Папки-передвижки

Экологическое воспитание дошкольников старшего возраста. Конкурс проектных работ воспитываем юного исследователя

Людмила Примак
Экологическое воспитание дошкольников старшего возраста. Конкурс проектных работ воспитываем юного исследователя

Экологическое воспитание дошкольников старшего возраста.

Сегодня невозможно найти человека, не восхищающегося красотой таежного леса, заснеженных гор или моря, уходящего за горизонт. Однако уже в течение нескольких столетий люди варварски относятся к природе. Строительство заводов-гигантов, ядерные испытания, техногенные аварии являются доказательствами несостоятельности доктрин, призванных охранять окружающую среду.

Публикация «Экологическое воспитание дошкольников старшего возраста, Конкурс проектных работ воспитываем юного исследователя» размещена в разделах

По последним статистическим данным одной из крупнейших международных общественных природоохранных организаций «Гринпис», Загрязненным воздухом дышат 56 млн жителей России в 143 городах, почти все реки отравлены неочищенными сточными водами, ежегодно страна теряет около 300 000 га леса (70% из-за пожаров, и даже коммунальный мусор уже через шесть лет негде будет размещать.

В результате деятельности человека с лица Земли уже исчезли 83% всех диких млекопитающих и половина растений. Это угрожает системам питания и здравоохранения.

В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют всё больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина - в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия. Каждый из тех, кто принёс и приносит вред природе, когда-то был ребёнком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста. Возможно, только тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными представлениями о природе, овладеют несложными способами выращивания растений, ухода за животными, научатся наблюдать природу, видеть её красоту, на основе этого и сформируется у них любовь к природе, родному краю, Родине.

Любить Родину - значит любить родную природу, умело оберегать её. Каждый день мы бываем с детьми на прогулке, ходим мимо кустарников, деревьев, цветочных клумб, ухоженных добрыми и заботливыми руками, ходим, порой, безучастные ко всему, что нас окружает. А потом удивляемся: почему ребенок сломал березку во дворе, растоптал цветы на клумбе, обломал кустарники. Почему? Потому, что мы не научили их сохранять и охранять посадки, своими руками сажать растения, наблюдать за ростом, ухаживать за ними. В век научно-технической революции очень важно научить детей видеть и понимать красоту окружающей природы, беречь и умножать её богатства. Рассказывая о природе детям, мы открываем перед ними сказочный мир жизни растений и животных, учим любить и внимательно относиться к ним. Сухомлинский в своей книге «Сердце отдаю детям» писал о том, что «. прежде чем открыть книгу, прочитать по слогам первое слово» необходимо прочитать «страницы самой чудесной книги в мире - книги природы». Он считал, что природа мозга ребенка требует, чтобы его ум воспитывался у источника мысли, среди наглядных образов, и прежде всего - среди природы. «Ребенок мыслит образами», - писал он. Это значит, что, слушая рассказ взрослого об экологическом кризисе, он рисует все происходящее в своем представлении. Чем ярче в его представлении эти картины, тем глубже он осмысливает происходящее, правильность или неправильность происходящего. Экология - это наука о взаимоотношениях живых организмов между собой и окружающей средой. Обычно под «экологическим воспитанием» понимают воспитание человечности, т. е. доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым нужно оставить Землю пригодной для полноценной жизни.

Раскрыть перед детьми красоту природы и научить увидеть её дело сложное. Для этого мы сами должны уметь жить в гармонии с природой, а дети должны быть готовы подражать каждое наше движение. Они очень наблюдательны и внимательны к словам воспитателя, хорошо отличают положительное и отрицательное в действиях взрослых. Экологическая воспитанность, искренняя любовь к природе означает не только определенное душевное состояние, восприятие её красоты, но и её понимание и познание.

Таким образом, важнейшим условием успешной реализации комплексного подхода является создание окружающей природой среды, в которой педагог личным примером демонстрирует детям правильное отношение к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе с детьми участвуем в природоохранной деятельности.

В нашем ДОУ последние несколько лет особое внимание уделяется экологическому воспитанию. «Экологическое воспитание» - как часть области «Познавательное развитие» с подразделом «Экологическое воспитание».

Экологическое воспитание дошкольников в нашем детском саду реализуется на основе программы С. Н. Николаевой «Юный эколог», которая дополняет раздел «Ознакомление и миром природы» основной образовательной программы. Экологическое воспитание детей осуществляется в системе на протяжении всего учебного года во всех образовательных областях, через различные формы работы.

По формированию экологических представлений у детей мы применяем такие формы работы, как:

НООД: Основной и самой главной формой работы по экологическому воспитанию является непосредственная организация образовательной деятельности. Она позволяет формировать представления о природе в системе и последовательности с учетом возрастных особенностей детей и природного окружения. Для организации интересной мыслительной экологической деятельности помогают нетрадиционные занятия - путешествия, квесты, викторины, игра. Проводим такие занятия в группе, а если позволяют погодные условия на участке. («Берегите природу!», «Друзья природы», «В гости к лесным жителям» и др.)

Продуктивная деятельность: тесно связана с познанием окружающего мира. В дальнейшем ребенок продолжает приобретать представления об окружающих предметах, о материалах и оборудовании, однако его интерес обусловлен стремлением передать в изобразительной форме свои мысли, впечатления от окружающего мира. И эти виды деятельности предоставляют ему возможность наиболее легко в образной форме выразить то, что он знает, несмотря на нехватку слов. В процессе продуктивных видов деятельности происходит более точное представление и осмысление нового материала. (Рисование кистью, гуашь «Зимний пейзаж», оттиск скомканной бумагой, гуашь «Снежная баба», «Мы в лесу построим теремок» (лего и модульный конструктор, «Гусеница» (оригами).

Проектная деятельность даёт возможность накапливать опыт самостоятельно. Обучение приобретает форму исследования, применение уже имеющихся представлений в деятельности, результаты которой по настоящему интересуют ребенка. Проектная деятельность делает дошкольников активными участниками воспитательного процесса, помогает самостоятельно осваивать окружающую действительность. Участвуя в проектах, ребенок развивается, учится находить выход из трудно ситуации и становится увереннее в своих силах. («Жалобная книга природы», «Вода – это жизнь!» детские проекты; детско – родительские проекты «Важные мелочи» (по сбору крышечек, «Полезный лучок», «С любовь к природе». Педагогический проект «Приключения семечки».

• Проведение экологических праздников, досугов: Одна из форм экологического воспитания являются праздники и развлечения. Роль праздников и развлечений заключается в сильнейшем воздействии на эмоциональную сферу личности ребенка. Важно в таких праздниках не столько воспроизведение знакомых музыкальных произведений, стихотворений, игр, отгадывание загадок на темы природы, сколько включённость детей в переживание событий, в осознание экологических проблем, доступных пониманию детей. Педагогический смысл праздников и досугов заключается в том, чтобы вызвать у детей положительный эмоциональный отклик на природное содержание. «Осень, осень, в гости просим!», «Мы снова вместе», «Встреча весны», «День земли», «Зеленая аптека»,

«Праздник Нептуна».

Наблюдения на прогулках: Знакомство детей с изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей). На прогулках организовываются игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья). Именно на прогулке дети знакомятся со свойствами песка, земли, снега, льда, воды. Кроме этого используются разнообразные игровые упражнения: «Найди по описанию», «Что, где растет?», «Узнай и назови», «Вершки – корешки», «Загадки о животных» на узнавание деревьев, кустарников, цветов, животных (по звукам, следам и т. д.).

Конкурсы - выставки : Очень важно привлечь родителей к участию в конкурсах, развлечениях, выставках. В группах заранее вывешивается яркое, красочное сообщение о проведении мероприятия. Родители не остаются равнодушными: они собирают рисунки, фотографии, готовят вместе с детьми поделки из природного и бросового материала. Участие каждой семьи не остается без внимания. Взрослые и дети награждаются подарками, благодарственными письмами. Проводятся выставки: «Дары осени», «Это поможет природе», «Лучшая кормушка», «Ёлочкины игрушки», «Игрушки из полиэтиленовых пакетов», «Здравствуй, лето!», «Эко – форум дошколят».

• Акции - социально значимые мероприятия, которые проводятся в дошкольном учреждении совместно сотрудниками и детьми, а иногда, и при участии родителей. Акции, как правило, приурочены к каким-либо датам, сообщениям, имеющим общественное значение, поэтому они имеют широкий резонанс, сильно воспитательное воздействие на дошкольников, служат хорошей экологической пропагандой среди родителей. Дети принимают участие в таких акциях, которые им понятны, затрагивают их интересы, жизнедеятельность («Мы за раздельный сбор отходов», «Добрый урожай», «Зеленый патруль» (озеленение территории кустарниками и деревьями); «Покормите птиц зимой», «Вторая жизнь ненужным вещам»).

Экскурсии: Прогулки экскурсии с детьми в природу дают им ни с чем не сравнимые живые и яркие впечатления о красоте и аромате цветов, травы, осенней листвы, о разноголосом пении птиц, о причудливой форме белых кучевых облаков, о сверкающих на солнце изумрудных капельках дождя и т. д. «В гости к лесовичку», «Путешествие по экологической тропе», «Путешествие на цветочную полянку», «Туристический поход по территории ДОУ», «Мы друзья природы». Виртуальная экскурсия «Береги природу».

Календарь природы: Работа с календарём - это практическое средство формирования логической формы мышления. Календарь природы помогает восстанавливать в памяти детей сезонные изменения, явления живой и неживой природы. Заполнение календаря - важная совместная практическая деятельность, в процессе которой воспитатель обучает детей находить нужные клеточки, обозначать значками или рисунками те явления природы, которые они наблюдали, обучает детей умению использовать и понимать символы. Особенно ценно то, что в календарях отражаются закономерные изменения природы: рост и развитие растений при соответствующих условиях, сезонные изменения живой и неживой природы. Заполненный календарь становится графической моделью, на которой одновременно представлены все изменения. Систематическое ведение календаря стимулирует их к дальнейшим наблюдениям, приучает на основе наблюдений за погодой намечать игры с природным материалом и работу, которую необходимо провести на участке.

Работа с родителями : Очень тесно ведётся работа по экологическому воспитанию с семьёй. Только опираясь на семью, только совместными усилиями может решиться главная задача – воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей использовались как традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы, так и нетрадиционные (круглый стол, дискуссии). «Задачи экологического воспитания» - анкетирование родителей с целью выяснения их понимания связанных с экологическим воспитанием проблем; круглый стол «Воспитание доброты к природе»; Консультации: «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников в семье», «Совместная деятельность родителей и детей по выращиванию комнатных растений», «Не причиняя вреда природе» (правила поведения в природе, «Ядовитые растения.» (познакомить с ними, каковы правила обращения с ними, охрана ядовитых растений.)

Игровая деятельность: Большие возможности в воспитании экологических чувств по отношению к окружающему миру заложены в играх, прежде всего дидактических. Они очень помогающие в ознакомлении детей с животными, птицами, явлениями природы: «Правила поведения в лесу», «На лесной тропинке», «Развивающее лото», «Найди и назови птицу»», «Кто лишний», «Когда это бывает», «Кто где живет», «Помоги найти маму», «Большой–маленький», «Где чей домик?», «Назови, кто я?», «Времена года», «С какого дерева листик», «Оденем куклу на прогулку» и другие. Словесные игры: «Узнайте по описанию», «Съедобное – несъедобное», «Хорошо – плохо», «Что лишнее?», «Узнай по голосу», «Кто как кричит?», «Это кто к нам пришел?» развивают у детей внимание, воображение, повышают знания об окружающем мире.

Труд в уголке природы: В каждой группе имеется уголок природы, который знакомит детей с комнатными растениями, условиями, необходимыми для их роста и развития, для наблюдений и труда в природе. Ведутся дневники наблюдений Собраны мини-коллекции камешков, ракушек, шишек и семян. Изготовлены макеты природных зон, имеются наборы животных, овощей, фруктов, альбомы для рассматривания, природный материал, дидактические игры и многое другое.

• Организация исследовательской деятельности : Для установления причин явлений, связей и отношений между предметами и явлениями стараемся использовать как можно больше опытов. Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям. Уточняются их представления о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды, растений, об их изменениях и т. д.). Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность.

Чтение художественных произведений по теме: для решения задач экологического воспитания большая роль отводится чтению природоведческой литературы. Чтение - это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. У него вырабатывается определенное отношение к явлениям окружающей действительности, к поступкам людей. В художественной литературе о природе сочетаются научное содержание и художественной слово. Она, с одной стороны, воспитывает в детях умение видеть красоту природы, чувство любви и бережное отношение к ней; с другой обогащает их представления, учит выделять закономерности природных явлений.

Территория нашего сада позволяет нам разбивать клумбы, ухаживать за огородом и наблюдать за деревьями и кустарниками. Очень радует глаз цветущие растения на клумбах. Они подобраны так, что в течение сезона одни цветы сменяются другими. Здесь дети стараются позаботиться о цветах: рыхлят, поливают, пропалывают, опрыскивают. На примере сорняков можно объяснить многие биологические особенности растений, влияние человека на растительные сообщества. С этой целью на тропинке можно оставить небольшие вытоптанные участки. Сравнивая их с не вытоптанными, мы наглядно показываем детям, как изменяется растительный покров под влиянием вытаптывания и рассказываем о правилах поведения на прогулке, на отдыхе.

У нас в ДОУ имеется опытно – исследовательская станция «Юный агроном» - это чудо – огород с мини – теплицей, который призван развивать экологические ценности природы. На нашем огороде дети совместно с педагогами и родителями выращивают культурные растения, ухаживают за ними. Совместный труд на огороде даёт возможность научиться ответственности, способствует формированию трудовых навыков и объединению детского коллектива, развивает детско – родительские отношения. И, конечно, огород в детском саду, труд на свежем воздухе способствуют сохранению и укреплению здоровья ребят.

В наши дни все меньше встречаешь семьи, которые весной отправляются в сад для посадки культурных растений. Сегодня, растениеводческая функция садовых участков стала уступать рекреационной функции, они стали в большей степени местом отдыха горожан с детьми. На садовых участках устанавливаются детские игровые зоны, тротуарные дорожки и другие сооружения, не связанные с огородничеством. Так как наши дети являются городскими жителями, часто они е могут знать о том, как выращиваются овощи и цветы. В этом учебном году мы решили систематизировать работу по экологическому воспитанию оформить большой долгосрочный (8 месяцев) проект по опытно – исследовательской деятельности на станции «Юный агроном». Срок реализации проекта связан с вегетационным периодом растений от посева до сбора урожая.

Цель проекта : создать условия для повышения экологической культуры детей посредством вовлечения их в поисково – исследовательскую и продуктивную деятельность.

Почему мы считаем проект актуальным?

Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – это естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира. Исследовать, открывать, изучать – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное.

Зелёное царство вызовет огромный интерес у ребёнка, если взрослые научат наблюдать за растениями, видеть в зелёном ростке, особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, получает он уход или нет. Только с помощью взрослого дошкольник может понять, что жизнь растений зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы, научится отличать здоровое растение от слабого, хилого, требующего «лечения». Научившись понимать состояние растений, проследив, его фазы развития от семечки до плода, и осознав ценность всего живого, ребёнок будет ухаживать за ними.

«Понимание природы, гуманное, бережное отношение к ней – один из элементов нравственности, частица мировоззрения».

К. Паустовский

Этот большой проект разделен на два подпроекта : 1. «Овощная грядка» - работа на приусадебном участке. 2. «Цветочная клумба» - работа в цветнике.

Проект рассчитан на все возрастные группы.

Традиционно, готовясь к реализации основного этапа, мы на протяжении подготовительного этапа (январь – март) проводили следующие мероприятия:

- мониторинг родителей (анкетирование) и детей;

- подбор методической, научной и художественной литературы; наглядно-дидактических пособий; демонстрационного материала; видеоматериала;

- знакомство педагогов с данным проектом;

- составление расписания работ на опытно – исследовательской станции «Юный агроном» (в первой и второй половине дня в рамках прогулки).

- приобретение садового инвентаря, грунта для посадки. Создание каталога «Семена».

- Изготовление табличек - указателей с названиями растений.

Основной этап работы (апрель – сентябрь) начался с оформления «огорода на подоконнике». Дети совместно с педагогами посеяли в лотки овощную и цветочную рассаду. Ухаживают за всходами (поливают, рыхлят, пересаживают, а затем их пикируют. Все изменения фиксируют в дневниках наблюдений. Когда будут позволять погодные условия, выращенную рассаду мы с детьми высадим в открытый грунт и в теплицу. В теплице мы планируем вырастить цветочную рассаду для озеленения территории детского сада. Педагоги совместно с детьми составляют план планировки огорода, рассматривают таблицу расстояний между растениями и изучают таблицу совместимости растений овощных культур. На протяжении всего летнего периода будем ухаживать и наблюдать за ростом и цветением растений.

И как итог нашей большой работы на станции «Юный агроном» будет сбор выращенного урожая и традиционное участие в ежегодной акции «Добрый урожай» (взаимодействие с Новосибирским зоопарком).

Реализовывая задачи экологического воспитания, мы принимаем активное участие в экологических конкурсах различного уровня. В дошкольном учреждении это конкурсы «Огород на подоконнике», «Лучшая грядка», Эко форум «За раздельный сбор отходов». Участвуем в выставках поделок и рисунков «Мир глазами детей», «Осенний переполох».

На уровне города неоднократно становились победителями конкурса «Экобеби» в номинации «Педагогический проект по экологическому воспитанию» (Дипломы 1степени). Были лауреатами районного конкурса «Лучшая территория детского сада» по озеленению и благоустройству участка детского сада. Наш детский сад активно принимает участие в международном игровом конкурсе «Человек и природа»

Проделанная работа по экологическому воспитанию отражается на успехах детей. У них отмечаются положительные изменения в формировании нравственных качеств личности дошкольников.

Дети стали внимательнее относиться к окружающей живой и неживой природе, к своим товарищам.

У них повысился познавательный интерес к объектам природы, желание заботиться о них.

Дети научились самостоятельно наблюдать, ухаживать за растениями и, бережно относиться к ним, проявляют любознательность, обращают внимание на красоту окружающей природы, в играх детей присутствует природное содержание.

Так, шаг за шагом, мы прививаем детям любовь к природе и бережное отношение к ней.

И в дальнейшей перспективе у нас намечена еще одна большая работа по оформлению и реконструкции теренкура со станциями «Зеленая аптека», «Птичья столовая», «Мини – водоем», «Розарий», «Метеостанция», «Тропа здоровья»

Роскомнадзор: youtube.com нарушает законодательство РФ
Публикации по теме:

Дидактическое пособие «Чемоданчик юного исследователя» для старших дошкольниковДидактическое пособие «Чемоданчик юного исследователя» для старших дошкольников .

Дидактическое пособие «Чемоданчик юного исследователя» для старших дошкольниковДидактическое пособие «Чемоданчик юного исследователя» для старших дошкольников Дети любят опыты и эксперименты, познают мир через действия с предметами. Грамотно организованный уголок экспериментирования в помещении.

Экологическое воспитание дошкольников .

Консультация для воспитателей «Экологическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Экологическое воспитание дошкольников» Экологическое воспитание дошкольников. Экологическое воспитание дошкольников по ФГОС — это непрерывный процесс развития детей, направленный.

Мини-лаборатория, или «Чемодан юного исследователя»Мини-лаборатория, или «Чемодан юного исследователя» Природа наш общий дом. Человек – часть природы! Людям всегда было интересно: наблюдать за природными явлениями, изучать свойства природных.

Фотоотчет «Экологическое воспитание дошкольников»Фотоотчет «Экологическое воспитание дошкольников» Цель :- расширить представление о растительном и животном мире; - воспитание гуманной, социально активной, творческой личности, способной.

Фотоотчет «Экологическое воспитание дошкольников»Фотоотчет «Экологическое воспитание дошкольников» Презентация: "Экологическое воспитание дошкольников" Предлагаю вашему вниманию отчет по самообразованию: "Экологическое воспитание дошкольников".

Конспект экскурсии «Чемодан юного исследователя» (биология) «Мир насекомых»Конспект экскурсии «Чемодан юного исследователя» (биология) «Мир насекомых» Уважаемые коллеги, сегодня хочу с вами поделиться сценарием экскурсии по музея в чемодане "Мир насекомых". Экскурсию воспитанники проводят.

Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возрастаЭкологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста Экологическое образование – это формирование у детей знаний и представлений.

Экологическое воспитание дошкольников в ДОУ старшей группыЭкологическое воспитание дошкольников в ДОУ старшей группы Экологическое воспитание детей старшей группы в ДОУ[/b] Цель: Формирование у ребёнка богатого внутреннего мира и системы ценностных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экологическое воспитание дошкольников старшего возраста. Конкурс проектных работ воспитываем юного исследователя
Опубликовано: 26 июня 2023 в 11:40
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД