детей с кубиком, шариком, я показываю действие. На первых порах, пока ребёнок не овладел тем или иным действием, я не даю предварительного показа, а действую одновременно с детьми: вкладываем в отверстие шарики, катаем их. Это даёт возможность расчленить действия на отдельные фазы и обучить ребёнка каждой из них. Я всегда использую прием показа действия, так как это способствует развитию активного подражания, а это важнейшее условие усвоения детьми знаний и умений.

В процессе действий с предметами ребята учатся обобщать, сравнивать, делать простейший анализ. Мы производим действия с игрушками, требующими большой умственной работы: нанизывать кольца одного размера на стержень, собирать пирамидку из 2-3 контрастных по размеру колец, а впоследствии правильно собирать и разбирать пирамидку. Занимаясь таким интересным делом, дети овладевают понятиями «большой» и «маленький», затем они начинают устанавливать сходства признаков предметов.

Выполняя даже самые простые действия с игрушкой, ребёнок знакомится со свойствами (форма, цвет, материал). В начале второго года жизни малыш начинает ходить. Получив относительную независимость, ребёнок пытается «взять мир в свои руки». Начинается новый этап в развитии руки и мозга – ознакомление с окружающим предметным миром. В этот период мы помогаем ребёнку овладевать предметными действиями, то есть использовать предмет в соответствии с его функциональным назначением. Моя задача научить малыша не просто манипулировать ложкой, а помочь ему выяснить, как можно действовать с ней. Так как наибольшее влияние на развитие мышления ребёнка оказывают соотносящие и орудийные действия, мы учимся соотносить предметы по размеру (величине) и форме.

Насыщенная предметно- развивающая среда группы содержит много дидактического материала: предметы одежды и обуви, посуды, мебели, разнообразные игрушки. Имеется оборудование, дающее возможность экспериментировать с водой, песком, бумагой. Дети очень любят игры с песком, водой, глиной. Это помогает привить ребёнку необходимые гигиенические навыки: мыть руки с мылом, вытирать, поочерёдно массируя все пальцы. Мы стараемся каждую процедуру превратить в радостную и полезную игру. Сначала ребёнок выполняет действия в сотрудничестве со взрослым, а затем самостоятельно, при этом я становлюсь с одной стороны образцом для подражания, а с другой – главным ценителем успехов ребёнка.

Мы рекомендуем родителям учитывать, что улыбаться, смеяться тянуться ко взрослому ребёнок не стал «сам собой». Этому научили его взрослые. Поэтому находящимся рядом с малышом необходимо быть улыбчивым, ласковым – эмоционально понятным. Приобщение к предметному миру в раннем возрасте происходит только при активном участии взрослых и в непосредственном сотрудничестве с ним. Ни один ребёнок раннего возраста самостоятельно никогда не откроет способ действия с самыми простыми предметами – чашкой, ложкой, горшком.

В предметной деятельности происходит быстрое сенсорное развитие. Более тонким становится зрительное, слуховое, тактильное восприятие. Ребёнок к 1,5 годам легко различает резко контрастные формы предметов (шар, куб). Он может правильно среди разных по величине шариков отобрать маленькие в одну коробку, а большие – в другую. Это говорит о том, что ребёнок в своих действиях правильно ориентируется в резко контрастной величине и форме предметов.

Большое внимание в моей работе уделяется обучению разнообразным действиям с предметами и правильному пользованию дидактическими пособиями: пирамиды, вкладные коробки, матрёшки, строительный материал. Без обучения у ребёнка могут подолгу закрепиться примитивные, однообразные действия (берут в рот, стучат, перекладывают). Развитие предметной деятельности от 1,5 до 2 лет усложняется. Многие пособия, которые детям до 1,5 лет давались в занятиях со взрослыми, этим детям даются в самостоятельное пользование. Мы даём ребятам не только резко контрастные по форме и величине предметы, но и развивая более тонкую диффориентацию: учим отличать уже другие геометрические формы (прямоугольник, треугольник, отличать от других и сходные по форме предметы. Показываем детям приемы употребления элементарных предметов – орудий, например, правильное пользование совком, молотком, достать при помощи палки отдалённый предмет.

Постепенно способ действия становится хорошо знакомым ребёнку: он обобщает накопленный опыт и применяет его в различных условиях. Ребёнок стремится к повторению удачных действий, самостоятельно добивается нужного результата. Практическое установление связи между действием и его результатом помогает умственному развитию малыша (д/и «Оденем куклу на прогулку», «Угости куклу чаем» и др.).

Наиболее характерной особенностью поведения детей раннего возраста является двигательная активность, эмоциональность, большой интерес к окружающему, большая потребность в общении. Если ребёнок здоров, сыт, если с ним часто и ласково общаются взрослые и если есть предметы, с которыми он может разнообразно действовать, ребёнок жизнерадостен, бодр, активен, он всё время занят.

Отличительной особенностью поведения ребенка 3-летнего возраста является то, что он действует под влиянием возникающих у него в данный момент чувств и желаний. Они переменчивы, поэтому можно легко привлечь его внимание к какому-то действию, зачастую даже просто «загадочной» интонацией: «А что мы сейчас увидим!». Но удержать интерес детей к какому-либо делу длительное время, в силу тех же причин, трудно. Чувства и желания ребенка, несмотря на их неустойчивость, очень сильны, поэтому выражение чувств носит непосредственный, яркий характер: плач, крик, хлопанье в ладоши, визг, агрессивные жесты, прыжки – то есть ребенок всем существом выражает свое переживание.

В конце 3-го года появляется чувство юмора. Происходит это в результате возникновения необычной комбинации знакомых ребенку предметов и явлений. Например, ребенок громко смеется, видя наряженную в платье танцующую дрессированную собачку или увидев на картинке изображение кошки со шляпой на голове. Однако, у ребенка очень мал жизненный опыт, он не всегда правильно понимает смысл происходящего и часто видит во всем только внешнюю сторону. Например, дети могут смеяться при виде упавшего пожилого человека, оказавшегося в необычном, несколько смешном положении. Задача взрослых, в том числе и моя задача, заключается не только в том, чтобы развивать у малыша радостные эмоции. В специально-организованной деятельности мы рассматриваем проблемы, вызывающие сострадание и огорчение при виде чужого несчастья, чувство стыда и вины за плохой поступок.

С 2-х лет у ребенка начинают формироваться и моральные переживания. Появляется пока еще наивное удовлетворение при выполнении требования окружающих: «Я не ел конфеток, которые ты не позволила есть»,– с гордостью заявляет матери ребенок двух с половиной лет. Заметив неодобрительный взгляд взрослого на засовывание ребенком пальца в рот, малыш тут же прекращает это запрещенное действие, и лицо его заливает краска стыда. Таким образом, эмоции начинают вызываться не только тем, что просто приятно или неприятно, но и тем, что хорошо или плохо, что соответствует или противоречит требованиям окружающих людей. К концу 3-го года жизни у ребенка имеется уже относительно богатая гамма эмоциональных переживаний.

Причиной возникновения отрицательных эмоциональных состояний является недостаточное внимание взрослых к нему. Общение со взрослым не только поддерживает активность и эмоциональное состояние, но и многое даёт для его развития. Умея подражать, ребёнок легко усваивает показываемые взрослым действия с предметами, что развивает его предметную деятельность, которая является основным видом деятельности детей раннего возраста.

Я постоянно взаимодействую с родителями детей, помогаю им стать активными участниками педагогического процесса. С помощью консультаций я рекомендую целесообразное содержание детской деятельности дома, необходимые игры и игрушки, а также книги.

В нашей группе создан альбом «Моя семья». Работа в группе начинается со знакомства с семьями воспитанников посредством анкетирования. Однако, собранные анкеты не дали полного представления о семье и, главное – недоступны детям. Поэтому каждой семье предлагается заполнить свою страничку. Дети с радостью показывают фото своих близких, рассказывают о домашних питомцах. В течение года альбом постепенно пополняется новыми страничками. Страницы оформляются ко дню рождения каждого ребенка. Разработан перспективный план бесед и консультаций для родителей.

Заключение

В заключение необходимо отметить, что эмоции это неизведанный объект, который нельзя отнести к чувствам, так как это сиюминутное явление. На сегодняшний день в психологии в сфере эмоций начинаются глобальные исследования, так как это задатки чувств. И речь идет о том, как человек эмоционально реагирует на предложенные жизнью обстоятельства. Мы привыкли говорить о том, что мы радуемся, боимся, сердимся – все эти действия выражают состояние нашей души. Раньше эмоциональные состояния приравнивались к чувствам, но как говорят последние исследования в этой теме – эмоции это предшествующее состояние. В начале, мы эмоционально реагируем, а потом у нас возникает какое-то чувство. Поэтому мне и захотелось заняться этой проблемой, и каким-то образом объяснить состояние человеческих эмоций. Для своей работы я взяла ранний возраст. В этом возрасте очень ярко обнажены все эмоциональные состояния.

Значение проблемы эмоций едва ли нуждается в обосновании. Какие условия и детерминанты не определяли бы жизнь человека, внутренне, психологически действенными они становятся лишь в том случае, если им удается проникнуть в сферу его эмоциональных отношений. Преломиться, и закрепится в ней. Констатируя в человеке пристрастность, без которой немыслим ни один шаг. Эмоции со всей очевидностью обнаруживают свое влияние на производстве и в семье, в познании и искусстве, в педагогике и клинике, в творчестве и в душевных кризисах человека. Такая универсальная значимость эмоций должна являться надежным залогом, как повышенного интереса к ним, так и сравнительно высокой степени их изученности. Внимание исследователей стало постепенно ограничиваться сравнительно узким кругом проблем, таких как: выражение эмоций, влияние отдельных эмоциональных состояний на деятельность. Сегодня же эта проблема как никогда более актуальна.

Посредством обучения, то есть правильного подбора дидактического материала, использования методических приёмов, действенного и наглядно- действенного показа можно научить ребёнка действовать с предметами. Чем более разнообразно использует ребёнок способы чувственного познания, тем полнее его восприятие, тоньше ощущения, ярче эмоции, а значит успешнее деятельность.

Библиография

1. Бабаева Т. А., Грядкина Т. С. «Младший дошкольник в детском саду»

Детство –Пресс 2006

2. Бондаренко Т. М. «Комплексные занятия в первой младшей группе»,

Учитель 2003

3. Белкина Л. В. «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ»

Учитель 2004

4. Янушко Е. А «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста»

Москва 2006

5. Кистяковская А. «Развитие действий у детей младшего возраста»,

Москва 2006

6. Смирнова Е «Игры, развивающие мышление в младшем возрасте»,

Москва 2005

7. Павлова Л. «Значение развития движения рук», Москва 2006

8. Кошелева Л. Д. «Эмоциональное развитие ребенка», Москва 2006

9. Колесникова О. В. «Развитие ребенка от двух до трех» школьная пресса 2007

10. Лягина Г. «Микромир ребенка», Москва 2006

11. Павлюк К «знакомство малыша с окружающим миром», 2008

Учитель 2006

12. Аванесова В. «О занятиях с детьми раннего возраста» д/в 1964 №6

Перспективный план работы

по ознакомлению детей раннего возраста с предметным миром

месяц 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя

сентябрь Рассматривание картин по теме «Школа».

Пальчиковая игра «Семья» Знакомство с предметами осенней одежды и обуви.

Рассматривание картин «Осенние пейзажи» Развлечение

«Бабушка Арина в гости к нам пришла» Знакомство с предметной средой группы «Наша группа»

Рассматривание игрушек

октябрь Экологическая игра «Знакомство с фруктами» Знакомство с овощами

«Угадай на ощупь» Рассматривание картин на тему «Ягоды, Грибы» Знакомство с домашними животными и их детенышами

Д/и «Найди свою маму»

ноябрь Знакомство с дикими животными

Д/и «Найди свой дом» Д/и «Оденем куклу на прогулку» Рассматривание картин на тему «Поздняя осень» Ознакомление с комнатными растениями

декабрь Знакомство с предметами зимней одежды «Волшебный квадрат» Воскобович В. В. Рассматривание елки, украшенной игрушками Игры – эксперименты с водой

январь --- Игры –эксперименты с бумагой «Снеговики» Д/и «Посуда» Чтение и разыгрывание потешек

февраль Д/И «Магазин Продуктов» Рассматривание картин «Наша Армия» Д/и «Найди предмет по описанию» Наблюдение за рыбками

март «Открытка для мамы» Игры с песком и водой Инсценировка «Как у нашего кота» Д/и «Разложи по цвету»

апрель Беседа на тему «Почта» Рассматривание картин «Космос» Д/и «Покатаем кукол на машине» Конструирование «Транспорт»

май Д/и «Бабочка-лети» Чтение стихов о Победе Д/и «Угостим куклу вкусным обедом» Д/и «Наши куклы собираются на дачу»

Публикации по теме:

Подсолнухи руками детейПодсолнухи руками детей Для успешного овладения детьми изобразительной деятельностью и развития их творчества необходимо помнить об общих для всех возрастных групп.

Сенсорное панно для малышей «Дружба»Сенсорное панно для малышей «Дружба» С первых шагов малыш познает наш огромный мир. Начальная ступень этого познания - чувственный опыт. Ребенок смотрит, обоняет, осязает предметы,.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Тело, организм, эмоции
  • Тело, организм, эмоции
Автор публикации:
Влияние предметных действий на развитие эмоций у детей раннего возраста
Опубликовано: 26 ноября 2012 в 10:51
+7
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Мастер-класс коллективная работа с детьми «Елочка»
Вот и наступила прекрасное время года - зима. И дети и взрослые рады первому снегу. На улице снежок укрыл белым покрывалом дома и деревья. И все мы...
Фото отчёт занятия по рисованию с элементами аппликации «Белый медведь и северное...
Добрый день, дорогие друзья, коллеги и гости моей страницы! Представляю Вашему вниманию фото отчёт занятия по рисованию с элементами аппликации "Белый...
Дополнительная общеразвивающая программа «Смышленыш». Пояснительная записка.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1. Направленность дополнительной образовательной программы - познавательная. Дополнительная образовательная программа «Смышленыш»...
Дидактическое пособие «Пенал со счётным материалом»
Пособие сделано для детей второй младшей группы. Но его можно использовать и в работе с более старшими дошкольниками. Оно удобно для использования в...
«Раскрасавица Зима, очень любим мы тебя!» — отчет о зимней прогулке в старшей группе
Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию зимнюю прогулку в стихах. Как только выпал первый снег, мы с детьми отправились на участок, чтобы поиграть...