МААМ-картинки

Экспериментальная и опытническая деятельность детей среднего дошкольного возраста

Любовь Солейникова
Экспериментальная и опытническая деятельность детей среднего дошкольного возраста

Экспериментальная и опытническая деятельность детей среднего дошкольного возраста.

Академик педагогических наук Н. Н. Подъяков отмечал, что «деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе игровую. Последняя деятельность возникает значительно позже деятельности экспериментирования».

Публикация «Экспериментальная и опытническая деятельность детей среднего дошкольного возраста» размещена в разделах

Наша задача – в рамках ФГОС ДО, сформировать у детей познавательную инициативу, умение сравнивать вещи и явления, устанавливать простые связи и отношения между ними. Эту задачу мы реализуем в процессе экспериментирования.

Для развития ребенка решающее значение имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения, определяемый типом деятельности, в которой знания приобретаются. Как говорил великий философ Конфуций «расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму!»

В свете данного аспекта особую значимость приобретает детское экспериментирование. Оно выступает как метод обучения, если применяется для передачи детям новых знаний. Вместе с тем, экспериментирование является одним из видов познавательной деятельности детей и заключается в том, что дает реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимосвязях с другими объектами.

Детское экспериментирование реализуется через разные виды детской деятельности : игра, познавательно-исследовательская деятельность, наблюдение, развитие речи.

У детей средней группы (4 – 5 лет) познавательное развитие становится более целенаправленным: развивается умение принимать и правильно понимать информацию. Появляются первые попытки работать самостоятельно, но визуальный контроль со стороны взрослого необходим – для обеспечения безопасности и для моральной поддержки, так как без постоянного поощрения и выражения одобрения деятельность четырёхлетнего ребёнка быстро пропадает.

Для положительной мотивации деятельности дошкольников мы используем различные стимулы:

• внешние стимулы (новизна, необычность объекта);

• тайна, сюрприз;

• мотив помощи;

• познавательный мотив (почему так);

• ситуация выбора.

В этой возрастной группе мы проводим эксперименты по выяснению причин отдельных явлений, дети изучают свойства воды, снега, песка, бумаги, воздуха, магнита и т. д.

Цель экспериментальной деятельности :

• Созданий условий для удовлетворения любознательности детей, их стремления к эксперименту, желание находить решения в проблемной ситуации.

• Развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Задачи экспериментальной деятельности :

• Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук.

• Развивать у детей представления о химических свойствах веществ.

• Развивать у детей элементарные представления об основных физических свойствах и явлениях (магнетизм, отражение и преломление света, звук, тепло, замерзание и таяние воды и т. д.).

• формировать элементарные математические представления (упражнять в количественном счёте).

• Развивать у детей умения пользоваться приборами - помощниками при проведении игр - экспериментов (увеличительное стекло, песочные часы, весы, микроскоп и др.).

• Развивать у детей умственные способности (анализ, классификация, сравнение, обобщение).

• Формировать социально – личностное развитие каждого ребё нка: развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности.

Работу по экспериментированию начали со средней группы. Работа осуществляется согласно плану с учетом возрастных особенностей детей 4-5 лет, как часть НОД и в совместной деятельности во второй половине дня, а так же во время прогулки.

Работу по экспериментированию организовали по двум направлениям, каждое из которых представлена несколькими темами:

• живая природа – многообразие живых организмов как приспособление к окружающей среде и др. ,

• неживая природа – воздух, вода, вес, свет, песок, цвет и др.

На вводном занятии мы детей познакомили с оборудованием и правилами поведения, а так же предложили детям стать «сыщиками», которые должны «расследовать дело» - выявить свойства, качества того или иного явления, вещества, материала. Во время каждой образовательной деятельности «сыщики» изучают объект исследования в соответствии с темой.

Во время занятия проводим один-два эксперимента (в зависимости от сложности).

С детьми мы проводили следующие опыты и эксперименты :

1. Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем.

Задача: закрепить представления детей об органах чувств, их назначении (уши – слышать, узнавать различные звуки; нос – определять запах; пальцы – определять форму, структуру поверхности; язык – определять на вкус).

2. Прозрачная вода.

Задача: выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, льётся, имеет вкус).

3. Вода принимает форму.

Задача: выявить, что вода принимает форму сосуда, в который она налита.

4. Какие предметы могут плавать?

5. Делаем мыльные пузыри. Подушка из пены.

6. Воздух повсюду. Воздух работает.

7. Свет повсюду. Свет и тень

8. Замёрзшая вода. Тающий лёд.

9. Песочная страна. Фокусы с магнитом и т. д.

3. Игры с песком.

После проведения экспериментов у детей возникает множество вопросов, в основе которых лежит познавательный мотив. Мы не торопимся с ответом, а способствуем тому, чтобы дети нашли его самостоятельно или с помощью взрослого, так возникают мини проекты.

Овладение дошкольниками разными способами познания, в том числе и экспериментированием, способствует развитию активной, самостоятельной, любознательной и творческой личности.

Публикации по теме:

«Маша и медведь». Непрерывная образовательная деятельность для детей среднего дошкольного возраста Ход НОД Дети свободно играют, вдруг раздаётся сигнал - пришла SMS. Воспитатель: Дети, нам кто-то прислал видео письмо. Давайте послушаем.

Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста Доклад по теме: «Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста».

Непосредственно образовательная деятельность в группе среднего дошкольного возраста «Давайте жить дружно» Непосредственно образовательная деятельность в группе среднего дошкольного возраста Тема «Давайте жить дружно» Цель: формировать чувство.

Консультация «Экспериментальная деятельность в развитии дошкольника среднего возраста» В дошкольном возрасте ребёнок любопытен и деятелен. Важно помочь ему удовлетворить его любопытство на доступном элементарном научном уровне.

Обобщение педагогического опыта «Экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста» Обобщение педагогического опыта «Экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста» Воспитатель: Дубровина Ольга Александровна.

Опытническая деятельность с дошкольниками среднего возраста (3–4 года) «Свойства воды» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 167» Конспект непосредственно- образовательной.

Педагогическая гостиная по теме: «Экспериментальная и исследовательская деятельность детей раннего возраста весной»Педагогическая гостиная по теме: «Экспериментальная и исследовательская деятельность детей раннего возраста весной» 3 апреля продолжила заседание педагогическая гостиная по теме: «Экспериментальная и исследовательская деятельность детей раннего возраста.

Совместная деятельность воспитателя с детьми среднего дошкольного возраста Тема: «Путешествие с поросятами» Совместная деятельность воспитателя с детьми среднего дошкольного возраста Тема: «Путешествие с поросятами» Цель: • Создать условия для.

Театрализация русской народной сказки «Репка». Совместная деятельность с детьми среднего дошкольного возраста Задачи: • Учить согласовывать свои действия при проведении простой инсценировки. • Развивать речь, активизировать слова (тянут-потянут,.

Занятие по экологии «Волшебные свойства магнита». Опытно-экспериментальная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста «Волшебные свойства магнита». Опытно-экспериментальная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста Цель: Накопление у детей конкретных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экспериментальная и опытническая деятельность детей среднего дошкольного возраста
Опубликовано: 16 января 2018 в 10:38
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД