Папки-передвижки

Внеклассное чтение басни И. А. Крылова «Кукушка и петух»

Белканова Татьяна Владимировна
Внеклассное чтение басни И. А. Крылова «Кукушка и петух»

Внеклассное чтение на тему :

Басня И. А. Крылова «Кукушка и петух».

Цель:

- прививать детям любовь к чтению, познакомить учащихся с биографией

И. А. Крылова и его творческой деятельностью, научить понимать творчество писателя; - познакомить учащихся с новой басней И. А. Крылова;

- вспомнить другие, изученные ранее

- создавать на занятии благоприятный психологический микроклимат, способствующий раскрытию личностных качеств каждого учащегося.

Задачи:

Образовательные:

Публикация «Внеклассное чтение басни И, А, Крылова „Кукушка и петух“» размещена в разделах

- познакомить учащихся с новой басней И. А. Крылова; вспомнить другие, изученные ранее;

- продолжать формировать умение определять басню, как жанр литературы по характерным признакам, находить мораль в произведении, делать выводы для себя; - углубить познания детей в творчестве И. А. Крылова, расширять представление учащихся о баснях Крылова;

- учить "видеть" и чувствовать за строками произведений глубокий смысл басни.

Коррекционно – развивающие:

- развивать мыслительную деятельность и речь на основе объяснения басен;

- развивать умение выражать свои мысли посредством выразительного чтения; - развивать навык ориентирования в тексте.

Воспитательные:

- воспитывать эмоциональное восприятие литературного произведения;

- воспитание культурного и эстетически грамотного гражданина.

Оборудование: портрет И. А. Крылова, портрет Н. В. Гоголя, выставка рисунков, наглядно – дидактический материал, картинка солнышко, словарные слова, толковый словарь С. И. Ожегова, мультимедийная презентация.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

(слайд 1)

Воспитатель:

- Здравствуйте ребята. Улыбнитесь, подарите друг другу свои улыбки. Ведь, улыбка располагает к приятному общению.

- Мне сегодня хочется всем вам подарить «Солнышко». Пусть оно вас согреет, создаст хорошее настроение и настроит вас на плодотворную работу. - Давайте будем передавать это солнышко со словами: «Я дарю тебе это солнышко и желаю…»

(воспитанники передают друг другу солнышко с хорошими пожеланиями, когда оно дойдет до воспитателя, его вывешивают на доску).

- Давайте все вместе проговорим приветствие и настроимся на работу.

2. Психологический настрой.

Артикуляционная пауза: Глазки смотрят и видят. Ушки слушают и слышат. Сначала думаю, а потом говорю. Помню, что в группе я не один. Умею слушать мнения других.

Воспитатель:

- Ребята, запомните, кто много читает, тот многое знает.

3. Сообщение темы и целей занятия.

- Вы учитесь в школе для того, чтобы стать умнее, узнать что-то новое и важное о себе и о людях. Сегодня нам в этом поможет один дедушка.

(слайд 2)

- В Санкт-Петербурге в Летнем саду стоит памятник: сидит человек с грустным и умным лицом, смотрит вдаль, а вокруг него – лисы, обезьяны, ослы, львы и другие животные.

- Догадались кто этот человек? Посмотрите на этот памятник.

(это И. А. Крылов и герои его произведений).

Воспитатель:

- Верно, дедушка Крылов, как его часто называли.

- А как вы думаете, почему животные являются основой этого памятника? (потому что животные подняли Крылова на высоту славы)

(слайд 3)

- Посмотрите на портрет И. А. Крылова. Каким он представляется вам по характеру?

(открытое лицо, проницательные глаза, доброго, трудолюбивого и очень мудрого человека).

(слайд 4)

- Верно, мудрый и образованный человек. Знаменитый русский писатель

Н. В. Гоголь писал: «Его притчи – достояние народное и составляют книгу мудрости самого народа».

(слайд 5)

- И. А. Крылов родился 2 февраля 1769 года в столице нашей Родины - Москве.

А 9 ноября 1844 года И. А. Крылов скончался. Был похоронен в Петербурге. - Ребята, посмотрите на годы его жизни и скажите, сколько лет прожил писатель? (И. А. Крылов прожил 75 лет.).

- В каком веке жил писатель?

(в восемнадцатом и до середины девятнадцатого века)

(слайд 6, 7)

- Верно, а сейчас один из вас прочитает нам вслух краткую биографию писателя. (чтение биографии писателя)

- И. А. Крылов родился 2 февраля в Москве в семье бедного армейского капитана. Жизнь Крылова в детстве сложилась так, что ему не пришлось даже учиться в школе.

С раннего детства ему пришлось зарабатывать себе на жизнь. Но стремление к образованию у него было настолько сильным, что он самоучкой овладел языками, математикой и стал высокообразованным для своего времени человеком. В 17 лет он уже написал несколько комедий, а в 19 лет публикует первые свои басни. Русский писатель, баснописец, академик Петербургской Академии Наук (1841). Издавал сатирические журналы "Почта духов" (1789) и др. Писал трагедии и комедии, оперные либретто. В 1809 — 1843 году создал более 200 басен, проникнутых демократическим духом, отличающихся сатирической остротой, ярким и метким языком. В них обличались общественные и человеческие пороки).

Воспитатель: (закрепление) - Дедушка Крылов, был добрым человеком. Читая его произведения, так и кажется, что они написаны не почти два века назад, а сегодня. В них осуждаются человеческие пороки: невежество, хвастовство, глупость, тщеславие. Крылов считал, что дружба помогает избавиться от житейских невзгод и потрясений. Превыше всего он ценил честность, верность, правду и выступал против предательства, угодничества. Он боролся с недостатками и пороками, которые мешают жить в мире, согласии и счастье. Его оружием были басни – маленькие произведения, которые учат жить по справедливости.

- Ребята, а скажите, какие виды жанров вы знаете?

(сказка, фольклор, рассказ, комедия, былина, басня)

4. Работа с толковым словарем С. И. Ожегова.

(слайд 8)

- Что же такое басня? (ответы детей)

- Найдите в толковом словаре, какое определение дает С. И. Ожегов слову -басня.

Басня (по Ожегову) - краткое иносказательное, нравоучительное стихотворение, рассказ.

- Ребята, а давайте скажем своими словами, что же такое басня? Дадим свое определение басни.

(басня – это небольшое произведение, написанное стихами, в котором высмеиваются недостатки людей: хитрость, ложь, жадность, глупость).

- Вы совершенно правы, басня — это короткий нравоучительный рассказ в прозе или стихах, с иносказательным смыслом.)

- Что же такое иносказание? Это новое слово, давайте познакомимся с ним.

(слово вывешивается на доске)

(Иносказание – так называется приём, когда изображают животных, а имеют в виду людей).

- Кто действующие лица басни?

басне главные лица это – животные).

– В чем заключен главный смысл басни?

(в морали.)

– Что же такое мораль?

(мораль – нравоучение в баснях.) - Мы уже с вами изучали некоторые басни, вот эти предметы помогут вам вспомнить их.

(слайд 9)

Бюро находок.

– В баснях потерялись предметы. Посмотрите и скажите, из какой они басни?

Сыр – “Ворона и лисица”.

- Назовите персонажей. Что осуждается в басне?

Зеркало – “Зеркало и обезьяна”

- Назовите персонажей. Что осуждается в басне?

Очки – “Мартышка и очки”

- Назовите персонажей. Что осуждается в басне?

(высказывание детей)

- Какие еще басни И. А. Крылова вы знаете? Назовите их.

(слайд 10)

5. Сообщение темы занятия.

- Для того чтобы узнать, какую басню мы сегодня с вами будем читать на нашем внеклассном чтении, вы должны отгадать загадки.

Кто на еле на суку

Счет ведет «Куку… Куку (кукушка).

Хвост с узором

Сапоги со шпорами

Песни распевает

Время считает (петух).

- Догадались, как называется эта басня?

(басня называется «Кукушка и Петух»).

(слайд 11)

- Правильно ребята. Басня И. А. Крылова «Кукушка и Петух» была напечатана впервые в 1834 году. Впервые опубликована в издании

«Сто русских литераторов».

- Посчитайте и скажите сколько лет этой басни?

(Этой басне 182 года).

6. Знакомство с басней.

- Послушайте басню И. А. Крылова «Кукушка и Петух».

(дети слушают басню в записи и следят по тексту).

7. Первичное восприятие прочитанного текста под фонограмму.

- Назовите всех персонажей басни?

(главные персонажи этой басни - Кукушка, петух и воробей)

- Назовите главных героев басни?

(Кукушка и Петух – главные герои басни).

- Расскажите, как Кукушка и Петух хвалят друг друга?

(они делают друг другу комплементы, как хорошо они поют и как хорошо они выглядят).

8. Дыхательная гимнастика.

- Ребята, у каждого мастера есть особые инструменты, с помощью которых он работает. У чтеца тоже есть особые «инструменты», помогающие ему радовать слушателей своим чтением. Это дыхание, голос и дикция. Давайте, подготовимся с вами к выразительному чтению басни по ролям.

- Представим себе, что на наши ладошки упали листочки. Вы полюбовались их красотой и решили отпустить их на волю. Наберите, пожалуйста, воздух в лёгкие. И сдуньте листочки с руки. Ребята, повторите это упражнение три раза.

- А теперь, ребята, давайте представим цветные шарики надуем их и украсим класс. Вдыхаем носом - выдыхаем ртом, пока шарик не надулся.

(имитация надувания)

- Подуйте на маленькую свечку

- Подуйте на большую свечку. Закончили.

9. Выразительное чтение басни учащимися по ролям. - Подумайте и скажите, с какой интонацией нужно читать слова автора? (спокойно).

- Петуха и Кукушки?

(льстиво).

- Воробья?

(насмешливо).

- Передайте при чтении восхищение и Кукушки друг другом и конечно же насмешку в словах воробья.

10. Работа с текстом басни.

- В этой басне так же, как и в других есть устаревшие или непонятные слова. - Давайте найдем в тексте эти слова прочитаем их, и попробуем заменить более понятными, т. е. подберём к ним синонимы.

(ребята находят слова в тексте, зачитывают и проговаривают слова вслух, цепочкой).

- А что же такое синонимы? Новое слово для вас. Дадим ему определение.

Синонимы - это слова различные по звучанию, но одинаковые или близкие по смыслу и значению.

Словарная работа:

(работа у доски, подобрать к словам, слова близкие по смыслу (синонимы) (ребята поочередно встают и выполняют это задание)

Кум - крёстный отец.

Отколь – откуда.

Невелички – маленькие.

Ссылаюсь,сослаться - указать на кого-либо.

Протяжно – длительно.

Божусь – клянусь. Промолвил – сказал.

- Молодцы, ребята задание выполнили правильно.

- Как Петух обращается к Кукушке?

- Найдите слова в тексте и прочитайте. - А как Кукушка обращается к Петуху?

- Найдите и прочитайте, как персонажи отзываются о голосе и пении друг друга, как хвалят друг друга?

- Рассмотрите, как выглядит Кукушка в действительности?

- Опишите ее по внешнему виду.

(Дети описывают кукушку по рисунку) - Можно ли Кукушку назвать самой красивой птицей леса?

- Как Петух обращается к Кукушке? Найдите слова и прочитайте.

(“Во всём лесу такой певицы нет. Поёт как соловей”. (Нет. Она только кукует).

– А кто из вас когда – нибудь слышал голос кукушки? (прослушивание записи с голосом кукушки).

- А как Кукушка обращается к Петуху?

- А Петух, он действительно поёт громко, важно, лучше райской птички?

(он только кукарекает).

(запись с голосом петуха)

- Что сказал об их пении воробей? Прочитайте.

(Друзья! Хоть вы охрипните, хваля друг дружку, -

Всё ваша музыка плоха!”)

- Какими качествами вы наделите Кукушку и Петуха?

(хитрые, льстивые, склонные к лести, неискренние, лживые).

- В каких строчках заключена главная мысль басни? В чём её мораль?

(За что же, не боясь греха,

Кукушка хвалит Петуха?

За то, что хвалит он Кукушку)

- Скажите, какие плохие качества людей осуждаются в этой басне?

(лесть).

- А что такое лесть? Найдите и прочитайте это слово в толковом словаре. («Лесть» - лицемерное, угодливое восхваление.)

- Если вы встретите людей, которые льстят ради своей выгоды, кого из персонажей басни они вам напомнят?

(кукушку).

- Мы прочитали басню, и сделаем для себя ВЫВОД, какой, что И. А. Крылов даёт возможность читателям понять, что верить льстецам нельзя, лесть очень привлекательна, но очень опасна …гнусна и вредна.).

11. Мультипликационный фильм.

- А сейчас, мы посмотрим мультфильм «Кукушка и петух», и после просмотра сделаем вывод.

- Так, что же высмеивает И. А. Крылов в басне «Кукушка и Петух»?

(кумовство, лесть, изворотливость, лукавство).

– Нужно ли изучать басни?

- Считаете ли вы, что басни И. А. Крылова устарели?

- Язык басен легкий, простой, запоминаются они хорошо, особенно начало или конец, в которых чаще всего бывает выражена основная мысль. Людям свойственно видеть недостатки окружающих, а свои не замечать. И несут люди по жизни то, что узнали из таких, казалось бы, простеньких крыловских басен.

- Стали ли вы мудрее?

- Молодцы, ребята. Всем, спасибо.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «История басни как жанра» «Мораль сей басни такова.» «Мораль сей басни такова…» – это выражения нам всем не только хорошо известно, но и понятно. Причина очевидна:.

Итоговое занятие в подготовительной группе «Наши любимые басни»Итоговое занятие в подготовительной группе «Наши любимые басни» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Конспект НОД по чтению художественной литературы по ненецкой народной сказке «Кукушка» Конспект НОД по образовательной области «Художественная литература» в старшей логопедической группе «Радуга» дата: март 2018г. воспитатель:.

Конспект НОД по развитию речи с элементами моделирования. Чтение русской народной сказки «Кот, петух и лиса» Тема: чтение русской народной сказки «Кот, петух и лиса» Цель: формирование умения использовать метод моделирования на занятии по развитию.

Сценарий осеннего праздника по мотивам басни И. А Крылова «Стрекоза и муравей»Сценарий осеннего праздника по мотивам басни И. А Крылова «Стрекоза и муравей» Цели и задачи: Развивать музыкальные способности детей в исполнении песенно- танцевального репертуара; прививать желание активного участия.

Сценарий басни И. А. Крылова «Ворона и Лисица» Сценарий басни Ивана Андреевича Крылова «Ворона и Лисица». Сцена: звучит русская народная музыка (балалайка): - с одной стороны сцены.

Сценарий осеннего утренника в старшей группе по мотивам басни И. А. Крылова «Стрекоза и муравей» Ведущая 1 Как здорово! Гости уже наши в сборе, Сидят в ожидание своих дошколят. А зал наш, как Осень, в красивом уборе И яркими красками.

Урок по предмету «Альтернативное чтение» для учащихся с УУО «Чтение слогов и слов с буквой Ц, ц». 8 класс Урок «Альтернативное чтение» Тема: Чтение слогов и слов с буквой Ц,ц. Цель: формировать навыки правильного чтения слогов и слов. Задачи:.

Сценарий осеннего праздника по мотивам басни Крылова «Стрекоза и муравей»Сценарий осеннего праздника по мотивам басни Крылова «Стрекоза и муравей» Воспитатель. Здравствуйте, гости дорогие! Веселья вам и радости! Давно мы вас ждем – поджидаем, праздник свой осенний начинаем. Позабудьте.

Занятие по речевому развитию во второй младшей группе по ненецкой сказке «Кукушка» Тема: Печальная история как кукушка покинула свое гнездо. Задачи: познакомить ребят с ненецкой сказкой «Кукушка»; продолжить развивать умение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Внеклассное чтение басни И. А. Крылова «Кукушка и петух»
Опубликовано: 10 декабря 2018 в 18:54
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД