Галина Зиновьева
Экологическое воспитание дошкольников через интеграцию образовательных областей в условиях реализации ФГОС до
Экологическое воспитание дошкольников через интеграцию образовательных областей в условиях реализации ФГОС ДО
Мир, окружающий ребенка, - это прежде
всего мир природы с безграничным богатством
явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в
природе, вечный источник детского разума.
В. Сухомлинский
ЗАДАЧИ:
• развитие положительных нравственных качеств, побуждающих детей к соблюдению норм поведения в природе, в обществе.
Публикация «Экологическое воспитание дошкольников через интеграцию образовательных областей в условиях реализации ФГОС ДО» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Интеграция. Интегрированный подход к образованию
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
• воспитание этических и эстетических чувств, развитие эмоций средствами природы.
• формирование познавательных, практических и творческих умений экологического характера у детей дошкольного возраста.
• усвоение системы знаний о природе, о связях, существующих в ней зависимостях.
• закрепить знания о природе, формировать трудовые умения и навыки, воспитывать эмоциональную отзывчивость, любовь к природе, желание защитить и умножать ее богатство.
с 01.01.2014г ФГОС ДОО вступил в силу (Приказ Министерства образования и науки РФ №1155 от 17.10.2013г «Об утверждении ФГОС ДОО»)
… Обязательная часть Программы предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях (пункт 2.5 Стандарта…
В нашем детском саду проводится работа по экологическому воспитанию дошкольников через интеграцию образовательных областей.
Для осуществления экологического воспитания в процессе образовательной области «Познавательное развитие» используем такие виды деятельности как экскурсия, НОД познавательного характера. Экскурсии - один из основных видов занятий и особая форма организации работы по экологическому воспитанию, одна из очень трудоёмких и сложных форм обучения. Благодаря экскурсиям развивается наблюдательность, возникает интерес к природе.
Прогулки также широко используются для экологического воспитания детей. На прогулках организуются игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды). Именно на прогулке дети знакомятся со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды. Кроме этого используются разнообразные игровые упражнения " Найди по описанию", "Что, где растёт", "Узнай и назови", "Вершки- корешки", "Загадки о животных"на узнавание деревьев, кустарников, цветов, животных (по звукам, следам и т. д.). Зимой вывешиваем кормушки для птиц, в которые насыпаем семечки, зернышки, хлебные крошки и т. п., при активном участии родителей.
Для познавательного развития детей используем макеты и стенды по экологическому воспитанию.
Для решения вопросов экологического воспитания в процессе образовательной области «Речевое развитие» мы используем НОД традиционного типа и с использованием ИКТ; у нас имеется природоведческая литература, дидактические пособия, игры экологического содержания.
Для реализации экологического воспитания в процессе образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» совместно с детьми и родителями выполняем поделки из природного материала, участвуем в конкурсах рисунков и поделок, а также организуем выставки работ в ДОУ и досуги, развлечения на экологическую тему.
В процессе образовательной области «Физическое развитие» для осуществления экологического воспитания проводим физкультурные занятия, развлечения, игры на свежем воздухе.
Для осуществления экологического воспитания в процессе образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» осенью провели акцию «Чистый участок», во время которой дети учились убирать за собой мусор в лесу, на участке, узнали о вреде мусора для природы и всего живого.
В группах созданы уголки природы, которые знакомят детей с комнатными растениями, рыбками, декоративным кроликом, условиями необходимыми для их роста и развития, для наблюдений и труда в природе.
Уже с конца зимы мы начинаем с детьми устраивать мини-огороды: высаживаем в ящики с землей лук, овес, горох; готовим цветочную рассаду: бархатцев, астр, циннии. У детей есть возможность в течение длительного периода наблюдать за растениями. Ухаживать за ними, делать зарисовки и осуществлять опытно - экспериментальную деятельность.
Весной мы оформляем клумбы. Очень радует глаз цветущие растения на клумбе. И они подобраны так, что в течение сезона одни цветы сменяются другими. Здесь дети стараются позаботиться о цветах: рыхлят, поливают, пропалывают.
Мы тесно сотрудничаем с Сокурским филиалом районной библиотеки. Они приходят к нам, чтобы познакомить детей с книгами, делают презентации, организовывают выставки. 10 февраля 2017 года сотрудники библиотеки беседовали с детьми о «Красной книге», познакомили их с животными и растениями, занесенными в «Красную книгу», поиграли, показали презентацию.
Такая работа позволяет сформировать у детей уважительное отношение к природе через интеграцию всех видов деятельности, способствует усвоению конкретных сведений о растениях, животных, явлениях природы, привить им экологические навыки и уважительное отношение к окружающей среде, миру природы, что станет залогом успеха в их дальнейшем обучении.
Таким образом, педагогический процесс обогащен различными видами мероприятий, которые позволяют преследовать различные цели воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста.
В связи с тем, что 2017 год в России объявлен «Годом Экологии» работа будет проводиться в соответствии с разработанным Планом по экологическому воспитанию.
Всё хорошее в людях - из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала,
Не наукой, а частью души!