Папки-передвижки

Взаимодействие музыкального руководителя и логопеда в коррекционном детском саду

Зульфия Мешкова
Взаимодействие музыкального руководителя и логопеда в коррекционном детском саду

«Если говорить вам сложно –

музыка всегда поможет

Успех коррекционного обучения детей с общим недоразвитием речи во многом зависит от того, насколько четко организовано взаимодействие всех педагогов дошкольного учреждения. Целью специального обучения является преодоление или компенсация речевого нарушения. Важнейшей предпосыл-кой в решении коррекционных задач является создание специальных условий, стимулирующих развитие ребенка.

Публикация «Взаимодействие музыкального руководителя и логопеда в коррекционном детском саду» размещена в разделах

Дети, страдающие нарушениями речи, имеют следующие особенности развития:

- нарушения общей, мелкой и артикуляционной моторики;

- психомоторное развитие отстает от возрастной нормы (дети часто «неуклюжи», с трудом ориентируются в пространстве, их движения плохо координированы);

- нарушение артикуляционной моторики (ограниченность, неточность или слабость движений подвижных органов артикуляции – языка, мягкого неба, губ, нижней челюсти). Это приводит к дефектному произношению, об-щей невнятности и смазанности речи.

- нарушение психических процессов и свойств, проявляющееся в не-достаточном развитии восприятия, внимания и памяти. У детей с ОНР нару-шены процессы возбуждения и торможения (замедленное включение в дея-тельность, недостаточная заинтересованность);

- недостаточное личностное развитие ребенка (самосознание, само-оценка, взаимоотношения с окружающими людьми, мотивация, волевые процессы).

- слабо развито дыхание: недостаточный вдох и выдох, выдыхаемый воздух распределяется неравномерно. Зачастую дети дышат прерывисто от-того, что они не умеют управлять своим дыханием.

Успешное преодоление ОНР у детей в специальных группах возможно при создании личностно-ориентированного взаимодействия всех специали-стов ДОО на интегрированной основе. Вокруг ребенка совместными дейст-виями различных специалистов создается единое коррекционно-образовательное пространство и речевая среда.

В коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефекта-ми речи, положительную роль играют совместные занятия проводимые лого-педом и музыкальным руководителем, являющие собой систему, включаю-щую движение, музыку и речь. В данном случае кроме коррекционных целей достигается повышение эффективности в развитии как неречевых так и рече-вых функций, что способствует более интенсивной адаптации детей.

В ходе проведения таких занятий развитие речи происходит с помощью синтеза слова, движения и музыки. Движение помогает ребенку осмыслить слово. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей, активизируют их познавательную деятельность, эмоциональную сферу, по-могают адаптироваться к условиям внешней среды.

Интегрированные коррекционные музыкально-логопедические занятия, устраняют нарушенные речевые функции ребенка и развивают его функцио-нальные системы: голосовую функцию, артикуляционный аппарат, дыхание, произвольное внимание, процессы запоминания и воспроизведения речевого и двигательного материала.

Взаимодействие логопеда и музыкального руководителя осуществляет-ся по двум направлениям:

- коррекционно-развивающее;

- информационно-консультативное.

При осуществлении своей работы логопед и музыкальный руководи-тель должны учитывать :

• структуру речевого нарушения;

• индивидуальный подход к каждому ребенку на фоне кол-лективной деятельности;

• закреплять знания, умения и навыки, приобретенные на ло-гопедических занятиях;

• всесторонне развивать личность каждого дошкольника.

Музыкальный руководитель и логопед должны предъявлять единые требования при проведении совместных занятий с детьми.

Принципы построения совместных занятий:

1. Занятия строятся на основе общих положений коррекционно-педагогической работы с дошкольниками, имеющими отклонения в развитии

2. Занятия проводятся систематически т. к. только при этом условии у дошкольников формируются и закрепляются правильные двигательные ди-намические стереотипы.

3. Принцип всестороннего воздействия

4. Принцип доступности и индивидуального подхода. Содержание и дидактические приемы проведения совместных занятий подбираются и вне-дряются дифференцированно, сообразно возрасту детей, структуре и составу речевых нарушений.

5. Принцип наглядности.

6. Принцип постепенного усложнения двигательных, речевых и му-зыкальных заданий.

Задачи совместной работы музыкального руководителя и логопеда

при проведении коррекционно-образовательной работы :

Оздоровительные Образовательно-воспитательные Коррекционные

- Укреплять костно-мышечный аппарат.

- Развивать дыхание.

- Развивать координацию движений и моторные функции.

- Формировать правиль-ную осанку. - Обогащение словаря дошкольников с ОНР по разработанным совместно с логопедом лексическим темам;

- Воспитывать и развивать чувство ритма, способность ощущать в музы-ке, движениях ритмическую вырази-тельность.

- Формировать способность воспри-ятия музыкальных образов.

- Совершенствовать личностные ка-чества, чувство коллективизма. - Развивать речевое ды-хание.

- Развивать артикуля-ционный аппарат.

- Формировать просо-дические компоненты речи.

- Развивать фонемати-ческое восприятие.

- Развивать грамматиче-ский строй и связную речь.

При этом каждый из субъектов коррекционно-развивающей работы осуществляет развитие следующих направлений:

Учитель-логопед :

• постановка диафрагмально-речевого дыхания;

• укрепление мышечного аппарата речевых органов средст-вами логопедического массажа;

• формирование артикуляторной базы для исправления не-правильно произносимых звуков;

коррекция нарушенных звуков, их автоматизация и диффе-ренциация;

• развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза;

• совершенствование лексико-грамматической стороны речи;

• обучение умению связно выражать свои мысли;

• обучение грамоте, профилактика дисграфии и дислексии;

• развитие психологической базы речи;

• совершенствование мелкой моторики;

развитие основных компонентов звуковой культуры речи: интонации, ритмико-мелодической стороны;

логопедизация занятий и режимных моментов.

Музыкальный руководитель :

Развитие и формирование:

• слухового внимания и слуховой памяти;

• оптико-пространственных представлений;

• зрительной ориентировки на собеседника;

• координации движений;

• умения передавать несложный музыкальный ритмический рисунок.

• правильного речевого и певческого дыхания, изменение си-лы и высоты голоса в зависимости от контекста;

• темпа и ритма дыхания и речи;

• орального праксиса;

• просодики;

• фонематического слуха.

• обогащение музыкальных впечатлений детей при знаком-стве с разнообразными музыкальными произведениями;

• развитие навыков в области слушания музыки, пения, му-зыкально-ритмического движения, игры на детских музыкальных ин-струментах.

Формы и виды взаимодействия музыкального руководителя с учителем-логопедом.

• План взаимодействия музыкального руководителя и учителя-логопеда на учебный год.

• Журнал взаимодействия.

• Совместный подбор методической литературы, пособий и репер-туара.

• Участие учителя-логопеда в подготовке и проведении тематиче-ских развлечений, праздников, открытых занятий в ДОО.

• Составление картотек речевых игр, игр со словом и т. д.

• Выступление музыкального руководителя на педагогических со-ветах на темы, касающиеся коррекционных упражнений, игр со словом, пения и т. д. для профилактики речевых нарушений у воспитанников.

• Использование на музыкальных занятиях : логопедических распе-вок, речевых игр, логоритмических упражнений, игр со словом, пальчи-ковых игр, музыкально-ритмических движений с пением, поговорок, не-былиц, считалок, скороговорок, музыкально-дидактических игр со сло-вом, потешек, частушек, загадок, стихов, инсценировок сказок и песен, вокально-хоровая работа.

Координационный план проведения совместных занятий

Педагогические

задачи Логопед Музыкальный

руководитель

Развитие мелкой моторики Упражнения с различным дидактическим материалом.

Пальчиковые игры. Игра на детских музы-кальных инструментах.

Танцевальные движения.

Театр с использованием кукол бибабо

Развитие мимики Массаж лица.

Гимнастика мимических мышц.

Произвольное формирование определен-ных мимических поз.

Связь мимики с интонацией Развитие выразительно-сти в пении и танце

Развитие речевого дыхания Скороговорки. Упражнения на поддувание. Дифференциация ротового и носового дыхания. Выработка нижнедиафрагмального дыхания Использование музы-кальных духовых инст-рументов. Распевки. Уп-ражнения на дыхание в танце.

Развитие голоса Звуковая гимнастика. Упражнения на раз-витие гибкости мягкого неба Хоровое пение.

Движения с речью под музыку.

Использование характер-ных ролей.

Развитие фонема-тического слуха Чтение стихотворений с выделением фо-нем. Различение фонем, близких по спосо-бу и месту образования и акустическим признакам. Воспитание акустико-артикуляционного образа звука. Формиро-вание контроля за речью через акустиче-ский контроль. Использование попевок. Хоровое и индивидуаль-ное пение. Музыкально-ритмические движения.

Развитие артикуля-ции Упражнения с зеркалом.

Артикуляционная гимнастика.

Чистоговорки.

Массаж артикуляционного аппарата (индивидуально) Разучивание и пение пе-сен. Пение песен со зву-коподражанием

Развитие граммати-ческого строя речи Формирование навыков словообразования и словоизменения.

Преодоление аграмматизма Разучивание текстов пе-сен. Драматизация.

Музыкальные спектакли, инсценировки.

Кукольный театр.

Развитие словаря Развитие понимания различных речевых структур и грамматических форм.

Развитие номинатного, предикативного и адъективного словаря. Пополнение словаря му-зыкальной терминало-гоией.

Обогащение словаря в процессе занятий.

Развитие диалоги-ческой речи Формирование навыков составления диа-лога Драматизация.

Кукольный театр и кук-лы бибабо. Музыкальные спектакли.

Развитие моноло-гической речи Развитие у ребенка желания говорить.

Воспитание навыков овладения монологи-ческой речью. Разучивание текстов пе-сен

Развитие коммуни-кативных навыков Психологические этюды и коммуникатив-ные игры Участие детей в музы-кальных представлениях.

Список литературы:

1. Боромыкова О. С. Коррекция речи и движения с музыкальным сопро-вождением, комплекс упражнений по совершенствованию речевых на-выков у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи – СПб., 1999.

2. Власова Т. М., Пфафенродт А. Н. Фонетическая ритмика – М., 1997.

3. Волкова Г. А. Логорпедическая ритмика – М., 1985.

4. Литвинова М. Ф. Русские народные подвижные игры – М., 1996.

5. Лопухина И. С. Логопедия – речь, ритм, движение – СПб., 1997.

6. Дурова Н. В. Фонематика – М., 2002.

7. Микляева Н. В., Полозова О. А., Родионова Ю. Н. Фонетическая и лого-педическая ритмика в ДОУ – М., 2006.

8. Крупа-Шушарина С. В. Логопедические песенки – Ростов-на-Дону, 2010.

9. Гавришева Л. Б., Нищева Н. В. Логопедические распевки – СПб., 2005.

10. Лукина Л. А., Сарычева И. Ф. Конспекты логоритмических занятий с детьми младшего возраста – СПб., 2008.

11. Щербакова Н. А. От музыки к движению и речи. Выпуски 1-4 – Москва, 2000.

12. Картушина М. Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми от 2-6 лет (3 книги) – Москва, 2007.

13. Воронова А. Е Логоритмика в речевых группах ДОУ – Москва, 2006.

14. Алифанова Е. А., Егорова Н. Е. Логопедические рифмовки и миниатюры – М., 2001.

15. Рычкова Н. А Логопедическая ритмика – М., 2000.

16. Гоголева М. Ю. Логоритмика в детском саду – Ярославль, 2006.

17. Гудимов В. П., Лусинян А. А., Ананьева О. П. Поющая азбука – М., 1998.

18. Арсеневская О. Н. «Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду» – Волгоград, 2010.

Методическая копилка

Речедвигательные игры.

1. «Листья».

«Листья осенние тихо кружатся, (Кружатся на носочках, руки в стороны.)

Листья нам под ноги тихо ложатся (Приседают)

И под ногами шуршат, шелестят, (Движения руками вправо-влево.)

Будто опять закружиться хотят». (Поднимаются, кружатся)

2. «Снегири». Н. Нищева

«Вот на ветках, посмотри, (4 хлопка руками по бокам.)

В красных майках снегири. (4 наклона головы в стороны.)

Распушили перышки, (На первое слово каждой строки –

Греются на солнышке. частое потряхивание руками. На

второе – один хлопок по бокам.)

Головой вертят, (По 2 поворота головы на каждую

Улететь хотят. строку.)

- Кыш! Кыш! Улетели! (Дети разбегаются по залу,

За метелью! За метелью!» взмахивая руками как крыльями.)

3. «Маме надо отдыхать».

Движения выполняются соответственно каждой части: на тихую музыку – движения на носках; на громкую – движения на пятках. Игра сопровождается пением:

«Маме надо отдыхать,

Маме хочется поспать.

Я на цыпочках хожу,

Маму я не разбужу».

Дети движутся по кругу друг за другом на носочках. В кругу сидит «ма-мочка» - это может быть воспитатель. Проигрыш: ходьба на носках по всему залу в разном направлении. С началом новой музыкальной фразы дети снова собираются в круг и на слова:

«Тук-тук-тук, тук-тук-тук,

Раздается пяток стук.

Мои пяточки идут,

Прямо к мамочке ведут» -

Выполняют следующие движения: повернувшись лицом к стулу, где спит «мама», движутся к ней, топая ногами.

С последними словами дети сходятся у стула, где спит «мама». «Мама» просыпается и шутливо догоняет детей.

4. «Клен». С. Коган

«За окном сосулька тает, (Дети стоят лицом в круг. 4 прыжка

на носочках, руки на поясе.)

Ветер тучи рвет в клочки. (Руки вверх, наклоны туловища в

стороны.)

Разжимает, разжимает (Руки перед грудью, локти опущены

Клен тугие кулачки. вниз; медленно разжимают кулачки.)

Прислонился он к окошку. (4 прыжка.)

И, едва растает снег, (Наклоны.)

Мне зеленую ладошку (Поворачиваются лицом друг к другу,

Клен протянет раньше всех». протягивают друг другу правые руки

- рукопожатие.)

5. «На лужайке». А. Прокофьев

«На зеленой на лужайке (Дети стоят лицом в круг, изображают

Заиграла балалайка. игру на балалайке.)

Заиграла дудочка, (Изображают игру на дудочке.)

Дудочке-погудочке.

В сарафане красненьком (Пляшут.)

Заплясала Настенька».

6. «Дождик».

К нам на длинной тонкой ножке (Прыжки на одной ноге по кругу.)

Скачет дождик по дорожке.

В лужице – смотри, смотри! - (Дети стоят лицом в круг, ритмичные

Он пускает пузыри. Приседания.)

Стали мокрыми кусты, (Руки вверх, потряхивание кистями.)

Стали мокрыми цветы. (Наклон, руки к полу, потряхивание

кистями.)

Мокрый серый воробей (Встали, руки вдоль тела, потряхивание

Сушит перышки скорей. скорей.)

7. «Медведь». И. Токмакова

Как на горке – снег, снег, (Дети стоят кружком, в центре которого

«спит медведь»; руки постепенно

поднимаются вверх.)

И под горкой - снег, снег, (Приседают, опускают руки.)

И на елке – снег, снег, (Опять встают, поднимают руки.)

И под елкой – снег, снег. (Приседают, опускают руки.)

А под снегом спит медведь. (Идут на носочках по кругу. На последние

Тише, тише… Не шуметь! слова медведь просыпается и ловит детей.)

8. «С Ноым годом». Е. Трутнева

С Новым годом! С Новым годом!

Здравствуй, Дедушка Мороз! (Дети стоят лицом в круг, клаеяются.)

Он из леса мимоходом (Идут по кругу, изображают, как несут

Елку нам уже принес. елку на плече.)

На верхушке выше веток (Стоят лицом в круг. Поднимают руки.)

Загорелась, как всегда, (Опускают руки.)

Самым ярким, жарким светом (Снова поднимают руки.)

Пятикрылая звезда. (Опускают руки.)

9. «Аты-баты, шли солдаты»,

Аты-баты, (Дети маршируют.)

Шли солдаты. (Прикладывают правую руку к голове

- отдают честь.)

Аты-быты, (Маршируют.)

На базар, (Левой рукой указывают в сторону базара.)

Аты-баты, (Маршируют.)

Что купили? (Разводят руки в стороны – «ручками

спросить».)

Аты-баты, (Маршируют.)

Самовар. (Расставляют ноги, слегка приседают, руки

упирают в бедра, локти в стороны –

«самовар».)

Аты-баты, (Маршируют.)

Сколько стоит? (Правую руку ставят на пояс, левую

выставляют вперед – вопрос.)

Аты-баты, (Маршируют.)

Сто рублей. (Поднимают руки, пальцы растопыривают

-много денег».)

Аты-баты, (Маршируют.)

Заходите, (Слегка повернувшись назад, выставляют

руки перед собой – пригласительный жест.)

Выпьем чаю (Раскрытую ладонь левой руки держат перед

собой – «блюдце».)

Поскорей! (Соединяют большой и указательный пальцы

правой руки – над «блюдцем» держат

«чашечку».)

10. «Баба сеяла горох» - канон.

Дети стоят по кругу. На слова потешки:

«Эх, ох, эх, ох,

Баба сеяла горох,

Прыг, скок, прыг, скок,

Обвалился потолок» -

поочередно выполняют прыжки и «пружинку» все вместе. Затем дети про-говаривают слова и выполняют движения по очереди друг за другом по кру-гу.

Например: первый прыгает, второй выполняет «пружинку», третий прыгает, четвертый выполняет «пружинку» и т. д.

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ.

1. «Грабли». В. В. Цвынтарный

Листья падают в саду,

Я их граблями смету.

(Ладони на себя, пальчики переплетены между собой, выпрямлены и тоже направлены на себя.)

2. «Снежок». Н. Нищева

Раз, два, три, четыре, (Загибают пальчики.)

Мы с тобой снежок слепили. («Лепят», меняя положение ладоней.)

Круглый, крепкий, (Показывают круг; сжимают ладони очень гладкий вместе; поглаживают ладони.)

И совсем-совсем не сладкий. (Грозят пальчиком.)

Раз – подбросим. (Взгляд вверх, подбрасывают «снежок».)

Два – поймаем. (Поймать воображаемый снежок.)

Три – уроним (Уронить «снежок» взгляд вниз.)

И … сломаем. (Топнуть.)

3. «Бабушка». В. В. Цвынтарный

Бабушка очки надела

И внучонка разглядела.

(Большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко. Колечки поднести к глазам.)

4. «Скворечник». В. В. Цвынтарный

Скворец в скворечнике живет

И песню звонкую поет.

(Ладошки вертикально поставлены друг к другу, мизинцы прижаты, как ло-дочка, а большие пальцы загнуты вовнутрь.)

5. «Дерево». В. В. Цвынтарный

У дерева ствол,

на стволе много веток,

А листья на ветках

зеленого цвета.

(Прижать руки тыльной стороной друг к другу. Пальцы разведены в сторо-ны и подняты вверх. Шевелить кистями и пальцами.).

6. «Осенние листья».

Раз, два, три, четыре, пять, (Загибают пальчики.)

Будем листья собирать. (Сжимают и разжимают кулачки.)

Листья березы, (Загибают пальчики, начиная

Листья рябины, с большого.)

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберем,

Маме осенний букет отнесем. (Ритмичные хлопки в ладоши.)

7. «На елке». В. Волина

Мы на елке веселились, (Ритмичные хлопки в ладоши.)

И плясали и резвились. (Ритмичные удары кулачками.)

После добрый Дед Мороз («Шагают» средним и указательным

Нам подарки преподнес. пальцами правой руки по левой ладошке.)

Дал большущие пакеты, («Рисуют» руками большой круг.)

В них же – вкусные предметы: (Ритмичные хлопки.)

Конфеты в бумажках синих, Загибают на обеих руках пальчики,

Орешки рядом с ними, начиная с большого.)

Груша,

Яблоко, один

Золотистый мандарин.

8. «Колокольчик». В. В. Цвынтарный

Колокольчик все звенит,

Язычком он шевелит.

(Тыльные стороны рук обращены вверх, пальцы переплетены, как корзиноч-ка, а средний палец правой руки опущен вниз).

Публикации по теме:

Видео и консультация для педагогов ДОУ «Взаимодействие музыкального руководителя и руководителя по физической культуре» Музыкальному руководителю крайне важно взаимодействие с физ. руком, так как выразительность и музыкальность движений опирается на общее физическое.

Консультация для сотрудников ДОУ «Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя» Сотрудничество между воспитателем и музыкальным руководителем необходимо и важно! От взаимодействия музыкального руководителя и воспитателя.

Консультация музыкального руководителя «Вопросы успешного взаимодействия музыкального руководителя и воспитателей в ДОУ» «Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателей при организации музыкальной образовательной деятельности в условиях реализации.

Консультация музыкального руководителя «Взаимодействие с семьей» Большое значение в музыкальном воспитании приобретает совместная работа с родителями. Актуальность этой работы определяется тем, что детский.

Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя в ДОУВзаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя в ДОУ В коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, положительную роль играют совместные занятия логопеда и музыкального.

Проект «Взаимодействие музыкального руководителя и родителей в работе семейного клуба «Мама, папа, я — музыкальная семья» Проект «Взаимодействие музыкального руководителя и родителей в работе семейного клуба «Мама, папа, я – музыкальная семья» Идея проекта:.

Консультация «Специфика работы учителя-логопеда в детском саду для детей с нарушением зрения» Специфика работы учителя - логопеда в ДОУ для детей с нарушением зрения. Работа учителя – логопеда в детском саду для детей с нарушением.

Взаимодействие музыкального руководителя ДОУ с родителями в контексте ФГОС "Могучая духовная сила воспитания заложена в том. что дети учатся смотреть на мир глазами родителей. Только в совместной деятельности родители.

Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя по развитию детей в ДОУВзаимодействие музыкального руководителя и воспитателя по развитию детей в ДОУ Дошкольное детство – наиболее оптимальный период для приобщения ребенка к миру музыки. Без музыкального воспитания невозможно полноценное.

Взаимосвязь в работе музыкального руководителя и учителя-логопеда по коррекции речи и движенийВзаимосвязь в работе музыкального руководителя и учителя-логопеда по коррекции речи и движений Автор: Ерохина Любовь Ивановна музыкальный руководитель МАДОУ «Центр развития ребёнка детский сад №12 Белгородской области г. Шебекино».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Взаимодействие музыкального руководителя и логопеда в коррекционном детском саду
Опубликовано: 15 марта 2021 в 22:45
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД